Азбука веры Православная библиотека профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский Торжество Православия в первую неделю Великого поста в Киеве и в Малой России в конце XVII и в начале XVIII столетия

Торжество Православия в первую неделю Великого поста в Киеве и в Малой России в конце XVII и в начале XVIII столетия

Источник

(Историческая справка)

В прошедшем году в Св. Синоде состоялось, как известно, постановление о повсеместном праздновании в Poccии недели православия совершением во всех храмах не только обычной службы, положенной в Триоди Постной для этого дня, но и особого молебствия, по окончании литургии, которое доселе отправлялось лишь в соборных кафедральных храмах и входило в состав, так называемого, чина православия или анафематствования. На православном Востоке такое молебствие совершается всюду и с давнего времени, и о нем мы вели речь в статье: «Торжество православия в первую неделю великого поста на православном Востоке», напечатанном на страницах журнала «Руков. для сельских пастырей» за прошлый год (№11, стр. 318–323). Но и в русской церкви распоряжение Св. Синода никоим образом не может считаться новшеством, совершенно неизвестным в ее богослужебной практике. Напротив, точно такой же обычай существовал и в нашей церкви на юге России в конце XVII и в начале XVIII столетия, и о нем-то мы хотим сообщить любопытные сведения нашим читателям, имея в виду и ту мысль, между прочим, что наши пастыри, впервые приступающие к совершению этого молебствия, могут воспользоваться теми указаниями относительно него, какие содержатся в ниже помещаемом нами весьма интересном литургическом памятнике. Но предварительно необходимо сказать несколько слов о самом памятнике и его внешнем виде.

В музее Оренбургской ученой архивной комиссии имеется листовой рукописный сборник1 XVIII или самого начала XIX столетия (149 листов), содержащей в себе в большей части перевод известной книги Фомы Кемпийского «о подражали Христу» (без начала) и несколько других статей исторического и литургического характера. В конце этого сборника присоединена уже переплетчиком печатная брошюра в шесть листов (138 –143) под заглавием: «Приложение на похвалу Божию к Уставу Церковному, предложенное чину духовному советанию» с датою на полях её: «року 1700». Заканчивается статья почти повторением заглавия: «сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, я же вся под рассуждение Церкви святой православной подаются» Настоящий сборник несомненно южнорусского происхождения. За это, помимо типичного шрифта южнорусских и именно киевских типографий, говорит и его содержание. Так, предписывается здесь «изрядне, по подобию большого праздника апостольских святых верховных Петра и Павла, в России первое на горах киевских благословение, ко приятию веры во Христа приемшей от святого первозванного апостола Христова Андрея, потом же и крещение святое получившей от престола его константинопольского, подобает и того святого первозвателя ко спасенью нашему, апостола Христова Андрея первозванного праздновать нарочито с всенощным пением, не токмо с самым полиелеем, при звонении всех кампан». О памяти великомученицы Варвары замечено: «Святыя великомученицы Варвары святое чудодействующее тело, понеже в Poccии почивает, того ради нарочитше праздник зде ея с звонением во все кампаны почитатися имат».

Kиевскиe святые Владимир, великий князь, его дети Борис и Глеб и преп. Антоний и Феодосий, печерские подвижники, имеют, по этому Приложению к Уставу Церковному, торжественные богослужения. «В той же Poccии, просветившейся крещением святым от святого равноапостольного великого князя Владимиpa, читаем мы здесь, подобает и того святого просветителя праздник почитати нарочито, при звонении вся кампаны с полиелеем, но и с всенощным пением в храмах его (паче же в первопрестольном граде его богоспасаемом)».. «Подобает же и святых чудотворных страстотерпцев князей российских Бориса и Глеба праздновати нарочито, с звонением всекампанным»... «Так же и святых преподобных отец наших печерских, первоначалъников иночеству в России, Aнтония Феодосия подобает праздновати честно с полиелеем и звонением во все кампаны, а идеже их храмы, тамо и с всенощным пением. В числе Богородичных праздников, «должайше празднуемых» с пением всенощного указывается и «непорочное зачатие Богоматери от святыя Анны».

«В четыредесятницу святого великого поста в дни пятковыя, по навечерници малой в церквах нарочитших монастырских или и мирских соборных, по установлению святыя памяти православного и блаженного митрополита киевского Петра Могилы, советуется, по этому Приложению, да чтутся евангелия страстные, по две главы пред воскресными из коегождо евангелиста с припеванием пред самым чтением и по чтении: «Слава страстем твоим Господи»2 В чин «всенощного пения о коем либо празднику», по поводу мелодии песнопений «Блажен муж», дается такое указание: «Да поются же сия стихи: «блажен муж» и прочая сладкопенно, напевом киево – печёрским благоприятнейшим должайшим, а не скорократким, новоизобретаемым в церквах мирских». «Между стихами же, поемыми якоже в псалме початковом вечернем (т. е. «Благослови душе моя Господа») сице и в початку кафизмы первыя, да псаломское чтение, посреде непоемое, чтется в слух всем, а не тихо и молчком, немогущим услышати прочим, ниже да минается и оставляется отнюд». О пении «Господи помилуй» в праздники замечено: «по вся воскресныя дни недельныя и по вся праздники, в няже бывает полиелей и славословие великое, да поется не токмо на святых литургиях, но и на вечернях и утренях «Господи помилуй» великое киевское, паче же печерское праздничное»... «Блажены на литургиях недельных и праздничных да поются, а не токмо читаются и по церквах мирских градских. Песнь херувимская да поется по печерскому».

Наконец, говоря о полиелеях и величаниях в праздники нарочитые, составитель «Приложения к Уставу Церковному» указывает на обычай в этом отношснии, практикуемый в северной Московской Руси, рекомендует его и православным обитателям «в Малой России». «А зде о полиелеях и величаниях на утренях праздников нарочитых воспомянем, говорить он: яко в Poccиu великой в церквах монастырских или и мирских, имеющих клира много, на величание исходят вси священици и диакони в одеяниях священных среди церкве, и держаще в руках горящия свещи, поют по странах величание на стихи многи, и по ряду кадят окрест иконы того праздника, поставленныя посреди, кадят же и иныя иконы наместныя и людей. Еже и в Малой Poccиu хранити бы прилично».

Итак, на основании всех представленных выдержек несомненно, что в этом «Приложении к Уставу Церковному» 1700 года мы имеем весьма любопытный памятник богослужебной практики южнорусской церкви вообще и киевских церквей в частности. За киевское происхождение памятника говорят многочисленные киевские местные праздники3 в честь напр., св. апостола Андрея Первозванного, св. великомученицы Варвары, св. российских страстотерпцев князей Владимира, Бориса и Глеба и печерских угодников Антония и Феодосия, превосходное знакомство автора с богослужебною практикою Киево-печерской лавры и особенное предпочтение принятым в ней напевам, как «npиятнейшим должайшим» (т.е. напевам киевским печерским). Из тех же выписок, а особенно о пении всенощного бдения, с несомненностью становятся ясным, что составитель «Приложения к Уставу Церковному» был иноком Киево-печерские обители, так как он прямо противопоставляет свои монастырскиe обычаи и напевы обычаям и напевам «новоизобретенным в церквах мирских».

Кого жe, в таком случае, можно считать автором занимающего нас памятника?

Выше всякого сомнения, составитель «Приложения к Уставу Церковному» не был лицом властным и не занимал епископской самостоятельной кафедры, чем и объясняется тот факт, что это Приложение «предложено духовному чину советално», или «по coветy, а не по повелению», чего не могло бы быть, если бы оно выходило от киевского, напр., митрополита или вообще от лица, власть имеющего. Невольно, поэтому, мысль наша останавливается на просвещенном и энергичном архимандрите Киево-печерской лавры, (1690–1708 г.) Иоасафе Краковском, бывшем ректоре Киево-могилевской академии4, в 1708 году избранном даже на киевскую митрополию. Год издания 1700-й этого памятника падает на время правления Киево-печерскою лаврою именно архимандрита Иоасафа Краковского, который, как образованный и хорошо осведомленный относительно порядков богослужения на юге Poccии в Киеве и в Московской Руси, мог с большим удобством напечатать настоящее «Приложение к Уставу Церковному». Киево-печерская типография не только в это время, но и позже до 1718 года5 находилась в полном распоряжении своего архимандрита и была всегда к его услугам, чем не мог не воспользоваться ревностный и просвещенный деятель юго-западной Церкви, заявивший себя немалочисленными трудами по изданию богослужебных книг6. Архимандрит Иоасаф Краковский был хорошо осведомлен относительно богослужебной практики московской Руси, так как имел случай самолично наблюдать и изучать эту последнюю. «В 1697 году митрополит Варлаам Ясинский, пишет митрополит Евгений, представлял его (т. е. в ту пору игумена Иоасафа) Государю с прошением о посвящении себя в коадъюторы, и он вызываем уже был в Москву, но неизвестно почему не посвящен»7. Нет надобности прибавлять, что этому архимандриту Иоасафу, стоявшему во главе Киево-печерской обители около двадцати лет, хорошо были известны богослужебные порядки обители и милы и дороги, рекомендованные им «духовному чину» в малой Poccии, напевы киевский и печерский...

Как же описывается торжество православия в рассматриваемом нами «Приложении к Уставу Церковному» архимандрита Иоасафа Краковского?

«В неделю первую святого великого поста о православном поклонении святым иконам, говорится здесь, положено в Триоде Постной последование, бываемое при apxиерейских престолах на проклятие еретиков, а наипаче иконоборцев, но и, кроме престолов архиерейских, в монастырях великих, в церквах» соборных может то последованье правитися без проклятия архиерейского, поюще токмо молебен соборный с каноном того последования.

«По святой литургии, изшедшим среди Церкве священником и диаконом в одеяниях священных, окрест иконостаса, поставленного с иконами Спасителя и Богородицы, паче же и самым иереем и диаконом держащим святыя иконы, идеже, сотворше начало молебну обычное, да поется по Бог Господь тропарь: «Пречистому ти образу» трижды с поклонением, и богородичен приложше. Слава и ныне, «Вся паче смысла», а по 50 псалме, канон того доследования с ирмосы повторяемыми: «Помощник и покровитель» и прочая, прилагающе по коейждо песни катавасии молебну обычные: «Избави от бед рабов своих, Многомилостиве», «Спаси от бед рабов своих, Пресвятая Богородице Дево», «Сохраните от бед рабов своих, вси святыи». По третьей же песни седальна от канона утренего тоея недели: «Божественный твой зрак на иконе образующее, таж ектении великия, молебну обычные, за царя, за чин духовный, за обитель, за благодетелей и за предстоящих. А по шестой песни ектения малая и кондак: «Неописанное Слово Отчее», по сем прокимен: «Господи во свете лица твоего пойдем и о имени твоем возрадуемся зело», стих: «Яви лицо твое и спасени будем», стих 2: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны». Апостол к Филипписеом, глава 2, зачало 240: «Братие, cиe да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе». Конец: «и всяк язык исповест, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Евангелие от Матфея, глава 22, зачало 90: «Во время оно, совет npияша фарисее, яко да оболстят Иисуса в слове». После: «и слышавше дивишася, и оставльше его отъидоша», замечено: «Зде же присовокупити и от Луки из главы 10, зачало 52 от полу: «И обращся Иисус к учеником един рече: «Блажени очи видящии, яже видите. Глаголю бо вам, яко мнози пророцы и цариe восхотеша видети, яже видите и не видеша и слышати, яже слышите и не слышаша». По окончании же молебна. «Достойно есть» и Трисвятое, и паки тропарь: «Пречистому ти образу» и ектения великая, яже бе по 3 песни и отпуст».

В заключение считаем нужным прибавить, что описанная нами старопечатная брошюра с весьма любопытным литургическим содержанием в библиографии совершенно неизвестна и заслуживает полного внимания наших литургистов, мало знакомых с особенностями богослужебной практики южнорусской Церкви. В недалеком будущем мы намереваемся обнародовать ее в цельном виде, на что и имеем уже разрешениe ученой Оренбургской архивной комиссии.

* * *

1

Сборник этот подарен в музей оружия оренбургского казачьего войска А. И. Мякутиным в 1901 году, а к нему он попал от Н. И. Федурина, войскового старшины того же войска.

2

) Так как чин naccий, по этому памятнику, имеет некоторые любопытные особенности с ним практнкуемым в церквах киевских и вообще южно – русских, то мы находим не лишним привести здесь целиком этот чин. «В пяток первый, говорится о чтении на пaccиях евангелий, от Матфея глава 26 и 23, от зачала 107 до зачала, кончающегося 114; в пяток второй, от Марка глава 14 и 15, от зачала 63 до зачала, кончающегося 69; в пяток третий от Луки глава 22 и 23, от зачала 150 до зачала, кончающегося 111; в пяток четвертый от Иоанна глава 18 и 19, от зачала 58 до зачала, кончающегося 62. Прежде чтения же тех страстных евангелий, на амвоне пред святыми царскими враты, от иepeя, одеянного в ризы черны, сослужащу и дьакону, и предваршу звонению в кампан больший. По прочтении молитвы: «Нескверная» и «И даждь нам владыко» да поется от клира среди иереев умиленно из Ирмоса стихира святого великого пятка, «Слава и ныне» «Тебе одеющегося светом, яко ризою». А по чтении евангельском да поется стихира святыя великия субботы надгробная из Ирмоса такожде умиленно «Слава и Ныне» «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного», еже да кончится сице, якоже на девятом часе царском святого великого пятка: «Покланяемся страстем Твоим, Христе, покланяемся страстем твоим, Христе, покланяемся страстем твоим, Христе, покажи нам и славное твое воскресение». Посем да кончится навечерница, поюще по странах: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и прочая».

3

Упоминание в числе богородичных праздников праздника «на непорочное зачатие Богоматери от святой Анны» ни мало не препятствует считать памятник киевского происхождения, так как киевские ученые XVII и начала XVIII века в своих сочинениях нередко доказывали ныне признанный католическою церковью догмат о непорочном зачатии Богоматери.

4

Труды Kиeв. дух. Акад. 1900 г. № 12, стр. 598; С. Т. Голубева, Киевская Академия в конце XVII и в начале XVIII столетий. Киев, 1901, стр. 53–55.

5

П. Пекарский. Наука и литература в Poccии при Петре Великом, Сиб. 1862 т. II. Описание славяно-русских книг и типографий 1698–1725 г., стр. 669–670.

6

Там же, стр. 30, 42–43.

7

Описан. Киево-Софийского собора и киевской eпархии. Киев. 1825, стр. 213.


Источник: Дмитриевский А.А. Торжество Православия в первую неделю Великого поста в Киеве и в Малой России в конце XVII и в начале XVIII столетия // Руководство для сельских пастырей. 1903. № 8. С. 197-205.

Комментарии для сайта Cackle