Азбука веры Православная библиотека протопресвитер Александр Желобовский Протопресвитер Александр Желобовский — пастырь, мыслитель, стратег
М.Г. Мальцев

Протопресвитер Александр Желобовский – пастырь, мыслитель, стратег

Источник

Содержание

Жизнь и пастырские труды основателя и первого издателя «Вестника военного и морского духовенства» Вместо кафедры – в войска Первый протопресвитер военного и морского духовенства Издатель  

 

Жизнь и пастырские труды основателя и первого издателя «Вестника военного и морского духовенства»

Менее чем через два года «Вестник военного и морского духовенства» отметит юбилей – 125-летие со дня основания. В этой связи мы начинаем публикацию цикла материалов, посвященных его истории. И прежде всего расскажем о жизни и деятельности основателя «Вестника» – выдающегося церковного и государственного деятеля Российской империи протопресвитера Александра Желобовского.

Отец Александр внес огромный вклад в развитие института военного духовенства. Благодаря его руководству значительно улучшилась организация религиозно-нравственного воспитания в войсках, по его инициативе было устроено множество приютов, богаделен, учебных заведений, возведено большое количество храмов не только на территории современной России, но и в Польше, Болгарии, Финляндии, Китае и других странах. Многие из этих храмов он сам и освящал, причем нередко в сослужении святого праведного Иоанна Кронштадтского и в присутствии императора.

Вместо кафедры – в войска

Родился Александр Алексеевич 28 августа 1834 года в семье «бедного из бедных» псаломщика церкви в селе Желобово Белозерского уезда (ныне деревня Петропочинок Череповецкого района Вологодской области) – одного из наиболее удаленных и беднейших приходов тогдашней Новгородской губернии. Мальчик отличался недюжинным умом и большим трудолюбием, что позволило ему блестяще окончить Белозерское духовное училище и Новгородскую семинарию, из которой он как лучший ученик был направлен в Санкт-Петербургскую Духовную академию на казенное содержание. Академию Александр Алексеевич окончил также блестяще с ученой степенью не кандидата, как большинство студентов, а магистра богословия и сразу же получил предложение стать преподавателем семинарии. Но Александр совершает отказывается от этого предложения и избирает для себя служение в качестве рядового армейского священника. Положение военного духовенства было достаточно трудным: жалование было небольшим, и надо было переносить лишения армейской службы. Ведь священники вместе со своими частями достаточно часто переезжали с места на место, рисковали своей жизнью во время военных действий… Поэтому армейскими священниками нередко становились лица, которым было трудно устроиться на более спокойное и выгоднее место по причине, например, каких-либо проступков и пр.

Променять почетную и доходную преподавательскую должность на бесприютную и низкооплачиваемую военную службу было, казалось бы, неразумным. Но Александр Алексеевич был человеком, что называется, «не от мира сего». Он думал прежде всего о том, как исполнить заповеди Божии и помочь людям.

Отец Александр в полной мере испытал все превратности и лишения армейской службы. После рукоположения в 1859 году он был направлен в Гродненский полк, где, не жалея ни сил, ни здоровья, исполнял свой пастырский долг. Через два года он был назначен благочинным 7-й кавалерийской дивизии, а спустя еще пять лет определен священником лейб-гвардии Кирасирского полка, что само по себе было случаем необычным: армейские священники переводились в гвардию лишь в исключительных случаях. В 1868 году отец Александр переехал в Петербург, где стал сначала иереем Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка, а через год настоятелем храма святых Захарии и Елисаветы знаменитого лейб-гвардии Кавалергардского полка, здесь он прослужил более двенадцати лет. В эти годы батюшка написал ряд замечательных брошюр религиозно-нравственного содержания, выдержавших множество изданий до революции и продолжающих переиздаваться в настоящее время.

Отец Александр активно трудился и на общественном поприще. Он являлся членом Комиссии по делам установления пенсий духовенству военно-сухопутного ведомства из специальной эмеритальной кассы, членом Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, Общества вспомоществования недостаточным (то есть беднейшим) ученикам и др. Им были составлены замечательные исторические описания петербургских храмов, до сих пор не утратившие своего научного и культурного значения.

В 1880 году отца Александра назначают благочинным гвардейского духовенства, а в 1888 году – главным священником гвардии и гренадер, армии и флота как «достойнейшего из представителей военного духовенства».

Первый протопресвитер военного и морского духовенства

Именно в этот период начинают проводиться меры по улучшению положения армейских священников. В частности, в 1884 году была организована комиссия по пересмотру Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств, в которой принял деятельное участие отец Александр. Военное духовенство тогда было разделено на три независимые группы: армейское, гвардейское и духовенство Кавказской армии, что создавало немало неудобств. Кроме того, церковное управление было затруднено из-за обширности Российской империи, территория которой была значительно больше современной. Поэтому многие считали, что централизованное управление военными священниками невозможно, его следует упразднить, а функции управления передать на уровень епархий. Была и другая точка зрения: все три группы военных священников следует объединить под одним началом. Но как это сделать, не потеряв управляемость? Эту задачу и предстояло решить отцу Александру, назначенному главным священником гвардии, гренадер, армии и флота.

