О древних словах на святую Четыредесятницу

Источник

Содержание

В неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого о посте Неделя вторая поста. Сказание святого Иоанна Златоустого, Перевод I. Поучение в первую неделю поста, о посте II. Поучение во вторую неделю поста, о святом посте.  

 

В древних наших рукописях находим ряд поучении на воскресные дни великой четыредесятницы, со включением и недель, ей предшествующих, начиная с седмицы о мытаре и Фарисее. Некоторые из сих поучений имеют очевидную связь между собою. После поучения на первую седмицу четыредесятницы о посте, проповедник в начале слова на вторую неделю говорит: «придите, – да мало и еще нечто изреку вам о сем святом посте». Слово на четвертую неделю он начинает так: «придите ныне, церковная чада, да обычное поучение створю о алчбе, и о молитве, и о милостыне к вашему собранию».

Такой ряд слов представляют нам две рукописи Троицкой Сергиевой Лавры, по письму относящиеся к XIV столетию: Златая чепь и Соборник № 10, обе писанные на пергамене.

В первом списке некоторые поучения приписываются святому Иоанну Златоусту, именно слова на неделю мясопустную и на 1, 2 и 5-ю недели поста, а слово на неделю цветоносную приписывается Антиоху иерусалимскому. Во втором же списке все слова присваиваются св. Иоанну Златоусту, кроме последнего на неделю цветоносную, которое в надписании имеет имя «Кирила мниха», и действительно принадлежит Кириллу Туровскому.

Но поучения, в упомянутых рукописях приписываемые Иоанну Златоусту, отнюдь не суть перевод бесед сего святителя. И по своей краткости, и по простоте изложения они отличаются от подлинных его писаний. Некоторые поучения содержат в себе толкование чтений из евангелия св. Луки, Марка, как то беседы о мытаре и Фарисее, о блудном сыне и на 5 неделю поста: между тем известно, что Златоуст не оставил толкования или бесед на евангелие св. Марка и Луки. Наконец в слове на четвертую неделю поста встречаются довольно заимствований из второго слова св. Василия Великого о посте. По всем этим признакам очевидно, что поучения великопостные, встречающиеся в наших рукописях с именем св. Иоанна Златоуста, и неизвестные в изданиях его творений на греческом языке, принадлежат иному составителю.

В некоторых из рассматриваемых поучений великопостных есть признаки русского, или вообще славянского происхождения, и притом во времена близкие к началу христианства у племен славянских. Так в слове на 2 седмицу поста проповедник, высказав мысль, что пост четыредесятницы составляет десятину целого года, посвящаемую Богу, и предоставляя более разумным объяснить себе это отношение четыредесятницы к целому году, другим менее знакомым с христианством сам предлагает изъяснение, и говорит: «аз же детем и новопросвещенным скажю». Отсюда видно, что слово произнесено в такой стране, где проповедник между своими слушателями мог иметь довольно новокрещенных, которые имели нужду в особых наставлениях. В поучении на неделю о блудном сыне, изъясняя слова раскаивающегося сына: колико наемником отца моего избывают хлебы, проповедник в наемниках видит оглашенных, и говорит: «наемницы суть оглашении и анагности церковнии». Такое толкование, как увидим, он заимствовал с греческого, но прибавив к слову: оглашеннии, греческое слово: апагности, что значит чтецы, этим ясно показал, что недовольно был знаком с его значением. Можно еще указать на употребление проповедником приточной речи для убедительнейшего раскрытия своих мыслей1: способ изъяснения довольно часто встречающийся у наших древних проповедников, и соответствовавший потребностям первоначального умственного развития народа.

Признавая слова великопостные произведением славянского проповедника, мы однако же должны допустить, что он имел у себя под рукою греческие поучения и толкования, и ими руководствовался в своих словах. Одни из рассматриваемых слов состоят собственно в объяснении евангельских чтений; другие содержат в себе христианское назидание не зависимо от дневных чтений. Знакомство с греческими поучениями видно в тех и других. Рассмотрим ближе их содержание и укажем, где можно, следы этого знакомства.

В слове на неделю о мытаре и фарисее2 проповедник раскрывает значение притчи евангельской. Черты того и другого лица, изображенного в притче, он применяет к каждому из нас. Человека два, – говорит он, это сердце и душа, в которых живет правда и грех. И правда высокоумием ниспадает, а грех истребляется смирением. Смиренное слово кающегося грешника берет верх над греховным делом. «Преможе слово делу», – говорит проповедник, заимствуя буквально это выражение у Златоустого3. Чтобы представить мысль притчи еще выразительнее, проповедник прибегает к новому сравнению: представляет мытаря и фарисея всадниками. «Два коньника быста мытарь и фарисей. Спряже фарисей два коня, да постигнет жизнь вечную: един конь добродетели и молитва, пост, милостыни; а другый конь гордость, величанье, осуженье. И запя гордость добродетели, и разбися законная колесница, и погибе самомнивый всадник»4. Такое сравнение не чуждо характера того общества, среди которого вправе мы представлять себе славянского проповедника, в первые времена христианства у нас.

