Список акафистов, утвержденных Русской Православной Церковью после 1901 года
353
Акафисты, одобренные до восстановления патриаршества
Серафиму Саровскому, прп. 354 (одобрен 23 марта 1904 г.)
Семи отрокам Ефесским (1906)
Кресту Господню (1907)
Иоанну Златоусту, свт. 355 (одобрен в 1908 г.)
Иоанну Устюжскому, блж. (одобрен в 1908 г.)
Сампсону Странноприимцу, прп. (1909)
Харалампию, сщмч. (1909)
Елеазару Анзерскому, прп. (одобрен в 1910 г.)
Трем святителям (1910)
Анне Кашинской, блгв. кн. 356 (одобрен 1 января 1911 г.)
Иоасафу Белгородскому, свт. 357 (одобрен в 1911 г.)
Ольге, равноап. кн. (одобрен в 1911 г.)
Сергию Нуромскому, прп. 358 (одобрен 12 марта 1912 г.)
Арсению Комельскому, прп. 359 (одобрен 18 мая 1912 г.)
Галактиону Вологодскому, прмч. 360 (одобрен 25 мая 1912 г.)
Адриану Пошехонскому, прмч. (одобрен в 1912 г.)
Василию Великому, свт. (1912)
Марфе и Марии, правв. (1912)
Никите, вмч. (1912)
Иоакиму и Анне, правв. (1912)
Афонским отцам, прпп. (1913)
Иакову Ростовскому, свт. (одобрен в 1913 г.)
Парфению Лампсакийскому, прп. (1913)
Дионисию Глушицкому, прп. (1914)
Макарию Римлянину, прп. (1914)
Питириму Тамбовскому, свт. 361 (1914)
Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Смоленской 362 (1914)
Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Ахтырской (1916)
Герасиму, Питириму и Ионе Великопермским, свтт. (1916)
Ермогену, Патриарху Московскому, сщмч. 363 (1916?)
Иринарху Ростовскому, прп. (1916)
Архангелу Гавриилу 364 (первая официальная публикация – 1917 г.)
Акафисты, одобренные патриархом Тихоном или Священным Синодом
Варфоломею, ап. 365 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном в 1917 г.) Даниилу Московскому, блгв. кн. 366 (1918)
Вонифатию, мч. 367 (в 1918 г. одобрен сщмч. Вениамином (Казанским; † 1922) к епархиальному употреблению в Петроградской епархии, 27 декабря 1994 г. Священным Синодом – к общецерковному)
Антонию Великому, прп. 368 (одобрен Священным Синодом в августе 1919 г.)
Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Калужской 369 (одобрен Священным Синодом в октябре 1919 г., однако для употребления лишь «в церкви при богослужении пред иконою Божией Матери Калужской»)
Архангелу Гавриилу 370 (иной, одобрен Священным Синодом 25 июля 1921 г.)
Во славу Светоносного Преображения Христа-Спасителя и во исповедание тайн спасения, в Преображении Господни являемых 371 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном 26 декабря 1921 г.)
Акафисты, одобренные патриархом Сергием
Иоанну Дамаскину, прп. 372 (одобрен 6 августа 1928 г.)
Акафисты, одобренные патриархом Алексием I или Священным Синодом
Власию, еп. Севастийскому, сщмч. 373 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 8 ноября 1930 г. для употребления в новгородской Власьевской церкви)
Моисею Угрину, прп. 374 (одобрен Священным Синодом в марте 1951 г.)
Пресвятой Богородице пред образом Ее «Нерушимая Стена» 375 (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.)
Иоанну, митр. Тобольскому 376, свт. (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.)
Кириллу и Лаврентию Туровским, свтт., и Мартину Туровскому, прп. 377 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Белоруссии)
Макарию, Жабынскому и Белевскому чудотворцу, прп. 378 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Тульской епархии)
Честному и Славному Рождеству Пресвятой Богородицы пред чудотворной иконой Ее «Пустынно-Глинская» (одобрен Священным Синодом в 1950-е гг. к употреблению в Глинской пустыни)
Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Взыскание погибших» 379 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 13 декабря 1962 г.)
Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Донская» 380 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I в 1962 г., первая официальная публикация – 1981 г.)
Акафисты, одобренные при патриархе Пимене
Воскресению Христову 381 (опубликован в «Православном церковном календаре» на 1974 г.)
Мелетию, архиеп. Харьковскому, свт. 382 (одобрен Священным Синодом 21 февраля 1978 г.)
Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Владимирская» 383 (опубликован в «Православном церковном календаре» на 1981 г.)
Нилу Сорскому, прп. 384 (опубликован в «Православном церковном календаре» на 1986 г.)
Амвросию Оптинскому, прп. 385 (одобрен Святейшим Патриархом Пименом 22 сентября 1988 г.)
Акафисты, одобренные патриархом Алексием II или Священным Синодом
Игнатию Кавказскому, свт. 386 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием II в 1990 г.)
Иоанну Кронштадтскому, прав. 387 (одобрен Священным Синодом между 1989 и 1991 гг., новая редакция гимна одобрена Священным Синодом 24 декабря 2008 г.)
Макарию, митр. Московскому, свт. 388 (одобрен Священным Синодом между 1989 и 1991 гг.)
Меркурию Кесарийскому, вмч. 389 (одобрен Священным Синодом между 1989 и 1991 гг., исправленная редакция гимна одобрена Священным Синодом 26 декабря 2012 г.)
Силуану Афонскому, прп. 390 (одобрен Священным Синодом между 1989 и 1991 гг.)
Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Косинская» («Моденская») (одобрен Священным Синодом 20 октября 1992 г.)
Ксении Петербургской, блж. (одобрен Священным Синодом 20 октября 1992 г.)
Тихону, Патриарху Московскому и всея России, свт. 391 (одобрен Священным Синодом 20 октября 1992 г.)
Пимену Великому, прп. 392 (1993)
Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Целительница» (одобрен Священным Синодом 27 декабря 1994 г.)
8 Составлен сщмч. Аркадием (Остальским), еп. Бежецким (11937), ок. 1925–1926 гг. Акафист был (впервые?) опубликован в составе «Акафист- ника» (М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. Т. I. С. 212–220). .
Кириллу и Марии Радонежским, прпп. 393 (одобрен Священным Синодом между 1992 и 1995 гг., однако о его одобрении не было сообщено в журналах Священного Синода, в связи с чем на заседании Священного Синода 17 июля 1997 г. акафист был утвержден повторно)
Матроне Московской, прав. 394 (одобрен Священным Синодом 20 апреля 2000 г.)
Феофану Затворнику, свт. 395 (одобрен Священным Синодом 20 апреля 2000 г.)
Александру Чагринскому, прав, (одобрен Святейшим Патриархом Алексием II 20 февраля 2003 г. для употребления в пределах Самарской епархии)
Филарету, митр. Московскому и Коломенскому, свт. 396 (одобрен Священным Синодом 24 декабря 2004 г.)
Серафиму (Чичагову), митр. Петроградскому, сщмч. 397 (одобрен Священным Синодом 15 апреля 2008 г.)
Акафисты, одобренные Священным Синодом при патриархе Кирилле
Свв. новомученикам и исповедникам Российским 398 (одобрен Священным Синодом 10 октября 2009 г.)
Свв. царственным страстотерпцам 399 (одобрен Священным Синодом 10 октября 2009 г.)
Божией Матери ради Ея иконы, именуемой «Всецарица» 400 (одобрен Священным Синодом 26 декабря 2012 г.)
Фоме, ап. 401 (одобрен Священным Синодом 26 декабря 2012 г.)
Герасиму Иорданскому, прп. 402 (одобрен Священным Синодом 26 декабря 2012 г.)
Симеону Новому Богослову, прп. 403 (одобрен Священным Синодом 26 декабря 2012 г.)
Григорию Паламе, свт. 404 (одобрен Священным Синодом 26 декабря 2012 г.)
Никодиму Святогорцу, прп. 405 (одобрен Священным Синодом 26 декабря 2012 г.)
Иоанну Шанхайскому, архиеп. Сан-Францисскому, свт. 406 (одобрен Священным Синодом 26 декабря 2012 г.)
* * *
Перечень составлен свящ. Максимом Плякиным и свящ. Феодором Людоговским. Предлагаемый список требует дальнейшего уточнения и не может претендовать на полноту. В скобках указана либо дата официально го утверждения акафиста, либо дата первой публикации с синодальным грифом в официальном издании Московской Патриархии (прежде всего – в ежегодном «Православном церковном календаре»).
Составлен мон. Еленой (Анненковой; † 11889) в 1887 г., предварительно отредактирован еп. Тамбовским и Шацким (впоследствии архиеп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии) Иннокентием (Беляевым; † 11913), личность второго редактора неизвестна, предположительно – сщмч. Серафим (Чичагов; † 1937).
Составлен сщмч. Никодимом (Кононовым), еп. Белгородским († 1919) ок. 1895 г.
Составлен прот. Серафимом Архангеловым ок. 1908 г.
Составлен прот. Иоанном Слободским в 1911 г.; в литературе встречаются также сведения об авторстве митр. Саратовского и Балашовского Вениамина (Федченкова; † 1961).
Составлен «одним боголюбцем из Вологды», редактор текста – еп. Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский; † 1919).
Составлен в Арсение-Комельском монастыре, редактор текста – еп. Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский; † 1919).
Автор неизвестен, редактор текста – еп. Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский; † 1919).
Известна дореволюционная публикация акафиста свт. Питириму (составлен И. А. Аносовым, опубликован в: Богословский вестник. Сергиев Посад, 1916. Т. 2. № 6. С. 211–218. 2-я паг.), однако статус этого текста на данный момент не прояснен. В практике Русской Православной Церкви употребляется иной акафист, опубликованный (вместе со службой святителю) в «Журнале Московской Патриархии» (1974. № 12, вкладка отдельной пагинации, акафист на с. 8–13) и позднее републикованный в «Акафистнике» (М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. Т. I. С. 222–228). Вопрос об официальном одобрении того или иного акафиста в Синодальный период остается пока открытым.
В рукописях и различных печатных изданиях воспроизводятся по крайней мере два различных акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери; определить достоверно, был ли какой-либо из них официально одобрен Священным Синодом и если да, то какой, на данный момент не представляется возможным.
Составлен прот. Илией Гумилевским († 1963), однако в литературе встречаются данные об авторстве сщмч. Неофита Любимова († 1918) или протопресв. Николая Любимова († 1924). Возможно, о. Николай (бывший на момент канонизации св. Ермогена протопресвитером Успенского собора Московского Кремля) выполнил редактуру акафиста, составленного о. Илией (см.: Богословский вестник. Сергиев Посад, 1916. Т. 2. № 9. С. 3–26. 2-я паг.). Надежных данных об официальном одобрении данного акафиста до сих пор не обнаружено, однако он был напечатан в «Православном церковном календаре» на 1986 г. (М.: Изд-во Московской Патриархии, 1985).
Составлен святогорцем иером. Феофаном в 1914 г.
Составлен митр. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым; † 1956) в 1917 г.
Составлен в 1918 г. архиеп. Волоколамским Феодором (Поздеевским; † 1937) и сщмч. Германом (Ряшенцевым), еп. Вязниковским († 1937).
Составлен в 1917 г. свящ. Андреем Простосердовым, руководителем петроградского Свято-Вонифатьевского братства.
Составлен в Андреевском скиту на Святой Горе Афон, отредактирован Святейшим Патриархом Сергием (Страгородским; † 1944).
Составлен митр. Горьковским и Макарьевским Феофаном (Туляковым; † 1937).
Составлен мирянкой Анной Ивановной Кулаковой в 1921 г.
Составлен прот. Леонидом Красновым, клириком Рязанской епархии. Резолюция об одобрении текста к общецерковному употреблению подтверждалась Святейшими Патриархами: свт. Тихоном (резолюция от 22 января 1924 г.), Алексием I (резолюция от 10 декабря 1945 г.) и Алексием II (резолюция от 28 ноября 1999 г.). Во исполнение последней резолюции акафист был напечатан в Издательстве Московской Патриархии в 2000 г.
Составлен прот. Димитрием Димровским; до настоящего времени находится в рукописи.
Составлен в 1930 г., предположительно кем-то из прихожан Власьевской церкви г. Новгорода Великого. Акафист был просмотрен еп. Череповецким Макарием (Опоцким; † 1941), давшим 3 сентября 1930 г. свой отзыв о возможности его употребления за богослужением, и отредактирован еп. Великолукским и Торопецким (позже Череповецким) Тихоном (Рождественским; † 1937), 18 сентября 1930 г. также давшим свой отзыв о возможности употребления этого акафиста за богослужением. На основании их отзывов архиеп. Хутынский Алексий (Симанский; † 1970), будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, временно управлявший Новгородской епархией, одобрил акафист к употреблению во Власьевской церкви. Текст до настоящего времени находится в рукописи.
Составлен архим. Василием (Прониным; † 1997), предположительно в 1946 г.
Составлен 3. Стальской.
Составлен архиеп. Ульяновским и Мелекесским Иоанном (Братолюбовым; † 1968). Авторская работа над текстом была завершена 25 августа 1929 г., редактуру в конце 1951 – начале 1952 г. осуществил митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов; † 1956).
Составлен прот. Константином Раиной, клириком Могилевской епархии.
Составлен иером. Гермогеном (Иноземцевым), клириком Тульской епархии.
Составлен прот. Николаем Голубцовым († 1963) летом 1962 г.
Составлен прот. Николаем Голубцовым († 1963), по всей видимости, в 1950-е гг.
Составлен патриархом Сергием (Страгородским; † 1944).
Составлен митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком † 2011) в 1977г.
Составлен патриархом Сергием (Страгородским; † 1944) на основании текста акафиста, одобренного Святейшим Синодом в 1886 г.
Составлен предположительно возобновителем Нило-Сорской пустыни иеросхим. Нилом (Прихудаловым; † 1870).
Составлен в Оптиной пустыни в 1988 г.; встречается атрибуция архиеп. Владимирскому и Суздальскому Евлогию (Смирнову), бывшему тогда наместником обители.
Автор акафиста неизвестен; встречается атрибуция схим. Игнатии (Пузик; † 2004). В 1990 г. акафист был издан Синодальной библиотекой с благословением патриарха Алексия II.
Составлен митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком; † 2011) в 1980 г., перед первым одобрением радикально отредактирован. Редактор, предположительно, – архиеп. бывш. Брянский и Севский Мелхиседек (Лебедев). Вторая редактура текста была проведена Синодальной богослужебной комиссией.
Составлен архим. Макарием (Веретенниковым).
Текст акафиста был подготовлен Синодальной богослужебной комиссией.
Составлен митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком; † 2011) до канонизации святого, по некоторым сведениям – в 1978 г.
Составлен, предположительно, архим. Владимиром (Кучерявым; † 2010).
Составлен сщмч. Аркадием (Остальским), еп. Бежецким († 1937), ок. 1925–1926 гг. Акафист был (впервые?) опубликован в составе «Акафистника» (М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. Т. I. С. 212–220).
Составлен, предположительно, архим. Владимиром (Кучерявым; † 2010).
Текст акафиста был подготовлен Синодальной богослужебной комиссией.
Текст акафиста был подготовлен Синодальной богослужебной комиссией.
В основе одобренного акафиста – гимн, составленный мирянином Александром Ивановичем Яковлевым, преподавателем ПСТГУ, однако в Синодальной богослужебной комиссии он был подвергнут радикальной редактуре.
Текст акафиста был подготовлен Синодальной богослужебной комиссией.
Текст акафиста был подготовлен Синодальной богослужебной комиссией.
Текст акафиста был подготовлен Синодальной богослужебной комиссией.
Составлен прот. Артемием Владимировым (Москва), отредактирован рабочей группой Издательского Совета РПЦ по кодификации акафистов и упорядочиванию норм акафистного творчества.
Составлен прот. Павлом Хондзинским (Москва), отредактирован рабочей группой Издательского Совета РПЦ по кодификации акафистов и упорядочиванию норм акафистного творчества.
Автор акафиста неизвестен. Текст происходит из рукописного собрания синайского монастыря вмц. Екатерины, время написания – кон. XIX – нач. XX в. Перевод на церковнославянский язык М. А. Харитоновой, отредактирован на кафедре филологии МДА.
Составлен мон. Герасимом Микрагианнанитом (1905–1991). Перевод на церковнославянский язык О. А. Родионова, отредактирован рабочей группой Издательского Совета РПЦ по кодификации акафистов и упорядочиванию норм акафистного творчества.
Составлен мон. Герасимом Микрагианнанитом. Перевод на церковнославянский язык О. А. Родионова, отредактирован рабочей группой Издательского Совета РПЦ по кодификации акафистов и упорядочиванию норм акафистного творчества.
Составлен мон. Герасимом Микрагианнанитом. Перевод на церковнославянский язык О. А. Родионова, отредактирован рабочей группой Издательского Совета РПЦ по кодификации акафистов и упорядочиванию нормакафистного творчества.
Составлен иером. Серафимом (Роузом; 1934–1982).