Его деятельность на этом поприще была столь успешной, что в 1890 году было принято новое положение, согласно которому все армейское духовенство, включая Кавказскую армию, объединялось под началом одного священнослужителя, должность которого получала название «протопресвитер военного и морского духовенства». И первым армейским протопресвитером стал отец Александр Желобовский.

На этой должности отец Александр в полной мере проявил свой незаурядный организаторский талант. В результате значительно увеличилось строительство храмов, а престиж военных священников вырос настолько, что в 1899 году было принято решение «отныне в ведомство протопресвитера брать преимущественно лиц с академическим образованием или окончивших семинарию по первому (высшему) разряду». В рядах армейских священников считали за честь служить даже профессора духовных академий (например, отец Евгений Аквилонов).

За свою деятельность отец Александр Желобовский удостоился множества государственных наград. В частности, он чуть ли не единственный из белых священнослужителей стал полным кавалером орденов Святой Анны и Святого Владимира. Характерно, что на указе о его награждении одной из высших российских наград – орденом Святого Владимира I степени Николай II, нарушая строго соблюдаемый этикет, помимо положенных слов «неизменно к Вам благосклонный», дописал от руки «и благодарный Николай». Эта приписка о многом говорит, ибо русскому императору с высоты его общественного положения лучше, чем кому-либо другому, было видно подлинное значение деятельности протопресвитера.

Отец Александр успел сделать так много, что даже большевики, несмотря на все старания, не смогли уничтожить его труды. Украшением Кронштадта до сих пор служит величественный Морской собор, построенный по инициативе протопресвитера. Туристы, посещающие Павловск, с восхищением любуются Никольским собором, освященным протопресвитером. В Болгарии продолжают совершаться богослужения в величественном храме-памятнике Рождества Христова на Шипке, а в Москве – в церкви «Скоропослушницы» на Ходынском поле, также освященных отцом Александром. Этот список можно продолжать очень долго. Служат людям, пусть и в другом качестве, здания учебных и благотворительных заведений, им созданные. Например, в здании одной из богаделен, построенном протопресвитером, сейчас располагается администрация Гатчинского района.

Издатель

Одним из любимейших детищ протопресвитера был журнал «Вестник военного духовенства» (в 1911–1917 гг. и в настоящее время – «Вестник военного и морского духовенства»).

Отец Александр, взявшись за реорганизацию института военного духовенства, понимал, что добиться успеха можно только при активной поддержке рядовых священнослужителей. Поэтому почти сразу после своего назначения на должность главного священника гвардии, гренадер, армии и флота, отец Александр обратился в Святейший Синод с ходатайством об учреждении для военных священников своего печатного органа. Разрешение было получено. И в январе 1890 года начал издаваться первый в России журнал, посвященный нуждам армейских священников, под названием «Вестник военного духовенства». В первом номере отец Александр так определил его задачи и тематику: «Для взаимного братского общения: обмена мыслчми, заявления нужд, разъяснения недоумений и сомнений, облегчения дела преподавания Закона Божия в школах, успешного церковного проповедничества и внебогослужебного собеседования, для знакомства с историей полковых церквей и деятельностью замечательных военных пастырей, для увековечения памяти доблестных героев – христолюбивых воинов… и для многих других благих целей – нам, военным священникам, разбросанным по всем концам России, необходимо иметь свой печатный орган».

Значение «Вестника военного духовенства» в жизни военных пастырей сложно переоценить. Он действительно стал трибуной, где рядовые священнослужители могли обсуждать насущные задачи, делиться своими проблемами и определять пути их решения.

«Вестник» позволил развернуть широкую благотворительную деятельность. В нем регулярно публиковались призывы о помощи нуждающимся, о строительстве новых приютов и богаделен. Вот как об этом пишется в книге «Столетие военного министерства»: «С первых дней по вступлении в управление военным духовенством протопресвитер Желобовский был озабочен изысканием средств к облегчению доли вдов и сирот армейского и флотского духовенства, и особенно тех военных священников, которые по болезни и другим несчастным случаям оставили службу до выслуги пенсии. Каждое проявление сочувствия к военному духовенству и его семействам он принимал как милость Божию, явленную ему, как одолжение, сделанное для него, с глубокой благодарностью отмечая на страницах «Вестника военного духовенства» каждую крупную жертву на это дело и на братских собраниях привлекая пастырей к помощи особенно пострадавшим собратьям или осиротелым членам их семейств».

Журнал «Вестник военного духовенства» предоставлял дополнительную возможность для сбора пожертвований на сооружение и восстановление храмов. В этом отношении характерна история реставрации храма в крепости Карс, которая показывает, в каком бедственном состоянии подчас находились армейские церкви и каким мощным средством для помощи им стал основанный протопресвитером журнал. В одном из номеров «Вестника» было объявлено о сборе пожертвований на карский храм, где сообщалось: «До настоящего времени в соборе не имеется соответствующей дарохранительницы и Св. Чаши для причастия; нет не только настенных образов, но даже и установленных церковными правилами икон для чествования двунадесятых праздников». И спустя непродолжительное время Комитет по реставрации Карского собора уже благодарил на страницах журнала всех, кто внес «посильную лепту свою на благолепие этой древней святыни…».