Второе слово5 содержит в себе краткое объяснение притчи о блудном сыне. Отец двух сынов, упоминаемых в притче, – говорит проповедник, – есть человеколюбивый Бог; два сына – праведники и грешники. Просьба младшего: даждь ми достойную часть имения, указывает на желание самовластия; под имением разумеется вся тварь, созданная на службу человека, также ветхозаветные учреждения для спасения человека: закон и Пророки. Но младший сын уклонился на страну далече, т. е. от Творца к твари, к попечению о своем теле и к похотям прелестным. Расточив свое имение, заблудший сын постигнут был голодом: это, говорит проповедник, «не глад хлеба, но еже не приимати святого причащения». В крайности он должен был пристать «к единому гражанину земля тоя», – «еже суть беси», – прибавляет проповедник. Тот послал расточительного сына пасти свиней: «сиречь учити иных злым делом»;-это знак плачевного преуспеяния во зле. И несчастный должен был питаться рожками: «рожцы суть греси; вкус их бридок» (острый, горький). Тогда вспомнил он о счастливом положении множества наемников своего отца: объяснение сей части притчи привели мы выше. Одержимый грехами, видя худших себя наслаждающимися благостию Божией, а себя стоящим вне Церкви, приходит он в умиление и обращается с молитвою к Отцу небесному. Чадолюбивый Отец предваряет обращающегося, «не ожидая труда кающагося»; повелевает слугам своим принести для возвратившегося одежду первую, перстень, сапоги, и приготовить тельца. Слуги суть иереи; одежда – очищение грехов; перстень – обручение Св. Духа; сапоги заповеди учения евангельского. Телец есть причащение св. тайн. Сын старейший, возвращаясь с села, или поля, и слыша о приеме недостойного своего брата «подивился на Отца»: «село есть закон, его же не отступают праведницы терпяще»; они не завидуют спасению грешных, но диивятся благости Божией. Таково объяснение притчи евангельской в слове славянского проповедника. Стоит сличить его с более пространным первообразом его на греческом языке, между словами ложно приписываемыми св. Иоанну Златоусту6, или с беседою на тот же день, помещенною в так называемом «учительном евангелии», которое переведено также с греческого7. Все они имеют в основании одно и тоже изъяснение притчи.

В слове на неделю мясопустную8 излагается чтение евангельское о страшном суде, со своими увещаниями в начале и на конце беседы. Собственных замечаний проповедника, при объяснении евангелия, весьма не много: по большей части только парафразируется текст евангельский.

В слове на неделю сыропустную9 проповедник, согласно с чтением евангельским, говорит сперва о прощении обид, потом о посте, наконец о милостыне. В толковании Златоуста на ев. Матфея объясняется и сие чтение: но проповедник им не пользовался.

Слова на 1 и 2 недели поста предлагаются ниже вполне. Здесь заметим только10, что мысль, раскрываемая во втором слове, о посте, как десятине целого года, вероятно, заимствована проповедником у пр. аввы Дорофея, или из другой подобной книги и, по причине повреждения славянского текста в рукописях, только при этом пособии может быть объяснена. «В законе написано, – говорит авва Дорофей, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали. Святые Апостолы установили и предали нам еще нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу. Они освятили из 365 дней года сии семь недель св. четыредесятницы. Семь недель, без суббот и воскресных дней, составляют 35 дней; потом, приложив пост в субботы и половину светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть 365 дней года. Ибо десятая доля трехсот есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти дней составляет полдня11».

Слово на 3 неделю поста12 изобилует простыми, добрыми наставлениями, хотя и без строгого порядка. Проповедник говорит: Господь предлагает подвизающимся венцы; мы должны страшиться, чтобы своею леностью и невоздержанием не лишиться их. И Апостол говорит: не упивайтесь вином, в нем же нет спасения (Еф.5:18)13. Не будьте христианами только на словах, по покажите себя такими и на деле. Если придет слово от земного князя к подручным ему, то все со страхом его слушают: а когда устами Пророков и Апостолов возвещается слово Божие, или, еще более, когда Сам Он, Господь, посредством евангелия, глаголет к нам, никто его не слушает. – Зрите любовь Божию к нам: не терпя видеть нас приносящими жертвы бесам, Сын Божий Сам сошел на землю, и крестился, не имея нужды в крещении, но чтобы нам дать образ обращения. А какие грехи учиним после крещения, для очищения их предлагает Он пост. И так вооружимся на подвиг воздержания. Если первую половину поста и слабо провели мы, постараемся лучше его кончить. – Далее проповедник внушает еще поразговаривать в церкви, обращать внимание на службу церковную, и с благоговением в ней участвовать умом и сердцем. Все слово обнаруживает безыскуственность проповедника. Хотя и Златоуст в своих словах неоднократно указывает своим слушателям на то внимание, с каким они принимают слово царское, и этим старается возбудить в них еще большее внимание к слову Царя царствующих14: тем не менее поучение это в целом своем составе есть собственно славянское произведение.

В поучении на 4 неделю поста15 довольно заимствований из слова Василия В. о посте второго. Но проповедник дает его мыслям свой порядок и соединяет их своими рассуждениями. Дошел до нас славянский перевод слова Василиева и в полном его виде: но этот перевод отличается от того, в каком приводит места из Василия В. славянский проповедник. Представим пример. По древнему именуя пост «алчбою», проповедник говорит: «не отложение брашном токмо – истинная алчба, но отверженье злых дел и разрешение всякого съуза неправедного. Остави ближнему скорбь и отдай же ему долг. Не на суды и на которы алчете. Мяса ли не ясп, – но брата своего клеветами ясп. Питья ли остался еси, – но от свара не удержишися. Вечеря ли остался еси, но и до поздного седиши в беседе, всех осужая». Тоже в полном переводе слова Василиева читается так: «пост истиный злыим оттуждение. Разрешай всяк съуз неправды. Остави искреннему печаль. Остави ему долгы. Не в суды бо и свары поститеся (Ис.58:4). Мяс ли не яси,– но снедаеши брата. Вина ошаешися, но досады не удержаваеши. Вечера ожидаеши въсприятие пищи, – но день иждиваеши в судищи»16.

В слове на 5 неделю17 изъясняется дневное чтение евангельское, именно сказание Евангелиста Марка об учениках Иакове и Иоанне, просивших Господа, да сядут во царствии Его, один одесную Его, другой ошуюю. При изъяснении евангельского чтения проповедник, как видно, пользовался сокращенным толкованием евангелия Марка, известным на греческом языке18, или словом на том же толковании основанным: но сокращал его еще более так, что иногда для ясности необходимо иметь в виду полный текст. Так говоря о предречении Господом страданий, ожидающих Его в Иерусалиме (Мк.10:32 и сл.), проповедник прибавляет: «обаче аще и скорбная вся поведает им: но они имяху три дни воскресения Его». В греческом толковании читается: «ясно говорит им Господь о будущем, упомянул и о том, что будет оплеван; не хотел ничего умолчать такого, что, без предречения, могло бы смутить очевидцев своею внезапностью: но врачевством против сего поставил слово: в третий день воскреснет».

Слово на неделю ваий тоже самое, какое известно между изданными словами св. Кирилла епископа туровского.

Итак, повторим, проповедник хотя и пользовался иногда словами св. Иоанна Златоуста, Василия В., и некоторых других отцов и толкователей писания, но не переводил своих поучений вполне с греческого.

Вне порядка рассмотренных слов великопостных, в том же сборнике Троицкой Лавры, есть еще слово на первую неделю поста, с такой надписью: слово святого Кирила, в 1-ю неделю поста, поучение на сбор 19 . По содержанию своему оно распадается на две половины: в первой проповедник говорит о посте, во второй о празднестве православия, совершаемом в первую неделю поста.

Раскрывая сначала важность поста, проповедник говорит: если бы постился Адам, то не был бы изгнан из рая. Переходя потом от примера к примеру, он продолжает: «аще быша постилися Содомляне и Гоморяне, не быша впали в беззаконное согрешение... и Бог не стерпе им, посла на ня огнь с небесе, и пожьже не токмо град, но и села, и древа, и землю, и погрузи весь род человеческий, акы в мори, в жератце (в смоле), не токмо града два, но и ины грады и села, две земли, две царьстве. Се уже полъпяты тысячи лет земли те обе горита: дым курится и вопль человеческий слышится, а мука не престанет». Считая от потребления Содома и Гомора огнем небесным 4500 лет, проповедник, вероятно, имел в виду слова св. Иоанна Златоустого, который в толковании на 1-е послание к Коринфянам, от той же эпохи до своего времени полагал 4000 лет20; сверх того славянский проповедник, конечно не строго, полагал от времени Златоустого до своего времени 500 лет. Отсюда можем составить себе приблизительное понятие о времени, когда жил Кирилл, которому присвоено сие слово в рукописи. Указав далее на примеры пощения Пророка Илии, трех отроков, Даниила, Иоанна Предтечи, проповедник замечает об Апостолах, что они не только сами постились, но и нам предали, как десятину, отделять от целого года для поста четыредесятницу, – и потом переходит к изображению, чего требует от нас истинный пост. В особенности он останавливается на прощении обид и долгов. «Простим, – говорит он, – повинных нам, да и нам Отец небесный оставит грехи наша. Аще бо мы не пощадим единоверных своих: какоя милости чаем прияти от Бога? Суд бо без милости не сотворшему милости (Иак.2:13). Вижу бо многи бьюща дружину свою из беззаконных накладов, Дóндеже продадятся поганым. Окаянне! Кого еси вогнал в поганьство, мала ради прибытка? Такого же человека, паче же христианина. Сын бо Божий с небесе приде и кровь свою Божественную пролья, спасая человека: ты же, противясь Богу, освящена человека крещением убиваеши не токмо тело, но и душу. Аще не престанете от сих дел сотонин, то не достоини есте ни в церковь внити когда, Дóндеже очиститеся покаянием». Это обличение напоминает нам одно из правил митрополита киевского Иоанна (XI в.) против тех, которые, купив себе рабов из язычников и сделав их причастниками «общих молитв», снова потом продавали их язычникам. М. Иоанн говорит, что такие люди грешат наравне с гонителями веры христианской, которые своими преследованиями отводили христиан от веры21.

В дальнейших наставлениях своих проповедник склоняет речь к тому, чтобы каждый готовился к исходу из сей жизни. От этой мысли он переходит к истории воспоминаемого в первую неделю православия: пересказывает, как царица Феодора, восстановляя почитание св. икон, испросила своему умершему супругу Феофилу освобождение от осуждения, и как при этом было открыто собору церковному, что впредь такого снисхождения уже не будет более оказано никому.

Из обозрения рассмотренных нами поучений можем извлечь следующие заключения:

1.)     Издревле был у нас ряд поучений на дни воскресные в. поста и на предшествующие ему недели, составленных самими пастырями новопросвещенного народа, а не переведенных только с греческого языка. Время великопостное, особенно посвященное подвигам благочестия, когда все должны были приходить в церковь, они находили наиболее удобным для предложения христианских наставлении. Пользуясь этим временем, митрополит Никифор писал наставительное послание в. к. Владимиру Мономаху22, и он же, чувствуя нужду беседовать с народом в преддверии поста, но еще не знакомый с нашим языком, признал за нужное предложить ему свое поучение написанное, и, конечно, другими переведенное23. Существованием слов Кирилла Туровского на недели цветной триоди, можно сказать, уже предполагается бытие своих поучений на седмицы постной триоди.

2.)     Пастыри проповедники пользовались словами святителей восточной Церкви, как руководством к разумению слова Божия, но в своих наставлениях признавали за необходимое, и старались, ближе приспосабливаться к нуждам времени и к простому разумению своих слушателей. Таковы все вышеисчисленные слова. Нет в них возвышенности, глубокомыслия, и плодовитости слова Илариона митрополита киевского; нет и цветистого красноречия Кирилла Туровского: но ясные требования закона христианского высказываются просто и вразумительно для всякого.

В неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого о посте24

Видесте ли възлюблении от самех вещии ползу постную. Иже бо искусился есть25 в сию неделю поста, то болма разумеет свое к Богу приближение, и на26 прочая недели подвижется постом. Иже ли не приял есть поста, той не весть яже от поста полза. Сладость бо сахара и смидалного брашна27 како скажю не вкусившим того? аще бо и много хвалю, не разумеют слышащии. Постную же доброту сами видите28, яко ни откудуже свара29 ни досады другу от друга; везде молчание и тишина, злому обычаю в нас постом и молитвою30 преставшю. Темже не отложим, братье, начатого поста. Понеже убо31 первая неделя минула есть: да и на прочая недели бодрейши будем, якоже достоить поспевати на благое. Послушайте. Рече32 блаженный Апостол: задняя забывающе, а на предняя простирающеся. Размыслите, любимици.

Семь недель есть поста святого честнейши же всех есть седьмая неделя, иже и великая нарицается; не множеством часов болши есть иных недель, но иже33 великы тайны в ней быша, Господня глаголю страсти, такоже и си недели больша суть первые. Якоже бо царь боле есть князя, а князь воеводы, а воевода болярина, а болярин сотника, а сотник пятьдесятника, а пятьдесятник слуги. Размыслите34, братье: аще бы кто хотел орудовати ко царю, то мил деется35 от меньших слуг и до последних36, кто бы обестил его. Аще в чем и согрешил есть, то болма печалует, к ним оправдится. И мы убо, братье, не точью явитися хотяще цареви небесному, но и в сердци своем прияти его, причастием святых таин, должны есьмы сими святыми неделями37 постными приближитися к Богу.

Хощю же вы притчю некую38 глаголати. Царь бе некто некоей39 стране зело благ и благоподателив, и всех равно любяше, аки своя дети, и о всех равно промышляше40, но и душами их печашеся. Бе же и земля та кипящи обильем благим41. Цареви же тому дело бе еже подавати требующим, но и заповедь положи, да имеющии неимущим подают. Якоже в деяньях апостольских пишется: яко все множьство бе яко душа едина, и раздаваше всем, чего кто требует: такоже беяше страна та, и так бе царь он. Имеяше же благий тый царь седмь дщерий зело красных, и заповеда всем людем, – хотяше же я искусити, – да пришедше почтять дщерей его. Посадив я по естеству, меньшюю подале, а большюю ближе42 у собе: етери же почтиша всех равно, и угодиша цареви, – неции же зле створиша: менышюю почтиша добре43, а прочих, целующи их токмо, миноваху44. Видев же благий он царь, милосердие свое на гнев преложи, и повеле слугам изгнати я от лица своего. Не токмо же се, но и мучителем повеле предати я, да их мучать. Или убо не по правде сие створи царь?

