Приложения к истории Владимирского Кафедрального Успенского собора
А. О иконе Божией Матери, именуемой Владимирскою
Икона Божией Матери, которую привез с собой Благоверный Князь Андрей Боголюбский из Вышгорода во Владимир и которая впоследствии стала именоваться Владимирскою, написана, по общему верованию наших предков, св. Евангелистом Лукою (Жизн. Пресв. Богор. 1860 г. Спб., стр. 262). «В 450 году сия икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, при императоре Феодосии младшем; в половине XII века патриарх Лука Хризоверх прислал эту икону в Киев великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Князь Юрий поставил сию икону в городе Вышгороде, в девичьем монастыре. Здесь св. икона скоро ознаменовала себя многими чудесами. Так однажды была видима не на том месте, где поставлена, а среди церкви – на воздухе; в другой раз увидели икону лицевою ее стороною обращенною к алтарю; в третий раз видима была в трапезе, творящею различные чудотворения. (Степ. кн. стр. 295). Слух о сих чудесах от иконы Божией Матери дошел до сына великого князя Юрия Владимировича, Вышгородского удельного князя Андрея, впоследствии названного Боголюбским». Священнослужители рассказывали, что икона сама собой переносилась в храме с места на место или стояла на воздухе, как бы ища себе достойного места. (Описан. Владим. достоп. иер. Иоасафа стр. 145). «Слыша таковые рассказы, князь Андрей воспламенился духом и немедленно отправился в храм того монастыря. Лик Преблагословенной Девы Марии сиял необыкновенным светом. Андрей пал на землю и молился усердно, да благословит его Пречистая переселиться на его родину. О Пречистая Госпоже, Дево Богородице, говорил он, Мати Христа Бога нашего, аще хощеши, можеши помощница ми быти и в Ростовстей земли, идеже тщимся шествовати. (Степ. кн. 1, 295 – 296)». Помолившись перед дивною иконою Богородицы, князь Андрей Юрьевич взял ее к себе и с нею отправился на свою родину в землю Ростовскую, взяв с собою все семейство свое и приближенных своих, а также пресвитера Николая, духовника своего, и зятя его диакона Нестора с их семействами. Во время всего пути пред иконою были совершаемы молебные пения, а от св. иконы были являемы многие чудеса, из которых известны следующие:
а) На одной реке нужно было отыскать брод для переправы. Посланный для этого человек на коне попал в глубину и утонул. Князь Андрей пал на колена перед чудотворною иконою и с горячими слезами вознес усердную молитву к Матери Жизнодавца, сознавая себя виновным в погибели человека. Спустя довольно времени, человек невидимою силою поднят был со дна реки и, к удивлению всех, вышел на берег цел и невредим.
б) В другое время жена пресвитера сошла с колесницы. Внезапно конь, действом диаволим рассвирепев, как сказано в летописи, начал кусать ее и топтать, так что она испустила дух. Тронутые этим горестным событием, князь и пресвитер поверглись перед чудотворною иконою Богоматери с пламенною молитвою, и молитва их, споспешествуемая предстательством Царицы Небесной, преклонила на милость Господа, имущего власть живота и смерти – жена пресвитера ожила.
в) Продолжая путь, князь Андрей достиг уже пределов Владимира. В 10 верстах от города к востоку, на левом берегу реки Клязьмы, кони, которые везли колесницу со св. иконою, вдруг остановились, как бы от чрезвычайной тяжести, превышавшей их силы. Несколько раз переменяли коней, но и самые сильные из них не могли тронуть с места колесницы. Пораженный таким необыкновенным случаем, князь Андрей остановился на этом месте и приказал разбить походную палатку. Наступила ночь, и он, с сокрушенным сердцем и умиленною душою, погрузился в молитву, испрашивая у Господа Бога разрешения, что препятствует ему продолжать путь? Не сам ли я, рассуждал он, по грехам своим, тому причиной? В полночь явилась ему Божия Матерь с распростертыми горе руками и сказала: «не хощу, да образ мой несеши в Ростов, но постави его в Володимире, на сем же месте воздвигни храм во имя моего рождества и обиталище инокам состави. Аз умолю сына моего и Бога, да благословит он место сие. Это было 18 июня 1155 года. С глубоким чувством благоговения вознесши благодарственные мольбы Господу Богу и Пречистой Его Матери, князь Андрей приказал написать образ Богоматери тем подобием, как она благоволила явиться ему; на месте же, освященном ее явлением, построил храм Рождества Пресвятой Богородицы и при нем основал обитель, которая и стала называться в народе Боголюбовскою. (Житие св. благов. князя прот. Григ. Чижева 1865 г., стр. 5–6)».
Чудотворная икона Богоматери пребывала в храме Боголюбова монастыря до тех пор, пока не был в городе Владимире сооружен великолепный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Устроив окончательно этот храм, князь Андрей в 1164 году 21 Сентября перенес сюда чудотворную Вышгородскую икону Богоматери. Она препровождена была из Боголюбова во Владимир по реке Клязьме и встречена самим великим князем с духовенством, боярами, при собрании многочисленного народа, около того места, где ныне живой мост, и поставлена в новоустроенном соборном храме. С этого времени эта святая икона стала именоваться Владимирскою. Благоверный Князь Андрей, поставив св. икону Пречистой в соборном храме, дивно украсил ее золотою ризою, жемчугом и многими драгоценными каменьями.
Владимирская икона Богоматери была постоянною спутницею Андрея Боголюбского в походах против его врагов, и во время пребывания Ее в соборном храме Она прославила себя великими чудесами. Так, «в одно время с великолепным соборным храмом, князь Андрей соорудил золотые ворота, при везде в город с западной стороны, по образцу Ярославовых ворот в Киеве. Чтобы скорее удовлетворить любопытству желающих видеть это здание во всей красоте, он приказал отобрать леса и кружала преждевременно. Народ собрался в великом множестве посмотреть новое здание и, любуясь изящною отделкою его, теснился около стен и под арками. Вдруг своды и верх здания обрушились, и каменьями засыпало 12 человек. Услышав об этом горестном событии, сердобольный князь Андрей немедленно притек с молитвою к чудотворной иконе Богоматери в глубоком сокрушении и, сознавая себя виновником погибели сих людей, долго молился, приказав между тем разбирать каменья. И что же? По молитве праведного, подкрепленной ходатайством Богоматери, все двенадцать человек найдены живыми. (Житие св. благ. вел. кн. прот. Чижева, стр. 8–9)».
В 1185 году, в княжение Всеволода Георгиевича, 13 Апреля сильный пожар опустошил весь город Владимир; сгорело 32 церкви, в том числе и соборный храм был жертвою пламени – все в нем сгорело и погибло; золото и серебро слилось в куски: иконы, писанные на кипарисе, сгорели; одна чудотворная икона Богоматери, Владимирская, осталась совершенно невредимою.
По перенесении Владимирской иконы Богоматери в Москву в 1395 году, великое чудо совершилось после молитвы пред сею иконою. В тот самый день, когда Русский народ встретил св. икону на Кучковом поле и перед нею молился, Тамерлан, намеревавшийся завоевать Русскую землю, устрашенный видением Девы-матери Иисуса Христа, внезапно отступил от пределов Русских.
Б. Правила, составленные на Владимирском соборе 1274 года
Первое правило против Симонии
Дошло до нашего слуха, что некоторые от братий наших имели дерзновение продавать священный сан и причислять его к церковным доходам и взимать за него некоторые, так называемые, уроки и забывали правило, изреченное святыми апостолами и преподобными отцами нашими, в ясное услышание всех: «поставленный на мзде да извержется, равно как и поставивший». Таково тридцать первое правило святых апостолов. Пусть еще справятся с двадцать вторым правилом шестого Вселенского собора, бывшего в Константине-граде, в палатном тереме, и со вторым правилом собора Халкидонского: «если кто купит и продаст поставление, и если ключаря церковного поставить на мзде, таковый в своем степени беду приимет, т. е. да извержется, и ходатайствующии о таком поставлении, если будут причетники, от своего степени извергнутся, если же миряне, или монахи, да будут прокляты». И никто благодати Божией да не продает, ибо туне, сказано, приясте, туне же и дадите. Смотри, как Петр вознегодовал на Симона волхва, когда сказал: сребро твое да будет с тобою в пагубу, ибо благодать Божию ты надеешься стяжать богатством. И Елисей сказал Гиезию: проказа его прилипнет к тебе, и к семени твоему да прилипнет во веки, ибо невозможно Богу работать и мамоне. И хуже это Македонской ереси; поскольку Македониане и прочие духоборцы рабом Божим хульно называли Святого Духа, – сии же, сами впадая в рабство – покупая и продавая, равняются с Иудой, имеют с ним часть, и да будут отвержены и священнического служения совершенно лишены и прокляты. И так, братие, да слышим это все и не станем преслушать правил Божественных, чтобы когда-нибудь нам не отпасть; ибо не золотом и серебром мы искуплены от суетного жития, но драгою кровию Агнца Божия, непорочного, пречистого Христа. Так же поступать и нас научили священные мужи. Мы же, последствуя евангельским и апостольским, и отеческим заповедям и веруя (в оныя), заповедуем впредь с сего времени: «если кто найдется из святого нашего собора, который посвящал бы на мзде или игумена в игуменство, или священника поставлял по церкви, беря у него что-нибудь – таковые да будут извержены, а ходатайствующие да будут прокляты».
Второе правило об испытании жизни поставляемых в священнослужительские должности
«Епископы, когда хотят поставлять священника, или диакона, пусть испытают житие его, как он жил прежде поставления, пусть призовут знакомых, соседей, которые знали бы его издетска, как говорит седьмое правило Феофила, архиепископа Александрийского: «пусть о поставлении извещены будут все священники, и тогда епископ да испытает, одинаково ли они рассуждают о сем, и когда придут свидетельствовавшие о избираемом – да поставлен будет». Поставление же втайне не бывает, но всем нам пусть объявлено будет, чтобы поставляемый не оказался пришельцем из иной страны и, утаив согрешение, не украл бы посвящения. Никакого незнакомца не посвящать, как говорит шестое правило шестого собора: ни из чужого города в иной не поставлять, а если поставляемый будет из своего предела, – не ставить прежде, чем он даст обещание не отходить со своего места; ни раба не приводить на священство, если прежде господин не отпустит его пред многими свидетелями с грамотою и не пустит его, куда он хочет; и по поставлении пусть не присвояет его себе. Но пусть подробно испытывают желающих поставления, окажется ли житие их чисто, соблюли ли они девство, взявши за себя девицу – по закону и при законном с нею сожитии, знают ли хорошо грамоту: но и то скоро их не поставляйте, хотя бы и были ни кощунники, ни хищники, ни пьяницы, ни охотники клясться, ни сварливые. Потом подобати испытывать их о делах греховных... или в татьбе, разве только было это в детстве, не растлил ли он девства прежде поятия жены своея, не со многими ли он возлегал и не сотворил ли блуд от законныя жены своея; не виновен ли он в лжесвидетельстве, не сотворил ли убийство волею, или нуждою, не лихоимник ли, или прислугу свою не удручал ли голодом и наготою, страданиями, причиняя насилие, не убегал ли дани и не чародеен ли. Если кто из вышесказанных вин, хотя одной одержим будет, таковый не может быть священником, ни диаконом, ни причетником. А кто свободен будет от всех сих вин, – такового, за поручением отца духовного, и поскольку еще семь других священников, с прочими добрыми свидетелями, поручаются за него, – такового пусть поставляют».
Третье правило о порядке и преемстве священных степеней
«Сначала дается поставляемому Евхия, т. е. молитва анагностьская, по пострижении причетническом – краткий фелонь; потом да предает его епископ старейшему церковнику, дабы канонархал в соборной церкви и читал – покуда уразумеет все. По многих же днях да будет диаконом, имея не менее полутридцати лет, священник же не менее тридцати лет. Не брать же с них ничего, исключая того, что я уставил в митрополии; пусть и во всех епископиях будет так, чтобы со священников и с диаконов брали клирошане по семи гривен с тех и других. Если же кто и после нашего установления будет больше сего брать от диакона, или от священника, или от игумена, или от просвирниц и от нищих – делая вымогательство, или с жатвы, или с сенокосов, или делая проволочку, или иные какие-нибудь сборы взимая, или наместников поставляя на мзде, или десятника, или, когда, при созвании Божественных соборов, какие-нибудь сборы от властей церковных сбирают, или скаредного ради прибытка отлучают некоторых от церкви, не ради Божия закона, но своего ради прибытка, или из какого-нибудь угодничества».
Четвертое правило против смешения мира с елеем
«Узнали мы о Божественном крещении, что странным каким-то и неразумным образом смешивают Божественное миро с елеем и так помазают по всему телу крещаемаго, – это есть злейшее неразумие и непонимание правила, изреченнаго в Лаодикии: подобает просветившемуся святым крещением помазану быти в крещении миром, мастью небесною, и быть причастником Царствия Христова». Итак, иное – миро, иное – елей; ибо по оглашении помазуют и маслом деревянным, произнося: помазуется раб Божий елеем радости во имя Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков аминь, – на всех членах (составах); а потом да крещают его, погружая в три погружения – во имя Отца, потом Сына, потом Святого Духа. По иным же местам нигде не должно помазать, кроме как на челе, на очах, на ушах, на ноздрях, на устах, как написано в огласительных поучениях святого отца нашего Кирилла, ибо он говорит: «когда мы помазуем сначала елеем, то это есть обручение радости, в силу котораго мы нарицаемся христианами, помазует нас Бог в усыновление славы своея; потом по крещении помазует миром только чувства, заграждая вход первыя лести, – и силою пречистаго Духа Божия, сотворяясь нетленными и приснохранимыми от злокозненнаго врага, да никогда не подвигнемся мы чувствами своими на зло: ушами на злослышание, а очами на зловидение и устами на зловкушение, ноздрями на злообоняние, но всегда пребудем благоухаемы и спасаемы, как бы церкви Божии, преочищенныя, хранимыя Духом Святым».
Пятое правило о новокрещаемых
«Всякаго, по крещении, пусть сподобляют пречистаго Божия тела и честныя крови, в городах ли то или в селах, – где только будет крещаемый».
Шестое правило против обливания при крещении
«Никого больше впредь да не обливают, но да погружают; нигде не предписано обливанье, но погруженье в особенном сосуде; без причащения же пусть не крестят (не крутят) никого».
Седьмое правило против бесовских игрищ
«Опять узнали мы, что, в подражание бесовским обычаям треклятых эллинов, в Божественные праздники творятся до сих пор какия-то бесовския игрища, и с кличем и воплем сзывают каких-то скаредных пьяниц и бьются дреколием до самыя смерти и снимают с убиваемых нижнюю одежду (порты). На укоризну это бывает Божиим праздникам и на досаждение Божиим церквам. В особенности этим досаждают нашему Спасу и Заступнику, избавившему нас от проказы смертныя и от тучи диавольской и обвеселившему сердца наша святыми честными праздниками, да разумеем и помним спасительныя Его таинства, да чтим их в святых Божиих церквах, в хвалу и песнь Создавшаго нас, и прочее по нашему законоположению. Последуем же святым и преподобным нашим отцам: если окажется, что кто-нибудь, после сих правил, будет творить беснование, – таковые да изгонятся от святых Божиих церквей, а убитые да будут прокляты в сей век и в будущий. Если воспротивятся нашему законоположению, то ни приношений, т. е. просфор, от них не принимать, ни кутьи, ни свеч. Если даже и умрет кто из таковых, – пусть не ходят к ним иереи и службы за них да не творят и не полагают их близ Божиих церквей. Если же какой священник дерзнет что сотворить над ним, – таковый да будет чужд своего сана221221. И вот мы слышали, что в пределах Новогородских невест водят к воде, и ныне не велим сему так быть, но повелеваем проклинать сие. Вот слышали мы, что в субботу повечеру сбираются вместе мужчины и женщины и безстыдно играют и оскверняются в ночь святаго воскресения, подобно тому, как нечестивые эллины праздник в честь Диониса празднуют, мужчины и женщины вместе, как кони, визжат, ржут и оскверняются, – ныне же пусть прекратят сие, в противном случае, вышесказанному суду подвергнутся».
Восьмое правило о диаконах, вынимающих на проскомидии агнец и просфомисающих прежде священников
«Еще нашли мы в пределах Новгородских, что диаконы вынимают Божественный агнец и прежде священников творят проскомисание, потом приступают священники проскомисать после. Забывают они шестьдесят шестое правило, изреченное во Фригии: «диаконам прежде пресвитера не входить в святый алтарь, ни священникам прежде епископа». Забывают и двадцать третие правило Никейскаго собора, ибо там пишется: «слышали мы о некоторых, что некоторые диаконы прежде епископов прикасаются Евхаристии, повелеваем отселе диаконам после священников принимать причащение». Тому же святому собору последуя, и мы отселе не повелеваем диаконам вынимать агнца, но священникам. Если же окажется, что и после нашего запрещения кто-нибудь станет так делать, таковый, по суду местнаго епископа, да извержется, если он знал о запрещении, если же не знал, – прощен будет. А те, которые окажутся непокорными и станут говорить вопреки, – да будут все извержены. Если же миряне начнут производить волнение, да будут прокляты».
Девятое правило против невоздержания духовных лиц
«Поскольку узнали мы, что в тех же странах делают глупости и безчестится священный сан; ибо священники без меры упиваются в пречистые дни поста, – от светлыя недели вербныя до (недели) всех святых, так что не бывает ни Божественнаго крещения до (недели) всех святых: то мы, последуя Божественным правилам, повелевающим, да оставится, или да извержется упивающийся священник, заповедуем преподобным епископам извергнуть всех, если не покаются, ибо лучше один достойно служащий, нежели тысяча беззаконных. Если же начнут возмущать народ, не покоряясь сему правилу, да будут прокляты».
Десятое правило о непосвященных
«Еще узнали мы в тех же странах, что некоторые непосвященные освящают приносимые в храм плоды, т. е. крупы, или кутью за мертвых. Повелеваем не быть сему с сего времени; ни диаконам не освящать; ибо в восемнадцатом Никейскаго собора, равно как и в правилах Лаодикийскаго собора, пишется: «не освященному ни петь, ни читать на амвоне», а в пятнадцатом правиле того же собора: «не читать народу Божественных словес, не имеющему на главе священническаго пострижения и не принявшему благословение от своего пастыря – по святым правилам»; если же кто и принял, то не иначе и таковому петь и читать на амвоне, как облачившись в белыя ризы, т. е. в ту малую ризу, которая по-гречески называется диффера, или фелонь. Итак, повелеваем отселе, чтобы непосвященный не смел ни читать в храме апостола, ни петь прокимна, ни входить в олтарь».
Одиннадцатое правило о не прикосновении церковнослужителей к сосудам и вещам
«Дьячек, хотя бы и посвящен был, да не прикасается сосудам священным, ни святаго кадила пусть не дерзнет принести, если не будет диаконом, или священником, тоже – относительно и самаго того великаго иподиакона».
Двенадцатое правило о благочинном вхождении в алтарь
«Пономарей же ко всем церквам пусть посвящают из людей чистых, да не будет всякому открыт вход в святый Божий олтарь. Пусть ничего не вносят в Божий олтарь, – ни кутьи, ни чего-либо другаго. Ни священник, ни диакон не должны входить в олтарь без дела и с пренебрежением; пусть не оскорбляют чистаго места безчинным входом».
В. О принесении Святых икон Божией Матери, Владимирской и Иверской, в город Владимир
При Преосвященном Ксенофонте, в годину тяжких бед для России – в 1812 году, в город Владимир приносима была из Москвы чудотворная Владимирская икона Божией Матери, вместе с Иверскою св. иконою. Некогда говорила Богоматерь князю Андрею Боголюбскому: «не хощу, да образ мой несеши в Ростов, но постави его в Владимире» и обещала Благоверному князю охранять град и страну Владимирскую и вот, когда близка была грозная беда для Владимира от врагов, бывших уже в соседней с Владимиром Москве, – когда жители града и страны Владимирской, так сказать, истаивали в страхе от угрожающих ужасов кровопролития и разорения, Матерь Божия, как бы исполняя прежнее свое обещание, прибыла в чудном своем образе, для охранения, утешения и успокоения града и страны Ею возлюбленных. И действительно достойно удивления возвращение св. иконы Владимирской в возлюбленный Ею город в дни великой опасности. Все сокровища ризниц патриаршей и соборной из Москвы отправлены были в Вологду, а с чудотворными иконами Богоматери, Владимирскою и Иверскою, Преосвященный Августин направил шествие свое во Владимир. Замечательно и то, что епископ Августин с великою святынею прибыл во Владимир во время литургии, которую, по случаю Тезоименитства Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны (5 Сентября), совершал сам Преосвященный Ксенофонт в кафедральном соборе. Матерь Божия как бы нарочито устроила пришествие свое в чудном своем образе в свой соборный храм, когда Владимирский Владыка и народ, в виду явной опасности, умоляли Господа и Пречистую Матерь Его избавить Царство Российское, их град и страну от нашествия иноплеменных; Она в сей час явилась, как бы для очевидного удостоверения, что Владимир град приняла Она под защиту и покров Свой. Не видны ли во всем этом пути Божественного промышления?
Не безынтересно будет знать и о пребывании чудотворных икон Богоматери в сие время в городе Владимире. Преосвященный Августин с св. иконами Богоматери, опасаясь близости врагов, путь свой держал далее Владимира, но Преосвященный Ксенофонт, как рассказывает очевидец, упросил Московского епископа остаться со св. иконами до 8 Сентября. «В этот день – день храмоваго праздника в Рождественском монастыре – Преосвященный Ксенофонт, по прибытии обычнаго крестнаго хода из кафедральнаго собора, взял, с согласия Преосвященнаго Августина, и св. иконы, Владимирскую и Иверскую, и купно с оными совершил новый крестный ход около Кремля по валу, как это бывает во Владимире в день преполовения праздника пятидесятницы. В крестном ходу был все Владимирцы и стекшиеся на праздник, в великом множестве, жители окрестных селений. Сопровождая крестный ход, все с глубоким умилением возносили теплые молитвы ко Всевышнему Богу и Пресвятой Деве Богородице о спасении своем и всей России от сильного врага. По совершении крестного хода и окончании, затем, литургии, народ в церкви наперерыв прикладывался к св. иконам Богоматери до вечерни. После вечерни, иконы взяты были в келии архиерейские и уложены в дорожные кивоты, а утром 10 Сентября Преосвященный Августин отправился в Муром и проживал там до освобождения Москвы от французов. Мы же, продолжает очевидец, воодушевившись посещением Божией Матери, бодрствовали и продолжали молиться, не теряя надежды на свою безопасность. И упование Владимирцев не посрамило. Грозный враг не двигался из Москвы на Владимир, нога его не касалась и пределов Владимирской губернии. Спустя несколько дней, получено было официальное уведомление, что французы вытеснены из столицы и пытаются прорваться в хлебородные губернии, а 20 Октября епископ Августин получил уже приказание совсем возвратиться в Москву, совершенно очищенную от неприятеля.
По пути из Мурома, Августин 23 Октября опять прибыл во Владимир со св. иконами, и Преосвященный Ксенофонт снова упросил его остановиться во Владимире на несколько дней. И вот св. иконы 24 Октября, с крестным торжественным ходом, пред Божественной литургией опять внесены были в кафедральный собор, и св. икона Владимирская, одинакового размера с копиею ее, находящеюся во Владимирском соборе, поставлена была в киоте сей последней, на прежнее свое место, где пребывала она более двух столетий, а Иверская уставлена была на приготовленном для нее месте, подле местного образа Успения Божией Матери. Литургию совершил сам архиерей с соборным духовенством. Стечение граждан было чрезвычайное. Все молившиеся с особенным чувством взирали на светлый лик Богоматери и с умилением повергались на колена пред св. иконою Владимирскою, переносясь мыслию в те давние времена, когда сия св. икона занимала эту же киоту; все были вне себя от радости, что она в горестную для Владимира пору, по неисповедимому всеблагому промыслу, очутилась на старом своем месте, на коем зрели и пламенно лобызали ее наши предки. По окончании литургии, во весь день отворены были двери соборного храма, и граждане один за другим непрестанно приходили лобызать драгоценную свою святыню. На 25 число св. иконы из собора торжественно перенесены были в девичий монастырь, где и совершено было всенощное бдение, а на утро – Божественная литургия, после которой также на весь день оставались тут св. иконы; на 26 число перенесены они были в Дмитриевский собор, где был храмывой праздник в честь св. Димитрия Солунского. На 27 число, в Воскресенье, св. иконы перенесены в Рождественский монастырь, откуда на другой день, после литургии, с крестным ходом и изнесены были уже в Москву. Преосвященный Ксенофонт сопровождал св. иконы до соборной часовни, которая на пути к Москве. В соборной часовне разоблачившись и со слезами облобызавши св. иконы, Владыка поручил сопроводить их архимандриту Анатолию, ректору семинарии, до Казанской, в Ямской слободе, церкви. Дворяне и купцы попеременно несли на себе св. иконы в продолжение всего пути более трех верст, не смотря на снежную, ненастную погоду. В Казанской церкви св. иконы уложили в дорожные кивоты и, поклонясь пред ними в последний раз, возвратились восвояси, славя и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь, спасшую град Владимир и всю область Владимирскую своим благодатным посещением (Протоиер. Григ. Чижева очевидца, Владим. Епарх. Вед. 1866 г. № 14, стр. 780–786)».
На память о пребывании св. икон, Владимирской и Иверской, во Владимирском соборе, в 1812 году сняты были со св. иконы Иверской копии, из коих одна, украшенная, сверх серебряного венца таковыми же полями, жемчугом и восточными хрусталями, поставлена в соборе. (Пам. древ. во Влад., стр. 25–26).
Г. Надписи на гробницах св. Благоверных Князей Георгия, Андрея и Глеба
1. На гробнице Великого Князя Георгия:
«Божиею милостию и повелением Благочестиваго и Христолюбиваго Государя нашего Царя Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России, по благословению и обещанию отца его и богомольца Великаго Господина, святейшаго Кир Иосифа, патриарха Московскаго и всея России, лета 7139/1631 сделана сия рака серебряная и позлащенная его святительскою казною в великий град Владимир, в соборную Апостольскую церковь Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения, Благоверному Великому Князю Георгию Всеволодовичу, мученически венчавшемуся кровию за веру христианскую, Владимирскому чудотворцу, убиенному от злочестиваго и безбожнаго царя Батыя в лето 1237 Февраля в 4 день за Волгою рекою, на реке Сите. По убиении ж его блаженный Кирилл, епископ Ростовский, прииде с Бела озера на место, идеже добропобедный Христов мученик великий князь Георгий святую кровь свою пролия, ту обрете честное тело его и принесе в Ростов и положи в церкви Пресвятыя Богородицы, главы же его не обрете тогда во множестве трупия мертвых, последи же обретоша и святую его главу и принесоша в Ростов и положиша ю во гробе к честному телеси его, и в лето 6748/1239 прииде из Новаграда во град Владимир брат великий князь Ярослав Всеволодович и посла в Ростов, повеле принести во Владимир честное и святое тело брата своего великаго князя Георгия, егоже вземши со многою честию понесоша. Егда-же бысть близ города Владимира, срете его сам великий князь Ярослав с епископом Кириллом и со священным собором и с детьми своими и с боляры и положиша его в соборной церкви Пресвятыя Богородицы в приделе южном, с песньми надгробными, всем-же зрящим чудо преславно и удивления достойно, яко глава его совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но все составы целы и неразлучны и доныне так в гробе почивают, от всех людей видимы и удивляемы. В то же лето 153 в 5 число Января по обещанию Великаго Господина, святейшаго Кир Иосифа, патриарха Московскаго и всея России, в третие лето патриаршества его, принесены быша мощи благовернаго великаго князя Георгия из придела в соборную церковь Пресвятыя Богородицы и переложены в серебряную раку позлащенну и поставлены быша на десной стране близ святительскаго места во славу и честь Благоверному Великому Князю Георгию мученику Владимирскому чудотворцу во веки аминь».
У гробницы св. князя Георгия на стене в возглавии его утверждена следующая золотыми буквами надпись:
«Желанье в варваре горело,
Людей моих сжать, как траву,
Мой жизни дух лишить и тело
За тем мечем отнял главу:
Но Бог мой дух за веру праву
Жить вечно внес в небесну славу
Главу ж, прильпнувшу к телу здесь
Хранит чудесно и до днесь».
Над балдахином222222, который был устроен над гробницею св. князя Георгия, в резных клеймах были утверждены надписи: с северной стороны в среднем клейме: «Сынов же твоих, ниже ядовитых змиев зубы одолеша: милость бо твоя прихождаше и исцеляше их. Премудр. Солом, гл. 16, ст. 10». На правой стороне от сего: «В память бо словес твоих бяху усечени и скоро исцеляхуся. Премудр. Солом, гл. 16, ст. 11». На левой стороне: «Ниже бо зелие ниже обязание исцели их, но слово Твое Господи, исцеляющее вся. Премудр. Солом. гл. 16, ст. 12». С южной стороны в средине: «Хранит Господь души праведных, из руки грешничи избавит их. Псалом 36, ст. 10». По правую сторону: «яко не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления. Псалом 15, ст. 10». По левую: «Хранит Господь вся кости их – ни едина от них сокрушится. Псалом 33, ст. 21».
2. Надписи на гробнице Великого Князя Андрея Боголюбского – на первом клейме:
«Бог дивный во святых
Хранит вся кости их
И ни единая от них не сокрушится,
Да имя Божие святится.
Зреть тленное нетленным существо
Неверию соблазн, a вере торжество.
Мы веруем и зрим обет Господня слова:
Нетленна плоть твоя до днесь угодника Христова,
Нетленна плоть твоя, Великий Князь Андрей,
В защиту Русских стран, и в славу их царей.
И здешних жителей в отраду.
На утвержденье граду,
В котором мирно ты княжил
И мученически живот свой положил
И возлетел в страны незримы.
Приими от нас мольбы Боголюбивый!
И к Богу принеси
Живущему на небеси»
На втором клейме: «Святый Благоверный Андрей первый Юрьевич Китай и Боголюбский, князь Вышеградский, потом Суздальский и Ростовский и наконец первый Великий Князь Владимирский и Новгородский, или Великороссийский, родился в Суздале 1110 года, великокняжеское титло и престол принял и перенес из Киева во Владимир с 1157 года Мая 19 дня, владел 17 лет и 11 месяцев и 10 дней. 1175 года Июня на 29 число в ночи злодейским образом от Московскаго дворянина Якима Степанова, сына Кучки, или Кучкова, своего шурина, убит в Боголюбове. Жил 65 лет, погребен во Владимире Июля числа в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы златоверхой, им самим в 1158 году заложенной и созданной с великим украшением и богатством, на левой стороне в приделе Благовещения Пресвятыя Богородицы; торжество же памяти его совершается Июля в 4 день».
На третьем клейме: «Сии нетленныя мощи святаго Великаго Князя Андрея Боголюбскаго положены на вскрытии 1702 г., Октября 15 дня и поставлены в приделе Благовещения Пресвятыя Богородицы, который, по возобновлении собора, наченшемся при Преосвященном Павле по Высочайшему рескрипту 1768 года Июня 2 дня к оному последовавшему от Государыни Императрицы Екатерины II и оконченном при Преосвященном Иерониме, переименован во имя сего святаго Благовернаго князя Андрея, а прежняя рака, сделанная 1763 года Марта 23 дня, перенесена и поставлена была тогда с святыми мощами его между двух, на левой стороне, столпов, в соответственность мощам св. Благовернаго князя Георгия. Сия же новоустроенная серебряная рака, по преложении в нее нетленных сих мощей, поставлена паки на прежнем месте в сем приделе, во имя его устроенном, в 1820 году Августа в 30 день».
На четвертом клейме: «В царство Благочестивейшаго Великаго Государя нашего Императора Александра Павловича Самодержца Всероссийскаго: при супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Елизавете Алексеевне: при матери Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне: при Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Константине Павловиче: при Благоверном Государе Великом Князе Николае Павловиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Александре Феодоровне: при Благоверном Государе Великом Князе Александре Николаевиче: при Благоверном Государе Великом Князе Михаиле Павловиче: при Благоверной Государыне Великой Княжне Марии Николаевне: при Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Павловне и супруге Ея: при Благоверной Государыне Великой Княгине Анне Павловне и супруге Ея: тщанием Преосвященнейшаго Ксенофонта, епископа Владимирскаго и Суздальскаго и Кавалера и усердием доброхотных дателей устроися сия честная рака в лето от Рождества Христова 1820».
На пятом и шестом клеймах: тропарь и кондак святому князю Андрею. (Пам. древн. во Влад., стр. 32).
Над балдахином223223 и под балдахином, который был устроен над местом, где находится рака с св. мощами Андрея Боголюбскаго – между двух, на левой стороне храма, столпов, параллельно балдахину, имеющемуся над гробницей св. князя Георгия, – были следующие надписи:
1. В арматуре по средине балдахина – «Вы же приидите семо сынове беззаконии, в чем услаждаетеся; и на кого изсунусте меч ваш?» Исаии гл. 57. ст. 3–4.
2. По правую сторону арматуры: «От лица бо неправды взяся праведный, и будет с миром погребение его». Исаии гл. 57, ст. 1–2.
3. По левую сторону: «Видите, како праведный погибе и никтоже не приемлет сердцем, и мужие праведнии вземлются, и никтоже разумеет». Исаии гл. 57, ст. 1.
4. С северной стороны, в средине балдахина: «Станет в дерзновении мнозе праведник пред лицом оскорбивших его; видящии смятутся и ужаснутся о преславном спасении его». Премудр. Солом. гл. 5, ст. 1–2. На правой стороне: «Убо заблудихом от пути истиннаго, беззаконных исполнихомся стезь, и правды свет не облиста нам». Премудр. Солом. гл. 10, ст. 6–7. На левой стороне: «И рекут в себе кающеся безумнии: житие его вменихом неистово и кончину его безчестну, како вменится в сынех Божиих». Премудр. Солом. гл. 5, ст. 3–5.
Под балдахином на стене, к которой рака установлена своим возглавием, начертаны стихи:
«Хотя кто прав, живет хоть свято.
Но если злобствуют сердца,
У них, как бы в закон принято.
Того губити до конца,
Пример тому моя кончина.
Ей зависть с злобой есть причина,
Я прав – тиранен, как злодей.
От ближних сродных мне людей»224224.
3. Надписи на гробнице Благоверного князя Глеба, на первом клейме:
«Угодниче Христов,
Блаженный княже Глебе!
Щит граду нашему, покров,
Молитвенник о нас на небе,
Скончавшийся во цвете лет младых,
Приникни к нам от горных мест святых
Сюда во храм священный,
Останки где твои покоятся нетленны
И присных где твоих почиют телеса,
Владимиру краса
И благочестия примеры.
Се памятник тебе любви и веры
Усердных верных чад, сынов!
Угодниче Христов
Прими его блаженный,
И наш молебный слыша глас,
О княже благоверный!
Моли Творца о нас».
На втором клейме: «Святый Благоверный Великий Князь Глеб родился от самодержавнаго Христолюбиваго Великаго князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго в граде Владимире в лето от Рождества Христова 1155, поживе в добрых своих подвигах 20 лет, преставися в 1175 лето, в 20 день Июня, и погребен в сей соборной церкви Пресвятыя Богородицы честнаго славнаго ея успения златоверхия, на левой стране во гробе каменном, возле братий его Изяслава и Мстислава Андреевичев; преложены же быша нетленныя мощи его из каменнаго гроба в прежнюю серебряную раку и поставлены на месте сем в лето от Рождества Христова 1755, а в сию новоустроенную серебряную же раку преложены в лето 1818 месяца Июня 20 дня».
На третьем клейме: «В лето от сотворения мира 6745, от Рождества же по плоти Бога-Слова 1237 года, царь Батый Владимир град взя и соборную церковь огнем запали, в ней же блаженный епископ Митрофан и великая княгиня Агафия, супруга святаго князя Георгия Всеволодовича, со дщерию, снохами и внучатами и прочия княгини с детьми и множество бояр и людей, от великаго зноя и огня, затхошася и сгореша. Но гроб святаго Благовернаго князя Глеба от пожара никакоже повредися и тлению владеся, якоже и самим сопротивным ратникам о сем дивитися зело».
На четвертом клейме: «В царство Благочестивейшаго Великаго Государя нашего Императора Александра Павловича, Самодержца Всероссийскаго: при супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Елизавете Алексеевне: при матери Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне: при Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Константине Павловиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Анне Феодоровне: при Благоверном Государе Великом Князе Николае Павловиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Александре Феодоровне: при Благоверном Государе Великом Князе Михаиле Павловиче: при Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Павловне и супруге Ея: при Благоверной Государыне Королеве Виртембергской Екатерине Павловне и супруге Ея: при благоверной Государыне Великой Княгине Анне Павловне и супруге Ея: тщанием Преосвященнейшаго Ксенофонта, епископа Владимирскаго и Суздальскаго и Кавалера и усердием доброхотных дателей устроися честная рака в лето от P. X. 1818».
На пятом и шестом клеймах: тропарь и кондак св. князю Глебу (Памятн. древн. во Влад., стр. 27).
Над балдахином, устроенным над гробницею святого князя Глеба, – надпись: «Мене же за незлобие приял и утвердил мя еси пред тобою в век. Псал. 40, ст. 13».
На картине, находившейся невдалеке от раки св. князя Глеба, изображающей чудеса от св. Глеба, а ныне помещенной в молитвенном отделении соборного странноприимного дома, имеются следующие надписи:
«Чудо святого князя Глеба 1-е. «В лето 1238 месяца Февраля 7 дня, во время разорения града от ордынскаго царя Батыя, зажжена бысть соборная церковь, и от того великаго огня и зноя во восходных палатях тоя церкви затхошася преосвященный епископ Митрофан и великая княгиня Агафия, супруга великаго князя Георгия Всеволодовича, со всею фамилию ея, святаго же Глеба гроб соблюдеся невредимым, яко и самим татаром подивитися, видеша бо иной обходящ огнь и окружающ гроб».
Чудо 2-е. «В лето 1410 месяца Июля 3 дня, егда прииде внезапно безбожный царевич Талыч на град Владимир, и по убиении соборнаго ключаря Патрикия, разграбляше церковное сокровище, усмотре гроб каменный святаго Глеба и, мня сокровену быти ту церковному богатству, повеле разломати гроб святаго и абие изыде от гроба превеликий огнь, яко и варваром от страха омертвети».
Чудо 3-е. «В лето 1614-е в царствование Василия Иоанновича Шуйскаго приступаху литовския людие и свои мятежники многажды ко граду, но не могоша его взяти: тогда бо явися святый Глеб пономарю Герасиму, на гробе седящ во свете велием, и глаголющ тако: не ужасайся человече, не предаст бо Господь град сей варваром, мы бо соблюдаем его, но иди к протопресвитеру церкви сея и ко всему причту и повеждь им, аз же, зде лежай во гробе сем, поведаю ти сие».
4. Кроме сих надписей имеются еще надписи вокруг сени, устроенной над главным престолом, и около мест царского и патриаршего.
Надписи вокруг сени – с западной стороны: «Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, да приемем милость и благодать обрящем во благовременну помощь. Евр. 4, 16». С восточной стороны: «Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть: хлеб его же ломим, не общение ли тела Христова есть. 1Кор. 10, 16». С южной стороны: «Аще кровь козлия и тельчая и пепел юнчий кропящий оскверненныя освящает в плотстей чистоте. Евр. 9, 13». С северной стороны: «Кольми паче кровь Христова, иже Духом Святым себе принесе непорочна Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел, во еже служити нам Богу живу и истину. Евр. 9, 14». Внутри сени над самым престолом крупными литерами начертано: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего».
Надписи около царского места: «Се сотворих по глаголу твоему, се дах ти сердце смысленно и мудро, яко же ты, не бысть муж прежде тебе, и по тебе не востанет подобен тебе. 3 Цар. гл. 3, ст. 12». «Аще пойдеши путем моим сохранити заповеди моя, якоже хождаше Давид отец твой, умножу дни твои. 3 Царств, гл. 3, ст. 14». «Воззовет ко мне и услышу его. Псал. 90, ст. 15».
Надписи около святительского места: «Приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся. Иоан. гл. 20, ст. 23». «Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете и плод ваш пребудет. Иоан. гл. 15, ст. 16». «Аз же множеством милости твоея вниду в дом твой, поклонюся ко храму святому твоему в страсе твоем. Псал. 5, ст. 8». Вонми гласу моления моего Царю и Боже мой, яко к тебе помолюся Господи. Псал. 5, ст. 3». «Вниду в дом твой со всесожжением, воздам тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои. Псал. 65, ст. 12–14». «Тебе пожру жертвы хвалы и во имя Господне призову. Псал. 115, ст. 8». «Господи настави мя правдою твоею враг моих ради исправи пред тобою путь мой. Псал. 5, ст. 9». «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми его во дворех дому Господня. Псал. 115, ст. 9–10». «Пройду в место селения дивна, даже до дому Божия во гласе радования и исповедания. Псал. 41, ст. 5». «Всяк первосвященник, во еже приносити дары-же и жертвы, поставляем бывает. Евр. гл. 8, ст. 3».
На балдахине, под которым уставлена плащаница, надпись по средине балдахина: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть. Иоан. 3, 16» и у возглавия: «Солнце позна запад свой».
Д. О посещении Владимирского Успенского собора Государем Императором Николаем I в Октябре месяце 1834 года
(Из № 1 Влад. Губ. Вед. За 1858 г.)
«Накануне Высочайшаго прибытия, т. е. 11 Октября, в кафедральном соборе места, по которым предполагаемо было неминуемо шествовать Государю, устланы были в одну точу красным сукном. «Пред местными образами Спасителя и Божией Матери Владимирския поставлены были, нарочито сделанныя на случай Высочайшаго прибытия, обитыя красным сукном, с тремя ступенями подставы. На другой день в 12 часов Его Величество прибыл к собору в открытой коляске и на первом, что у подезда, помосте встречен был Преосвященным Архиепископом Парфением в полном облачении с хоругвями и со крестом в руках, без посоха и орлеца; соборные диаконы, стоя по обеим Преосвященнаго сторонам, как только Государь вышел из коляски, производили каждение: архимандриты, соборяне и прочее градское духовенство, назначенное для встречи, стояли на площадке под колокольней в два ряда и все были, начиная с Преосвященнаго, в одинаковом серебренаго глазета облачении; певчие стояли за духовенством по четыре человека в ряд; все они одеты были в певческие голубые кафтаны, исключая священников и диаконов, которые находились в голубых рясах. Государь Император, приложась ко кресту и приняв окропление св. водою, которую держал в большом серебряном ковше протодиакон, изволил шествовать в собор; пред ним шел Преосвященный с крестом в руках, а далее архимандриты и белое духовенство по два в ряд, певчие шли впереди по четыре человека в ряд с пением тропаря: «Спаси Господи люди твоя»...
