Источник

Сборник 3, Поучение 26Сборник 3, Поучение 28

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

27. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Земной небожитель

«В память вечную будет праведник» (Пс. 111:6).

Каждый день, благочестивые слушатели, святая Церковь чтит память угодника Божия, прославляет их в своих богослужебных песнопениях, чтениях, молитвах. Вот и сегодня она прославляет особо чтимого у нас на Руси преподобного Серафима Саровского. Вспомним кратко житие этого великого предстателя за нас пред Богом, чтобы получить назидание и от самого жития его, и от тех наставлений, которые остались после кончины его.

Родился преподобный в городе Курске 19 июля 1759 года и при крещении был наречён Прохором. С детских лет на нём была печать избрания Божия... Когда ему исполнилось четыре года, один во Христе юродивый предсказал матери его (Агафии), что «он будет молитвенником за весь мир». Семилетним отроком он чудесно остался невредим при падении с колокольни храма. В десятилетнем возрасте был исцелён от длительной и тяжёлой болезни по молитве его и матери пред иконой Знамени Божией Матери.

С юных лет душа Прохора жаждала духовного подвига, и когда ему исполнилось 17 лет, мать уже не могла противостоять его стремлению к монастырскому подвижничеству. В 1778 году он прибыл в Саровский монастырь, помолившись предварительно у святынь г. Киева. В Сарове он сразу же ревностно отдался строгой аскетической жизни и иноческому послушанию. Вскоре тяжко заболел и лишь на третьем году болезни благодатным посещением Богоматери был исцелён от этой болезни.

После посвящения в сан иеродиакона около шести лет он ежедневно служил литургию и причащался святых Таин. При этом служении не раз сподобился видеть святых ангелов, а однажды и Самого Спасителя в лучезарном сиянии и ангельском окружении.

Вскоре после посвящения в сан иеромонаха он удалился в 1794 году в лесную келью. Здесь очень скудным стало питание его, более суровой борьба с искушениями от вражьей силы, более напряжёнными духовные подвиги. Так тысячу дней и ночей он простоял в непрерывной молитве на камне: ночью – в лесу, днём – в келье, уподобляясь преподобному Симеону Столпнику. Господу угодно было, чтобы он перенёс особое испытание от злых людей. В 1804 г. на него напали в целях грабежа трое местных крестьян и так изранили его, что оставили в безнадёжном состоянии. Преподобный простил их, а когда их поймали, то просил их не наказывать.

Через три года после этого он в течение трёх лет пребывал в строгом молчании и уединении. Болезнь ног вынудила его оставить лесную келью и возвратиться в монастырь, где он предпринял новый подвиг: затворился в своей келье для полного безмолвия и одиночества («затвора»). «Совершенное безмолвие, – говорит преподобный Варсонофий, – есть крест, на котором человек должен распять себя со всеми страстями и похотями». На этом кресте, братия и сестры, многие годы и распинал себя преподобный. Кроме обычных иноческих трудов и молитв в течение недели он прочитывал четырёх евангелистов, книгу Деяний и послания апостолов. Десять лет продолжался строгий затвор, и преподобный составил его, когда Матерь Божия явилась ему и повелела выйти в мир и помогать людям в их духовных скорбях и нуждах.

Тогда, братия и сестры, случилось необычайное: народ во множестве хлынул в монастырь. Людской поток ежедневно окружал преподобного. В праздничные дни посетителей иногда было свыше пяти тысяч. И у него не хватало сил обойти всех на монастырском дворе, благословить утешить, наставить. В это время это был уже согбенный старец, с больными опухшими ногами, в белом балахончике на плечах, с ветхой камилавкой на голове, в кожаных бахилах и лаптях на ногах. При изнурённом теле и болезни он всегда был, однако, радостным, приветливым, светлым, благодатным и милосердным. Часто говорил посетителям: «Радость моя, молю тебя, стяжи мирный дух, и ты сам спасёшься, и около тебя спасутся другие». Он очень скорбел, что русский человек «утратил решимость спасаться».

Угодник Божий заранее предсказал время своей кончины. Накануне он причастился в храме святых Таин, перецеловал все иконы, простился с иноками, целуя каждого и говоря: «не унывай, бодрствуй, спасайся». Вечером пел в своей келье пасхальные песнопения, а утром нашли его на коленях перед образом Умиления блаженно почившим. Это произошло 2 января 1833 года.

Таково, братия и сестры, краткое житие преподобного Серафима. Какое многотрудное житие, какая светлая, благодатная жизнь! Ещё, будучи на земле, он пребывал вместе и на небе. Имея общения с людьми, он общался с небожителями. Двенадцать раз посещала его наяву Божия Матерь, называя «любимче мой» и однажды четыре часа он беседовал с Ней и с явившимся с Ней ангелами и святыми. Всего этого преподобный достиг потому что «от юности Христа возлюбил... и Тому Единому работать пламенно вожделел». «За это любовь Христову стяжал и избранником возлюбленным Божией Матери явился».

Своими молитвами и предстательством пред Богом преподобный помогает спасаться и нам, многогрешным, возлюбившим Господа, Божию Матерь и их угодников. Об этой помощи мы особенное усердно молим сегодня, в день памяти его: «Молитвами твоими спасай нас, Серафиме, преподобне отче наш». Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle