Источник

Камень соблазна. Поучение на день Сретения Господня

Се лежит Сей на падение и на восстание многим

в Израили и в знамение пререкаемо (Лк.2:34)

Увы нам, братие! в миру и так от соблазнов деваться некуда, а тут еще, слышим из Евангелия, и Сам Иисус Христос может быть, как и бывает, для многих камнем претыкания и камнем соблазна: Сей лежит на падение многим и в предмет пререканий. Бедный род человеческий! Как много надо иметь ему осторожности: то враг-диавол кует ему ковы, то мир представляет свои искушения и наконец грозят ему соблазны оттуда, отколе совсем бы и ожидать их не след. – Но каким же это образом Иисус Христос может служить для нас камнем претыкания и камнем соблазна? – Возьмите Евангелие, и увидите. Увидите: и как много было во Израиле соблазняющихся о Христе Иисусе, и чем кто соблазнялся о Нем. Соблазнялись о Нем современники Его чуть не все и чуть не всем, чему учили что творил Он. Соблазнялись о учении Его, находя оное противоречащим закону Моисееву и подчас богохульным и безумным, – и – делами: почему Он исцеляет больных по субботам, зачем приближает к себе мытарей и грешников и т.п? – Ясно, что Христос не при чем тут: вольно было неразумным людям соблазняться о Нем! Но – в том дело: доколе не переведутся на земле подобные иудеям неразумные люди, до тех пор Христос, следов., все таки может быть камнем претыкания и камнем соблазна. И – увы! как легко преткнуться об этот камень почти – почти каждому! Например, видишь ты из Евангелия, что Иисус Христос был премного милосерд к самым великим грешникам. На этом основании ты строишь такое соображение: «значит, можно и не очень беспокоить себя заботой о вечном спасении, – Бог милостив!» Вот ты и соблазнился. Не говорим уже о тех, что совсем отвергают то или иное в христианской религии и даже все христианство, на основании там – каких-либо своих особых – соображений о лице Иисуса Христа и Его учении, вообще неудобь разумеваемом людьми плотскими. – Да! Осторожность и осторожность, бр., нужна, чтобы не соблазниться когда и кому чем-либо в учении и житии Христовом. – Вы скажете: как же быть с этим? – Вот совет вам на этот раз: всегда и всемерно старайтесь сдерживать раждающиеяся в вас недоумения и сомнения и не давайте им ходу; старайтесь рассеявать их молитвой и беседой о предмете недоумения с людьми, более вас сведущими в деле веры и т.п., будут ли сии сомнения касаться Евангельского учения и тех или иных обрядов и постановлений церкви, или же житий святых угодников, как древних, так и могущих в наши дни явиться, – что особенно возможно. – Помните: соблазняться теми или иными странностями людей, работающих Господу, и вообще теми или иными особенностями в их жизни и грешно христианину, и опасно. Как раз можно погрешить в своем мнении о человеке и соблазниться тем, что достойно самого высокого уважения. Пример – Христа ради юродивые. Да и вообще наружность, как знаете, обманчива; что у кого на душе, того узнать нельзя: намерений человеческих никтоже весть, точно дух человека, живущий в нем. Самое поэтому безопасное дело – не позволять себе никого судить. Знай себя. Тогда и жизнь другого не может быть тебе в соблазн.

Но вот вопрос: Иисус Христос был, и притом для многих, камнем соблазна, и, без сомнения, в том не Его вина: Он творил волю Пославшего Его. Но в праве, ли на основании этого примера, и мы творить волю Божию, не обращая внимания на то, как будут смотреть на нас люди, и не соблазнился бы кто из них нашим строго христианским поведением по его необычайности в наши дни? Большинство христиан, сколько нам известно, стесняется заявлять себя строгими последователями закона евангельского, и именно опасаясь послужить, как говорят, соблазном для сынов века сего и сделать предметом их насмешек и глумления не только себя, а и свои христианские правила и убеждения. Что сказать на это? В известных случаях, скажем и мы, не лишне такое опасение, и вообще самое лучшее – исполнять волю Божию всегда так, чтобы это могло остаться вашей тайной. Не пометайте бисера пред свиньями, говорит нам на сей раз даже и слово Бoжиe. И Иисус Христос, как видим из Евангелия, также принимал иногда предосторожность, чтобы не соблазнить кого из назиравших за Ним (Мф.17:27), хотя слова и дела Его были всегда и по всему святейшей истиной. Но это, повторю, только в тех случаях, тогда возможно скрыть свой поступок; но, говоря вообще, воля Божия должна быть для нас и стоять выше всех подобных опасений и соображений с нашей стороны. Ее надо исполнять всегда точно и неопустительно, – при всех обстоятельствах жизни, и хотя бы за то угрожала нам иногда опасность подвергнуться не только насмешкам, а и гонению, даже смерти. Одно надо наблюдать, – чтобы действия наши были истинно святы, а не из числа тех, что напоказ творятся с тем, чтобы видели их люди и считали нас людьми набожными. Например – показная молитва, показная милостыня, показный пост, напускная унылость, все это грех и грех страшный. Но истинно добрые дела и притом общехристианские, повторю, твори каждый ничтоже сумняся, всегда и повсюду. Пусть кто хочет и соблазняется ими: мы в том не дадим Богу ответа. Другое дело, если кто отступает от христианского долга: тогда, если соблазнишь кого, горе тебе!

Всячески же, бр. мои, будем прилежать, да послужит нам евангельское учение не на падение, а на восстание, и, ставши раз под знамя креста Христова, постоим, други мои, за это знамя даже до крови. Пусть дух времени и сыны века сего силятся вырвать у нас из рук сие знамя и опорочить христианство; поспорим с ними, поборемся. Mиpy кажется безумием и соблазном проповедь о кресте и жизнь о Христе (1Кор.1:23): пусть говорит и творит он, что хочет и знает. Скверный да сквернится еще. Для нас же слово крестное есть Божия сила и Божия премудрость. Да держимся поэтому исповедания веры нашея неуклонно и не боясь молвы людской. Аминь.


Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу / [Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle