Источник

Сборник 3, Поучение 38Сборник 3, Поучение 40

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

39. Празднование Иверской иконы Божией Матери и святых отцов 7 Вселенского Собора. О почитании икон

«Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая"" 160.

Почитание и особое чествование Иверской иконы Божией Матери в Православной Церкви обычно происходит рядом с памятью отцов 7 Вселенского Собора. Ближайшее воскресение до дня чествования иконы Иверской Божьей Матери посвящается памяти этих отцов. Они прославляются потому, что утвердили в Православной Церкви иконопочитание и закрепили его за все времена соборным определением. Остановим своё благочестивое внимание сначала на деятельность этого собора и на значение икон в нашей религиозной жизни.

Всего в Православной Церкви было семь Вселенских соборов. Последний из них, седьмой, происходил в 787 году и был созван в защиту иконопочитания. В те времена иконы, по распоряжению императора Льва Исаврянина, запрещались. По мнению этого императора и его приверженцев, чтить иконы – значило идолопоклонствовать. Он хотел привлечь к христианству мусульман, не признающих икон, и поэтому особенно старался об уничтожении их. И вот, по его распоряжению, стали иконы изымать из храмов и домов и уничтожать. Это вызвало возмущение большинства христиан, привыкших благоговейно относиться к иконам. Началась борьба за святые иконы. Много потрудился в защиту икон святой Иоанн Дамаскин. Иконоборцы составили свой иконоборческий собор в 754 году. Но торжество их было непродолжительным. Императрица Ирина с патриархом Тарасием созвали в 787 году Вселенский Собор и утвердили иконопочитание.

Почему мы, братия и сестры, вместе с Отцами этого собора чтим святые иконы? Потому что они нам живо напоминают тех святых, которые на них изображены. Наша мысль при взгляде на иконы на «первообразное» восходит, как говорили Отцы 7 Вселенского Собора, т. е. обращается от внешнего, видимого на иконе образа – на первообраз, на тот невидимый духовный лик, чьё изображение дано на иконе. Так, когда мы смотрим на иконописный лик, скажем, святителя Николая или преподобного Сергия, то духовно вспоминаем этих угодников, сущих на небесах, и к ним устремляем свой молитвенный взор.

Потребность пользоваться иконами – древняя потребность. Она идёт от времени Христа. Сам Спаситель, по церковному преданию, посылал Своё изображение (убрус) царю Едесскому Авгарию. Евангелист Лука был одним из первых иконописцев лика Божией Матери. И хотя христиане первых веков из-за гонений старались пользоваться вместо икон символическими изображениями: рыбы, птиц, овцы, ягнёнка и. т. д. но с течением времени иконописные изображения стали входить во всеобщее употребление.

Среди многих икон особое место стали занимать изображения Богоматери. Когда мы смотрим на икону Божией Матери, то почти всегда видим, что Она изображается с Богомладенцем. Почему не одна, а с Ним? Почему не с взрослым Христом, а с Младенцем? Потому что самая характерная, отличительная особенность Божией Матери та, что Она Богородица. Это и даётся на иконе изображением Её с Младенцем... Она – Мать, держащая на руках Сына – Богомладенца. Её материнство, её материнская связь с Сыном Божиим, нашим Спасителем и даётся на Её иконах. Как близка и дорога нам всякая икона Божией Матери! Близка и дорога потому, что дорога нам Она Сама – Матерь Божия.

Много в Православной Церкви чтимых икон с изображением Богоматери. И все они имеют свою историю. Вот сегодня мы чтим и прославляем икону – Иверскую. Она ознаменовала себя первым чудом во времена гонений на святые иконы. Краткая история чуда этого и самой Иверской иконы такова. Во время гонений на иконы в 9 веке у одной благочестивой женщине в городе Никее была особа чтимая икона. И вот солдаты пришли за этой иконой. Женщина одарила их деньгами и уговорила прийти за иконой на другое утро. Те согласились. Ночью она вместе с сыном отнесла икону к морю, положила её на воду, вручив попечению Божию. Икона чудесно приплыла к Афону и была с крестным ходом старцем Гавриилом перенесена в Иверский монастырь. От названия монастыря она и стала называться Иверской. На иконе, на правой ланите лика Богоматери виден след раны. Она, как говорит предание, была нанесена одним варваром уже в Иверской обители. Список (копия) её в 1648 году был доставлен в Москву и с тех пор она чтится на Руси наряду с другими иконами Богоматери (Казанской, Владимирской, Смоленской и другими).

Перед всеми иконами Богоматери мы всегда произносим молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Помолимся и пред Иверской иконой Божией Матери: «Пресвятая Владычице Богородице, спаси нас». Помолимся молитвой акафиста; «О, Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя. Избави нас от всех бед и напастей в животе сем и будущей жизни изми муки».

«Радуйся, Благая Вратарница, двери райские верным отверзающая». Аминь.

* * *

160

 Из акафиста.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle