Слово в день Святой Пасхи, на вечерне

Источник

«Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь». (Пс.117:24)

Заимствуем слова из псалма, который в ветхозаветной Церкви обыкновенно возглашаем был в великие праздники, и в особенности на пасхальной вечери. Поэтому не сомневаемся сказать, что он возглашен был и на последней вечери, которую Господь совершил с Своими учениками: ибо и тогда они воспевше изыдоша в гору Елеонску (Мф.26:30).

В этом песнопении ветхозаветный псалмопевец прославляет и призывает весь народ к прославлению Бога за Его великие благодеяния, и в особенности за избавление от многочисленных врагов: но его речь, исторгаясь иногда из тесноты времен прошедшего и настоящего, подобно проблескам молнии, вдруг озаряет пред собою чудным светом отдаленную будущность. Бог Господь и явился нам (Пс.117:27), восклицает он в восторге, и приветствует Грядущего: благословен грядый во имя Господне (Пс.117:26). Он видит и врагов у чаемого Избавителя: но видит и торжество Его над врагами, и чудится судьбам Божиим. Камень, говорит он, его же небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла (Пс.117:21).

По смущенному положению учеников на последней вечери, можем предполагать, что слова псаломской песни, хотя и торжественные, грустно отзывались в душе их. Но Церковь новозаветная справедливо могла приложить и прилагает к своей пасхе сии торжественные слова псалмопевца: сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь. День воскресения Христова в таком свете открывает нам лице Воскресшего Господа и собственную нашу судьбу, что мы, действительно, как бы вступаем в начало нового мироздания, и не можем не торжествовать и не радоваться.

Что же открывает нам день воскресения Христова о Самом Воскресшем?

Воскресение Господа нашего торжественно открыло, что Он есть воистину Сын Божий. Святой Апостол Павел проповедуемое им евангелие называет благовестием о Иисусе Христе, нареченнем Сыне Божием в силе, по духу святыни, из воскресения от мертвых (Рим.1:1–4). Итак, воскресение от мертвых во всей силе являет нам, в Воскресшем Сына Божия. Не сокрыта была тайна Его пренебесного существа и ранее, по крайней мере от тех, которые избраны были для ближайшего служения Слову воплотившемуся. Пресвятая Дева уведала от Ангела, что Сын ее Сын Вышняго наречется (Лк.1:32). На Иордане, на Фаворе – Сам Отец свидетельствовал о Нем пред избранными, как о Своем возлюбленном Сыне. Из деяний, из учения небесного Посланника внимательному можно было постигать, что Пришедший с небеси над всеми есть (Ин.3:31); и Сам Господь назвал блаженным Своего ученика, который вняв не свидетельству плоти и крови – людей слепых и пристрастных, но свидетельству Отца, проявлявшемуся в делах и словах Господа, – от глубины верующего сердца исповедал Его Сыном Бога живаго (Мф.16:16–17). Но убеждение в сей истине не переходило ко многим. Большая часть Иудеев соблазнялись этим учением. В Иерусалиме неоднократно поднимали камни на Иисуса за то, что Отца Своего глаголаше Бога (Ин.5:18, 8:59, 10:31). Первосвященник торжественно объявил хулою на Бога, когда Господь на вопрос: аще ты ecu Христос Сын Божий, необинуясь дал утвердительный ответ. Пилату прямо говорил враждебный синедрион о Иисусе; мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко себе Сына Божия сотвори (Мф.26:63–64). Итак, когда против наименования Иисуса Христа Сыном Божиим все было вооружено, когда против Него поставлена даже сила закона Божия, когда притом один из первых, признавших Христа Сыном Бога живого, не только не осмелился высказать своего убеждения пред врагами Его, но и отрекся от знакомства с Ним, как с человеком: тогда нужно стало неотразимое защищение для той истины, без которой не могло стоять все дело искупления. Иначе что могло выйти? Какой-нибудь благочестивый Иудей, видя множество чудес, совершенных Христом Спасителем, сличая Его жизнь и учение с историей древних Пророков, мог еще с любовью вспоминать о Иисусе Назарянине, иже бысть муж Пророк силен делом и словом пред Богом и всеми людьми (Лк.24:19). Но и только: после страданий и смерти Его на кресте, не мог он более надеяться, что сии есть хотяй избавити Израиля (Лк.24:21). Какой-нибудь внимательный язычник, беспристрастно взирая на святую Его жизнь, на множество Его благотворений, на Его неповинные страдания, на знамения, сопровождавшие исход Его жизни, мог еще и при кресте сказать: воистину человек сей праведен бе (Лк.23:47), или даже: воистину человек сей Сын бе Божий (Мк.15:39; Мф.27:54). Но бе: Он был, и с Его смертью все дело Его кончилось. – Нет! Не льститесь, враждующие Иудеи, торжествовать победу над безгласным, яко агнец, Страдальцем. Не унывайте, при виде гроба, други и знаемые Иисуса. Во гробе уже нет Того, Кого вы погребли. Воста: несть зде (Мф.28:6). И никогда земля еще не видала такого чуда. Кто из мертвых воскресал своею силою? Кто мог предсказать свое восстание и восстать из мертвых? Кто мог сказать: область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю (Ин.10:18): сказать, и в свое время действительно положить душу свою за други своя, и потом опять в свое время восприять ее? – Эго высочайшее чудо не ясно ли свидетельствовало, что Христос не Сам Себе прослави, по Глаголавый к Нему: Сын Мой ecu Ты (Евр.5:5)? Не могло же такое чудо совершиться над законопротивником, каким признавал Его синедрион. Самому мнительному из учеников достаточно было увериться в действительности воскресения, достаточно видеть пред собою Воскресшего с Его язвами, чтобы воскликнуть: Господь мой и Бог мой (Ин.20:8). Так воскресение уясняло тайну лица Богочеловека!

