Источник

Послание к Филимону

Сведения о Филимоне и обстоятельствах происхождения Послания к нему

Филимон, которого Церковь причисляет к лику Семидесяти апостолов (память 4 Января, 19 Февраля и 22 Ноября), был епископом Гасским и жил в городе Лаодикии или, как некоторые полагают, в Колоссах (видя основанием для этого упоминание в Кол.4:9 о домашней церкви, находящейся в Колоссах), и был богатым и знатным гражданином (Кол.4:17; Флм.2,10). Некоторые, однако, считают его обращённым ко Христу Архиппом или Епафросом, епископом колосским, или, вероятнее, самим Павлом (Флм.1:19), во время пребывания того в Колоссах или Ефесе. Он был так предан вере, что его дом сделался местом собрания в Колоссах и называется домашней Церковью, и сын его, или, по крайней мере, очень близкое к нему лицо, Архипп, совершал в ней Богослужение (Флм.1:2; Кол.4:17).

Во время заключения апостола Павла в Риме, один из рабов Филимона, Онисим, родом фригиец (также принадлежавший к числу 70-ти апостолов – учеников Христа – позднее епископ ефесский, память 15 Февраля), чем-то не угодил своему господину и, спасаясь от наказания, бежал от своего господина из Колосс в Рим к Павлу, очевидно за справедливым судом (Флм.1:10). Чувствуя свою вину против господина и научившись от апостола искать свободы в духе и благочестии, Онисим решился возвратиться к Филимону и просил Павла принять участие в примирении его с господином. Снисходя к просьбе Онисима и желая воспользоваться этим случаем для утверждения в одном чувства покорности и готовности страдать по заслугам, а в другом чувства снисхождения и любви, прощающем и врагов, апостол пишет к Филимону краткое Послание, полное отеческой любви и христианского мира, прося господина принять беглого раба уже не как раба, а как брата возлюбленного, как принял бы он самого апостола. Нужна была необыкновенная сила апостольской любви для того, чтобы, с одной стороны, решиться не только мирить господина с рабом, но и требовать от него братского приёма человеку, заслужившему наказания. С другой стороны, нужна была чудная вера христианина, чтобы решиться идти с повинной головой к оскорблённому господину. И, наконец, нужна была вся простота христианского незлобия и братской любви, чтобы в беглом рабе принять брата и апостольского сына!

Учитывая, что апостол Павел был воспитан как раввин, то для того, чтобы видеть, чему его научило христианство, достаточно только сравнить его учение с учением его прежних учителей. Сопоставьте, например, раввинское мнение о рабе как о домашней скотине или утвари (раввины учили, что по смерти раба не нужно было произносить даже доброго слова для печалующихся о нём или предлагать утешение, а лишь говорить: «Господь да восполнит твой убыток»; о них не следовало печалиться даже их господам), с тем нежным отношением к человеческому достоинству, с тем высоким понятием о человеке как о человеке, которое так прекрасно вырисовывается в этом кратком письме.

В качестве исторического примера можно привести случай, когда Плиний заступался перед Сабинианом за сделавшего проступки отпущенника и вскоре имел возможность писать: «Ты хорошо сделал, приняв своего отпущенника в свой дом и к своему сердцу. Это доставит тебе удовольствие, как оно доставляет и мне; во-первых потому, что оно доказывает мне твоё самообладание, и во-вторых потому, что ты достаточно уважаешь меня, чтобы уступать моему авторитету и делать снисхождение на мои просьбы».

Предание сообщает, что Филимон не только простил Онисима, но и даровал ему свободу. Тогда Онисим возвратился к Павлу, а по смерти его отправился проповедовать учение Христово и занимался этим в Испании, Греции и Малой Азии, под конец жизни став епископом в Ефесе и скончался святой Онисим около 109 года.

Таким образом, достаточно одного факта написания Послания, чтобы признать высокую важность и священное значение этого небольшого письма, которое многие хотели бы выключить из канона Священных Книг потому только, что оно касается будто бы маловажного дела, и только одного человека.

Вместе с этим Посланием апостол отправляет и Послание к колоссянам, и потому временем происхождения Послания следует полагать 63-й год.

По величине это Послание есть самое меньшее из Посланий павловых и состоит из 25-ти стихов. Содержание его просительное. Как можно догадываться (из 19 стиха) и судить по краткости его, Послание было написано апостолом собственноручно.

ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

В начале Послания апостол Павел шлёт приветствие от себя и от Тимофея Филимону, которого он называет сотрудником своим, и Апфии, которая, по догадке Златоустого и Феодорита, была женой его; и Архиппу, вероятно, сыну их (Флм.1:1–3). Затем, обращаясь непосредственно к Филимону, хвалит его любовь, веру и благотворительность и, побуждаемый этим, сердечно просит принять возвращающегося к нему раба, высказывая при этом, что он намерен был оставить Онисима при себе для услуг вместо его господина, но не сделал этого, не имея его согласия (Флм.1:4–14). Павел снова просит не считать за Онисимом ничего, а отнести все обиды или всё должное к апостолу (Флм.1:15–19). Надеясь на послушание Филимона, апостол Павел высказывает желание, или лучше, надежду по освобождении из уз посетить его и пожить у него, шлёт и приветствия от бывших с ним сотрудников и узников и заключает Послание обычным благожеланием благодати (Флм.1:20–24).

