Источник

Горе соблазнителям. Поучение в неделю мясопустную

Тем же аще брашно соблазняет брата моего, не имам

ясти мяса во веки, да ее соблазню брата моего (1Кор.8:13)

Вот, други мои, как сильно боялся св. апостол Павел соблазнить кого либо чем бы то ни было. Чтобы не соблазнить брата, он отказывает себе даже и в позволенных удовольствиях и вещах. На что пища, – она ни удаляет нас от Бога, ни приближает к Нему: и однако он и в пище себя ограничивает. «Лучше говорить, вовсе не есть мяса и не пить вина и не делать ничего такого, что хотя и невинно само по себе, но от чего брат твой претыкается или соблазняется» (Рим.14:20–21). И, конечно, он не без основания был опаслив так. О соблазнах и соблазнителях, как известно, чрезвычайно грозно слово Христово. «Горе миру от соблазн! Горе человеку тому, имже соблазн приходит! Иже аще соблазнить единого малых сих, верующих в Мя, уне (лучше) есть ему, да обесится жернов осельский о выи его и потонет в пучине морстей», – лучше его с камнем в воду (Мф.18:6–7), говорит Христос. И в день страшного суда Он грозит начать страшное истязание именно с творящих соблазны. «И послет Сын человеческий ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны, и (потом уже) творящих беззакония, и ввергут их в пещь огненну» (Мф.13:41–42). А когда так, то как же, скажите, не бояться нам христианам – быть в соблазн кому-нибудь? Да и посудите сами: как же не велик грех соблазна? 1) Соблазнитель – это непременно помеха Христу в устроении им нашего спасения. Христос хощет всем спастися, а ты на грех людей наводишь. Ты поэтому враг Христу и друг и сообщник диаволу; ибо, служа для братий соблазном, ты творишь чрез это дело диавольское; первый искуситель на грех – диавол. 2) Кто служит для других соблазном, тот губит сих людей и потому он их злодей, враг, убийца и – хуже убийцы, ибо не тело, а душу своих братий убивает. 3) Всякий грех можно сколько нибудь загладить покаянием; а произведенного соблазна загладить, большею частью, нельзя. Положим, например, – сам ты и раскаялся в известном грехе, и сам лично уже прощен от Господа; но в людях, для которых ты послужишь соблазном, как ты прекратишь этот грех? Это уже редко бывает в нашей власти и большею частью вне нашей возможности. Между тем грех, этот все растет и растет: от того, кого ты соблазнил, он давно перешел к другому и третьему. А всему этому кто причина, кто повинен? Ты. В тебе он искоренен – этот грех, но в людях, тобой соблазненных, живет, и живет как твое семя, твое детище, – от которого – как ты отречешься пред Богом? Да. Хорошо если бы мы могли знать, в ком именно живет грех, подобным образом нами посеянный: тогда можно бы по крайней мере приложить старание, покаявшись, и того человека, которого мы соблазнили на грех, расположить к покаянию. Но о многих ли можем мы знать, что мы их соблазнили? Сколько людей, которых мы могли соблазнить совершенно и для себя неведомым образом, и которые, пожалуй, и сами-то не знают, кто первый навел их на тот или другой грех! Вот, например, ты изрыгнул скверное слово. Слово твое слышали сотни детей. Иные из них ничего не потерпели от этого, но другие приняли твое слово к сердцу и в них это скверное слово принялось, все равно как бы некое зернышко, и дало росток: сперва они и сами стали такие бранные слова произносить, затем гнилое слово перешло у некоторых и в гнилое дело и – пошел, пошел грех, тобой посеянный, гулять по белу свету; – все равно как семечко с иного дерева – сорвется и летит, летит на сотню верст, носимое ветром, наконец пало на землю, принялось, выросло и – само начало приносить и сеять семена. Самый точный образчик живучести соблазнов! – Или: вот ты легкомысленно саблазнил неопытную девицу – вещь очень обыкновенная. Но смотри, что может быть плодом твоего легкомыслия. Обесчещенная тобой вышла замуж. Муж не возлюбил ее за это. В семье разлад и т.д. Кто виной тому? на ком грех? А может случиться и хуже: опозоренная тобой девица, не найдя после этого жениха себе впадает в разврат. Ты отвечаешь за это. Или – вот от тебя родилось детище. Брошено оно в воспитательный дом или в люди, выросло без призору, вследствие чего мыкает век свой в голод и холода, проклиная родителей своих безвестных, и наконец и само погибает, – впадает в разврат; от него и свои дети пошли такие же горемыки, как оно и т.д. Кто тут главным виновным лицем? – Други мои! А вы не смотрите на грех глазами грешного миpa, который ко всему греховному относится очень легко; а всегда старайтесь вдумываться и в те последствия, какие могут от того или иного греха произойти для вас самих и для других. Тогда и будет суд ваш праведен. – Например – относительно соблазнов: нам заповедано друг друга оберегать, вразумлять, наставлять на путь спасения. А мы – словом и делом – не губим ли только друг друга, служа для братий своих соблазном? И это не грех? И сторонних ли только губим мы подобным образом? Напротив, не бываем ли мы сплошь и рядом даже для собственных детей соблазном, а мы пастыри – для вас, детей своих духовных, – начальники – для подчиненных, старшие – для младших и т.д.? По истине, горе нам, в миру живущим, от множества соблазнов!... Обаче сие не оправдание для соблазняющихся, – скажем и то. Соблазнов много в миру; но нет необходимости погибать от них; избегай соблазнов. Скажу более: в некотором отношении это даже полезно, что соблазнов в миру много. Многочисленность и повсюдность их невольно приучает человека к бдительности и осмотрительности; нет соблазнов, нет и подвига. Нет, ты при множестве-то соблазнов сумей устоять в добре. Почему и Спаситель сказал: «нужда приити соблазном»; соблазны не бесполезны. «Обаче горе человеку тому, имже соблазн приходить». – Трудно жить среди соблазнов, но зато многоценно выстаивать среди них. Соблазняющимся – это вот так – им горе; а соблазнителям и того горее. – Блюдите же, бр., како опасно ходите». Аминь.


Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу / [Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle