Слово в день Святой Пятидесятницы

Источник

«И сами, яко камение живо, зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом» (1Пет.2:5).

Празднственно воспоминая ныне сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы на учеников и Апостолов Христовых, святая Церковь воссылает сугубые молитвы о ниспослании сего Духа своим верным чадам. – Помыслим, христиане, как высок предмет сей молитвы, как велико назначение христианина, которого он должен достигать! – Мы все, христиане, предназначены к тому, – и всегда, а наипаче ныне, молимся о том, чтобы Бог Дух Святой вселился в нас, человеков грешных и нечистых, чтобы ограниченность наша соделалась обителью Беспредельного и вместилищем Невместимого, молимся, чтобы Дух Святой пришел и обитал в нас и чтобы мы соделались храмом Его, каковым должен быть каждый истинный христианин, по слову святого Апостола вы есте церкви Бога жива (2Кор.6:16), храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1Кор.3:16). По истине высокий предмет молитвы, по истине чудно назначение христианина, постигаемое не умом, но только смиренною верою в истину слова Божия! Помыслим же вместе и о том, что сие величие предмета нашей молитвы, сия высота назначения нашего возлагает на нас самих и великую обязанность – созидать себя во храм Святого Духа: и сами зиждитеся во храм духовен. Как же нам созидаться во храм сей?

Все мы, христиане, в купели крещения созданы во храм Святого Духа, – храм святой, каковым должен быть каждый христианин, по слову апостольскому (1Кор.3:17). – Но кто скажет, кто дерзнет помыслить, чтобы храм сей и остался, и оставался таковым, чтобы он не был повреждаем или растлеваем? Грехами своими мы повреждаем или растлеваем храм сей, и посему имеем нужду непрестанно созидать его, и ко всем нам всегда прямо относятся слова Апостола: зиждитеся во храм духовен, зиждитеся всегда, постоянно, неослабно. Как же созидаться?

Бедны и ничтожны собственные силы человека для сего великого дела; оставленный самому себе, он не может и помыслить о сем, а может устроять храм свой духовный только силою и действием Святого Духа. Но при сем нужна наша воля, наше расположение, наша деятельность, чтобы, при помощи Его, устроять для Него внутренний духовный храм наш; без нас Он не устроит нас: и сами, яко камение живо, зиждитеся во храм духовен. Камение живо, имеем свою волю, свое желание, свое расположение; надобно, чтобы и сами мы деятельно участвовали в устроении нашего храма: и сами зиждитеся. – Как же созидаться?

Образ храма духовного, каковым должен быть христианин, есть, по слову Апостола, храм видимый. Приникнем же мыслью, для яснейшего по возможности разумения таинственного устроения нашего во храм духовный, приникнем мыслью в сей чувственный образ, рассмотрим его черты, и увидим черты образуемого, сколько в видимом образе можно усмотреть тайну невидимого.

Спаситель называет мужем мудрым того, кто созидает храмину свою на камени (Мф.7:24): ибо таковая храмина тверда, не падет от бурь. – Святой Апостол Петр, убеждая христиан устроять из себя храм духовен, указует как на основание его, на камень живой. Сей живой, краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос, то есть: вера в Него, как Сына Божия, пришедшего искупить род человеческий (Мф.16:16), вера в силу и действенность искупительных заслуг Его, и основанная на сей вере любовь к Нему, и наконец проистекающее из сей веры и любви хранение Его заповедей. Вот краеугольный камень, положением которого во главу угла должно начаться и совершаться созидание нашего внутреннего духовного храма. И всякий, устрояющий таковой храм, может устроять оный твердо и безопасно только на сем основании: основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, иже есть Христос (1Кор.3:11). Посему напрасен был бы труд – устроения, если бы кто не положил в основание сего камени; тщетное усилие заменить сей камень человеческою мудростью, разумом и тому подобным. Это значило бы устроять храм на песке, или и вовсе не устроять храма для Духа Святого: ибо Дух Святой даруется людям только по силе веры в Искупителя. И Сам Искупитель только в обители, устроенной на сем камени, обещает вселение Божества: аще кто любит Мя, говорит Он, – а любить Его невозможно без веры в Него, и мера любви к Нему есть мера веры, – аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин.14:23). На сем краеугольном камени храма духовного должно быть наздано, по слову Апостола Павла, основание Апостол и Пророк (Еф.2:20), т. е. вера в несомненную истину их учения, как слова Божия, исполнение которого должно служить основанием всей нашей жизни. Посему, христиане, вникнем в себя, на сем ли основании созидаем мы внутренний храм наш: кийждо да блюдет, како назидает (1Кор.3:10), и твердо ли положено основание сие, и если увидим, что на сем основании, и оно твердо положено: будем продолжать строить на нем не дрова, сено и тростие, но злато, сребро, камение честное – здание храма доброй христианской духовной жизни.

Но грех, – неизбежный удел падшего в прародителях человека на земле, воюющий непрестанно на духа, проникает и в зиждемый на верном основании храм нашего духа. Посему новая обязанность зиждущего из себя храм духовный христианина – содействием Святого Духа очищать и благоукрашать храм свой, как по устроении очищается и благоукрашается внешний храм, назначаемый для служения Богу. Святой Апостол Павел, сказав коринфским христианам, что они – храм Бога живого, и подтвердив сие обетованиями Божиими, данными еще в ветхом завете, продолжает: сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякие скверны плоти и духа (2Кор.7:1). – Дух Святой есть Дух чистейший; чтобы быть обителью, храмом Его необходимо быть чистым: ибо кое причастие правде к беззаконию, или кое общение свету ко тьме (2Кор.6:14); очистим убо себе от всякие скверны плоти и духа. Необходима чистота тела и плоти; ибо Апостол говорит: или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Духа суть; прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших (1Кор.6:19–20). Все противозаконные дела и пожелания телесные и плотские не должны осквернять христианина, как несовместные с назначением его тела – быть храмом Святого Духа. – Исчислив дела плоти, каковы суть: идолослужения, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости и подобная сим, святой Апостол Павел присовокупляет: таковая творящий царствия Божия не наследят (Гал.5:19–21), и, следовательно, не могут соделаться храмами Духа Святого. Но еще более сквернится человек сквернами духа, от которых зависят и скверны плоти. Посему, христианину, устрояющему себя во храм духовен, еще более необходимо заботиться об очищении скверн духа: очисти прежде внутреннее, говорит Сам Христос, да будет и внешнее чисто (Мф.23:26). Особенную заботу требуется приложить об очищении сердца: ибо от него исходят все помышления злая, сквернящая человека (Мф.15:19–20), и, следовательно, в нем заключается то, что сквернит святыню внутреннего храма духовного. При невнимательности христианина к устроению своего храма духовного и беспечности, там созидается капище: там являются идолы чувственности, богатства, мирской славы; там жертвенники привычки и наклонности; там являются лики их – обольстительные образы страстей; там приготовления для совершения им служения – мысли, советы и правила, внушаемые миром, там строится храм другому, а не Духу Божию. – Посему, созидая храм духовен, непрестанно должно заботиться очищать сердце от всякие скверны, и тогда только мы можем устроять храм духовный, в котором может обитать Дух Святой: блажени, сказано, чистии сердцем, яко тии Бога узрят. – Очищая нечистоты, христианин должен благоукрашать храм свой, но не внешне только, – чтобы ему не уподобиться гробу повапленному, который снаружи кажется красивым, а внутри полон костей мертвых (Мф.23:27). Душу свою мы должны украшать рясны златыми (Пс.44:14): украшать ум наш богомыслием – погружением в созерцание Божественных совершенств, проявляемых и проявленных как в составе нашей природы, так и в окружающем нас мире; сердце украшать любовию к Богу, крепкою яко смерть, и пламенеющею яко огнь, и любовию к подобным себе, носящим в себе образ Творца. Волю нашу должны украшать действиями, направленными к одному только Богу, так чтобы Он был и началом, и целью, и предметом всех ее действий. Таким образом мы приуготовим внутренний храм наш для вселения Святого, Чистейшего Духа Божия.

По очищении и благоукрашении храм вещественный освящается, то есть, делается местом святого служения Богу и местом особенного присутствия Божия. – Вот образ новой обязанности христианина, устрояющего из себя храм духовный, освящать себя для служения Богу, и освящать постоянно, так как грех живет постоянно. Храм Божий свят есть, иже есте вы, говорит святой Апостол христианам (1Кор.3:17), но растлеваемый грехами, чтобы быть святым, он постоянно требует освящения. Говорить ли о средствах постоянного освящения внутреннего храма нашего? Их так много предлагает матерь наша святая Церковь, что нужна только готовность наша пользоваться ими. Молитвами и тайнодействиями освящается храм видимый; молитва и таинства суть самые действительные средства освящения нашего внутреннего храма, средства, которые всегда открыты христианину, была бы только готовность с его стороны. Все сии средства, особенно таинства, и между ними приобщение пречистого тела н крови Господа, преимущественно, по непреложному обетованию Его Самого – виновника нашего освящения, и по учению святой Церкви, вселяют в сердца приемлющих их Святого Духа, и таким образом христианин делается храмом сего Духа – местом особенного присутствия Его.

Великое дело, при содействии Святого Духа, созидать себя во храм Духа, но здесь не конец подвига устроения нашего внутреннего храма духовного. Храм вещественный созидается и освящается для того, чтобы в нем совершалось богослужение, возносились жертвы Богу. И во внутреннем духовном храме, по подобию видимого, должно совершаться духовное служение Богу, – должны приноситься Ему жертвы духовные: зиждитеся во храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны. И святой Апостол Павел щедротами Божиими умоляет представити телеса наша жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим.12:1). – Каждый христианин, по самому призванию своему, в своем внутреннем храме, не только может, но и обязан совершать духовное служение Богу, – возносити жертвы духовны. Что сие значит? Жертвовать значит добровольно из любви отдавать что-либо другому; жертвовать собой значит предавать себя кому-либо или чему-либо из любви к тому. Посему приносить себя в жертву Богу – значит предать себя Ему одному. – Когда мы преданы миру, какой-нибудь страсти: мы жертву приносим сему миру, сей страсти, и совершаем нравственное идолослужение. Когда же предаемся единому Богу, когда посвящаем Ему свои дела, намерения, помышления, чувствования, желания, когда за ничто считаем блага мира, отвлекающие от Бога, и отрешаемся от них ради беспрепятственного служения Богу, или самые блага сии посвящаем Ему, тогда мы приносим себя в жертву Ему, – и чем полнее наша преданность, наше самоотвержение, тем совершеннее жертва. Нужно ли исчислять жертвы, какие христианин может приносить Богу во внутреннем храме своем? Жертва – все, что делает христианин ради Бога, во славу Божию, без всякой мирской цели. Но чтобы жертва была жива, свята, благоугодна Богу, – именно нужна чистота намерений и желаний, – дело для Бога только. И Каин с Авелем приносили жертвы, а как различна цена их жертв пред Богом! Христианин должен все делать единственно из любви к Богу, – во имя Господа Иисуса Христа; тогда служение его есть истинное служение Богу, – жертва благоприятная Ему Иисусом Христом. Такие жертвы, такое служение духовное христианин может совершать в своем внутреннем храме везде и всегда, а преимущественно во храме Божием, куда приходит он с особенным намерением служить Господу, и где во всем он может видеть образы своего духовного служения и предметы и средства для сего служения.

Так, христиане, если мы силою и действием Святого Духа будем созидать свой внутренний храм духовный на краеугольном камени Христе и основании Апостол и Пророк, если будем постоянно очищать его от всякие скверны плоти и духа, благоукрашать добродетелями, освящать таинствами, молитвами и благочестием и совершать богослужение принесением себя в жертву: то верно будем созидать храм сей и поистине будем храмами Духа Святого. Таинственно и непостижимо для нас сие действие устроения во храм Святого Духа, но непреложно истинно, как истинно Слово Божие, говорящее о сем. Немощны для сего мы, но Дух Божий всемогущ и силен устроить храм сей при нашей вере, расположении, желании, стремлении. – Будем же внимательны к сему: ибо горе нам, если мы, устроенные в купели крещения во храм Духа Святого, будем жить, только растлевая оный и не заботясь о созидании. Об этом есть грозное слово Апостола: аще кто растлит храм Божий, растлит сего Бог; храм бо Божий свят есть, иже есте вы, и несте свои, куплени бо есте ценою дражайшей крови Господа нашего Иисуса Христа (1Кор.3:17, 6:19–20). – За такое растление мы можем услышать тоже, что сказал Спаситель о храме иерусалимском: се оставляется вам дом ваш пуст (Мф.23:38).

Царю небесный, Утешителю, Душе истины, благоволивый соделать человека храмом своим, призри ныне на молитву нашу, утверди желание наше, укрепи силы наши, прииди и вселися в ны, и да будет в нас создан, очищен и украшен и свят храм Твой, и да возносятся в нем жертвы духовные, и спаси, Блаже, души наша. Аминь.


Источник: Горский А.В. Слово в день Святой Пятидесятницы // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1861. Ч. 20. Кн. 1. С. 153-162.

Комментарии для сайта Cackle