Азбука веры Православная библиотека Александр Иванович Успенский Житие св. Николая Чудотворца: переводы из собрания В.П. Гурьянова

Житие св. Николая Чудотворца: переводы из собрания В.П. Гурьянова

Источник

Издаваемые нами переводы из собрания Гурьянова сделаны с иконы Николая Чудотворца, с житием, XVI века, очень хорошей по исполнению и интересной по выдержанности иконописных типов.

В центральном изображении (см. перевод № 1) святитель представлен во весь рост, в омофоре, крещатой фелони, подризнике, епитрахили (с кисточками) и палице, в одной руке держит на плате Евангелие, другою благословляет двуперстно.

Рисунок 1. Святитель Николай-Чудотворец

В «деяниях» представлены:

(Перевод № 2). Рождество св. Николая. Палаты. Мать святого сидит на одре, правая её рука на колене, левая у подбородка. Пред нею отрок (?) с предметом, напоминающим рипиду, в руках. Внизу, около постели, в купели стоит новорожденный Никола с простертыми кверху руками; в купель девица из кувшина льет воду; напротив сидит бабка.

Рисунок 2. Рождество св. Николая

(№ 3). Крещение св. Николая. Палаты. Небольшая круглая с узенькими окнами одноглавая церковь. На полу купель (наподобие ведра) с водою. Младенец на руках у восприемницы; восприемник простер руки к. благословляющему двуперстно священнику, у которого в левой руке Евангелие; сзади диакон в стихаре и ораре с ладоницей в левой руке.

Рисунок 3. Крещение св. Николая

(№ 4). Родители приводят св. отрока Николу к монаху учиться; монах сидит на табурете, ноги на подножии, в левой руке держит посох, правой благословляет стоящего пред ним св. отрока, с указкой в руках; отец его касается головы мальчика, другую руку простер в рассуждении, сзади мать с простертою десницей. Палаты.

Рисунок 4. Родители приводят св. отрока Николу к монаху учиться

(№ 5). Поставление св. Николая во диакона. Представлена такая же одноглавая церковь, как на переводе № 3. Св. Николай наклонился над престолом. По сторонам святого – епископ (в омофоре, крещатой фелони, подризнике и епитрахили, голова увенчана нимбом) и диакон, с ладоницей в левой руке, оба держат над Николою хартию, епископ правою рукою благословляет посвящаемого. Сзади епископа священник с Евангелием в руках.

Рисунок 5. Поставление св. Николая во диакона

(№ 6). Поставление св. Николая во епископа. Сцена, подобная предыдущей, разница заключается лишь в следующем: св. Никола в крещатой фелони и омофоре (руки под фелонью), епископ, совершающий посвящение, без нимба, священник сзади епископа правую руку простер, левой не видно.

Рисунок 6 Поставление св. Николая во епископа

(№ 7). На правой ступени лестницы пред дверью тюрьмы святитель Никола, в святительских облачениях, стоит с Евангелием в руках. Пред ним в дверях – три мужа со сложенными крест на крест и оголенными по локоть руками, два бородатые, третий юноша.

Рисунок 7. Святитель Никола пред дверью тюрьмы

(№ 8). Горы, вдали палаты. Над одним из трех мужей, со связанными руками, палач (юноша) заносит меч, святитель Николай удерживает меч от удара. Сзади палача другие два осужденных на смерть мужа.

Рисунок 8. Святитель Николай удерживает меч от удара

(№ 9). На море, среди каменистых берегов, на парусной лодке с несколькими сидящими в ней мужами едет св. Николай. Это чудо св. Николая, как он избавил корабль «от потопа».

Рисунок 9. Это чудо св. Николая, как он избавил корабль «от потопа»

(№ 10). Святитель извлекает из моря утопающего отрока. Это чудо св. Николая об утопающем муже.

Рисунок 10. Святитель извлекает из моря утопающего отрока

(№ 11). Святитель принимает от старца ковер.

Рисунок 11. Святитель принимает от старца ковер

(№ 12). Палаты. На ложе под одеялом лежит спящий царь Константин, в короне и нимбе; пред ним святитель, правою рукою благословляет его, в левой держит Евангелие. Около постели два царских телохранителя. «Это – чудо св. Николы, как явился царю Константину во сне».

Рисунок 12. Это – чудо св. Николы, как явился царю Константину во сне

(№ 13). Св. Николай благословляет двуперстно одетого в одни короткие штаны бесноватого, поддерживаемого двумя сзади стоящими мужами. Горы. Это чудо св. Николы, как исцелил беснующегося человека.

Рисунок 13. Это чудо св. Николы, как исцелил беснующегося человека

(№ 14). Горы. Святитель с Евангелием в шуйце, десницею благословляет. Пред ним из колодца, у дерева, вылетает со страхом черный бес. Дальше юноша с секирой в руках смотрит на святителя. Это чудо св. Николы, как избил беса из кладезя.

Рисунок 14. Это чудо св. Николы, как избил беса из кладезя

(№ 15). Св. Николай приводит спасенного им отрока, с сосудом в руках, к стоящим в удивлении пред столом родителям. Это чудо св. Николы об Агрикове сыне Василии.

Рисунок 15. Это чудо св. Николы об Агрикове сыне Василии

(№ 16). Преставление святителя. Св. Николай почивает во гробе, который отроком с обнаженными выше локтя руками закрывается крышкой. У изголовья святого епископ (в нимбе) совершает каждение при отпевании. Сзади епископа монах. Напротив – диакон с ладоницей в левой руке, рядом с ним два юноши (клирики?) с приподнятыми вверх руками, скрытыми под одеждой.

Рисунок 16. Преставление святителя

Обычный иконографический тип св. Николая, с которым нас знакомят впервые мозаики Софии Константинопольской1, равно как и другие памятники греческие и русские, – следующий: старец с открытым морщинистым челом, выражение лица строгое; борода небольшая, но густая, волосы редкие, в фелони, подризнике и омофоре, с книгою в руках2 – Из всех святых, изображенных на византийских печатях, – говорит Шлюмбергер, – чаще всего встречается лик святителя Николая. Великий азиатский святой (le grand saint a iatique), почитаемый чудотворец Мирликийский может, после Девы, считаться главным патроном византийской сфрагистики. На сто печатей с изображением святого, по крайней мере, пятьдесят раз можно быть уверенным найти широкую обнаженную голову св. Николая, его большую, длинную и несколько вульгарную (et quelque peu vulgaire) фигуру, c круглым лбом (au front bombe), выдающимися скулами (aux joues saillantes), с короткой бородой, с волосами также короткими и буклями, покрывающими виски (et boucles convrant les tempes); в костюме епископа, он в левой руке держит Евангелие, а правою благословляет3. В мозаиках XII века собора Чефалу, в Сицилии, св. Николай представлен седовласым, с книгой в шуйце, десница – благословляющая. «Испод зеленый, фелонь белая, омофор белый, набедренник зеленый»4. – В Хобском монастыре, в Мингрелии, на золотом киотике, в котором издревле хранится тельный крестик знаменитой в истории Грузии царицы Тамары (1184–1212 г. г.), изображен святитель Николай, благословлявший именословно, в синей фелони, с белым крещатым омофором5. На одной из печатей при договорной грамоте Кейстута (брат Великого Князя Литовского Ольгерда) и Смоленского Великого Князя Святослава Ивановича с Великим Князем Московским Димитрием Ивановичем о заключении перемирия от 31 июля по 2 октября 1371 года изображен св. Николай Можайский (вероятно, в виду того, что Можайск входил в состав Смоленского княжества). В собрании А. М. Постникова есть несколько икон с изображением св. Николая6. На одной из них Святитель (погрудное изображение) с Евангелием в левой руке и с благословляющей десницей, в омофоре, на котором представлены Благовещение, Рождество Христово и Сретение. У Николая чудотворца панагия с изображением на ней Спасителя. На Евангелии по углам – четыре евангелиста, а посредине – Распятие. Вверху, в углах иконы – облачные Спаситель и Богоматерь. На иконе из собрания Н. И. Ивакина (в Петербурге) изображение св. Николая Зарайского обрамлено роскошными разноцветными каймами в стиле старинной византийско-русской орнаментики. – Святитель представлен во весь рост, в крещатой фелони, омофоре, с Евангелием в левой руке; на ногах красные сапожки. Голова украшена нимбом, расцвеченным на подобие старинной эмали, с драгоценными камнями. Тип лица строго выдержанный и весьма выразительный. По отношении к технической обработке и красоте, всех мельчайших подробностей икона эта представляет собою явление редкое. Деревянные поля иконы украшены разным орнаментом в старом русском стиле7. – Что касается до изображения на некоторых иконах св. Николая с мечом и церковью или городом в руках, то оно появилось и сделалось весьма распространенным в русской иконографии с XIII века. В основу этой композиции легло предание о явлении Николая Чудотворца с этими атрибутами при нападении татар на Можайск, причем последние были устрашены видением святителя, и город был спасен. «Чаще, – говорит профессор Николай Васильевич Покровский, – святитель изображается с церковью в руке, как эмблемою православия, которое он защищает против неверных; но замена церкви целым городом, в котором среди других зданий видна также и церковь с маковицею, яснее и определеннее указывает на чудесное событие, имевшее место в городе, от которого иконы этого рода получили свое название»8.