Любимици, хощете ли уведати, кто есть он царь? Быстрии умом уже уразумеша: многих же ради реку аз. Царь есть благии всех – Бог. Земля же кипящия всеми благими – Церкви. Весте бо вси, колико добра в ней есть: всего мира души в ней спасаются. Ту бо есть закон и Пророци и сам Господь, иже нас ради сниде и бысть человек, нам подобен, распятся за ны, умре, потом посла Апостолы своя, теми нас зова в свое царство. Иже бо всегда святыми Евангилисты зоветь: придете ко Мне вси тружающися обременени, и Аз вы покою. И паки: грядущего ко Мне не изжену вон. Что убо сея есть благости боле? – А седмь дщерии есть седмь недель святого поста, яже повеле нам чтити, паче всего лета дний, постом и молитвою, милостынею. Да аще убо первую неделю почтихом добре, а менышою, яже одале отца есть: како инех прочих всех минути хощем просто45? Что отвечаем в страшный день судный к Господу, и како отпримся, яко поне инех46 дний постных не хощем хранити чисто? Молю же вы, яко не тако мудрствуйте47, глаголюще, яко не можем тако всех прияти. Худый есть извет и полн вины. Аще бо от того48 оного объяденья и пьянства первую неделю постом прияхом: то колми паче повыкше на благое, взможем весь пост прияти, и Богу угодити, и своя души спасти, и освятити? Не нужно бо вас паче силы поститися и бдети, – но како кто может49 по силе; точию житийскых печалий охабитися50, корчьмы, пьяньства, зависти и клеветы, помненья злу, блуженья и лихоиманья, и богатии51 милостыню творите паче инех дний, да с чистою совестью Христовых тайн дойдем и пречестного тела, и вечныих живот примете; убогим же благодаренье дайте, иже за всех молятся к Богу непрестанно. Си же не суть тяжка, аще хощем: токмо не обленимся, ни уныем, и да не погубим труда, его же прияхом в первую неделю. Богу нашему слава, всегда и ныня и присно.

Неделя вторая поста. Сказание святого Иоанна Златоустого, поучение о святом посте

Придете, друзи и братья, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку вам о сем святом посте, его же уже две недели преминуста. Десятина убо всего лета сий пост есть. Да подобает нам, братье, десятина та всего лета чисто отдавати Богови, давшему нам живот и набдящему ны своею благостью, яко же и первые они мужие творяху, ихже вправду святыми нарецаем. Прослави я Господь Бог по всей земли, понеже схраниша заповеди его. Кто же си суть ? Первее постился Енох, и взят бысть на небеса с плотью, и доныне жив есть. И посем Ной постился и от вселенского потопа спасен бысть с рожшимися от него детьми. Тако же постися Авраам и друг Божий наречеся, и всем Пророком и всем патриархом и отцом и иным всем отец бысть52. Постом бо очищься Моисей, и беседова к Богу лицем к лицу, и просветися лице его аки солнце. Постися Пророк Илья, и огнь с небеси на жертву приведе, и дождь жаждущим людям испроси у Бога. И Даниил Пророк постом лвы укроти и мужь желанью наречен бысть. Мнози же и в новем законе Господни освятишася постом, и спасошася, их же имен ни всего мира книги не испишут, единому Богу сведущю своя угодники.

Речет же некто в себе53: святий были крепци быша54, а мы немощны и слабы есмы. – Да аще немощны есмы и слабы, то ноне десятину чисту отдадим, её же Сам Господь Бог проси у нас. Составлену бо лету 300 и шестьдесят и пятью днев, и от тех всех нарече Господь сии постные дни55 свою десятину. Сами же весте добре56, аз же детям и57 новопросвещенным скажу: тридесять и шесть дней от трехсот шестидесяти дний от тех же изложим субботу и неделю: то бо суть Господьстии праздницы, ова покоя ради дел Божии, сия же воскресения Господня. Да в тех место приложим иных 8 дней58, да не погибнет от 5 дний Божья десятина, по полудни великые субботы да причтется в пост. Се убо рассмотривше, святые отцы повелеша поститься до поздного. Вся же си семь недель десятина есть Божия. И аще не отдамы их чисто, что отвещаем Богови, како ли приимем прощение грехов, аще всегда объяденье и пьянство и лакомство держаще и с прочими похотьми. Невоздержания ради преступленье бысть закону, преступленьем смерть в мир вниде. Не сохранил бо Адам поста чиста, иже бе заповедал ему Бог, и прият телесную смерть. Мы же по толицех казаньих аще не можем59 чисто сохранить всех постных дней, то умрем душевною смертью, – смерть бо души вечная мука60, – яко же рече Павел: питающиеся вдова жива умерла есть61. Весте бо сами, коль бяху были мили Богови Израильские людье, их же сквозь чермное море посуху проведе, и манну с небеси посла, и тьмами чудеса в них створи, глаголя: Израиль сын мои первенец есть. Иже техь62 не пощаде не постившихся, – глагола бо им Моисии от Бога, повел: поститеся сорок дний; они двадесять токмо постишася, и седоша ясти и пити, и всташа играть, и съблудиша63; и приде на ня гнев Божий, и умроша зле две тмы и осмь сот64, а прочих огнем сожьже, и ласкордьства65 ради възненавидени быша: что убо будет нам, иже едину токмо постившимся неделю, и паки о лакомстве печетеся?

Но молю вы, братье, не прельщайтеся, видяще етерые в бесстрашьи Божии живуща и о телеси паче души пекущихся: ти бо не работают Богу, но своему чреву. Льстят же глаголы ложные незлобивых сердца, их же конец пагуба. Тем же, братье, яко же начасте от первого дни поститися, тако и до воскресенья Господня дойдете. Не нужю бо вас никого же через силу держати пост, но яко же кто может по силе, токмо в слабость себе не дадите. Зависти же и клеветы отынудь себе оставите, да не полом тела Бога молите, а полом телом66 гневите Бога. Но от гнева, и ярости, и свара, и всякоя неправды удалившеся, в терпетш стяжите мьзду вашю о Христе Иисусе Господе нашем, ему же слава.

Перевод

I. Поучение в первую неделю поста, о посте

Видели ли, возлюбленные, на самом деле пользу поста ? Кто узнал его на опыте в сию неделю, тот уразумеет, что пост более приблизил его к Богу, – и продолжит подвиг поста в следующие недели. А кто не постился, тот не знает пользы поста. Кто никогда не вкушал сахара или хлеба из лучшей пшеничной муки, как тому объяснить сладость их? Хотя бы я и много стал хвалить их, слушающий не поймет. Достоинство же поста сами вы видите: ни откуда нет никакой ссоры, никаких оскорблений друг другу; везде молчание и тишина; пост и молитва пресекли злые наши обычаи. Итак не отложим, братия, начатого поста. Первая неделя прошла: тем с большею бодростью будем проходить прочие, помня, что с ревностью должно стремиться ко всему благому. Послушайте, что говорит блаженный Апостол: задняя забывая, в предняя же простираяся (Флп.3:13), и размыслите о том, возлюбленные.

Семь недель в святом посте. И седьмая неделя досточтимее всех, она и великою называется, не потому что в ней более часов, чем в прочих, но потому что в ней совершились великие тайны, разумею страсти Господни. Потому эта неделя и больше первой: как царь более князя, князь воеводы, воевода боярина, боярин сотника, сотник пятидесятника, пятидесятник слуги. Размыслите же, братия: если бы кто имел дело до царя, то наперед обратился бы к низшим слугам его, а через них дошел бы и до великих, чтобы об нем доложили. Если же в чем виноват, то весьма бы стал заботиться, как бы оправдаться. Так и мы, братия, желая не только явиться небесному Царю, но и принять Его в сердце своем, через причащение св. тайн, должны, при помощи сих святых недель поста, приблизиться к Богу.

При этом я хочу сказать вам некоторую притчу. В одной стране был царь, весьма добрый и щедроподательный; всех равно он любил, как своих детей, и всех равно принимал, и не только промышлял о телах их, но и о душе каждого заботился. И земля та кипела обилием благ. Постоянным занятием царя было снабдевать нуждающихся; да и заповедь он положил, чтобы имеющие подавали неимущим. Как пишется в Деяниях апостольских: народу же веровавшему бе душа едина, и даяшеся коемуждо, егоже аще кто требоваше (Деян.4:32, 35): так было и в стране той; и таков быль царь тот. У этого царя было семь дочерей, весьма красивых; и заповедал он всем своим подданным (желая испытать их), чтобы они пришли и почтили его дочерей (дарами). Посадил он дочерей своих по рождению меньшую подальше от себя, а старшую подле себя. И некоторые почтили всех равно, и тем угодили царю. А другие худо поступили: меньшую хорошо почтили, а прочих только приветствовали и прошли мимо. Видев это, добрый царь переменил милосердие на гнев, и повелел слугам своим изгнать недостойных от лица своего. Этого мало: он еще повелел мучителям предать их на мучение. Ужели царь несправедливо так поступил!

Хотите ли знать, возлюбленные, кто сей царь ? Скоро соображающие умом уже поняли: а прочим я скажу. Царь есть благий всех Бог. Земля кипящая всеми благами есть Церковь. Все вы знаете, сколько в ней благ: в ней спасаются души всего мира. В ней закон и Пророки, и Сам Господь, Который нас ради сошел с небес и стал человеком, нам подобным, распят за нас, умер, потом послал своих Апостолов, зовя нас чрез них в Свое царство. Ибо всегда взывает к нам чрез святых евангелистов: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии (Мф.11:28), и: грядущего ко Мне не изжену вон (Ин.6:37). Что может быть более такой благости? – А семь дочерей царских – семь недель святого поста, которые повелел нам Господь, пред всеми днями года, чтить постом, молитвою, и милостынею. Итак если мы хорошо почтили первую неделю, т. е (по притче) меньшую дочь царя, которая по далее других сидела от отца: как же можем пройти мимо всех прочих? Что скажем Господу в страшный день суда какой дадим ответ в том, что не хочем соблюдать себя в чистоте и в прочие дни поста? – Не мудрствуйте, не говорите так: «не можем все дни проводить одинаково». Худое это извинение и полное вины! – Если мы могли провести первую неделю в посте, после толикого объядения и пьянства: то тем более, привыкши к доброму, можем прочие недели провести в посте, и тем угодить Богу, и спасти и освятить свои души. Не принуждаю вас поститься и бдеть сверх силы, но сколько кто может, по силе. Только отвергнем от себя житейские заботы, невоздержание, пьянство, зависть, клевету, памятозлобие, блуд и лихоимство. Богатые, преимущественно перед прочими днями, творите милостыню, чтобы с чистою совестию приступив к Христовым тайнам и причастившись пречестного тела, получить жизнь вечную; воздайте благодарение убогим, которые непрестанно за всех молятся Богу. Требования сии не тяжки, если захотим их исполнить: только не обленимся, не придем в уныние. Не погубим труда, который понесли мы в первую неделю. Богу нашему слава, всегда, ныне и присно.

II. Поучение во вторую неделю поста, о святом посте.

Придите, други и братия, возлюбленное стадо Христово, – еще нечто скажу вам о святом посте, которого две недели уже прошли. Пост есть десятина всего года. И нам должно, братия, Богу, даровавшему нам жизнь и блюдущему нас по Своей благости, вполне отдавать десятину года, как делали то и древние мужи, которых по справедливости называем святыми, и которых Господь Бог прославил по всей земле, потому что они сохранили Его заповеди. Кто же это? Во первых постился Енох, и взят на небо с плотью, где и доныне пребывает жив. Постился Ной, и спасен от вселенского потопа вместе с детьми его. Постился также Авраам, и наречен другом Божиим и стал отцом пророков, патриархов и всех прочих. Постом очистился Моисей, и беседовал с Богом лицом к лицу, и просветилось лицо его, как солнце. Постился Пророк Илия, и свел огонь с неба на жертву и испросил у Бога дождь людям жаждущим. Постом Пророк Даниил укротил львов и стяжал наименование «мужа желаний». Многие и в новом законе Господнем освятились постом и спаслись: имен их не вместят и книги всего мира; един Бог ведает своих угодников.

Но скажет кто нибудь в себе: «те святые были крепки, а мы немощны и слабы». – Если мы немощны и слабы, то, по крайней мере, отдадим Господу Богу сполна десятину, которой Сам Он требует у нас. Год состоит из трехсот шестидесяти пяти дней: и от всех этих дней в десятину Господь избрал себе сии дни поста. Сами вы разочтите: ибо хорошо это знаете, а я объясню детям и новопросвещенным. Тридцать шесть дней составляют десятую долю трех сот шестидесяти67. (Пост продолжается семь недель: но) из них надобно исключить дни субботние (кроме великой субботы) и недельные: потому что они суть праздники Господние, первые в память покоя Божия от дел, последние ради воскресения Господня. А чтобы не пропала десятая доля и пяти (остальных) дней года, надобно причислить к посту время (полдня) от великой субботы до воскресения Господня. Посему-то святые отцы заповедали поститься до глубокой ночи. Таким образом семь недель составляют десятину Божию. И если не отдадим ее сполна Богу, то какой дадим ответ? Как получим прощение во грехах, если всегда будем преданы объядению, пьянству, сластолюбию и прочим похотям? Невоздержание было причиною преступления заповеди, а преступление внесло в мир смерть. Адам не сохранил в чистоте поста, который заповедал ему Бог, и продан смерти по телу. А мы после толиких примеров, если не захотим соблюдать всех дней поста в чистоте, умрем смертию душевною (смерть души есть вечная мука), – как сказал Апостол Павел: вдовица питающаяся пространно жива умерла (1Тим.5:6). Сами знаете, как любезен был Богу народ израильский, который Он провел по суху чрез море Чермное, которому послал с неба манну, сотворил для него тьмы чудес и говорил о нем: сын мой первенец Израиль (Исх.4:22). Но и того не пощадил Он, когда не соблюл он поста. Моисей говорил Израильтянам по повелению Божию: поститесь сорок дней. А они постились только двадцать68, и потом седоша ясти и пити и восташа играти (Исх.32:6). Предались блужению, и пришел на них гнев Божий: погибло из них 20800 человек, а прочих попалил огнь, и за любострастие были они возненавидены Богом69. Что же будет нам, которые постились одну только неделю и опять заботимся о сладкой пище?

Но молю вас, братия, видя некоторых живущих без страха Божия и пекущихся более о теле, нежели о душе, не прельщайтесь их примером: они не Богу работают, а своему чреву. Ложными словами они обольщают сердце невинных, но кончина их погибель (Флп.3:19). Как начали, братия, поститься с первого дня, так и продолжайте до воскресения Господня. Не принуждаю вас никого держать пост чрез силу, но, как кто может, по силе: только не вдавайтесь в слабость. Зависть и клеветы совершенно удалите от себя: иначе одною половиною, телом, вы будете умилостивлять Бога, а другою прогневлять Его. Освободившись от гнева, ярости, ссор и всяких неправд, в терпении достигайте награды, вам уготованной, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава.

* * *

1

См. ниже слово на 1-ю неделю поста.

2

Начинается «Придете убо днесь, братье, послушавше гласа Христова, мудрейши будем». В Соборнике л. 1. В Злат. Чеп. л. 102.

3

Opp S. Iohannis Chrysostomi ed. Montfaucon. Т. VI, р. 126. Λόγοι ργων περιξγένοντο.

4

Приводим это место по Златой Чепи. В Соборнике оно несколько повреждено.

5

Начинается «взлюблении послушайте Самого Христа о покаянии учаща нас». Соборн, л. 2. об. Злат. Чепь л. 103. об.

6

Opp S. Iohannis Chrysostomi. Т. VIII Spuria. р. 33.

7

По изданию москов. 1639 л. 10. и сте

8

Начинается «се приближися, братие, время покаянию. Се настают днье оцещению». Собор. л. 4 об. Злат. Чепь л. 105.