Стих 1. Филимону возлюбленному. Само имя Филимон означает возлюбленного; но апостол прибавляет ещё άγαπητω.

[Стих 2. Архипп был предстоятелем Церкви колосской (Кол.4:17), то есть пресвитером или только диаконом, а по мнению некоторых – даже епископом вместо отсутствовавшего Епафраса].

Стих 6. Да общение твоея веры действенно будет в разуме всякаго блага. Апостол молится, чтобы щедрость Филимона, плод его веры, была очевидна всем и узнаваема была по тем добрым делам, которые он совершает. Сильнее же: что твоя щедрость сильна была показать всем, какие добрые дела может произвести твоя вера во Христа.

Стих 9. Таков сый якоже Павел старец. Хотя апостол мог бы приказывать по праву апостола, но он предпочитает лучше просить Филимона о снисхождении к Онисиму и при этом называет себя старцем; это, как замечают, потому, что и Филимон был стариком; а стариков приличнее просить, чем заставлять.

Стих 10. Его же родих в узах моих Онисима. Предполагают, что здесь имеется в виду принятие Онисимом – бывшим учеником Христа из числа Семидесяти – Крещения от Павла, хотя и неизвестно, как апостол Павел, к тому же находящийся в темнице, мог крестить апостола из числа Семидесяти, бывших учениками Самого Господа Иисуса Христа. Возможно, что от апостола Павла он получил наставление в продолжении апостольской деятельности после того, как уже некогда выполнял такую миссию от Христа.

[Стих 11. Иногда тебе непотребнаго, ныне же тебе и мне благопотребна. Апостол применяет здесь само имя Онисима, которое с греческого значит полезный, όνήσιμος].

Стих 12. Ты же его, сиречь мою утробу, приими. В Онисиме апостол посылает плод своей сердечной любви к Филимону: он сам хочет испытать, предпочтёт ли Филимон права свои, как господина, или откажется от них в силу привязанности к апостолу.

Стих 15. Негли бо ради, сего разлучися на час, да вечна того приимеши. В самых маловажных случаях и даже в несчастиях и неприятностях апостол усматривает премудрую руку промысла, направляющего всё во благое и содевающего спасение людей. Бегство Онисима послужило поводом к сближению его с Павлом, а через то и к спасению.

Стих 16. Не к тому аки раба, но выше раба. Христианство сгладило различия между рабами и господами: все стали братьями. И Филимон должен принять Онисима, как брата не только по вере, но и по плоти, потому что он его домочадец.

[Стих 18. Аще же в чесом обиде тебе. Апостол Павел берётся возместить Филимону материальный убыток, который причинил ему Онисим своим бегством. На этом основании святые Иоанн Златоустый и Феодорит предполагают, что Онисим совершил воровство у Филимона и с тем бежал. Однако, вряд ли можно допустить, чтобы Онисим, принадлежавший к числу 70-ти апостолов, посылаемый для проповеди о покаянии перед приближающимся Царством Божиим Самим Христом и получивший от Него дары исцелений и чудотворений (Лк.10:9), мог совершить подобный проступок – неясно, правда, и то, каким образом один апостол мог оказаться в рабстве у другого – скорее всего между ними возникло некое недоразумение, и в минуту горькой и, вероятно, несправедливой обиды, апостол Онисим и бежал за разрешением её к апостолу Павлу, как к старцу, пользовавшемуся уважением Филимона. По законам, однако, бежавший раб подлежал сильному бичеванию и заключению в темницу. Вместо этого, апостол просит ему братского приёма].

[Стих 19. Аз Павел написах рукою моею. Это была или собственноручная приписка апостола, или указание на то, что всё Послание было написано апостолом собственной рукой.

Сам себе ми еси должен. Возможно, речь идёт о случае, в результате которого Павел спас его от гибели. Некоторые видят здесь указание на то, что Филимон принял Крещение от Павла – но вряд ли это было возможно ввиду того, что Филимон принадлежал к числу апостолов из числа Семидесяти, которые непосредственно были учениками Спасителя].

Стих 21. Паче, еже глаголю сотвориши. Такова сила апостольской любви и требования: несмотря на то, что Павел требует от Филимона весьма большой жертвы, он надеется, что вера и любовь Филимона превзойдут даже его требование.

Стих 22. Уготови мне обитель. Прямое указание на близкое освобождение Павла. Он надеется, что суд над ним приведёт к счастливому исходу. Теперь он просит содействия молитв Филимона и его домашней Церкви.

[Стих 23. Целуют тя Епафрас и прочее. Лица, от которых апостол здесь посылает приветствия Филимону, есть те же самые, от которых он писал приветствие колоссянам].


Источник: Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета : обозрение Четвероевангелия, Книги деяний апостольских, апостольских посланий и Апокалипсиса / сост. инспектор Владимирской духовной семинарии А. В. Иванов. – Изд. 8-е, испр. и дополн. – Санкт-Петербург : Воскресение, 2002. – 911 с. / Часть 1. Обозрение книги Деяний апостольских. 367-438 с.; Часть 2. Обозрение апостольских Посланий. 439-868 с. ISBN 5–85325–023-Х

Комментарии для сайта Cackle