Вошедши в церковь, певчие стали на правой стороне за решеткой против местной иконы Успения Божией Матери по четыре человека в ряд, оборотясь к северной стороне; Преосвященный, отдав крест ключарю протоиерею Иоанну Доброхотову, стал среди собора без посоха и орлеца (амвон был вынесен), а архимандриты и прочее духовенство – по обеим сторонам один подле другого, как обыкновенно становятся при отправлении соборне молебнов, только на правой стороне ряд простирался менее, дабы не стеснять Государя.
«Его Величество подошел к амвону, с крестным знамением пред царскими дверьми поклонился, потом, ставши на правой стороне подле столпа за архиерейским местом, еще помолился, а затем Преосвященному с духовенством и народу поклонился, на что и ему от всех ответствовано было низким поклонением. После сего, Преосвященный совершил краткое молебстие и, по совершении сего, предложил: не благоугодно ли будет Его Императорскому Величеству приложиться к святыне. Государь на сие изявил свое желание и, в предшествии Преосвященнаго, изволил прикладываться сперва к местным образам Спасителя и Божией Матери Владимирская, потом к чудотворным мощам св. благоверных князей, начав с Андрея Боголюбскаго, к коему проходя от иконы Владимирской Богоматери, спрашивал: «где почивает Агафия, супруга князя Георгия, и во святых ли она»? Приложась же к св. мощам Андрея Юрьевича Боголюбскаго, изволил входить северною дверью в придельный алтарь во имя сего князя, для обозрения гроба Благовернаго Великаго Князя Всеволода Юрьевича, брата Андрея Боголюбскаго, почивающаго под спудом. Вышед из алтаря тою же северною дверью, хотя и царския двери были отверсты, изволил идти подле иконостаса к святым мощам Георгия Всеволодовича, сына вышеупомянутого князя Всеволода и, подходя к оным, на разсказ Преосвященнаго о важнейших чертах его жизни, сказал: «Недавно шлем его найден». Потом изволил прикладываться к св. мощам Глеба Андреевича, сына Андрея Боголюбскаго, у коего благоизволил взять и несколько приподнять ручки, которыя перед сим в виду его приподнимал Преосвященный и докладывал Государю, что когда изволил посетить Владимир Августейший родитель с Великими Князьями Александром Павловичем и Константином Павловичем, то, позвав их, говорил: «поглядите, ручки князя, как живаго», при чем приподнимал и самую ручку. Приложась к св. мощам князя Глеба, изволил обозревать в придельном, во имя его, алтаре гробы почивающих под спудом Благоверных Великих Князей: Ярослава Всеволодовича, племянника Андрея Боголюбскаго, а св. Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго отца, и детей св. Князя Георгия Всеволодовича: Мстислава, Всеволода и Владимира Георгиевичей, куда входил и выходил северною же дверью, а Преосвященный в оба алтаря входил царскими вратами. Потом изволил обозревать гробницы прочих Великих Князей и Княгинь, почивающих под спудом, а именно: на правой стороне собора – Константина Всеволодовича, брата св. князя Георгия, на левой стороне – Мстислава Андреевича, сына св. Андрея Боголюбскаго, Агафии, супруги св. князя Георгия Всеволодовича, дочери ея Феодоры, снох и внучат, погибших, в сем храме в верхней восходной палате в 1237 году Февраля 7 дня, от огня возженнаго войсками Батыя, предпочтя ужасную смерть постыдному плену: Бориса Данииловича, сына Даниила Александровича, Московскаго чудотворца, и Изяслава Андреевича, сына же Андрея Боголюбскаго, у гроба коего хранящиеся железные княжеские шлем и стрелы, подаваемые ключарем, изволил брать в свои руки и о последних сказал, что Он, «таковых еще не видывал». По обозрении гробов, проходя к теплой церкви мимо западной двери, Преосвященный указывал Его Величеству те хоры, где скончалась великая княгиня Агафия с великокняжеским своим семейством. Потом благоизволил обозревать гробы почивающих под спудом Преосвященных – Митрополита Максима Грека, пришедшаго в 1299 году от утеснения татар из Киева во Владимир и перенесшаго оттуда кафедру, коего мощи почивают подле входа в теплую церковь, и епископа Митрофана, почивающаго в теплом соборе, принявшаго страстотерпческую кончину вместе с великокняжеским семейством от дыма и огня. Наконец Его Величество, вышедши из теплой церкви в большой холодный собор и помолясь подле амвона к царским дверям, из собора изволил выйти в ту же северную дверь в предшествии Преосвященнаго с крестом, и тогда во всем городе начался звон и продолжался до самаго отбытия из города. При встрече Государя Императора, по назначению Его преосвященства, были в соборе архимандриты монастырей: Переславскаго Данилова, Семинарии ректор Неофит, Цареконстантиновскаго Серафим, Муромскаго Спасскаго присутствующий Консистории Иероним, Боголюбова Феофил; соборяне все; приходских церквей протоиереи: Вознесенской Василий Казанский, Николозлатовратской Иоанн Остроумов и Воскресенской священник Иоанн Гусев».
Записано сие в 1834 году ключарем протоиереем Иоанном Доброхотовым и утверждено Его Преосвященством (Арх. Парф.) с некоторыми его руки поправками.
Е. Прощальная беседа преосвященнейшего Епископа Феофана с Владимирскою паствою
«Уже приходит к концу мое почти трехлетнее среди вас и с вами служение, – и я понуждаюсь сказать вам слово-другое на прощанье. Долго молчал я и вот на какой случай пришлось прервать молчание. Случай для вас, может быть, простой и обыкновенный, а для меня очень знаменательный. Что будет впереди, – кто определит? Но обращаясь назад и проходя мыслию все, от начала моего сюда прибытия до настоящаго времени, преисполнен я чувствами благодарения к щедрому Бдагоподателю за все Его милости, не по моему достоинству на меня излиянныя. Число сих милостей я мог бы указать, но меры их определить не умею. Удивил еси, Господи, щедроты Твоя на мне недостойном преизобиловавшею благостию Твоею, на покаяние меня призывая. Благодарение возношу и Пречистой Владычице Богородице и Святым Божиим, в сем храме почивающим и по всей епархии славимым, что щадили меня, не смотря на большия мои немощи, – молитвами своими не допустили милости Божией преложиться на гнев. Верю, не малою частию любви вашей и молитвам вашим обязан я за такой милостивый небесный покров, – и благодарю вас за то. Благодарю за все добро, вами мне явленное, за ваше благорасположение, за ваше внимание к немощному слову моему, за ваше благоговейное стояние во храмах Божиих, коим я всегда утешался, за вашу ревность к благолепию храмов, за вашу готовность на всякое добро. Милостивый Господь да укрепит в вас, да умножит сии добрыя расположения ваши, чтобы, украшаясь ими, вы всегда составляли венец похваления для церкви Христовой. Не попеняйте на меня, Господа ради, что оставляю вас. Отхожу не ради того, чтобы вынужден был оставить вас.
Ваша доброта не допустила бы меня переменить вас на другую паству. Но, как ведомый, ведусь на свободное от забот пребывание, ища и чая лучшаго, как это сродно естеству нашему. Как это могло образоваться – не берусь объяснять. Одно скажу, что, кроме внешняго течения событий, определяющих наши дела, есть внутреннее изменение расположений, доводящих до известных решимостей. Есть, кроме внешней необходимости, необходимость внутренняя, которой внемлет совесть и которой не сильно противоречит сердце. Находясь в таком положении, об одном прошу любовь вашу, – оставляя суждение и осуждение сделаннаго уже мною шага, – усугубить молитвы ваши, да не отщетит Господь чаяния моего.
И я буду молиться о вас, буду молиться, чтобы Господь всегда ниспосылал вам всякое благо, улучшал ваше благосостояние и отвращал всякую беду, паче же, чтобы устроял ваше спасение. Спасайтесь и спасайтесь о Господе. Лучше сего пожелать вам не умею. Все будет, когда спасение будет. Путь спасения вам ведом, ведомо все спасительное устроение Божие. В сем отношении довольно напомнить вам слово св. Апостола Павла к Тимофею: «о Тимофее, предание сохрани»! Сохраните, что Господом и св. его Апостолами преподано церкви, и что одно поколение христиан передает другому. Напомянуть о сем понуждаюсь вам того ради, что много ложных учений между нами, учений растлительных, подрывающих основы веры, разстраивающих семейное счастие и разрушающих благосостояние государства. Поберегитесь, Господа ради, от сих учений. Есть камень, коим испытывают золото. Испытующий камень учений да будет для вас св. учение, издревле проповедуемое в церкви. Все несогласное с сим учением, отвергайте, как зло, каким бы титлом благовидным оно ни прикрывалось. Вы только это соблюдайте, а все прочее само собой приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати. Благодать с верою созиждут чистыми и непорочными сердца ваши. Чистии же сердцем Бога начнут зреть еще здесь, – узрят Его несомненно там, и будут вечно зреть и блаженствовать в сем зрении.
Это немногое напоминаю вам и как последнее завещаваю и большим чем обременять вашего слышания не буду. Вы сами знаете. Позаботьтесь только стать в ряд тех ведущих, коим сказано: «сия весте, но блажени, аще творите я». Затем простите! Простите, если кого оскорбил, обидел, онеправдовал, или соблазнил. Господь Бог Своею благодатию да простит и помилует всех нас, аминь. Еще прошу вас – помолитесь о мне!»
Ж. Надписи на стенах собора, произведенные при восстановлении в нем открытой древней стенописи в 1882–84 годах
В лето 6666 заложи Андрей князь в Володимери церковь камену Святую Богородицю, месяца Априля в 8, в день святаго Апостола Родиона, во вторник; и да ей много именья и свободы купленыя и с даньми, и села лепшая, и десятины в стадех своих, и торг десятый. В лето 6668 создана бысть церквы Святая Богородица в Володимери, Благоверным и Боголюбивым Князем Андреем; и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем без числа и ссуды церковными и верх ея позлати. По вере же его и по тщанию его к святей Богородице приведе ему Бог из всех земель мастери и украси ю паче инех церквий. (Лаврент. лет.).
Двери церковныя трое золотом устрои, каменьем дорогим и жемчюгом украси много ценным и всякими узорочьи удиви ю, и многими пониканделы золотыми и серебряными просвети церковь, а онбон от злата и сребра устрой, а служебных сосуд и рипидьи и всего строенья церковнаго златом и камением драгнм и жемчюгом великим вельми много, a триерусалими вельми велицыи, иже от злата чиста, от камения многоценна устрои, и всеми виды и устроеньем подобна бысть удивлению Соломонове святая святых. Верх златом устрои, и кубки и ветрила золотом устроена постави по всей церкви и по комаром около. (Ипатьевская летопись).
В лето 6669 почата бысть писати церквы в Володимери золатоверхая, а кончана Августа в 30. (Лавр. летоп.)
Из послания великаго Патриарха Луки к Великому Князю Андрею Боголюбскому.
Возлюбленный о Христе духовный сыне, преблагородный княже Ростовский и Суздальский. Множицею слышахом глаголанная пред нашим смирением и пред священным и божественным собором и при державнейшем нашем сыне благочестивом царе Мануиле, яко град нарицаемый Владимир, его же святый и блаженный Великий Князь Владимир во имя свое созда, ты же ныне из основания воздвигл еси его велий, разшири и возвыси со множеством человек, в нем же и церьковь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения создал еси, и многим имением и стяжанием изобильствова. Целует тя весь священный и божественный великий собор с нашим смирением, преблагородный духовный наш сыне. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа да будет со благородием твоим. Аминь.
В лето 6683 убьин бысть Великий Князь Андрей, сын Великаго Князя Георгия, внук Мономаха Володимера. Убьен же бысть месяца Июня в 29 день, на память святою Апостолов Петра и Павла, в субботу на ночь. Феодул игумен святое Богородицы Володимерское с клирошаны, с Луциною чадью и с Володимерци ехоша по князя в Боголюбое, и вземше тело его в 5 день, в четверток, привезше его в Володимер с честью, положиша и у чудное и хвалы достойное у святыя Богородици златоверхое, южс бе сам создал. (Лавр. лет., стр. 156–157).
Андрею княже великий, дерзновение имея ко всемогущему и богатых богатейшему, на высоких седящему Богу, молися помиловати братью свою, да подаст им победу на противные и мирную державу и царство честно и многолетно во вся веки веком, аминь.
Сподоби мя Господи недостойнаго прияти конец сей, како святии правовернии цари прольяша крови, страждуще за люди своя. Благодарю тя Господи, яко смирил еси душу мою, и в царствии твоем причастника мя сотвори, аще и кровь мою пролиют, причти мя в лики святых мученик твоих, Господи. В руце Твои, Господи, предаю дух мой.
В лето 6693 бысть пожар велик в Володимери граде, месяца Априля в 13 день, в среду: погоре бе мало не весь город, и церквий числом тридцать и две, и соборная церкы святая Богородица златоверхая, юже бе украсил Благоверный Князь Андрей. И та загореся сверху, и что бяше в ней узорочий, поникадила сребреная и ссуд златых и сребреных, и порт золотом шитых и жемчюгом, и чюдных икон золотом кованы и каменьем драгым и жемчюгом великим, им же несть числа; Богу попущьшю грех ради наших и ум от человек отемшю, и вымыкаша из церькви на двор до всего, а из терема куны и книгы и паволокы и укси церковные, иже вешаху на праздник, и до ссуд, им же несть числа: все огнь взя без утеча.
В лето 6697 священа бысть церкы сборная святая Богородица, великым священьем, блаженным епископом Лукою, при князи Великом Всеволоде, и сыне его Костянтине, и Ярославичи Ростиславе зяти его, и бысть радость велика в граде Володимери, и священа бысть на канун святое Богородицы Успенья.
В лето 6745 Благоверный Епископ Митрофан исписа притвор святое Богородици. (Лаврент. лет.)
В лето 6745 приидоша от всточные страны безбожнии татари и пойде противу их Всеволод, сын Юрьев, внук Всеволож и ступившася у коломны, и бысть сеча велика и много убиша у Всеволода, и прибежа Всеволод в Володимер в мале дружине, а татарове идоша к Москве и взяша ю, а князя Володимера, сына Юрьева, яша руками. И поеха князь Юрьи из Володимеря в мале дружине, урядив сыны своя в собе место Всеволода и Мстислава и еха на Волгу и ста на Сити станом, ждучи к собе брата своего Ярослава с полкы и Святослава с дружиною своею. Toe же зимы приидоша татарове к Володимерю, месяца Февраля в 3, на память святаго Семеона, во вторник, прежде мясопуста за неделю. Володимерци затворишася в граде, Всеволод же и Мстислав бяста, а воевода Петр Ослядюкович. Володимерцем неотворящимся, приехаша татари к золотым воротам, ведя с собою Володимера Юрьевича. И начаша татарове молвити: знаете ли княжича вашего Володимера? бе бо уныл лицем. Всеволод же и Мстислав стояста на золотых воротех и познаста брата своего Володимера. А татарове отшедше от золотых ворот и станы своя урядив у города Володимеря, идоша, взяша Суждаль и идоша к Володимерю. В суботу мясопустную почаша наряжати лесы и порокы ставиша до вечера, а на ночь огородиша тыном около всего города Володимеря; в неделю мясопустную по заутрени приступиша к городу месяца Февраля в 7. «И бысть плач велик в граде225225. И заидоша от золотых ворот у святаго Спаса, и внидоша по примету в город чрез стену, а сюды от северныя стороны от лыбеди к Орининым воротам и к медяным, а отсюду от Клязмы к Воложьским воротам, и тако взяша вскоре град до обеда Новый и запалиша и огнем. Бежа же Всеволод и Мстислав и все людие в Печерний город; епископ Митрофан, и княгиня Юрьева с дщерью и с снохами и со внучаты и прочая княгини, множество бояр и людей затворишася в церковь святыя Богородица в полатех. Татарове же отбивше, отвориша двери церковныя, и наволочивше леса около церкви и в церковь, и зажгоша, и издхошася от великаго зноя вся сущая ту люди, ими же огнем скончашася, а иных оружием до конца предаша смерти; а святую церковь разграбиша, и чудную икону самыя Богоматере одраша. И поидоша на Великаго князя Юрья, князь же, отложив всю печаль, поиде к ним, и ступишася обои полци, и бысть сеча зла, и побегоша пред иноплеменники, и ту убьен бысть Великий Князь Юрьи Всеволодович на реце на Сити, и вои его многи погибоша. Сия же злоба сключися месяца Марта 4. Блаженный же епископ Кирилл, ида с Бела-озера, тамо избыв ратных, и прииде на место, идеже убиен бысть Великий Князь Юрьи, и обрете тело его; взем же и принесе е в Ростов, и пев над ним обычная пенья, и положиша его в церкви святыя Богородица. Тогда же принесоша главу Великаго Князя Юрья и положиша ю в гроб к телу его. (Троиц. лет., стр. 223–224).
В лето 6746 по отшествии татарския рати начашася людие збирати, идеже бе кто избегл, или сокрылся. Тогда прииде и Ярослав Всеволодович, внук Юриев, со братиею своею, во град Володимер, и повеле со плачем трупие христиан погребсти, и седе на плененной земле княжити. (Прибавл. к Ипат. лет., стр. 338).
В лето 6747 посла Ярослав, князь Великий, по брата своего Георгия в Ростов, и привезоша и к Володимерю, и не дошедше ста; изидоша из града противу ему епископ Кирил и Дионисий Архимандрит, понесоша и в град с епископом, и игумени и попове и черноризци, и не бе слышати пенья в плачи и велици вопли, плака бо ся весь град Володимер по нем, Ярослав же, и Святослав, и князи рустии плакахуся по нем с дружиною своею, и множество бояр и слуг плакахуся лишенья своего князя, убозии кормителя; певше обычныя песни, и положиша и в гроб камен в святой Богородици в гробници, идеже лежит Всеволод, отец его. (Лаврентьевская летопись, стр. 199–200).
В лето 6903 преблагий и премилостивый Христос Бог наш вложи во ум благий совет Великому Князю Василию Димитриевичу, дабы послати во град Владимир по чудотворную икону Богоматере, юже написа Богогласный евангелист Лука, яко да принесена будет в царствующий град Москву, и посла Великий Князь Василий ко отцу своему Киприану Митрополиту, возвещая помышление свое, и абие Митрополит Киприан посла в преименитый град Владимир и тамо посланнии со усердием приспевше на самый праздник всечестнаго Успения Пресвятыя Богородицы, возвестиша всему освященному собору и сотворше всенощное пение, молебная совершиша; по совершении же Божественныя литургии, служащий ту протопоп и священницы приступиша и, вземше из киота пречудную икону Богоматери, понесоша честно из града Владимиря, и со свещами и с кадилы, и все христианское множество, малии и велицыи, далече шествие творяще, со слезами многими.
Лета 6781 в преименитей соборней церкви в Володимири при Митрополите Кириле бысть Собор преподобных епископов разсуждения ради о нестроениях церковных. Дванадесять правил составлено бысть на соборе. Сии соборныя правила сохранишася в древних кормчих под написанием правил Кирилла Митрополита.
В лето 6807 Митрополит всея России и Максим грек, при Благоверном Великом Князе Андрее Александровиче, видя яко Киев разорен и правления порядочнаго в нем нет переселися из Киева во Володимер, со всем своим клиросом, и седе в Володимире на столе; от сего лета почитается перенесение Митрополии Киевской во Владимир.
В лето 6916 весною месяца Мая в 25, начата бысть подпись великой соборней церкве Пречистыя Богородици Володимерския повелением Великаго Князя Василия Дмитреевича, а мастеры быша Данило иконик, да Ондрей Рублев (Софийск. лет.)
В лето 6920 Иулия 3, внезапу прииде во град Владимир царевич Талыч, со многою ратию. В соборной же церкви Пречистыя Богородицы затворися тогда, с некими людьми, ключарь Патрикей священник, родом Греченин, иже прииде с Митрополитом Фотием из Грек, и бяше муж нарочит и добродетелен. Собрав же сосуды церковныя и златыя и сребреныя и многу драгую утварь, елико успе, и вознесе на церковь святыя Богородицы и сохрани, и люди некия тамо посади, а сам сниде и лествицы отмета, и ста в церкви един пред образом Пречистыя Богородицы, моляся, слезы от очию изливая. Безбожнии же татарове у церкве, кричаще, вопиют русским языком, да отверзут им двери церковныя. Ключарь же, неподвижно стоя пред образом Пречистыя Богородицы, никакоже послушая злочестивых агарян. Безбожнии же высекоша двери церковныя и, вшедше во церковь, чудную икону Пречистыя Богородицы от всея драгия утвари обнажиша, такоже и прочия иконы и всю церковь разграбиша, пресвитера Патрикия емше мучиша о сосудех церковных и о прочей кузни и о людех, иже с ним были в церкви. Он же никакоже сказа, и многи муки претерпе, не поведа ничтоже. Погании же добляго страдальца, на сковраде разжене поставляху, и за ногти спицы забиваху, и кожу одираху, и ноги прорезавь, ужище вдернуша и ко хвосту коня привязавше, влечаху. И в таковей велицей муце, со многим терпением скончася, мученический венец приим от Христа Бога. (Степен. книга ч. 2, стр. 31–32).
Лета 7116, егда литовстии людие приидоша внезапу ко граду Владимирю, премилостивый Бог восхоте показати людем своим целебный источник сущаго помощника – мощи святаго Благовернаго Великаго Князя Глеба сицевым образом: в полунощную стражу стрегущие у соборной церкви слышаху гром и стук в церкви, и поведаху бывшее пономарю Герасиму. Он же, пришед и отверзши соборныя церкве двери, виде в ней свет велий и в том свете, обозревся на левую страну, виде в княжестем образе человека, седяща у раки святаго князя Глеба и глаголюща ему: не ужасайся человече и не бойся, не предаст Господь Бог град сей в руки врагов, мы бо его соблюдаем и молим всемилостиваго Бога и Того рождшую Пресвятую Богородицу: но иди ко пресвитеру сея церкви и ко всему причту и повеждь им вся сия реченная от мене; аз же есмь лежащий во гробе сем.
Во Владимирской Успенской соборной церкви восходили на великокняжеский престол: Великие Князья Андрей Боголюбский, Ярополк Ростиславич, Михаил II Георгиевич, Всеволод Георгиевич, Георгий Всеволодович, Константин Всеволодович, Ярослав Всеволодович, Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич, Александр Ярославич, Ярослав Ярославич, Василий Ярославич, Димитрий Александрович, Андрей Александрович, Михаил Ярославич, Георгий Даниилович Димитрий Михаилович, Александр Михаилович, Иоанн Даниилович, Симеон Иоаннович, Иоанн Иоаннович, Димитрий Константинович и Василий Димитриевич.
Во Владимирской Успенской соборной церкви почивают в чудном нетлении святые Благоверные Великие Князи Андрей Боголюбский, сын его Глеб и Георгий Всеволодович.
Здесь же погребены: князья Ярослав Георгиевич, Изяслав и Мстислав Андреевичи, Великий Князь Михаил II Георгиевич, княгиня Галицкая Ольга Георгиевна, во инокинех Евфросиния, князь Изяслав Глебович, Великие Князья: Всеволод Георгиевич, Константин Всеволодович, князья: Владимир, Иоанн и Святослав Всеволодовичи, Великая княгиня Агафия Всеволодовна, княжна Феодора Георгиевна, князья: Мстислав, Всеволод и Владимир Георгиевичи и супруги их: Мария, Христина и Феодора с чадами, Великие Князья: Ярослав Всеволодович, Михаил Московский, прозванный Храбрым, Константин Ярославич, Борис Даниилович и Борис Михаилович.
Во Владимирском Успенском соборе погребены епископы: Лука, Симон, Митрофан, Серапион, Феодор, всея России Митрополит Максим Грек, епископы: Платон, Павел, Иероним.
Средний алтарь Владимирского Успенского собора, в честь Успения Пресвятой Богородицы, украшен живописью и орнаментацией в 1879–1881 годах Московским живописцем Николаем Герасимовичем Степановым. Новое благоукрашение сделано на место обветшавшей и крайне повредившейся живописи новейшего Итальянского стиля, произведенной в 1768–1774 годах, при Владимирских епископах Павле и Иерониме, одновременно с устроением соборного иконостаса. Благоукрашение алтаря исполнено по благословению Святейшего Синода и Господина Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Руководил исполнением благоукрашения Епархиальный Архитектор, член Императорского Московского Археологического Общества, Николай Андреевич Артлебен.
Во Владимирской Успенской соборной церкви в 1882 году открыты под штукатуркою, а в иных местах под масляною краскою, и частию на иконостасом и киотами, древнейшие фрески, изображающие собою священные события, святых угодников Божиих и разнообразные украшения. Открытые фрески, по распоряжению Господина Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского, тщательно охранены и, по надлежащем сношении сего Архипастыря с Императорским Московским Археологическим Обществом, восстановлены в 1883–1884 годах, совершенно согласно с научными требованиями, а на тех местах соборной церкви, где не сохранилось древней стенописи, сделаны дополнения с древнейшего стенописания, находящегося в церквах Рюриковой Староладожской и Спасонередицкой, ближе прочих подходящего к стилю и характеру открытых во Владимирском соборе фресок. Восстановлением древнейшего благоукрашения внутри Владимирского собора заведовала и руководила особая Археологическая при Императорском Московском Археологическом Обществе, комиссия, под председательством Ивана Егоровича Забелина и при ближайшем содействии ей и наблюдении Настоятеля Владимирского Кафедрального Успенского собора протоиерея Матвея Ивановича Жудро и соборного старосты Ефима Васильевича Васильева, устроившего на свои средства нагревание соборной церкви, как для непрерывного производства в ней работ, так и для сохранения храма от холода и сырости на все будущее время его существования. Вся стенопись исполнена иконописцем села Палеха Вязниковского уезда Николаем Михайловичем Софоновым.
Соборный иконостас перекрашен и позлащен в 1883–1884 годах Московским мастером иконостасчиком Иваном Андреевичем Соколовым, а иконы в иконостасе обновлены иконописцем села Палеха Вязниковского уезда Николаем Михайловичем Софоновым, реставрировавшим древнейшую стенопись соборного храма.