Большой проблемой в деле реформы института военного духовенства было отсутствие у рядовых священнослужителей опыта в деле пастырского окормления военнослужащих. И здесь опять же помогал «Вестник военного духовенства». В журнале публиковались методики и рекомендации по работе с личным составом армии, указы и распоряжения протопресвитера. В частности, в феврале 1890 года вышло его распоряжение, обязывавшее всех пастырей предоставить в редакцию журнала запись двух проповедей или двух внебогосужебных бесед с целью выявления лучших в качестве образцов. Протопресвитер лично занимался редактированием печатавшихся в журнале проповедей и внебогослужебных бесед, ни одна из них не была опубликована без просмотра и необходимой правки отца Александра. В 1911 году на основе публикаций журнала за 1890–1910 годы был издан трехтомник лучших проповедей, применимых к военному быту.

Конечно, у «Вестника» был свой редактор – протоиерей Иоанн Таранец. Но на самом деле главным его редактором являлся лично глава военного и морского духовенства. Более того, отец Александр фактически был и издателем этого журнала: он сам собирал подписные суммы, сам оплачивал расходы. Подтверждением этого служат два любопытных документа, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве.

В одном из них наследница протопресвитера М.С. Хохлова, которую обязали оплатить часть счетов журнала, попросила выдать ей документ, подтверждающий, «был ли «Вестник военного духовенства» официальным изданием и на основании какого именно распоряжения Святейшего Синода или был частной собственностью покойного протопресвитера».

Во втором – содержится обстоятельный ответ Духовного правления. В нем, в частности, написано: «Издание Вестника военного духовенства с частями официальною и неофициальною, по программе, утвержденной Святейшим Правительствующим Синодом, под редакцией протоиерея Иоанна Таранца, разрешено было указом Синода от 25 ноября 1889 года за № 4600 на имя покойного протопресвитера Желобовского. Журнал этот является обязательным органом для всех военных и морских церквей, и с 1 января 1890 года по день смерти протопресвитера Желобовского издавался под его личным наблюдением и ответственностью, причем покойный принимал как все статьи и разного рода объявления для журнала, так и подписные деньги, сдававшиеся ему под собственноручные расписки в шнуровых приходно-расходных книгах Духовного правления, а также производил все расходы по изданию журнала (за печатание и бумагу, вознаграждение редактору и письмоводителю, почтовые расходы и прочее). По смерти же отца Желобовского уплата по счетам редакции «Вестника военного духовенства», а также и прием подписных денег на издание журнала в будущем году перешли в непосредственное ведение Духовного правления».

То есть «Вестник военного духовенства» был обязан отцу Александру буквально всем. Ему принадлежала и идея учреждения этого журнала, разработка его программы, он добился разрешения Святейшего Синода на издание «Вестника», помог ему получить известность и признание. По-видимому, протопресвитер придумал и название журнала. И наконец, на протяжении двадцати из двадцати семи дореволюционных лет существования «Вестника» он был его издателем, редактором и автором значительной части публикаций.

Как видим, А.А. Желобовский сыграл в судьбе «Вестника» не меньшую роль, чем А.С. Пушкин в издании «Современника» или Н.А. Некрасов в издании «Отечественных записок». Но, если эти журналы прочно ассоциируются в людском сознании с именами их знаменитых издателей, то с А.А. Желобовским этого не случилось, главным образом потому, что он никогда не афишировал свое подлинное участие в деле издания журнала, а кроме того, через семь лет после его смерти большевики уничтожили институт военного духовенства и закрыли его печатный орган.

К счастью, времена изменились. Армейское духовенство постепенно возрождается, возобновилось и издание журнала, основанного протопресвитером (kapellan.ru).

Имя отца Александра Желобовского приобретает все большую известность и популярность. В настоящее время во многих регионах России ведется активная работа по увековечению его памяти. В ноябре 2012 года установлена мемориальная доска на здании Белозерского духовного училища. Решается вопрос об установке мемориальных досок на зданиях бывшей Новгородской семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии, где он учился, Гатчинской администрации (бывшей богадельни имени Александра Желобовского), Управления протопресвитера.

В Белозерске планируется установить бюст выдающемуся земляку, а в феврале 2013 года принято решение о присвоении имени Желобовского одной из улиц этого старинного русского города. В Петропочинке, на месте захоронения отца Александра планируется установить часовню, а в Петербурге обсуждается вопрос об установке памятника знаменитому протопресвитеру военного и морского духовенства.


Источник: Мальцев М.Г. Протопресвитер Александр Желобовский — пастырь, мыслитель, стратег. [Электронный ресурс] // Вестник военного духовенства.

Комментарии для сайта Cackle