После сего понятно, почему и тайна пресвятой, единосущной, и нераздельной Троицы, изречена Господом в такой ясности – уже по воскресении, когда посылал Он учеников просвещать верою все народы (Мф.28:19). Свет воскресения, открывая яснее славу Богочеловека, давал возможность ближе созерцать тайну триединого Божества.

С прославлением Божества, воскресение открыло и в человечестве Господа Иисуса Христа новую, присносущую силу жизни. Христос воста от мертвых, ктому уже неумирает: смерть Им ктому не обладает (Рим.6:9). Приняв на Себя дело искупления нашего, Он благоволил принять на Себя и все немощи пашей природы. Чтобы осудить грех во плоти, Он пришел в подобии плоти греха (Рим.8:3). Чтобы победить смерть в собственной ее победе, и упразднить смертию имущего державу смерти (Евр.2:14). Он благоволил принять тело немощное, способное страдать и умереть. Несмотря на то, что пречистая плоть Его была сосудом Божества, полным жизни и могущества, что сама служила орудием к распространению силы и жизни среди тления и смерти, – она подвергалась истощанию, сама должна была испытать болезни смертные. – Теперь все изменилось. Сила божественной жизни потребила в человеческой плоти Сына Божия всякие признаки владычества смерти. Пожерта бысть смерть победою, то есть тем самым, что победила (1Кор.15:54). Смерть Им ктому необладает. – Мы хотя искуплены тою же жизнодательною силою, но над нами смерть не вдруг теряет свое право: мы умираем, и долго еще несем на себе иго смерти. Смерть – это будет последний враг, который упразднится при конце настоящего мира (1Кор.15:26). – Но Христос воста от мертвых, – и смерть Им ктому необладает. Однажды подвергся Он смерти для потребления греха: но теперь все в Нем жизнь; все живет для прославления Бога Отца (Рим.6:10), и по преизбытку благости и силы эта жизнь от Него распространяется повсюду. – Таким образом чрез воскресение соделалась животворящею и та плоть, которой приобщаешься ты, христианин, по бесконечной благости твоего Искупителя. Когда в первый раз возвестил Господь Иудеям учение Свое о хлебе жизни, то есть о плоти и крови Своей, которых причащение дарует жизнь вечную: тогда, повествует святой евангелист, многие соблазнялись, говоря: како может сей нам дати плоть свою ясти (Ин.6:52). Но Господь отразил этот соблазн, указав на день Своего прославления. Он сказал им: это ли вас соблазняет? Что же, если увидите Сына человеческого восходящего туда, где был прежде (Ин.6:61–62)? Вот наступил этот день, когда Он мог сказать: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17). Теперь мы, верою приемля в видимом невидимое, исчезая в благоговении пред неистощимою благостию Жизнодателя, радуясь вкупе и трепеща, причащаемся животворящей плоти и крови Сына Божия. И не примечаете ли, слушатели, как чрез воскресение, Господь, наш Жизнодатель, не отдалился от нас, по еще более с нами сближается? Он в нас, и мы в Нем, причастием Его прославленной плоти. По этой близости Он и учеников Своих именует теперь Своею братией. Давно ли еще говорил Он на вечери: вы глашаете Мя учителя и Господа: и добре глаголете (Ин.13:13). Досточтимо и наименование ученика! В предсмертной беседе, изливая душу Свою пред учениками, раскрывая пред ними бесконечную Свою любовь, Господь говорил им: вы друзи Мои есте (Ин.15:14–15). Наименование друга более исполнено любви! Но теперь в день воскресения Он усвояет ученикам наименование, указывающее на союз Его с ними более близкий, родственный, кровный, наименование братии. Иди ко братии Моей, говорит Он Марии Магдалине (Ин.20:17); и прочим мироносицам повелевает: идите, возвестите братии Моей (Мф.28:10). О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго поистинне гласа!

Что же возвещает нам день воскресения Христова о нашей собственной судьбе?

До воскресения Христова для всех был страшен неизбежный путь в страну загробную. Смерть всех низводила в темные области ада. Там с праотцом рода человеческого томились древние патриархи, Пророки и праведники. Но Пришедший разрушить дела диавола на земле, проник и в его подземную державу. Умерщвленный по плоти, но ожив духом, Он сошел и к духам, содержимым в темнице преисподней (1Пет.3:18–19); возвестил свободу чаявшим Его избавления и извел с Собою сонмы душ верующих. С той поры врата смерти и ада уже перестали быть столько страшными для последователя Христова. Сам божественный Искупитель глаголет к нему: небойся. Аз есмь первый и последний, то есть всегда и везде беспреемственно владычествующий. Бых мертв – и се жив есмь во веки веков. И имам ключи ада и смерти (Откр.1:17–18). – Итак, ключи ада и смерти в руках нашего Искупителя, а не у врага нашего. Следовательно, если ты, отходящий в свое небесное отечество странник земли, если ты живою верою усвоил себе оправдание Христово; если в своей жизни старался последовать закону и примеру Христову; если при помощи благодати Христовой, усердно заботился об истреблении в себе греха: уповай на милосердие твоего Спасителя: Он, Всеблагой, проведет тебя безбедно и посреди сети смертной. Ни едино ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу, возглашает Апостол (Рим.8:1). А посему не удержат их и заклепы темницы, где обыкновенно заключают или осужденных или подсудимых. В жизни ли, в смерти ли – мы Христовы, Христос наше упование, наша сила, наша защита. Всесильный Царь не отдаст врагу своих подданных, за которых пролил Свою бесценную кровь, если сами они прибегают к Его помощи.

Воскресение Христово есть основание и залог нашего воскресения. Будущее восстание наше от мертвых также несомненно, как и то, что воскрес Сам Господь. Святой Апостол говорит: аще, воскресения мертвых несть, то ни Христос воста (1Кор.15:13). Он есть начаток умершим (1Кор.15:20): то есть в Нем, как в Главе обновленного человечества, в Нем первом открылась сила воскресения, дабы воздействовать потом и во всех Его членах. Но, что особенно должно нас утешить и ободрить, та слава, в которую вступил божественный Подвигоположник, по совершении Своего великого дела, есть общее достояние искупленных Им из духовного рабства и непотерявших своей свободы. В Своей первосвященнической молитве, пред страданиями, Он просил Отца Своего: ихже дал ecu Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал ecu Мне (Ин.17:24). И молитва Его была услышана, как возвещает Дух Святой устами Апостола: Самый Дух спослушествует (свидетельствует) духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу: понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим.8:16–17). В этом уверяет и Сам Сын Божий в Своем откровении уже из царства славы: побеждающему, глаголет Он, дам сести со Мною на престоле Моем, яко же и Аз победих и седох с Отцем Моим на престоле Его (Откр.3:21). Об этом свидетельствует самым делом лик святых Божиих, уже блаженствующих на небесах.

Видите, слушатели, как многознаменательны предметы радости настоящего дня. Воистину день сей сотвори Господь. Он не из числа дней, которые сами мы соделали для себя злополучными: но всем радостным для нас обязан он всеблагой воле Бога Спасителя нашего. День сей дарует нам предвкусить силы грядущего века, и есть уже как бы от дней нового неба и новой земли. Возблагодарим же и прославим Бога нашего в телесех наших и в душах наших. Аминь.


Источник: Горский А.В. Слово в день Святой Пасхи, на вечерне // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1858. Ч. 17. Кн. 1. С. 162-172.

Комментарии для сайта Cackle