На иконах до второй половины XVII века святой Николай называется Николою. – Интересно рассуждает протопопа Аввакума Петрова по поводу замены наименования святителя Николы – Николаем. «Не токмо святые книги изменили, – говорит протопоп Аввакум, перечисляя заблуждения никониан, но и ризы, и мирские обычаи, и вещи, и пословицы, и имена преложили: глаголют бо Христа Исуса – Иисусом, а Николу чудотворца – Николаем, той бо Николай при апостолах еретик бысть, а великий чудотворец Никола бысть при царе Константине. Еще же прилагати нарицают Иванна именем женским, пишущие без титла Анною... Малое бо се слово велику ересь содевает». Кирилл святой пишет: «Посмотри же, любимиче, на просодии, и на запятые, и точки9... Толико суть стало с ними Никола чудотворец терпеть, а мы немощни: хотя бы одному кобелю голову ту назад рожею заворотил, да пускай бы по Москве той так и походил»10.

В соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде на иконе св. Николая чудотворца Можайского, прекрасно исполненной царскими иконописцами XVII в., представлены след. «деяния»: Рождество св. Николы, его Крещение. Мать и отец приводят его к монаху учиться. Поставление святого в диаконы. Поставление св. Николы чудотворца во епископа. Св. Никола, совершающий литургию, Св. Никола избавил трёх мужей от темницы... Явился царю Константину во сне... Избавил беса из кладезя... Избавил трёх мужей от меча... Избавил беснующегося человека... Избавил раба Димитрия от потопа... Избавил Агрикова сына от сарацин. Преставление св. Николы чудотворца, и принесение мощей св. Николы чудотворца от Мира в Бари-Град. На иконе из церковно-археологического музея Общ. Люб. Дух. Просв. Св. Николай чудотворец представлен во весь рост, в крещатой фелони и омофоре, десница благословляющая, в шуйце Евангелие. Вверху, на облаках, – поясное изображение Спасителя, десницею благословляющего, в шуйце держащего Евангелие. В противоположной стороне – в круге, усеянном звездами, Богоматерь с омофором в обоих руках. – Венцы на Спасителе, Богоматери и Николае серебряные, с эмалью и драгоценными камнями. В венце Спасителя эмалью наведены буквы: «О. W. Н.» – Обратная сторона иконы подложена новым бархатом пунцового цвета. Икона второй половины XVII века, – в музей Общества Любителей Духовного Просвещения пожалована была в Бозе почившей Государыней Императрицей Марией Александровной11. В единоверческой церкви в Риге на одной из икон представлен св. Николай во весь рост; в правой руке меч, в левой – церковь, увенчанная тремя крестами, под ногами одноглавый орел. Вокруг, в шестнадцати местах, житие и деяния святого: 1) Рождество святителя. Мать его возлежит на одре, около стоит младенец в купели, пред которою бабка и девица с кувшином. К одру две фигуры подносят сосуды. 2) Крещение: св. Николай стоит в купели, пред ним благословляющий его священник с Евангелием в левой руке, пред купелью восприемник с ризками в руках и восприемница. – Крещение совершается в трехглавой церкви. 3) Родители приводят св. Николая на учение к монаху. 4) Посвящение св. Николая в диаконы. Св. Николай наклонился в ораре. Священник и диакон держат над ним хартию с надписью: «Свят. Свят» (на некоторых иконах на этой хартии надпись «аксиос»). 5) Подобное же изображение – посвящение св. Николая во иереи. 6) Во епископа. 7) «Чудо св. Николы, как избавил три мужа от смерти». Святитель, здесь и далее изображаемый в крещатой ризе, является трем мужам, сидящим, вероятно, в темнице, и благословляет их. 8) «Чудо св. Николы, как избавил корабль от потопа». На море, среди каменистых берегов, святитель едет на корабле с несколькими сидящими там мужами. 9) «Чудо св. Николы о утопшем муже». Святитель в море берет за руку юношу и благословляет его, рядом опрокинувшаяся лодка. 10) «Чудо св. Николы, как купил у старца». Святитель принимает от старца ковер. 11) «Чудо св. Николы, как принес к жене». Св. Николай передает ковер женщине. 12) «Чудо св. Николы о Агрикове сыне Василии». Святитель приводит отрока к родителям, которые с другими людьми (гостями) встречают их. У святителя в левой руке Евангелие. 13) «Чудо св. Николы, как явился царю Константину во сне». Пред спящим в золотой шапке Константином предстоит святитель с благословляющей десницей и с Евангелием в левой руке. Вдали видна тюрьма. 14) «Чудо св. Николы о трех мужах». Святитель удерживает меч, занесенный палачом над тремя мужами. 15) «Чудо св. Николы, как посече древо, в нем же бес живяше». Святитель посекает древо у колодезя, откуда выходит бес, к удивлению предстоящих. 16) «Преставление святого Николы». Святитель почивает во гробе. Пред ним архиерей читает Евангелие, тут же стоит диакон с ладоницей в левой руке и с кадилом в правой. Клирик возлагает крышку на гроб. Вблизи трехглавая церковь. – На этой иконе представлена одна из обычных композиций св. Николы Можайского с житием. В деянии отсутствует изображение перенесения мощей святителя Николая в Бари-Град12. В «Переводах из собрания Гурьянова» помещены след. изображения Николая чудотворца: 1) Николай Чудотворец, оплечное изображение XVI в. 2) Св. Николай Чудотворец в фелони и омофоре, правою рукою двуперстно благословляет, в левой Евангелие, раскрытое на словах: «Во время оно, стал Иисус на место ровно и народ, ученики его, и множество много людей…» По сторонам святителя на облаках – в правом углу иконы, Спаситель с Евангелием в руках, в левом Богоматерь с простертыми руками. Внизу, в горах, направо (от зрителя) – ангел благословляет бесноватого, из которого вылетает черный бес. Сзади дерево. Налево – ангел вытаскивает из воды утопающего за руку, в воде опрокинутое кверху дном судно в виде лодки. – Перевод с иконы XVII в.13 Греческий иконописный подлинник описывает св. Николая, как старца с открытым челом, с закругленною бородою14. Русский теоретический подлинник XVI века не описывает типа св. Николая, потому что, как иногда выражались старые подлинники, – «образ сего великого чудотворца знают все православные христиане»15. Названный подлинник (Софийский|) ограничивается лишь следующими замечаниями о св. Николае: – под 6 декабря: «святой Николае: риза багрова, пробелен, испод лазорь, бела»; под 9 мая: «на святом Николае риза кресты багровы, испод лазорь бела». Под 6 декабря в Строгановском подлиннике св. Николай представлен с благословляющей двуперстно десницей, с Евангелием в шуйце: риза не крещатая. В сводном подлиннике под 6 декабря читаем: «Иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, в лето 5795; подобием вельми стар, седе, брада не велика, курчевата, главою плешив, на плеши мало кудерцов, риза святительская, багор, пробелен лазорью белою, испод лазорь с белил, в омофоре, правою рукою благословляет, а в левой Евангелие, а в нем написано: «Во время оно, стал Иисус на месте ровне и народ, ученики Его, и множество много людей от всея Иудеи, и Иерусалима, и поморья, Тирска и Сидонска, иже приидоша послушать Его». Под 9 мая по тому же подлиннику: «Перенесение мощей иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, от Мира в Бари град, в лето 6596-е. Перенесение пишется так: град Бари стоит при море, а на море корабль, во граде церкви, полаты и башни, из града сретают епископы, священники, иноки, диаконы и весь чин церковный, со свечами, кадилы и со кресты, и множество народа, мужей, жен и детей; а гроб с телом святителя Николая несут священники и диаконы, а по земле ползают безногие, хворые, и хромые ходят на деревяницах, и нищие с сумками, а все зрят на Николу чудотворца; святой Николай подобием стар и седы власы, главою плешив, нос продолгующ, брада кругловата и курчевата, лицом морщиноват, в минеи пишет в житии преподобного Иосифа Песнописца, апреля в 4-й день: святой Николай муж святолепен, честен, в святительские одежды облечен, седы власы». В Сийском подлиннике св. Николай встречается неоднократно, в обычном иконографическом типе. Между прочим, на л. 332 в этом подлиннике находится снимок св. Николая «в деяниях и чудесах». По полям иконы расположены следующие изображения: рождество св. Николая, крещение св. Николая; исцелил на пути св. Николае жену сухоруку; научение грамоте св. Николы; поставление во диаконы св. Николы; поставление в попы св. Николы; поставление во архиепископы св. отца Николы; служба св. Николая трем мужем в темнице; св. Николае изгнал беса из кладезя; св. Николае избавил Димитрия от потопа; св. Николае избавил Агрикова сына от Срацин; преставление св. отца Николы, перенесение мощей св. отца Николы. – Рукописные и печатные жития св. Николы дают обильный материал для его иконографии. – Лубочные картины с изображением св. Николая весьма распространены. На них обычно изображаются следующие чудеса и деяния святителя: а) «Рождество св. Николая Чудотворца»; б) «Крещение св. Николая, он три часа стоял в купели»; в) «св. Николай приведен родителями для научения грамоте» (при этом св. Николай, как и на иконах, часто изображается изучающим русскую азбуку); г) «св. Николай поставлен во диакона»; д) «св. Николай поставлен во иерея»; е) «св. Николай избавляет девиц от блуда»; з) «св. Николай избавляет от смерти трех мужей»; н) «св. Николай избавляет патриарха от потопления»; и) «Преставление св. Николая Чудотворца»; к) Перенесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бари град»; л) «св. Николай спасает отрока от Срацин»16. Народ различает изображения св. Николая двух родов – «Зимнего Николу» в митре и «Николу вешнего» с обнаженною головою.

* * *

1

См. проф. Н. П. Кондаков. Византийские церкви и памятники Константинополя. «В трудах VI Археологического съезда, т. III. Одесса. 1887 г., стр. 126.

2

Ср. Проф. И. М. Покровского. Сийский иконописный подлинник, стр. 75–76.

3

Sigill. <…>

4

Щукарев. Византийские мозаики двух сицилийских церквей XII века. Спб. 1800 г.

5

Проф. Н. П. Кондаков. Опись памятников древности, стр. 89–90.

6

См. перечень предметов древности на выставке в Археологическом институте. Спб. 1894 г. стр. 11–26, а также В. И. Успенского: «Переводы с древних икон из собрания А. М. Постникова». Спб. 1818 г. М. И. и В. И. Успенских: «Древние иконы из собрания А. М. Постникова». Спб. 1890 г.

7

Перечень предметов на выставке, стр. 25.

8

Проф. И. М. Покровский. Сийский иконописный подлинник, стр. 103–104.

9

Протопоп Аввакум. Очерки из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. А. К. Бороздина. Изд. 2-е. Спб.1900 г. Приложение № 13. Послание к неизвестным. Стр. 32.

10

Протопоп Аввакум... А. К. Бороздина. Стр. 256.

11

А. И. Успенский. Иконы и арх. музея Общ. Люб. Дух. Пр. В. И. М. 1902 г. Стр. 43

12

М., В. и А. И. Успенские. Очерки церковных древностей города Риги. М. 1900 г. Стр. 59–60.

13

А. И. Успенский. Переводы с древних икон, собранные и исполненные иконописцем В. П. Гурьяновым. М. 1902 г.

14

-------------------

15

Проф. Н. В. Покровский. Сийский иконописный подлинник, стр. 75–76.

16

См. лубочные картины, литографированные у Голышева в 1879 г.; ср. напечат. в литографии Васильева в 1889 г. и в литогр. Сытина в 1898 г.


Источник: Житие св. Николая Чудотворца : Переводы [рисунков] из собр. В.П. Гурьянова [сдел. с иконы Николая Чудотворца XVI в.] : (Для настоящего изд. [переводы рисунков] исполнены Диод. А. Шиловым) / А.И. Успенский. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1902. - 7 с., 16 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle