Апрель
Преподобная Мария Египетская
14 апр. (1 апр. по церковному календарю)
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине 5-го и в начале 6-го столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить её на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17-ть лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого раскаяния, она стала молить Бога простить ее грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией Матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и сделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зоси́ма, живший в Иорда́нском монастыре пророка Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен её святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел её во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз – идущей через ре́ку Иорда́н, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом, придя в пустыню еще через год в надежде увидеть святую, он уже не застал её в живых.
Старец похоронил останки преподобной Марии там же в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Скончалась она в 521-ом году.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала с Божией помощью величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния. Память её отмечается 1-го апреля и в 5-ое воскресение Великого поста.
Тропарь:
Греха́ мглы избежа́вши, покая́ния све́том озари́вши свое́ се́рдце, ты сла́вная Мари́е пришла́ еси́ ко Христу́. Сего́ всенепоро́чную и святу́ю Ма́терь моли́твенницу ми́лостивную принесла́ еси́. Отону́дуже и прегреше́ний обрела́ еси́ оставле́ние, и со а́нгелы при́сно сра́дуешися.
Преподобномученик Вадим
22 апр. (9 апр. по церковному календарю)
Святой Вадим родился в персидском городе Вифлапете и происходил из знатной семьи. Раздав свое богатство, он построил за городом монастырь, который потом и возглавил в звании архимандрита. Для богомыслия и более сосредоточенной молитвы он иногда удалялся на соседнюю пустынную гору и здесь однажды удостоился видения Божия.
При царе Сапоре II-ом (376 г.) святой Вадим был заключен в темницу вместе со своими учениками. В течение четырех месяцев их томили в темнице и мучили, добиваясь отречения их от Христа. Но святые исповедники мужественно терпели. К ним в темницу попал некто Нирсан, христианин, начальник города Арии. Боясь пыток, Нирсан отрекся от Христа и обещал царю исполнить любое его приказание. Тогда Сапор приказал Нирсану убить архимандрита Вадима. Нирсан дрожащими руками стал бить мечом святого Вадима и только после многих ударов смог отсечь ему голову. Потом были казнены и прочие мученики.
Не вынеся мучений совести, вскоре после этого Нирсан покончил с собой.
Тропарь: В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: прии́м бо кре́ст, после́довал еси́ Христу́, и дея́ учи́л е́си презира́ти у́бо пло́ть, прехо́дит бо, прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней. Те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бне Вадиме, ду́х тво́й.
Мученицы Агапия, Ирина и Хиония
29 апреля (16 апр. по цер. кал.)
Мученицы Ага́пия, Ири́на и Хиония были родными сестрами, жившими около города Аквиле́и в северной Италии в конце 3-го века. Осиротев еще в юном возрасте, они решили не выходить замуж и вели благочестивый образ жизни. Когда император Диоклетиа́н посетил Аквилею, он воздвигнул жестокое гонение против христиан, так что в скором времени здесь все тюрьмы оказались переполнены ими.
Тогда и были схвачены эти три сестры-девушки и преданы различным истязаниям. В богослужении святым мученицам сказано, что они не устрашились ни нападения диких зверей, ни отсечения частей тела, ни других пыток. Во время их истязаний произошло несколько чудес, но мучители не вразумились. Наконец Агапию и Хионию сожгли на костре, а Ирину пронзили стрелами. Произошло это в 304-ом году. Тела святых мучениц были похоронены святой Анастасией, прозванной Узорешительницей, за то что она облегчала “у́зы” – трудности христиан, заключенных в тюрьмы.
Эти три сестры имели такую крепкую веру в Бога, что не устрашились угроз мучителей, не пожалели своей юности и пострадали за Христа. Они отдали тленную жизнь, чтобы на Небе воспринять нетленную. Теперь они блаженствуют в Царстве вечного света. Их молитвами Господь да укрепит нас в христианском подвиге.
Кондак:
Кре́пко ду́шу Ири́на ополчи́ла еси́ ве́рою, я́ве лука́вого посрами́вши, и ко Христу́ привела́ еси́ тьмы люде́й мно́жества, блаже́нная и порфи́ру от крове́й нося́ща, со а́нгелы ны́не весели́теся.
Мученики Виктория (Ника), Леонид, Галина, Василисса и другие
29 апр. (16 апр. по церк.кал.)
Мученики Викто́рия (Ни́ка), Леони́д, Харие́сса, Гали́на, Кали́са, Нунехия, Васили́сса и Феодо́ра пострадали во время гонения на христиан при императоре Декии (249–251 гг.) в Коринфе, Греция. Язычники бросили их в море, но они не утонули, а пошли по воде, как по суше. Мучители догнали их на корабле, повесили им камни на шею и утопили около 251-го года.
Тропарь: (смотри выше тропарь мученикам Павлу и Иулиании).
Преподобный Виталий
5 мая (22 апр. церк.кал.)
Святой Вита́лий родился во второй половине 6-го столетия. С юности он поступил в монастырь преподобного Сери́да около города Га́зы в Святой Земле, и здесь в течение многих лет вел строгую монашескую жизнь. В возрасте 60-ти лет Виталий покинул свою обитель и переселился в Александри́ю. В то время Александрийскую церковь возглавлял известный своей святой жизнью патриарх Иоанн, прозванный Милостивым (609–620 гг.).
В Александрии Виталий взял на себя весьма необычный подвиг спасения блудниц этого города. Живя на частной квартире, инок Виталий работал поденщиком, а вечерами посещал дома разврата. Войдя в комнату той или другой распутной женщины, он отдавал ей заработанные деньги и убеждал ее оставить свой порочный образ жизни. После этого Виталий становился на колени и до утра, пока женщина спала, молился Богу. Нередко случалось, что женщина, тронутая его словами и видя, как он усердно молился, приходила в чувство раскаяния и тоже, став на колени, начинала молиться. Утром, перед уходом на работу, Виталий брал с женщин клятву, что они сохранят в тайне подробности его посещений. У Виталия был книжица, куда он вносил имена всех известных ему падших женщин. Он постоянно их поминал в своих молитвах.
Такой необычный образ жизни Виталия продолжался несколько лет. Жители города возмущались недостойным, как им казалось, поведением инока и бранили его. Как-то один возмущенный юноша ударил Виталия по шее, крикнув: “Ты позоришь монашеский чин и имя христианское!” Святой же Виталий смйренно переносил все укоры, насмешки и даже удары, прося обижающих не осуждать его. Наконец клирики Александрии пожаловались на Виталия патриарху Иоанну и настаивали, чтобы он принял против Виталия необходимые меры. Но патриарх оставил их прошение без ответа.
Тем временем добрые слова, молитвы и праведная жизнь Виталия благотворно повлияли на многих падших женщин. Одни ушли в монастырь, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться.
Когда преподобный Виталий скончался, его нашли стоящим на коленях перед иконой. В руках он держал хартию (лист бумаги), на которой было написано: “Жители Александрии! Не осуждайте ближнего, как бы он ни казался вам грешен. Никого не осуждайте прежде суда Божия”. Перед похоронами Виталия, женщины, направленные им на добрый путь, собрались и рассказали патриарху Иоанну и многим людям о добродетельной жизни монаха Виталия. Тогда многим стало стыдно, что они обижали праведного человека. Сам патриарх Иоанн предал погребению останки святого Виталия. Во время похорон и после них многие больные исцелялись от прикосновения к мощам святого Виталия.
Так необычайный подвиг святого Виталия научил многих не спешить осуждать других. Действительно, мы видим лишь внешность человека, но не знаем, что у него на сердце. Поэтому сказано: “Не судите, да не судимы будете”.
Тропарь: В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: прии́м бо кре́ст, после́довал еси́ Христу́, и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прехо́дит бо: прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней. Те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бне Виталие, ду́х тво́й.
Великомученик Георгий Победоносец
6 мая и 16-е нояб. (23 апр. и 3 нояб. по церк.кал.)
Великомученик Гео́ргий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейру́те (в древности – Берит), у подножия Лива́нских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиа́на. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа, император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в коло́дки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воло́вьими жилами, колесова́ли, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечем голову святому. Так святой страдалец ушел ко Христу в Никомидии в 303-ем году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют еще Победоно́сцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Ли́дда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.
На иконах великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь – удав, крокодил или большая ящерица – неизвестно.
Суеверные жители той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на па́стбище, совершив моле́бен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют – “Ю́рьев день”, в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Великомученик Георгий – покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом – “древним змием” (Откр. 12:3, 20:2) о изображение было включено в древний герб города Москвы.
Тропарь: Яко пле́нных свободите́ль и ни́щих защи́титель, немощству́ющих врач, царей побо́рниче, победоно́сче великому́чениче Гео́ргие моли́ Христа́ Бога спасти́ся душа́м нашим.
Мученица Александра
6 мая (23 апр. церк.кал.)
Святая Алекса́ндра, супруга императора Диоклетиа́на, была тайной христианкой. Видя твердость веры святого Георгия во время его мучений, она решилась открыто засвидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа. Она отправилась к месту, где мучили святого Георгия, упала к ногам великомученика и перед всеми объявила себя христианкой.
Озлобленный Диоклетиан приговорил царицу к смерти. Святая Александра мужественно приняла этот приговор и кротко пошла на место казни, молитвенно обращая свой взор на небо. По дороге она, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Прислонившись к стене одного здания, она тихо скончалась. Ее мирная кончина последовала 21-го апреля 303-го года, но память ее празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 23-го апреля по церковному календарю.
Тропарь: Агница Твоя, Иису́се, Алекса́ндра, зове́т ве́лиим гла́сом: Тебе, Женише́ мой, люблю, и Тебе и́щущи страда́льчествую, и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему, и стражду́ Тебе ради, я́ко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, дада и живу́ с Тобою, но я́ко жертву непоро́чную приими́ мя, с любовью поже́ршуюся Тебе: тоя́ моли́твами, яко ми́лостив, спаси́ души наша.
Мученик Анатолий
6 мая (23 апр. по церковному календарю)
Память мучеников Анато́лия и Протолео́на отмечается в один день со святым великомучеником Георгием и царицей Александрой. Видя веру и мужество святого Георгия, эти воины уверовали во Христа и открыто заявили об этом. Их тут же обезглавили.
Тропарь: Му́ченик Твой, Господи, Анато́лий во страда́нии своем вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́ Бога нашего. Име́яй бо крепость Твою, мучи́телей низложи́, сокруши́ и де́мононов немощны́я де́рзости. Того́ моли́твами спаси́ ду́ши наша.
Святитель Стефан, епископ Пермский
9 мая (26 апр. по церковному календарю)
Святой Стефа́н родился в городе Устю́ге в середине 14-го столетия. С детских лет он отличался большими дарованиями и любознательностью. Невдалеке от его родных мест жили зыря́не. Постоянно видя зырян на торговой площади в родном городе, Стефан возгорелся желанием просветить их дикую страну светом Христовой веры. Для приготовления к этому подвигу Стефан поступил в один из Росто́вских монастырей (обитель святителя Григория Богослова), где была богатая библиотека. Изучив Священное Писание и греческий язык, святой Стефан изучил и язык зыря́н. Потом из славянских и греческих букв он составил зырянскую азбуку, перевел на зырянский язык некоторые священные и богослужебные книги и в 1379-ом году отправился на апостольский подвиг.
Семнадцать лет (сначала в сане пресвитера, потом в сане епископа) он трудился над просвещением зырян и потерпел много искушений и напастей. Но смирением и кротостью святой Стефан побеждал своих противников и весьма многих зырян обратил к вере. Он сжег знаменитую зырянскую куми́рню (языческий храм) со всеми находящимися там идолами и с помощью местных жителей соорудил церковь Благовещения Божией Матери в главном поселении зырян – Усть-Вы́ме (при слиянии рек Выми и Вычегды). В то же время он учил новопросвещенных зырян грамоте и слову Божию и, в зависимости от успехов, поставлял одних – священниками, других – диаконами, третьих – чтецами.
Самым опасным врагом святого Стефана был некто Пам, глубокий старик, старший из всех языческих жрецов. Имея сильное влияние на зырян, он многих удерживал от крещения, а крещенных отвлекал от веры. Много раз святой Стефан вступал с ним в открытый спор, прения их длились дни и ночи, но Пам оставался непреклонным язычником. Наконец, знаменитый язычник сам вызвался пройти вместе со святым Стефаном сквозь огонь и воду для того, чтобы испытать, чья вера лучше. Он никак не ожидал, что епископ согласится на это. Между тем, святой Стефан сейчас же велел народу зажечь отдельно стоявшее строение и подал руку Паму, чтобы вместе с ним идти через огонь, но тот отказался, несмотря ни на какие убеждения и требования со стороны зырян.
Тогда зыряне бросились на Пама и хотели его умертвить. Но святой Стефан не допустил их до этого и настоял только на том, чтобы Пам навсегда уехал из этих мест.
После этого великое множество зырян обратилось к вере, было построено несколько церквей и основаны монастыри. Ревностный пастырь заботился и о внешнем благосостоянии новопросвещенной земли. Во время голода он неоднократно доставлял хлеб из Во́логды в Пермь и раздавал его нуждающимся, для зырян выхлопотал у великого князя разные льготы, ограждал их от притеснений со стороны бояр и ездил в Новгород с просьбой, чтобы новгородцы не делали набегов на беззащитные области пермяко́в.
В одно из своих путешествий в Москву по делам своей паствы святой Стефан заболел и скончался (26-го апреля 1396-го года). Святые его мощи почивали в Москве, в церкви Спа́са на Бору́.
Тропарь: Боже́ственным жела́нием от ю́наго во́зраста, Стефа́не прему́дре разже́гся, яре́м Христо́в взял еси́, и люде́й олядене́вшая дре́вле неве́рием сердца́, боже́ственное се́мя в них се́яв, ева́нгельски духо́вен породи́л еси́: те́мже пресла́вную твою́ па́мять почита́юще мо́лим тя: моли́ Его́же пропове́дал еси́, да спасе́т ду́ши на́ши.
Приложение. Значение имен в переводе на русский язык
Дни празднования святых помещены в конце 1-го выпуска житий.
Адриа́н – житель Адрии, государства венетов [лат.]
Алексе́й- защитник [греч.]
Алекса́ндр – защитник людей [греч.]
Алла – изящная, [готск.?]
Амвро́сий – бессмертный, божественный [греч.]
Анастаси́я – воскресшая [греч.]
Анато́лий – восточный [греч.]
Ангели́на (Ангела) – вестница, ангельская [греч.]
Андре́й- мужественный [греч.]
Ани́сия – успех [греч.]
Анна – благодать, милость [евр.]
Анто́ний – драгоценный, замечательный [лат.]
Антони́на – драгоценная, замечательная [лат.]
Арка́дий – житель Аркадии [греч.]
Афана́сий – бессмертный [греч.]
Бори́с – воин [славян.]
Вадим – []
Валенти́н – сильный, здоровый [лат.]
Валенти́на – сильная, здоровая [лат.]
Валерий – бодрый, крепкий [лат.]
Веньями́н – сын правой руки [евр.]
Варва́ра – иноземка [греч.]
Васи́лий – царский [греч.]
Васили́сса – царица [греч.], (Еrikа – скандин.)
Ве́ра – русск. перевод греч. слова пистис – вера.
Верони́ка (или Вирине́я, Bеrеnicе) – подлинный лик [лат.]
Ви́ктор – победитель [лат.]
Викто́рия – побеждающая [лат.]
Виталий – жизненный [лат.]
Влади́мир – владеющий миром [слав.]
Все́волод – всем владеющий [слав.]
Вячесла́в – многославный [слав.]
Гаврии́л – муж Божий [евр.]
Гали́на – тишина, спокойствие [греч.]
Генна́дий – благородный [греч.]
Григо́рий – бодрствующий [греч.]
Гео́ргий (Его́р, Ю́рий) – земледелец [греч.]
Глеб – (Gutlеib) – любящий Бога [сканд.]
Ге́рман – единоутробный [лат.]; благородный воин [сканд.]
Дави́д – возлюбленный [евр.]
Дамиа́н – посвященный Дамии [греч.]
Дании́л – судья Божий [евр.]
Да́рия – побеждающая [перс.]
Дими́трий – плодородный, от Деметре – богини земледелия [греч.]
Евге́ний – благородный [греч.]
Евге́ния – благородная [греч.]
Евдоки́я – благоволение [греч.]
Евфроси́ния – радостная [греч.]
Екатери́на – всегда чистая [греч.]
Еле́на (Елеонора) – факел [греч.]
Елизаве́та – почитающая Бога [евр.]
Зинаи́да – божественная (дочь Зевса) [греч.]
Зо́я – жизнь [греч.]
Иа́ков (Яков) – запинатель, пятка [евр.]
Игна́тий – пламенный [лат.]
Игорь – герой [сканд.]
Иларио́н – веселый [греч.]
Илия́ – крепость Господня [евр.]
Иоаки́м – Бог поставил [евр.]
Иоа́нн – благодать Господня [евр.] (в народе – Иван).
Инна – сокращ. форма Агрипина [греч., болг.] (первоначально мужское имя)
Инноке́нтий – неповинный [лат.]
Ири́на – мир (мирная) [греч.]
Иулиани́я (Ульяна, Юлиания) – Юлиева [лат.]
Ки́ра – госпожа [греч.]
Кири́лл – барчук [персид.], повелитель [греч.]
Кла́вдия – римское родовое имя от “хромать” [лат.]
Константи́н – твердый, постоянный [лат.]
Косьма́ – заботящийся о красоте [греч.]
Ксе́ния – гостья, чужеземная [греч.]
Ксенофо́нт – говорящий на иностранном языке [греч.]
Лари́са – морская птица, чайка
Лев – лев [лат.]
Леони́лла – от lео – лев [лат.]
Леони́д – потомок льва [лат., греч.]
Леони́да – львиная [лат.]
Лео́нтий – львиный [лат.]
Ли́дия – культурная [греч.]
Любо́вь – русск. перевод греч. слова “ага́пи”.
Людми́ла – милая людям [слав.]
Максим – величайший [лат.]
Мария – любимая, желанная [евр.]
Мари́на – морская [лат.]
Марк – родившийся в Марте (?) [лат.]
Мили́ца – … [слав.]
Митрофа́н – явленный матерью [греч.]
Михаи́л – Кто как Бог [евр.]
Наде́жда – русск. перев. греч. слова “елпи́с” – надежда.
Ната́лия – рождественская [лат.]
Ники́та – победитель [греч.]
Никола́й – побеждающий народ [греч.]
Ни́кон – побеждающий [греч.]
Ни́на – морская богиня [вавилон.]
Но́нна – Богу посвященная, чистая, святая [егип.]
Оле́г – как и Ольга от – священный [сканд.]
Олимпиа́да – олимпийская [греч.]
Ольга – (Хельга) священная [сканд.]
Па́вел – малый [лат.]
Па́вла – малая [лат.]
Пантеле́ймон – всемилостивый [греч.]
Параске́ва – приготовление, пятница [греч.]
Пелаге́я – морская [греч.]
Петр – камень [лат.]
Проко́пий – опережающий, успевающий [греч.]
Пи́нна – от Дестина – госпожа [греч., болг.] (первоначально мужское имя)
Раи́са – легкая, готовая [греч.]
Ри́мма – от Роман [лат., болг.] (первоначально мужское имя)
Рома́н – римский [лат.]
Светла́на – святлая от Фоти́ния [греч.]
Серафи́м – пламенный [евр.]
Се́ргий – от латинск. (римск. родовое имя)
Симео́н (Семен) – услышание [евр.]
Софи́я – премудрость [греч.]
Стефа́н (Степан) – венок [греч.]
Стефани́да венчанная [греч.]
Суса́нна – водяная лилия [евр.]
Таи́сия – принадлежащая Исиде (египетской богине) [коптск., греч.]
Тама́ра – пальмовая ветвь [евр.]
Татья́на – от (имя легендарного Сабинского царя)
Тит – почтенный [греч.]
Ти́хон – Бог счастья [греч.]
Фе́дор (›еодор) – дар Божий [греч.]
Филаре́т – любящий добро [греч.]
Фили́пп – любитель коней [греч.]
Фома́ – близнец [арамейск.]
Хриса́нф – златоцветный [греч.]
Христи́на – Христова [греч.]
Христофо́р – христоносец [греч.]
О значении святости смотри в 1-ом выпуске житий, мученики за Христа – во 2-ом выпуске, монашеский подвиг (преподобные) – в 3-ом выпуске, Христа ради юродивые – в 5-ом выпуске.
Алфавитный список святых помещен в конце первого выпуска; значение собственных имен – в конце второго выпуска.
Монашеский подвиг
(преподобные)
Есть люди, которые всецело отдают себя науке, искусству, политике, или другой излюбленной деятельности. Почему? Потому, что у них такое призвание. Они способствуют прогрессу тех отраслей науки и культуры, которым себя посвящают. С другой стороны, существуют люди, которых привлекает не столько интеллектуальный или внешний прогресс, сколько приобретение внутреннего совершенства. Они стремятся к праведности и с этой целью они становятся монахами или монахинями.
Жизнь в миру мало способствует духовному совершенству, скорее она препятствует ему. Как объясняет Евангелист Иоанн Богослов жизнь общества отравлена тройным злом: “Все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская”. Поэтому: “Не любите мира, ни того, что в мире”, – наставляет он (1Иоан. 2:15). Монашество ставит себе целью помочь человеку освободиться от зла, господствующего в мире: от похоти плоти – путем целомудрия и воздержания, от “похоти очей” (т.е. от пристрастия к богатству и мирским благам) путем отказа от личного имущества, и от гордости – путем послушания духовному наставнику. Поражая зло в самом его корне, монашество ставит человека на прямой путь к духовному совершенству.
Слово “монах” происходит от греческого слова “один”. Монах значит живущий в одиночестве. Монастыри возникали как уединенные и отдаленные от мира жилища. Монашество отличается от обычного образа жизни мирских людей; отсюда название “инок” – т.е. “иной” человек.
Многими путями можно достичь Царства Небесного, и Евангелие предоставляет человеку большой простор в выборе образа жизни: лишь бы он уклонялся от зла и делал бы добро. Однако тем, которые чувствуют призвание к более совершенному образу жизни, Господь говорит: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест твой и следуй за Мною… Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и следуй за Мною… Есть девственники (в Евангелии “скопцы”) ради Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит… Кто не отречется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником” (Мт. 16:24; 19:12–21; Лук. 14:26–33). Здесь предписаны именно те главные условия, из которых составляются обеты (обещания Богу при вступлении в монашество).
Стремление к особому подвижническому образу жизни возникло одновременно с христианством. Согласно преподобному Кассиану (4-ый век) первыми монахами были ученики Евангелиста Марка, который был первым епископом в Александрии (в Египте). Они удалялись в самые отдаленные от города места, где вели особый возвышенный образ жизни по правилам, составленным святым Марком. Иудейский историк Филон, современный апостолам житель Александрии, описывает жизнь неких Ферапевтов, удалившихся в предместья Александрии, именно такой, какой изображена преп. Кассианом жизнь первых александрийских монахов, и называет жилища их монастырями.
Есть сведения, что и в Сирии монашество появилось уже в апостольские времена. Преподобная Евдокия, жившая с 96 г. по Р.Х. в Сирийском городе Илиополе в царствование Траяна, обращена в христианство преп. Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором жило 70 иноков. Сама она, после принятия христианства, поступила в монастырь, где было 30 монахинь.
Несмотря на скудость документальных сведений, нет сомнения, что монашество возникло уже в апостольский век. Трудно допустить, чтобы в те времена большого духовного горения не было христиан, которые бы последовали учению апостола Павла о девстве, изложенному в послании к Коринфянам (1Кор. 7-я глава). Живым примером для таких девственников всегда были и будут Сам Господь Иисус Христос, Приснодева Мария, пророк Иоанн Креститель, возлюбленный ученик и девственник апостол Иоанн Богослов, апостол Павел, апостол Иаков, брат Господень и первый епископ Иерусалимский и многие другие. Вот каким высоким примерам следовало монашество, вот откуда оно зародилось, где его духовный исток.
Так именно объясняет происхождение монашества преподобный авва Дорофей, который пишет: “Они (христиане) поняли, что находясь в мире, они не могут удобно усовершенствоваться в добродетели и выбрали особенный образ жизни, особенный порядок провождения времени, особенный образ действия, – именно монашеское жительство, и начали уходить от людей и жить в пустынях, подвизаясь в посте, в бдении, они спали на голой земле и переносили различные добровольные страдания, совершенно отрекались от отечества и сродников, от имений и приобретений. Одним словом, они распяли себя миру”.
В древних монашеских общинах главное внимание уделялось духовным занятиям: молитве, посту и созерцательным размышлениям о Боге и духовном мире. Но и физический труд считался необходимым для разнообразия в занятиях, поскольку давал средства к пропитанию и возможность благотворить бедным.
В начале 4-го столетия в Египте возникает стихийное стремление к монашеству. Ослабление строгости христианской жизни со вступлением в церковь таких язычников, которые и в христианстве продолжали заботиться только о мирском, побуждало наиболее усердных из христиан уходить из городов и селений в пустыни, чтобы там, вдали от мирских волнений, проводить жизнь в подвигах самоотречения, молитве и размышлениях о Боге. В ряду таких подвижников первое место занимает преподобный Антоний Великий.
Святой Антоний родился в середине 3-го столетия в Египте. Стремясь к совершенному уединению, он поселился в развалинах старой крепости на восточном берегу Нила. Двадцать лет он прожил здесь в совершенном уединении, подвизаясь в посте и молитве и подвергая себя различным лишениям. Со временем многие люди узнали о нем и стали посещать его, а некоторые пожелали даже поселиться около него, чтобы под его руководством вести такую же подвижническую жизнь. Так постепенно вокруг преподобного Антония образовался круг учеников-подвижников (305 г).
Подробных правил относительно монашеской жизни святой Антоний не давал, но в общем виде он объяснил путь, которым можно достичь нравственного совершенства. Так, на примере собственной жизни он учил их отречению от земных благ, совершенной преданности воле Божией, непрестанной молитве, уединенным размышлениям о Боге, физическому труду. Преподобный Антоний основал отшельническое иночество. По установленному им порядку, подвижники, находясь под руководством одного старца (аввы, отца), жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах и предавались уединенным подвигам. Такие подвижнические общины назывались ла́врами.
Но еще при жизни преп. Антония появился другой вид монашеской жизни – общежительны. Подвижники, собираясь в одну общину под управлением аввы, проводили жизнь вместе в одном или нескольких помещениях, следуя одним правилам. Такого рода общины назывались монастырями (киновиями). Основателем монашества общежительного был преподобный Пахо́мий Великий (348 г.).
Святой Пахомий тоже родился в Египте. Находясь на военной службе, он, во время одного похода, получил возможность познакомиться с христианской благотворительностью, пожелал сделаться христианином и, действительно, по окончании военной службы, крестился. Познакомившись с подвижнической жизнью в фиваидской пустыне, Пахомий для дальнейших подвигов избрал уединенное место около реки Нил, известное под названием Тавенны. Здесь у преподобного Пахомия возникла мысль основать общежительное иночество. На одном из островов Нила он устроил монастырь, в котором желающие могли подвизаться и жить вместе.
Весть о подвигах Пахомия вскоре привлекла к нему множество учеников, так что построенный им монастырь не мог вместить всех желающих, и он принужден был основать еще несколько новых монастырей, находящихся недалеко друг от друга на берегах Нила. Он основал также и женский монастырь на противоположном берегу Нила, где поселилась его родная сестра.
В основанных им монастырях Пахомий ввел определенные правила монашеского общежития. Это первый иноческий устав. Все общество монахов, разделенное Пахомием на 24 класса, по степени развития их духовной жизни, находилось под управлением одного общего аввы. Каждый монастырь имел своих начальников, называвшихся настоятелями и игуменами. Они находились в подчинении главного аввы и сообщали ему о состоянии своих монастырей. В монастырях были еще экономы с помощниками, заведовавшие хозяйственной частью. Начальствующие лица должны были быть образцом монашеской жизни для остальной братии. Под руководством своих начальников, монахи должны были проводить жизнь в молитве, чтении книг духовного содержания, особенно Священного Писания, и трудах. Общественное богослужение совершалось два раза в сутки – днем и ночью. Монахи собирались в церковь по условному знаку, скромно и в молчании, читали Священное Писание и молитвы, пели псалмы. По воскресеньям причащались святых Таин. Кроме того иноки должны были молиться самостоятельно перед отходом ко сну и после сна. После молитвы или богослужения настоятель беседовал с братией о христианской жизни. Чтением монахи занимались в своих кельях в свободное от молитвы и работ время. Книги они получали из монастырской библиотеки от эконома.
Иноки возделывали землю, разводили сады, работали в кузницах, на мельницах, кожевенных мастерских, плотничали, делали сукно, плели корзины. На работу они выходили по порядку и в молчании, вслед за своим настоятелем. Молчание предписывалось во всякое время. Все эти обязанности иноки должны были исполнять с безусловным послушанием. Без позволения начальников никто из братии не только не мог выйти из монастыря, но не мог даже начать новой работы. Все иноки носили одинаковую, самую простую одежду. Нижняя одежда была льняная- хитон без рукавов, верхняя – кожаная, на голову надевалась волосяная шапочка, а на ноги – сандалии. Эта одежда никогда не снималась, даже во время сна. Постелей для сна у иноков Пахомия не было, а были сидения между двумя стенками; подстилать дозволялось только рогожу. Вставали иноки задолго до рассвета. Пища употреблялась иноками самая простая, однажды в сутки, обыкновенно в полдень. Питались иноки хлебом, маслинами, сыром, овощами и плодами. В субботу и воскресенье предлагалась вечерняя трапеза. Ели все вместе в молчании.
В уставе аввы Пахомия нестяжательность – один из главных иноческих обетов. Вступающему в общину монахов не дозволялось приносить в монастырь никакого имущества, даже мирские одежды вновь прибывшего отдавались неимущим мирянам. Работа, исполненная тем или иным братом, принадлежала не ему, а всей общине. Все необходимое для жизни иноки получали из общих средств монастыря. Экономы распоряжались снабжением братии пищей и одеждой из материалов, заготовленных в монастыре или купленных ими на стороне на деньги, вырученные от продажи иноческих изделий. Для того, чтобы эти правила выполнялись, Пахомий установил, что вступающих в общину должны принимать не раньше, чем после годичного испытания.
При жизни преподобного Пахомия основанное им общество монахов возросло до 7-ми тысяч, а через сто лет после него – до 50-ти тысяч. Отшельническое и общежительное монашество скоро распространилось по всему Египту и перешло в другие страны. Так, Аммон основал общество пустынножителей на горе Нитрийской с прилегающей к ней пустыней, Макарий Египетский – в Скитской пустыне, где жило много замечательных подвижников. Илларион, любимый ученик Антония, перенес монашество на свою родину, в Палестину, где около Газы основал монастырь. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии.
Святой Василий Великий, совершивший путешествие по Египту и Палестине и ознакомившийся там с монашеской жизнью, распространил монашество в Каппадокии (в Малой Азии, ныне Турции): как мужское, так и женское. Устав, который он дал своим монахам, скоро распространился по востоку и стал всеобщим. В 5-ом веке уже весь восток был усеян монастырями. Из подвижников 5-го века замечательны Исидор Полусиот, Симеон Столпник, Евфимий, Савва Освященный и многие другие.
Святой Симеон, родившийся в Сирии, много лет подвизался в молитве, не сходя со столпа, перенося голод и непогоду. Он положил начало новому роду подвижничества – столпничеству. Евфимий, основатель палестинской лавры, за свои подвиги получил дар совершать чудеса. Савва, ученик Евфимия, начал пустынническую жизнь с восьми лет. Он основал множество монастырей в Палестине и ввел в них богослужебный устав.
Кроме столпничества в 5-ом столетии появился еще другой род подвижничества в обители неусыпа́ющих. Инок Александр устроил монастырь, в котором богослужение совершалось непрерывно, в течение целых суток. Богатый константинопольский житель Студий, которому понравился такой порядок, построил в Константинополе подобный монастырь и пригласил в него общину неусыпающих. Этот монастырь получил название Студийского.
В 6-ом веке жили замечательные подвижники: Симеон Юродивый, принявший на себя подвиг юродства Христа ради и достигший полного бесстрастия, и Иоанн Лествичник, много лет подвизавшийся на горе Синайской и написавший сочинение, известное под названием “Ле́ствицы”, в котором изобразил степени духовного восхождения к нравственному совершенству; в 7-ом веке – Алипий Столпник, подвизавшийся на столпе более 50-ти лет. В конце 8-го и начале 9-го века представителем строгой монашеской жизни был известный защитник почитания икон – Феодор Студит. Из его монастыря, славившегося строгостью иноческой жизни, выходило много подвижников благочестия, например в 9-ом веке Николай, подвергавшийся истязаниям за почитание икон, Иоанникий, прославившийся даром прозрения и другие.
В 9-ом же веке появились пустынники на Афоне. Таковы – св. Петр (11 век), подвизавшийся здесь более 50 лет в одиночестве, и святой Афанасий (10 век), устроивший на Афоне монастырь, в котором вскоре появилось множество подвижников.
Огромных размеров и большого духовного успеха достигло русское монашество, начиная с преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и кончая великими Оптинскими старцами. К сожалению, здесь нет возможности описать историю развития и духовный опыт русского монашества.
Никакая прежняя жизнь не может препятствовать вступлению в иночество, потому что иночество состоит в покаянии, а монастырь – лечебница. Поступивший в монастырь находится первоначально на испытании с целью определить, насколько искренне и серьезно его намерение посвятить себя монашеской жизни. В случае, если настоятель монастыря убедится в искренних стремлениях вновь поступившего в монастырь собрата, он благословляет ему ношение подрясника с поясом и скуфьи (подрясник – длинная, черная одежда, с узкими рукавами; скуфья – шапочка, конусной формы. Такой, находящийся на испытании будущий инок, носит название послушника, потому что главной его обязанностью является научиться слушаться своего духовного отца.
В добросовестном исполнении возложенного на него послушания послушник должен обнаружить все свое терпение и смирение – основные иноческие добродетели. “Послушание выше поста и молитвы”, – гласит иноческая поговорка. Это оттого, что послушание, основанное на терпении и смирении, служит искоренению главного недуга человеческой души – гордости, а также самолюбия, от которого происходят все страсти.
Когда послушник, по истечении некоторого времени, докажет своим добрым поведением искренность своего стремления к монашеской жизни, он может быть пострижен в рясофор. Никаких обетов он при этом еще не дает, но обыкновенно получает уже новое имя и может носить, сверх подрясника и скуфьи, еще рясу и камилавку (ряса – длинная черная одежда с широкими рукавами, которая одевается поверх подрясника; камилавка – головной убор, расширяющийся наверху). Для пострижения в эту первую подготовительную ступень иноческой жизни существует особенный богослужебный чин под названием: “Чин на одеяние рясы и камилавки”.
“Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене” (1Кор. 7:32–34). Господь сказал юноше, который искал жизни вечной: “Если хочешь быть совершен, продай имение твое и дай нищим”. Основываясь на этих изречениях, монахи отказываются от всякого имущества вообще, дабы ничто не служило им препятствием к стяжанию духовного совершенства.
“Разве только о том должно иноку заботиться, – говорит святой Григорий Богослов, – чтобы его самого не украли? Ибо у него только и есть, что тело его прикрытое рубищем. Пусть другие, у которых накоплено много денег, предпринимают для сбережения нужные меры. Все мое имущество заключается в Боге: никто сего сокровища похитить не может. Что же касается до прочего, то пускай все у меня возьмут; мое состояние самое безопасное; и то чем я владею, вечно останется при мне. Господь есть доля моя. Кроме Господа ничего не хочу иметь; когда я служу алтарю, то имею пищу и одеяние, сим и доволен буду и пойду убог за убогим крестом, чтобы беспрепятственнее стремиться горе́, возносясь, как говорит апостол, на облаках в сретение Господне на воздухе”.
Из среды монашества вышло наибольшее количество святых, и это естественно: ведь монашество ставит себе целью духовное совершенство. Святых монашеского чина именуют “пре-подобными” – в знак того, что они более других уподобились Христу. Монахом становится тот, кто почувствовал, что все в жизни – суета, кто захотел вырваться из плена и обрести Бога. Монашеский путь – это путь прямой линии, путь кратчайшего расстояния между двумя точками – человеком и Богом.
В монашеской среде возникла богатейшая духовная литература. Для большинства мирян она – “высшая математика”. Духовные состояния, описанные в ней, недоступны людям, живущим светской жизнью. Тем не менее, кое-что в этой подвижнической литературе доступно всем, ищущим Бога. Русские люди любили читать такие книги, как “Добротолю́бие”, в котором собраны (в 5-ти томах) наставления подвижников древности; “Лествицу” Иоанна, игумена Синайской горы; “Невидимую брань” преподобного Никодима Святогорца; “Душеполезные поучения” аввы Дорофе́я; наставления старцев Варсоно́фия и Иоанна; рассказы о древних подвижниках в “Лавсаике” епископа Палладия Еленопольского и в “Луге Духовном” блаженного Иоанна Мосха. Более доступны современному читателю письма епископа Феофана Затворника, сочинения епископа Игнатия Брянчанинова, наставления Оптинских старцев, беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым.
Дореволюционная Россия была вся усеяна монастырями. Их влияние на нравы и быт народа, на русскую культуру и русскую историю – огромно. В стенах святых обителей русские паломники обретали нравственное обновление, успокоение, силы для борьбы с грехом. Здесь они черпали жизненный идеал. Монастыри были оздоровительными центрами всей страны.