9

Начинается «братие, послушайте, умныя двери отверзше и слуха душевная открывше». Соборн, л. 6. об. Злат. Чепь л. 107.

10

В первом слове встречается мысль о значении наименования страстной седмицы великою; эта мысль пространно раскрывается и у Златоуста в 30 й беседе на кн. Бытия. Opp. Т. IV р. 294.

11

Поучение пятнадцатое. Пр. аввы Дорофея поучения изд. в Москве. 1856 г. с. 178. 179.

12

Начинается «братье, преполовнеше ныне святые сия дни постные, возрадуемся душею». Соборн, л. 18. Злат. чепь л. 117 об.

13

По переводу, который встречается и в некоторых списках Апостола. См. Описание рукоп Моск. Синод. библиот. Отдел. I. с. 308.

14

Opp. S. Iohannis. Chr. Т. IV. р. 128. 157. VIII. р. 48.

15

Начинается «придите ныне, церковная чада, да обычное поучение створю о алчбе, и о молитве, и о милостыне к вашему собранью». Соборн. л. 20. Злат. чепь. л. 115 об.

16

Рукоп. Москов. Д. Академии «Торжественник постный». № 48. л. 57 об. Слич. русский перевод слова Василия В. в Творениях его ч. IV. с. 15.

17

Начинается «понеже убо помале пост сий скончатися хощет, и по мале дний Господни страсти приходят». Собор. л. 26 об. Злат. Чепь л. 117.

18

Catenæ in Evangelia S. Matthaci et Marci. Ed a Cramero 1810. Oxonii p. 383. То же толкование и в слове на ту же неделю, помещенном в «учительном евангелии». л. 85 об.

19

Начинается «Много нам человеколюбче Бог показал, на земли явлися». Соборн. л. 141. об.

20

Opp. S. Iohannis Chrysostomi. Т. X. р. 75. Homilia IX. Часть этой беседы, где говорится о 4000 лет, вошла в Сборник слов Иоанна Златоустого, известный под именем «Златоструя», составленный Симсоном князем болгарским. Рк. Москов. Д. Академии № 43. слово 75.-На самом деле от погребления Содома и Гомора до времен Златоустого протекло менее 2500 лет. Посему-то в другом месте у него же говорится о 2000 лет. Opp. T. I. р. 89.

21

Русск. Достопамятности. Ч. I. с. 97.

22

Русския достопамятности Ч. I. с 61

23

Рукоп. Синод. Библиот. № 695 и 378. Поучение митрополита Никифора в неделю сыропустную. «Не дан ми бысть дар язычный, но божественному Павлу , яко тем языком творити порученная. И того ради безгласен посреди вас стою и молчу много. Потребну же сущу поучению ныне, приходящих ради дней святого великого поста, того ради писанием поучению лепо быти размыслих», В Новгороде до XVII столетия оно читалось на вечерне в неделю сыропустную.

24

Печатаются слова по тексту Соборника, как более исправного по чтениям; но в примечаниях сличается и текст «Златой Чепи».

25

Искусил еси.

26

Вм. и на в Злат. чеп. да и.

27

Семидалного хлеба.

28

Весте.

29

Срамя.

30

И молитвой опущено.

31

Уже.

32

Послушайте, что рече.

33

Но иже опущено.

34

Разумно же о сих размышляете.

35

Мил ся деет.

36

Дондеже и до великих, кто бы обестил его.

37

Деньми.

38

Некую нет.

39

Невкоей.

40

Приемляше, не точею же о телесех промышляше, но и ….

41

Прибавлено якоже рече Давид от плода пшениця вина и елева своего умножишася.

42

Ближе опущено.

43

Велми.

44

Ошибочно – миловаху.

45

А иных всех минуем просто буди было.

46

Помяни тех.

47

Яко нет, но читается, не тако мудрствуем.

48

От толка, т. е. от толикаго.

49

Мога.

50

Отступим.

51

Богатии опущено.

52

И всем пророком, патриархом отец быв.

53

Рчете же в себе.

54

Ти святии крепни суть были.

55

Сия постныя дни опущено.

56

Сами же изетщите весте бо добре.

57

И опущено.

58

Да и в тех место инех дний 12.

59

Указане х аше не хощем.

60

Вм. смерть.. мука, сказано толико в вечную муку.

61

Умирает.

62

Тоже и тех

63

И всташа играть, и сблудиша, опущено.

64

И осмь сот опущено.

65

Ласкосердьства.

66

Телом опущено.

67

В дальнейшем переводе, по причине повреждения первоначального текста списков, мы нашлись вынужденными отступить от их буквы, соображаясь с вышеперчисленными словами аввы Дорофея.

68

Здесь к истинному повествованию примешались некоторые придуманные обстоятельства. Книга Исхода не говорит, объявил ли Моисей, на сколько дней призывает его Бог к Себе на гору, и сколько времени Израильтяне ожидали возвращения Моисея.

69

Здесь случившееся при Синае слито с другими позднейшими событиями.


Источник: Горский А.В. О древних словах на святую Четыредесятницу // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1858. Ч. 17. Кн. 1. С. 34-64.

Комментарии для сайта Cackle