Источник

Сборник 3, Поучение 33Сборник 3, Поучение 35

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

34. Успение Божией Матери. Прославление Богородицы

«Во успении мира не оставила еси, Богородице... И молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша"" 153.

Братия и сестры! Дивна и поучительна жизнь Богоматери! «Чудно рождение Твоё, – восклицает Церковь Христова, – чуден образ воспитания, чудно, дивно, неизъяснимо всё в Тебе, Богоневеста»154.

Величайшее благоволение к Божией Матери имели древние христиане. Они оставили нам некоторые черты и моменты из Её жизни и даже наблюдения над Её внешним видом. «Она была роста среднего, или несколько более среднего. Вид лица был, как вид зерна пшеничного. Волосы жёлтые, златовидные, глаза острые, брови дугообразные и умеренно-чёрные, нос продолговатый... Одежды Её были простые, скромные, поступь степенная, взгляд строгий, но приятный. Речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца. В Её лице сосредоточено все сокровище благодати. Она была свята телом и душой»155.

Священномученик Игнатий Богоносец (ученик апостола Иоанна Богослова) писал, что приснодевственная Матерь Божия «исполнена благодати и всех добродетелей». Один церковный историк передаёт также сведения о Ней: «В беседе с другими Она не смеялась, не возмущалась, не гневалась. Нимало о Себе не думала и отличалась полным смирением».

«Она вся – чертог Духа, вся – град Живого Бога, вся пред очами Божиими, ибо восшедше превыше херувимов и серафимов, Она соединялась с Богом».

Укажем на некоторые моменты Её богоугодной, святой жизни. После вознесения Сына Своего Она жила в Иерусалиме у евангелиста Иоанна Богослова, которому Сам Христос на Голгофе вручил её как Мать (Ин. 19:27). Она любила посещать храм и те места в Иерусалиме и его окрестностях, где бывал Христос и особенно в последние дни Своей жизни. Подобно апостолам и жёнам мироносицам, Она благовествовала о Христе-Спасителе, не отлучалась, однако, далеко от Иерусалима.

Однажды, когда Она молилась в саду Гефсиманском, явился Ей архангел Гавриил и предвозвестил, что через три дня окончится Её земная жизнь. К этому дню по внушению свыше собрались в Иерусалиме все апостолы, кроме Фомы. И на их глазах 15 августа 48 года Приснодева блаженно почила. И этот же момент горница озарилась светом, и явился Иисус Христос вместе с ангелами, чтобы взять на небо Её пречистую душу. Когда апостолы несли тело Её на погребение, то некто Афоний хотел было дерзко надругаться над Почившей и опрокинуть одр с Её телом, но был жестоко наказан. Через три дня после погребения пришёл к Гробу Богоматери апостол Фома, чтобы облобызать пречистое тело Усопшей. Но когда он и другие апостолы открыли крышку гроба, то в нём не оказалось тела Богоматери. Апостолы уразумели, что Она воскрешена Господом. А затем и Она Сама явилась апостолам в теле, на воздухе, окружённая ангелами и святыми угодниками Божиими. Все эти сведения о Богоматери взяты из Церковного предания.

В переводе на русский язык в кондаке Праздника говорится следующее. Гроб и смерть не удержали Богоматерь в своей власти, ибо Она – Матерь Начальника жизни, обитавшего в приснодевственной утробе Её и воскресившего Её к жизни вечной.

Братия и сестры! Бог смерти не сотворил (Прем. 1:13). Человек создан для бессмертия. Смерть для его бессмертного духа является лишь переходом из одной формы существований в другую: из временной, земной – вечную, загробную. Этот переход Спаситель называл не смертью, а сном, успением.

Не плачьте, – говорил Он Иаиру и его жене, – дочь ваша не умерла, но спит (Лк. 8:52).

Об умершем Лазаре Он говорил ученикам: Лазарь, друг наш, уснул. Но Я иду разбудить Его (Ин. 11:11). Иисус Христос разбудил его, также как и дочь Иаира тем, что возвратил дух в почившее тело (Лк. 8:55). Только в теле, да и то временно (до второго пришествия Сына Божия) прекращается жизнь с момента смерти человека. Дух же умершего, душа его возвращается к Богу для своего прославления или осуждения.

Если это происходит со всяким человеком, то тем более с Пречистой и Преблагословенной Богородицей. Но не только Пресветлый и Пречистый дух Её возвратился к Господу, но и тело, – предочищенное и нетленное – стало достойным прославления и взятия на небо ещё до второго пришествия Сына Её. Поэтому «гроб и смерть» не удержали Её. Поэтому Источник вечной жизни – Сын Её, взяв дух Её в день смерти, вслед за тем взял и преображённое тело Её на небо, в вечные кровы.

Братия и сестры! Праздник Успения Божией Матери напоминает нам, что природа человеческая, её дух и тело у Богоматери достигли неразделённого единства, святости духа соответствовала святость тела. Как достойная Матерь Сына Своего, Она вместе с Ним принимает участие в спасении рода христианского. Мы молимся Ей так же, как Сыну Её: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Вместе с Сыном Своим Она является владычицей мира, Владычицей земли и неба. Будучи на небе, Она пребывает и на земле.

Будучи на небе с Господом, Она пребывает на земле с грешным человеком, покрывая Его Своим честным молитвенным омофором. Она – «в молитвах неусыпающая». Она – и «в Успении мира не оставила». Она «молитвами Своими избавляет от смерти души наша». Так чествует и прославляет Её святая Церковь в тропаре праздника.

Братия и сестры! Все мы любим Матерь Божию, любим самой чистой, самой святой, самой возвышенной и благоговейной любовью. Она для нас «Заступница усердная», «Радость всех радостей», «Лествица небесная», «Покров и защищение». К ней наша душа тянется с самыми насущными просьбами, с самыми тяжкими скорбями и нуждами. И не может подобрать ваша душа таких слов, которые выразили бы нашу нежную, возвышенную любовь к Ней и нашу жажду прославить, возвеличить Пречистую и Преблагословенную. Будем же, братия и сестры, постоянно носить в своей душе Её чистый, смиренный Образ и взывать к Ней «умилённым сердцем» во всех обстояниях нашей жизни.

Пресвятая Владычице Богородице! Во вся дни живота вашего не остави нас. Человеческому предстательству не ввери нас, но Сама заступи и спаси нас. Аминь.

* * *

153

 Из тропаря.

154

 5-я песнь 1-го канона на Введение Божией Матери.

155

 Церковный историк 14 века Никифор Каллист сохранил для нас воспоминания о Богородице, идущие от времени мужей апостольских, т. е. от 1 и 2 веков.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle