Источник

Сборник 2, Поучение 27Сборник 2, Поучение 29

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

28. 20 неделя по Пятидесятнице. О воскрешении сына Наинской вдовы. О воскрешении мёртвых (Лк. 7:11–16)

«Юноша, тебе говорю, встань» (Лк. 7:14).

Сегодняшнее Евангельское чтение, благочестивые слушатели, кратко сообщает об одном из величайших чудес, совершённых Спасителем в дни Его земной жизни: о чуде воскрешения сына Наинской вдовы. Воскрешение произошло при следующих обстоятельствах. Однажды через городские ворота города Наина при большом стечении народа несли одр (гроб) с умершим юношей – единственным сыном вдовы, горько плачущей о его смерти. В это время подошёл к воротам со Своими учениками Иисус Христос. Увидев плачущую вдову, Он сжалился над ней и сказал: не плачь. Прикоснувшись же к одру, произнёс: Юноша, тебе говорю, встань! Мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить. И отдал его Иисус матери его. Всех присутствующих объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк. 7:11–16).

Такова краткая история чуда воскрешения юноши. Слушая её, все мы мысленно представили себе образ убитой горем вдовицы, еле-еле влачащей ноги за гробом. Потеряв раньше мужа, она теряла теперь последнюю опору, последнюю надежду и радость в своей жизни.

Все мы знаем, какое несчастье, какую скорбь несёт с собой смерть, ибо кто из нас не терял в своей жизни своих сыновей или дочерей, своих мужей или жён, своих отцов или матерей, своих родных или близких. Кто не пережил этой потери, не пролил моря слёз, не носил или не носит и сейчас в своём сердце раны от того горя? Кажется, нет большего несчастья на земле, как несчастье лишения своих дорогих, близких, незабвенных. Поэтому нам понятны переживания вдовицы при гробе сына, равно как и сочувствие народа, окружающего этот гроб.

Но вот происходит встреча печальной погребальной процессии ворот города с Владыкой жизни и смерти, со Спасителем мира, всё вдруг около гроба и в самом гробе резко меняется. Повинуясь голосу Господа (юноша, тебе говорю, встань!), мертвец в гробе оживает, поднимает голову, разгибает спину, садится и начинает говорить. Какое потрясающее зрелище для всех присутствующих! С каким страхом и ужасом смотрели они на вдруг поднявшегося и заговорившего в гробе юношу! А мать? – Она замерла от неожиданности и радости, а потом, очнувшись, бросилась к сыну. И отдал его, – говорится в святом Евангелии, – Иисус матери.

Не удивительно, что все прославили Бога, что Он посетил народ Свой (Лк. 7:11).

Благочестивые слушатели! Евангельский рассказ воскрешения сына Наинской вдовы напоминает нам о двух великих тайнах человеческой жизни: тайне смерти и тайне воскресения. Смерть мы постоянно видим или о ней слышим, ибо не проходит и дня, чтобы кто-либо и где-либо не умер. Воскресения же человека в опыте своей жизни мы не видим, и не знаем, ибо никто из умерших людей сейчас не воскресает. Поэтому воскресение и кажется нам чудом, т. е. чем-то противоестественным и невозможным.

А между тем как все мы умираем и умрём, так все в своё время (при втором пришествии Сына Божия) Силой Божией и воскреснем.

Если мы веруем, – говорит апостол Павел, – что Иисус Христос умер и воскрес, то и умерших во Иисусе Бог приведёт с Ним. Сам Господь при гласе Архангела и трубе Божией сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут (1Сол. 4:4, 16), воскреснут в этот судный, последний день (Ин. 6:39).

Что мы действительно воскреснем, это доказывается и тем, что Сам Христос, умерев на Голгофе, в третий день воскрес, и тем, что и люди не раз уже воскрешены были Силой Божией. Так, например, этой силой Божией пророк Илия ещё в Ветхозаветные времена воскресил умершего. Сам Христос не раз воскрешал умерших (Лк. 7:22). Подробно описываются в Евангелии три воскрешения: дочери Иаира (Мк. 5:41), сына Наинской вдовы (Лк. 7:14) и четырёхдневного Лазаря (Ин. 11:43). Все эти воскрешения являются доказательством и нашего воскресения Силой Божией при втором славном пришествии Спасителя.

Святая Церковь, имея в виду воскрешение четырёхдневного Лазаря, так говорит в тропаре об этом: «Общее воскресение прежде Своея страсти уверяя, из мёртвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже», т. е. Христос воскресил Лазаря для того, чтобы нас уверить, что и мы воскреснем.

А в покаянном каноне Иисусу Христу святая Церковь говорит, что по воскресении настанет день судный, «когда поставлены будут престолы на судилище, и обличатся дела всех человеков». И тогда на суде Божием, нам воочию откроется, что всё, что мы творили в нашей земной жизни, не прошло для нас даром, не осталось незамеченным и безнаказанным, что пришло время отвечать за содеянное нами худое и злое. С болью в сердце мы поймём тогда, что наша посмертная участь предуготовлялась ещё здесь, на земле, когда в книге нашей жизни записывалось всё, что мы творили – доброе и злое.

О том, что мы дадим ответ после смерти, в той или иной степени мы уже и теперь знаем. Однако, по беспечности о своём спасении, рассуждаем обычно так: ну, когда-то этот суд над нами ещё будет! Бог милостив, перед смертью ещё успеем покаяться. Может быть, среди нас находятся и такие люди, которые думают, что вот де, если бы кто из умерших пришёл с того света и рассказал о загробной жизни, тогда мы поверили бы ему и переменились бы в ожидании будущей жизни.

Но рассуждающие так забывают, что такие рассуждения уже были, и был дан ответ на них. Из притчи о богатом и Лазаре мы знаем, что умерший богач, мучаясь в загробной жизни, взмолился Аврааму, чтобы он послал с неба Лазаря в дом отца «засвидетельствовать о своём страдании пяти братьям (богача), чтобы и они не пришли потом на это место мучения» (Лк. 17:27–28). На это Авраам сказал, что у них есть Моисей и пророки. Если же их не слушают, то, кто бы из мёртвых ни пришёл, всё равно не послушают (Лк. 17:31). Вот как отвечает на наши лукавые рассуждения Слово Божие!

Благочестивые слушатели! Только тот не хочет верить в загробную жизнь и будущий ответ наш перед Богом, кто сейчас, будучи ещё здесь, на земле, не хочет исправляться, не хочет заботиться о смягчении и чистоте своего сердца, не думает о примирении с людьми и Богом. Только тот не страшится будущего суда Божия, кто не хочет видеть в окружающих людях своих братьев и сестёр во Христе, не хочет принять их в своё сердце, не хочет, когда нужно, потерпеть их, смириться перед ними, помолиться за них, не хочет помочь им даже стаканом воды. Хотя и знает, что за такую малость получит награду свою (Мк. 9:41), т. е. получит во сто крат больше, чем сам сделал ближнему своему.

При втором пришествии Иисус Христос нас, воскресших Силой Божией с телом своим и явившихся на суд, спросит: был Я наг (в лице меньших Моих братьев), вы одели ли Меня, был болен – посетили ли Меня, алкал и жаждал – накормили ли Меня (Мф. 25:42–45)?

Что мы ответим тогда Господу? Неужели мы всё ещё не верим в эти слова Спасителя, не верим, что всё это произойдёт, ещё это будет с нами?

Благочестивые слушатели! Слово Божие убедительно говорит не только о том, как нам следует жить в этой земной жизни, но и о том, что нас ждёт после смерти. Мы уже говорили, что нас ждёт воскрешение с телом Силой Божией и милость Божия за всё доброе и богоугодное, что мы делаем в этой жизни. Нас ждут страдания и муки, если мы в этой жизни сами причиняли страдания и муки людям и не любили Господа.

Будем же молить нашего Спасителя, чтобы Он просветил наш ум, смягчил сердце и укрепил волю творить дела благие, чтобы нам ещё здесь, на земле, положить начало вечной жизни в Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle