Источник

Сборник 3, Поучение 10Сборник 3, Поучение 12

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

11. Богоявление, Просвещение (Крещение) Господне. Просвещение и освящение воды

«Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» 119 .

Праздник Крещения Господня, благочестивые слушатели, иначе называется праздником Богоявления и Просвещения. Почему такие наименования даны этому великому празднику? Остановим своё внимание на некоторых особенностях праздника, чтобы понять указанные наименования.

Праздник Рождества Христова есть праздник явления Бога во плоти (1Тим. 3:16; Ин. 1:14), праздник воплощения, вочеловечения Сына Божия, второго Лица (Ипостаси) Пресвятой Троицы. Праздник Крещения Господня есть праздник явления Бога в трёх Ипостасях (Лицах), составляющих единое Божество, единого в Своём существе Бога.

Бог-Сын сходил в Иорданские воды, Бог-Дух Святой нисходил на Него «в виде голубине», Бог-Отец вещал с неба о Крещаемом, как возлюбленном и благоволимом Сыне. В Крещении Господнем участвовали, таким образом, все три Лица Пресвятой Троицы. Отсюда мы и творим Им сегодня «тройственное поклонение»120. Отсюда и можем назвать сегодняшний день праздника праздником Святой Троицы, праздником зимним, в отличие от праздника Святой Троицы весеннего. Если же иметь в виду, что три Лица Пресвятой Троицы, явившиеся при Крещении Господнем, составляют единое существо Божие, единого Бога, Бога в Самом Себе, то сегодняшний праздник может быть назван Богоявлением. По церковному сознанию: «Троица есть Единица и Единица есть Троица, и это потому, что естество Божие просто», неслитно и нераздельно. Соотношение «Троицы» и «Единицы» хорошо передаётся в молитве Святой Троице: «Троице Святая, Боже наш, Слава Тебе». Этой молитвой следует чаще молиться и особенно сегодня – в день Святой Троицы.

Ветхий Завет, братия и сестры, знал откровение о Едином Боге. Пророк Моисей, законодатель Ветхого Завета, неоднократно говорил еврейскому народу: Да разумееши ты, что Господь Бог твой, сей Бог есть и несть разве Него (Втор. 4:35), есть Бог един (Ис. 37:16; Мк. 12:37).

Господь наш Иисус Христос принёс на землю новое откровение о Боге, Откровение о полноте Божественного естества, как естества Триипостасного Бога – Отца, Сына и Святого Духа.

Нам открыто, что Бог, будучи Троичным и имея любовь внутри Святой Троицы, имеет, вместе с тем, любовь и к нам, грешным. Открыто нам, что Сын Божий, любя Отца, любит жертвенно и людей, как созданий Божиих, как чад Отца Небесного; ради спасения которых Он и пришёл на землю. Открыто нам, что Дух Святой, исходя от Отца, нисходит на нас, как Освятитель, освящающий, возрождающий нас Своей благодатью.

Открылось нам со дня Крещения Господня, что Бог есть и Бог Отец, «Родитель»121 Единородного Сына, есть и Бог Сын – Спаситель (Спас, Просветитель, Зиждитель, Освободитель, Избавитель, Человеколюбец, Свет, Разум, Солнце Правды) Бог есть и Бог Дух Святой – Освятитель, Утешитель, Возродитель. Все эти названия свойств и сил Божиих, как и многие другие, даны в стихирах, канонах, тропарях великого праздника. Все эти названия указывают нам, что с пришествием в мир Спасителя, с момента Его Крещения, всеми Своими неисчерпаемыми духовными дарами, свойствами и силами Пресвятая Троица снисходит к человеку, объемлет его и ведёт к спасению.

С момента Крещения Господня положен, братия и сестры, первый камень в основание Церкви Христовой, ибо вслед за крещением Господним последовало крещение Им и апостолами и всех грядущих к Нему (Ин. 3:22; Ин. 4:2).

«Неплодная и бесчадная древле, днесь веселися Христова Церковь: водою бо и Духом сынове тебе родишася»122. Чтобы в Церковь Христову войти и быть верным её членом, нужно «измыться, очиститься, покаяться», а прежде всего «просветиться». Просветиться «во тьме седящим» от «Просветителя душ наших» «Человеколюбца – Спаса».

Просвещение духовное, начавшись со дня Крещения Господня, продолжается и до днесь и является столь же необходимым, как и когда-либо раньше в истории Церкви Христовой. Святая Церковь приглашает нас и сегодня приобщаться к этому просвещению, называя и самый праздник праздником Просвещения.

«Днесь тварь просвещается, – поёт святая Церковь, – тецем убо на Иордан и возопиим: явися благодать Божия, спасительная всем человекам». «Приидите, увидим вернии, где крестися Христос. Да последуем к Иордану просветить и обновить свое греховное естество». Днесь «Иисус живота Начальник, грядет разрешити осуждение Адама Первозданного»123, т. е. согрешившего и доселе согрешающего человека. Днесь Он (как бы вновь) крещается124. Поэтому и мы «придем и вси облечемся в Него, да согреемся, покрыет бо нагие и просвещает темные: пришёл еси и явился еси, Свет неприступный125.

Днесь, братия и сестры, люди Божии освящаются богоявленской благодатью и как бы вновь крещаются, а вместе с ними освящается и вод естество. «Днесь Владыка прииде освятити естество водное»126, – поёт святая Церковь. «Днесь Христос влагает (даёт) освящение воде и душам нашим очищение бывает»127. «Жаждущие на воду идите, кропит бо водою, обновляя, Христос приступающих к Нему с верою... и крещает Духом»128. «Жаждущие, на воду идите, – настойчиво зовёт святая Церковь, – и почерпим воду с веселием от источника спасения». «Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа»129.

Братия и сестры! Сколько духовных благ, сколько духовной радости дарует нам сегодня святая Церковь! Вчера (в сочельник) она освящала и сегодня освящает воду одним и тем же богослужебным чином. Одна и та же крещенская, богоявленская вода, вода благодатная, святая. Вода крещенская – святыня наша, нужная на всякую потребу духовную и телесную. Будем же достойны этой святыни. Будем помнить, что её освящающая и целительная сила даётся лишь достойным и верным.

Господи, услыши ны, Иже во Иордане креститися изволивый и освятивый воды, благослови всех нас... и сподоби... освящения Твоего причащением воды сея, и да будет нам, Господи во здравие души и тела. Аминь.

* * *

119

 Тропарь.

120

 Тропарь.

121

 Тропарь.

122

 3 тропарь 1 песни канона.

123

 Песнь 5-я канона.

124

 Стихира на стиховне.

125

 Икос.

126

 Припев 9 песни.

127

 Стихира на хвалитех.

128

 Тропарь 9 песни 1 канона.

129

 Тропарь при водоосвящении.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle