Азбука веры Православная библиотека священник Александр Свирелин О лице Господа нашего Иисуса Христа. (По руководству Четий-Миней)

О лице Господа нашего Иисуса Христа (по руководству Четий-Миней)

Источник

Содержание

I. О воплощении Бога Слова А) В борьбе с иудейством и магометанством Б) В борьбе с язычеством В) Как догматическое учение о воплощении Иисуса Христа выражалось в собственных мыслях и чувствованиях святых угодников, без борьбы с противниками? II. О искуплении рода человеческого крестными страданиями Сына Божия Иисуса Христа А) В борьбе с иудейством Б) В борьбе с язычеством В) В борьбе с еретиками III. Чудеса, чудесные видения и казни, доказывающие истинность догматов веры в Иисуса Христа а) Пред иудеями б) Пред язычниками в) В посрамление еретиков Пред арианами Видение о Богопротивности ереси Ария Сын царя арианина умирает Казнь Божия на царя-арианина Божия казнь постигает самого Ария Видение о богопротивности ереси Нестория Как противна ересь Нестория Пресвятой Богородице Чудо на обличение ереси Евтихия  

 

Ни одного догмата христианской веры не раскрыто в Четиих-Минеях с такою ясностью и подробностью, как раскрыт догмат о лице Иисуса Христа. Святые угодники все знали Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя мира, и верою в Него воодушевлялись на подвиги. Часто на месте мучений святых угодников язычники, пораженные чудесами, совершенными силою Христовою, сами исповедовали имя Иисуса Христа и за Него полагали жизнь свою. На вопрос мучителей – кто они? святые угодники отвечали просто и кратко: «мы рабы Христовы»: Коея веры еси, спрашивал мучитель святого Трофима? – «Я уж говорил тебе, отвечал ему святой; слушай же теперь внимательнее: христианин есмь, Христов раб и хочу быть жертва Христу1. Когда разрешали от уз святого Мардария для приведения его к мучителю, он вопрошал своего старца Евстратия: Государь мой! молю тебя, научи, как и что отвечать мне мучителю, когда он станет спрашивать меня: боюсь, как бы он меня некнижного не обольстил чем. – Старец сказал ему: говори только, брате мой, не сбиваясь: я христианин, Христов раб есмь, и ничего еще больше не говори, какие бы вопросы он ни делал тебе2. «Служи единому Христу Богу, наставляла благочестивая мать сына своего Климента; на Христа возлагай надежду; ибо Он есть воистину спасение наше, живот бессмертный3».

Конечно, в Четиих-Минеях нет строгой системы догматического учения о Иисусе Христе.

Не та главная задача их, и потому большею частию в житиях святых угодников догматическое учение представляется настолько, насколько оно вызывалось особенными обстоятельствами, бывшими в их жизни, например исповедничеством, мученичеством. Святые угодники вели борьбу с иудейством и магометанством, язычеством и христианствующими еретиками; и в учении их находятся ответы больше на те вопросы, которые выставляла им противоположная сторона. Отчего догматическое учение вообще и в частности о лице Иисуса Христа, представляемое в Четиих-Минеях, носит более характер апологетический. Сведем некоторые разрозненные черты учения о Иисусе Христе в одно целое и воспользуемся богатством мыслей, заключенных в Четиих-Минеях.

I. О воплощении Бога Слова

А) В борьбе с иудейством и магометанством

Иудеи, остановившиеся на мертвой букве писания без благодатного духа и силы, представляли духовную область обетованной Христовой благодати земным, блистательнейшим царством и самого Мессию царя воображали всемирным завоевателем; почему не уверовали и не признали Господа нашего Иисуса Христа, принявшего образ смиренного раба, Мессиею, пришедшим в мир грешный спасти. Святые угодники в своих ответах на их возражения приводили и объясняли те места священного Писания, коими доказывалась истина пришествия на землю Бога Слова, родившегося от Духа Свята и Девы Марии.

О времени пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю рассуждал с евреями святой Константин Философ в земле Хозарской, куда он послан был Греческим Императором по просьбе Хозар прислать к ним людей сведущих научить их вере. Нас, говорили послы от Хозар Императору, смущают евреи и сарацины, хвалят они каждый свою веру; пришли же нам людей сведущих, которые бы сказали нам, которая вера лучшая.

«Время пришествия Мессии в мир еще не наступило», – говорили Евреи.

– Чего же вы ждете еще? – отвечал святой Константин. – Власть царская, которая по пророчеству Иакова (патриарха) должна быть только до пришествия Мессии, отнята от вас; Иерусалим разорен, жертвы ваши отвержены, и слава Господня перешла от вас к язычникам, как предсказал о том пророк Малахия: несть воля моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших... (Мал.1:10:11) Что Мессия действительно уже пришел – это видно из пророчества Даниила, который возвестил время пришествия в мир Мессии 70 седминами лет. Спрашиваю вас, что это за железное царство, о котором предсказал Даниил, объясняя сон Навуходоносора о великом теле?

«Это царство римское».

Что значит камень, отторгшийся от горы без руки человеческой и разрушивший оное тело?

«Это Мессия».

– Не видите ли, что римское царство, служившее идолам, уже кончилось; вместо его Бог восставил нерассыпаемое царство христианское; и там, где вы прежде жили (в Иерусалиме), благословляется и прославляется от христиан имя Господа нашего Иисуса Христа4.

Тайну воплощения Бога Слова от Пречистыя Девы Марии тот же святой Константин защищал в споре с сарацинами5 и иудеями. «Срацыны возражали»: Вы, христиане, говорите, что Бог от жены родился; может ли Бог родиться от жены?

Святой Константин отвечал: Не от простой жены родился Бог Сын, но от безбрачной Пресвятой Девы, наитием Святого Духа, Который в пресвятой и девственной ее утробе основал плоть Христу Богу и устроил Отчему Слову воплощение и рождение. Бог так восхотел, а Его воле и хотению повинуется всякое созданное естество: иде же бо восхощет Бог, тамо побеждается естества чин6.

Скажи нам, Философе, говорили в тот же раз иудеи святому Константину, как женский пол может вместить во чреве Бога, на которого и зреть невозможно, не то что родить Его?

Святой Философ, указав на бывших тут кагана (князя Хозарского) и советника его, сказал: если бы кто сказал, что сей первый советник не может принять в свой дом кагана и угостить его, а последний подданный может это сделать; то как такого назвать – безумным или разумным?

Очень безумным.

– Что в поднебесной есть лучшего из всех тварей?

Человек; ибо он почтен разумною душою, созданною по образу Божию.

– Посему неразумны те, которые полагают невозможным, дабы Бог вместился во утробе человеческого естества, а между тем знают, что Он мог вместиться в купине. Ужели купина, бездушная тварь, лучше чувствующей и разумной твари, почтенной богоподобною душою?

Когда Бог являлся Иову, то вмещался в облаке, когда Моисею – то в дыме, Илии в легком веянии прохлады; что ж удивительного, если он вместился в честнейшей одушевленной твари?

Далее святой Константин, объясняя причины и цель воплощения Бога Слова, говорил иудеям: как же бы Слово Отчее исцелило человека, если бы, подобно пластырю, не приложилось к человеку вочеловечением? Врач, желая оказать помощь человеку, прикладывает пластырь не к дереву или камню, а к больному человеку: так и Бог приложил Единородное Слово Свое, как целебный пластырь, не к дереву, как в неопалимой купине, не к камню, как это было на каменных горах Синая и Хорива; но приложил к человеку, смертно зараженному греховною болезнию, приложил сей целебный пластырь крепко, благоволив вселиться Тому действием Святого Духа в чистой девственной утробе, а не просто женской, воплотиться и родиться, как предсказал о том пророк Исаия: се Дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил, еже есть сказаемо с нами Бог (VII, 14). Пророк здесь ясно указывает на Бога Сына, рождённого на земле от чистой и безбрачной Девы7.

Более подробное уяснение тайны рождения Бога Слова от Пресвятой Девы иудеям находим в состязании с ними Сильвестра, Папы Римского (в IV веке). Святой Сильвестр, доказывая иудеям рождение Иисуса Христа от Девы в словах: се Дева во чреве зачнет и родит..., объяснял в то же время значение слова «Еммануил». Еммануил, объяснял он, значит с нами Бог, то есть пришествие Бога к человекам.

Иудеи возражали на сие: в нашей еврейской книге пророка Исаии не говорится о деве, но об отроковице, – это вы сами вписали – деву.

– Святитель отвечал: не все ли одно что отроковица, что дева? Рассмотрим это. Пророк Исаия от лица Божия говорил Ахазу: проси себе знамения от Господа Бога твоего во глубину или в высоту (Ис.7:10–14). Ахаз сказал: не имам просити, ниже искушу Господа.

Тогда пророк сказал; сего ради даст Господь Сам вам знамение (чудо). А это чудо: Дева во чреве зачнет. Если вы говорите, что пророк разумел не деву, а отроковицу, и отроковица не все одно, что дева: то и обещанное чудо нельзя назвать чудом. Родить отроковице, выданной замуж, не есть чудо, а естественный закон природы. Другое дело: родить без мужа, – это чудо, дело необыкновенное, превышающее законы природы. Итак, мы не испортили писания, написав вместо: отроковица, Дева; но исправили, чтобы яснее было чудо.

Но рожденный от Марии не Еммануилом назван, но Иисусом: стало быть, не о нем Бог говорит чрез Пророка?

– В писании часто вещь не называется собственным ее именем, а носит имя, указывающее действия ее. Например, у (Ис.8:3) говорится: нарцы имя ему: скоро плени, нагло расхити. Таким именем никто никогда не назывался. Поскольку же Христос имел победить врагов и пленить плен, то как имя, усвоялись ему те дела, которые Он имел сотворить. О Иерусалиме тот же пророк говорил: наречешися град правды (Ис.1:26), тогда как никто никогда не называл его сим именем. Поскольку же в то время Иерусалим был праведен пред Богом, – и дано ему имя: град правды. А что Бог имел пожить с человеками, о том пророчествовал Варух: сей Бог наш... на земли явися, и с человеки поживе (Вар.3:36–38).

Какая была нужда Богу явиться в теле человеческом; разве он не мог иначе спасти род человеческий?

– Для Бога нет ничего невозможного; но ему (в образе человека) надобно было победить диавола, который победил человека. Диавол победил человека; надлежало, чтобы и диавол побежден был человеком же. А таков и есть Господь наш Иисус Христос, родившийся от Пресвятыя Девы Марии действием святого Духа8.

О безмужном рождении пресвятой Девы Марии богословствовал святой Григорий Омиритский (в VI веке) в состязании с ученым иудеанином Ерваном.

Как может женское чрево, возражал Ерван, вместить страшное величие Божества?

Святой Григорий отвечал: так же, как обитель Авраамова под дубом Мамврийским вместила Бога, когда он сошел с ним ясти.

Как огонь Божества не пожег женского тела?

– Как огонь не сожег купины на Синае, так и Божество не повредило девической утробы: дева родила и пребыла Девою.

Б) В борьбе с язычеством

В состязаниях с язычниками святые угодники защищали истину воплощения Бога Слова не столько глубокими богословскими соображениями, сколько простыми доступными пониманию язычников примерами и подобиями. Первый человек, говорил святой Апостол Андрей, был создан от чистой земли, надлежало, чтобы от чистой Девы родился Христос, совершенный человек и Сын Божий, создавший первого человека9. Бог, говорил святой Кодрат мучителю язычнику, милосердуя о своем создании, благоволил прийти к нам и пожить с нами не одним Божеством, но и плотию, чтобы разрешить нас от уз вражеских и избавить нас от погибели. Бог благоволил, да Слово Его, вселившись во утробе Богородицы Девы воплощением, облечется во всего человека. И пречистая Дева, зачавши от Духа святого, родила Бога во плоти; таким образом человеческими очами виден был воистину Бог во плоти, которого мы называем Христом.

– Ложь ты говоришь, – возразил язычник, – разве можно девице родить Христа? по-твоему выходит: один Бог на земле в человеческом теле, а другой – где-то в другом месте?

– Нечестивым людям, – отвечал святой мученик, – не подобает испытывать таинства благочестия; они не легко открываются. Сын Божий по воле Своей смирил Себя, принял образ раба и, будучи Богом, благоволил быть человеком, да исторгнет нас от служения бесам10.

Святой Евстратий так пояснял язычнику истину воплощения Бога, Спасителя нашего: если бы ты был начальником города и, увидев идущего в город сильного зверя, послал раба своего убить его, а раб этот оказался слаб в борьбе с ним и был съеден им: ужели бы ты после сего выслал другого такого же раба слабого и неискусного? И ужели бы ты сам, верно сознавая свою силу и крепость, не пошел против зверя? А если бы пошел, то пошел, конечно, не в славе господской, а в образе простого раба. Так и Господь, Спаситель наш, когда рабы его, люди, пали во брани с диаволом, истощил себя, сошел в Пресвятую и Пренепорочную Деву и, принявши образ раба и немощи нашего тела, кроме греха, вышел против диавола как простой человек, и победил его, и сокрушил всю силу вражию, научая нас своим подвигом также бороться с диаволом и низлагать силу его11. Поскольку говорил святой Дула, человеческое естество не могло зреть Божества, то милосердый Христос из любви к роду человеческому соделался человеком и принял на себя смирение человеческое12.

В) Как догматическое учение о воплощении Иисуса Христа выражалось в собственных мыслях и чувствованиях святых угодников, без борьбы с противниками?

Свидетельства сего рода в Четиих-Минеях почерпаются главным образом из слов, положенных там на праздники Господни и Богородичны, и из молитв святых угодников.

Зачатие во утробе Пресвятой Девы действием святого Духа, говорится в слове на Благовещение, соделалось несказанно. Тогда, то есть в минуты Ангельского благовестия, сердце Девы особенно воспламенилось божественным желанием; дух ее горел пламенем Серафимской любви и весь ум ее, бывши как бы вне себя, погружен был в Боге и неизреченно услаждался любовию к Нему. В сем-то ее духовном услаждении прелюбезнейшего боголюбия и умного боговедения зачался Сын Божий, и Слово стало плотию и вселилось в нас вочеловечением13.

О безмужном рождении говорится там же так: Тот, Кто мог создать от бездушного брения Адама, не мог ли чем более от живой девы живого младенца произвести? Если удобно было Богу создать жену от кости Адама, то не более ли удобно Ему в девической утробе вообразить человека? Невозможно у людей безмужной нетленной деве зачинать и рождать; но у Всемогущего Творца все возможно; ибо не изнеможет у Бога всяк глагол14. Одна неплодная жена, укоряемая своим мужем за неплодство, обратилась к святому Илариону и просила его, чтобы он помолился о разрешении неплодства ее. Святой, увидев ее, отвратился от нее. Тогда жена со слезами сказала ему: умилосердись надо мной, вспомни, наше естество Сам Спаситель почтил, облекшись от него в плоть человеческую15. О двух естествах во Иисусе Христе, Божеском и человеческом, так наставлял святой Варлаам царевича Иоасафа: Единородный Сын, Слово Божие – Бог, ради нашего спасения сшел на землю по воле Отца содействием святого Духа, без семени зачался во утробе святой Девы, Богородицы Марии, нетленно родился от нее, был совершенный Бог и совершенный человек. Он воспринял все человеческое естество, кроме греха, алкал, жаждал, спал, трудился, скорбел и за беззакония наши веден был на смерть16. Какая может быть бо́льшая радость роду человеческому, восклицает святой Андрей Критский, кроме той, что естество человеческое приобщается естеству Божию и ради соединения его в одном лице едино с Богом соделовается! Что может быть удивительнее того, как видеть, что Бог в женской утробе носим бывает? Бог, Которому престол небо, земля подножие, Которого небеса не вмещают, Который с Отцом имеет один престол вечности, вмещается в девической утробе! Может ли быть что удивительнее того, как видеть Бога в образе человека, не отлучающегося от свойственная Божества и зреть человеческое естество соединенным с своим Создателем, да всецел человек Бог совершится17. О причинах и цели воплощения говорится так: Никто не может видеть истинного Бога так, каков он сам в себе; ибо Бог есть огонь поядающий, и не может человек, живущий на земле, видеть лице Божие и остаться живым. Почему и воплотился Бог наш, и как младенец питаем был млеком, будучи совершен Божеством; был отроком, юношею, рос плотию в совершенного человека, – 33 года жил с человеками, обходил грады, страны и веси, благодетельствуя всем и избавляя от диавола18. Святой Златоуст от лица Предтечи говорит Господу Иисусу Христу: я знаю, что Ты, Владыка, восприял образ раба, да уврачуешь образ человеческий, знаю, что ты явился спасти нас19. Святая Мария египетская молилась пред иконою Божией Матери: я слышала, что Бог для того и соделался человеком, которого ты родила, да призовет грешных на покаяние.

Венцом сих свидетельств о воплощении Сына Божия для спасения человеков может служить свидетельство самой Пресвятой Богородицы. Она, явясь Феофилу, отрекшемуся от Христа, так наставляла его: исповедай, о человек, что Тот, Которого я родила и Которого ты отвергся, есть воистину Христос Сын Бога живого, имеющий придти судить живых и мертвых, и я умолю Его за тебя, и он примет тебя кающегося. Как я осмелюсь, воскликнул падший Феофил, отверзть свои скверные и нечистые уста, которыми отвергся Сына твоего и Бога моего? Ты только исповедай его Богом, наставляла пресвятая Богородица, и не сомневайся о Его благоутробии; ибо он милосерд и человеколюбив и примет слезы истинно кающихся; для того Он-Бог и был человек и изволил принять от меня плоть, да спасет род человеческий20.

II. О искуплении рода человеческого крестными страданиями Сына Божия Иисуса Христа

А) В борьбе с иудейством

Слово крестное, то есть проповедь о крестных страданиях Иисуса Христа, казалось, по Апостолу, соблазном для иудеев, привыкших ждать Мессию как славного всемирного завоевателя. Для уяснения им действительности и сообразности с советом Божиим страданий Господа, Спасителя нашего, святые угодники приводили ветхозаветные пророчества, которыми они сами дорожили. Святой Силвестр, папа Римский, говорил им: о взятии Господа иудеями предсказано было в книге Соломона: рекоша в себе помышляющии неправо: уловим праведнаго, яко непотребен нам есть, и противится делом нашым (Прем.2:1:12). О предании Его чрез ученика возвестил псалмопевец: ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание (Пс.40:10).

О неправедных свидетелях он же написал: восташа на мя свидетели неправеднии (Пс.25:12). О распятии: ископаша руце мои и нозе мои (Пс.21:17:18), исчетоша вся кости моя; о разделении Христовых риз: разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий (ст. 19); о напоении оцтом и желчию: даша в снедь мою желчь и в жажду мою напоиша мя оцта (Пс.68:22); о погребении: положиша мя в рове преисподнем (Пс.57:7). И праотец ваш Иаков предрек о сем: возлег уснул еси яко лев и яко скимен (Быт.49:9). После сих ветхозаветных свидетельств святитель Христов, решая возражение Иудеев, как Бог может страдать, сказал им: Господь наш Иисус Христос имел два естества: Божеское и человеческое. Человечество Его в едином лице пострадало за нас; а Божество не было подвержено страданиям. Как дерево, освещенное солнечными лучами, хотя и бывает посекаемо, но в это время луч солнечный не сечется: так и человечество во Христе, соединенное с Божеством, хотя потерпело страдания, но Божество не страдало21. Дунаан, царь из иудеев, возражал святому Арефе: Безумие веровать распятому, как Богу; разве может быть биен Бог бестелесный? Разве может умирать бессмертный? Святой мученик отвечал: мы сами знаем, что Божество ничего не могло терпеть, терпело за нас человечество, взятое от пречистой Девы: Божество же Свое Христос Господь явил неизреченными чудесами22.

Б) В борьбе с язычеством

Как главное возражение против Божества Господа нашего Иисуса Христа язычники выставляли страдания и смерть Его, которые они считали несообразными с Божеством. «Зачем ты прельщаешься, – возражал мучитель святому Оресту, – называя Христа Богом, когда иудеи распяли Его, как злодея?» – Святой мученик отвечал: Если бы ты познал силу распятого, то отверг бы суетных идолов и поклонился бы Ему; ибо Он воистину есть Бог, рожденный от истинного Бога, и волею своею естество Божие соединил с человеческим и избавил нас от диавольского прельщения23». Как можешь ты исповедовать Богом того, который умер и был распят, спрашивал мучитель святого Лукиана? – Cвятой отвечал: Он есть воистину Бог, Сын Бога истинного; Он от вечности был с Отцом; но восхотевши обновить род человеческий, погибший чрез Адамово преступление, благоволил родиться от Пресвятой Девы, да в одном лице будет истинный Бог и истинный человек, истинный Сын Божий и человеческий, по Божеству бесстрастный, а по человечеству подчинен страданиям; почему для искупления нашего и послушлив был Богу Отцу до крестной смерти. Если бы Сын Божий не восхотел быть сыном человеческим и не облекся во образ смертного; то и род человеческий не получил бы прощения от Бога и смертные не облеклись бы в бессмертие24. «Как может быть Спасителем тот, который сам был распят на древе и умер лютою смертию, спрашивал мучитель святого Александра? – Это и удивительно, отвечал святой мученик, что Он добровольно перенес крестную смерть по человечеству; а Божеством разорил ад и в нем разрешил от уз узников, умертвил смерть и воскрес от гроба и не только Сам воскрес из мертвых, но воскресил и других мертвецов и совоскресил с собою весь род человеческий25. Защищая от нападений язычников истину Божества во Иисусе Христе распятом, святые угодники часто указывали на суетность и ничтожность богов, почитаемых язычниками. Ужели ты хочешь принести жертву тому, который пригвожден был ко кресту от Понтийского Пилата, спрашивал Траян святого Игнатия Богоносца? – Святой отвечал: Тому да буду жертва, Который пригвоздил грех на кресте, сокрушил диавола и крестом стер всю силу его. Как может помогать другим Тот, Кто сам умер поносною смертию? Наши боги – бессмертные боги, так они и называются». – Господь мой и Бог Иисус Христос, отвечал на сие святой, ради нас соделался человеком и ради нашего спасения изволил принять крест, смерть, погребение и воскрес в 3-й день, потом взошел на небеса и даровал нам большие блага против прежних. А из почитаемых вами богов никто ничего подобного не сделал: они были злые и беззаконные, наделавшие много зла. Теперь стало известно, что они такое и как умерли. Дий, первый бог ваш, погребен в Крите, Асклипий убит молнией, Ираклий сгорел. Злые они были, почему и достойны были такой смерти26. Очень часто святые угодники указывали язычникам на воскресение Господа нашего Иисуса Христа, как на сильнейшее доказательство Его Божественности. «Христос ваш распят и умер, возражал мучитель святым 40 мученикам? – Один из них, именем Леонтий, отвечал: ты знаешь, что Христос наш умер; познай же, что Он и воскрес из мертвых и вознесся на небо. Он волею умер за нас и восстал паки яко Сын Божий. Жив ли ваш Христос? – Ваши боги не живут по смерти, а Господь наш жив во веки; на краткое время Он умер для нашего спасения и Своею смертию избавил нас от вечной смерти27. «Может ли быть Богом тот, который был распят от людей и умер, возражал мучитель святому мученику Александру? – Если ты говоришь, отвечал святой, что Он был распят и умер; то почему ж ты не говоришь, когда тоже знаешь, что Он воскрес из мертвых и мертвым даровал жизнь?»28 Любезное чадо, говорил со слезами отец своему сыну, святому мученику Виту, отрекись от веры, которая велит тебе почитать какого-то мертвого человека. – О, если бы ты, отче, отвечал святой отрок, познал, кто и каков Тот, Которого ты называешь мертвым человеком, и поклонился со мной Ему! Он есть Христос, Сын Бога живого, Агнец Божий, вземлющий грехи мира. «Я знаю того Христа, который, по повелению Пилата, был биен во Иудеи, осужден на крестную смерть и распят от Иудеев?» – «Это так, верно; но в сем-то страдании Господа и заключается великое и дивное таинство». Это не таинство, а скорее казнь? «Познай истину, отче: предание и распятие Господа нашего Иисуса Христа есть спасение наше»29.

В) В борьбе с еретиками

Сведения о раскрытии святыми угодниками догмата искупления крестными страданиями Иисуса Христа в борьбе с еретиками Четьи-Минеи представляют очень немного. Как замечательное учение о действительности страданий Иисуса Христа можно представить свидетельство святого Евтихия, патриарха Цареградского (в VI веке). По случаю появившейся в его время ереси, будто плоть Христова и прежде смерти и воскресения по причине соединения с нею Божества была нетленна, не чувствовала естественных нужд и не подлежала страданию, святой Евтихий, на основании Священного Писания и святых отец, утверждал, что плоть Христова подобна во всем нашей тленной плоти, кроме греха, и подлежала страданиям; ибо родясь от Пресвятой Девы, была повита пеленами, питалась млеком, была обрезана, и во время земной жизни требовала пищи и пития. Если бы она была нетленна и не подлежала страданиям; то как бы она могла претерпеть за нас гвозди? Нетленною мы называем ее, но в том смысле, что она непричастна была греховному тлению и во гробе не подверглась ему30. Из приведенных свидетельств уже видно, как тверда и чиста была вера святых угодников в истину искупления нашего крестными страданиями Иисуса Христа. За всем тем не можем не привести здесь следующих свидетельств, коими так хорошо уясняется эта святая истина.

В слове на Рождество Христово пишется: «Добрый друг, видя своего любимого друга, уязвленного от врага смертоносным мечом, прилежно заботится о его исцелении. Врачи говорят ему, что язва та неисцельная и что верная смерть грозит его другу, – что он может выздороветь тогда, когда кто искупил бы его своею жизнию, то есть приложивши уста свои к язве, высосал бы яд из раны и потом умер. Тогда он решается пожертвовать своею жизнию для своего друга: высасывает яд от раны и умирает, а его искупляет своею смертию. Так и Господь Бог наш поступил с нами, уязвленными смертоносным ядом греха. Он, сидящий на Херувимах, совершенный врач душ и телес, приложил уста свои, то есть Сына своего Бога, к язве естества нашего, и Бог Слово, соединившись с уязвленным естеством нашим, извлек из него на себя греховный яд: вземлющий грех мира понес грехи наши и исцелил нас, положивши жизнь Свою за нас31. Святой Акакий узников, вместе с ним бывших, так научал святой вере: Сын Божий, пришедши в мир, приял плоть от Пресвятыя и Пречистыя Девы Марии и, соделавшись человеком, волею претерпел крест, да загладит древом креста грех преслушания Адамова, и вольным своим страданием воздаст за нас удовлетворение и даст отпущение осужденному человеку. Ибо, будучи пригвожден ко кресту, Он раздрал рукописание, писанное на нас, и отпустил грех, и смертию своею сокрушил смерть и пленил ад, посрамил всю силу и власть диавольскую, обессилив ее; потом восстал от мертвых в 3-й день и даровал роду человеческому то, что все воскреснут и будут жить в бесконечные веки32. Святой Апостол Фаддей, приводя Авгаря Едесского в истинную веру, наставлял его: Господь и Бог наш Иисус Христос во время Своего страдания не требовал помощи от злобных иудеев; ибо мог представить на помощь себе легионы Ангелов; но исполняя волю Отца пострадал за спасение мира»33. Сын Божий, наставлял Преподобный Варлаам царевича Иоасафа, вкусил смерть, но Божество Его пребыло без страдания и было непреложно: к бессмертному естеству мы не прилагаем ничего страстного. Исповедуем, что Он пострадал и погребен по человеческому естеству, восприятому Им, а Божественною силою Он воскрес из мертвых и на небеса восшел34.

III. Чудеса, чудесные видения и казни, доказывающие истинность догматов веры в Иисуса Христа

Этот образ доказательств самый главный и самый видный в Четиих-Минеях. Вера святых угодников представляется здесь не в слове, но в силе и славе Божией. Чудодейственные плоды их живой веры и необыкновенный дар молитвы доказывали истинность догматов о Иисусе Христе убедительнее всяких ученых состязаний о вере. Чудеса эти были совершаемы для обращения иудеев, язычников, в посрамление еретиков и для самих святых угодников.

а) Пред иудеями

В VI веке, при святом Григории Омиритском было сильное прение христиан с иудеями о достоинстве лица Иисуса Христа и Моисея. От лица иудеев говорил мудрец их Ерван, а от лица христиан святой Григорий. После многих неудачных возражений против Божественности Христа и Его закона, Ерван видел в одну ночь чудное видение. «Видел я, сказывал он своим собратиям, Моисея – пророка нашего и Иисуса: стояли они на некоем святилище и беседовали. Моисей с согбенными к персям руками, со страхом и трепетом предстоял Ему и поклонялся как Господу и Богу своему. Я удивился сему явлению и сказал: Моисее! Хорошо ли ты это делаешь? тогда, он обратился ко мне и сказал: умолкни! Я не согрешаю, поклоняясь Владыке моему; ибо признаю Его Творцом моим и Господом. Зачем ты утруждаешь праведного Архиепископа, противясь истине?» Видение сие, впрочем, не вразумило Ервана; на следующий день он опять начал прение со святителем. Пораженный святым Григорием во всех вопросах, Ерван в окончание спора предложил ему показать Христа видимым образом. Святитель Христов, несомненно веруя в силу Христову, обратился к молитве. После молитвы сделалось великое землетрясение, загремел от востока страшный гром, отверзлось небо, и светлый облак с огненным пламенем и солнечными лучами нисходил с неба на землю. В средине облака виден был муж, краснейший добротою паче всех человек – Господь наш Иисус Христос. Он стал на воздухе против Архиепископа. Объятые страхом и ужасом иудеи пали на землю. Тогда святой Григорий сказал Ервану: вот Тот, о Котором ты так много слышал от меня; смотри на Него и уверься, что един Свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь. «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого, взывал со слезами Ерван, прости мои согрешения, которыми я согрешал против Тебя по своему неведению». После сего Божественного явления все тут бывшие Иудеи, начиная с Ервана, уверовали в Иисуса Христа и крестились35.

В IX веке при святом Феодоре Едесском был такой же спор у христиан с иудеями. От иудеев был поставлен на словопрение один их законоучитель. Много хульного говорил он на Христа Бога нашего. Христиане молчали, а иудеи шумными криками выражали свою победу над ними. Тогда святитель Феодор дал знак рукою, чтобы все замолчали, потом, обратившись к жидовину, сказал ему: если бы ты предложил нам на обсуждение что-нибудь из книг Моисеевых – мы стали бы отвечать тебе; но как ты говорил хульное сам от себя, говорил не то, о чем возвестили пророки, а то, что внушает тебе отец твой сатана – посему против всего твоего хульного многоглаголания скажу тебе одно вещание святого Пророка Давида: немы да будут устны льстивые, глаголющия на праведного беззаконие, гордынею и уничижением (Пс.30:19).

Тотчас велеречивый законоучитель сделался безгласен; хульный язык его связался немотою. После трех дней он написал к святому Феодору письмо, в котором просил у него милости – соделать его христианином. Святитель, по оглашении, ввел его в купель святого крещения, призвал над ним имя Пресвятой Троицы, и разрешился язык безгласного, и он прославил имя Отца и Сына и святого Духа и исповедал Христа Сыном Бога живого36.

В 10-м веке Григорий, ученик преподобного Василия, читая книги ветхого завета, пришел в сомнение в вере христианской и помышлял, что иудеи веруют право. Преподобный Василий духом узнал о сем, обличил его и испросил ему от Бога откровение. В одну ночь Григорию открылся страшный суд всего рода человеческого, на котором он увидел Судию Господа, сидящего на престоле, и праведников, стоящих одесную Его, а грешников ошую; в числе последних увидел и иудеев, не веровавших во Христа, которые вместе с язычниками были осуждены и посланы в геенну огненную37.

б) Пред язычниками

Чудес, совершенных пред язычниками, очень много. Страдания святых мучеников обыкновенно сопровождались чудесами, коими так ясно доказывалось всемогущество истинного Бога в обличение ложных богов, исповедуемых язычниками. Здесь мы представим только чудеса, кои производимы были молитвою святых угодников к Господу Иисусу Христу и призыванием Его имени.

Святая Харитина осуждена была на потопление в море: для сего привязали к ней большой камень и бросили ее в глубину морскую. Но тотчас же камень оторвался, и святая, поддерживаемая силою вышнею, стала на поверхности моря и пошла по водам. Вышедши на берег, она стала пред мучителем и сказала: видишь силу Христа моего и веруй в Него38.

Молитвою ко Иисусу Христу и яд терял свою смертоносную силу. Одному волхву приказано было языческим мучителем отравою уморить святого Виктора. Чародей сварил мясо с смертоносным ядом и подал есть святому. Святой Виктор помолился Господу Иисусу Христу и съел мясо без вреда. Волхв приготовил другое мясо с сильнейшим ядом и, подавая его святому, говорил: если это съешь и останешься жив, тогда оставлю свое волшебство и уверую в Бога твоего. Святой Виктор съел без вреда и сие. Тогда волхв открыто пред всеми исповедал веру в Господа Иисуса Христа, пошел в свой дом, сожег все волшебные книги и сделался совершенным христианином39.

И кипящая смола претворялась в холодную воду, и раскаленное железо охлаждалось. Святые мученики Павел и Юлиания, будучи ввержены в кипящую смолу, воззвали к Иисусу Христу о избавлении от болезненной муки, – и клокочущая смола претворилась в холодную воду. Это чудо, впрочем, не вразумило мучителя. Он повелел положить их на двух железныходрах разжженных и поливать тела их маслом. Святые мученики и здесь пребыли неврежденными. Тогда исполнители мук воскликнули: нет иного Бога, кроме небесного Бога, Который помогает Павлу и Юлиании40.

Одно призывание имени Иисуса Христа исцеляет болезни. «Какого рода ты, – спросил мучитель святого Папилу, – где отечество твое и какое занятие твое?» – Род и отечество мое, отвечал святой, уже знаешь ты; занятие мое врачество, не то, что бывает от растущих на земле трав; но то, которое подается от Бога. «Но, – возразил мучитель, – лечить нельзя без знания правил, преподанных Галеном и Иппократом, которым искусство это дали боги наши». – Гален и Иппократ и ученики их, отвечал святой, тогда только могут уврачевать, когда Христос мой восхощет подать им врачество. Испытай это на самом деле: вот сидит с тобой слепой на один глаз; пусть боги твои дадут ему прозрение, и я после того ничего не скажу в опровержение их. «Может ли кто сделать это?» – Не только это, но все даже неисцельные болезни удобно исцелит тот, кто призовет Христа. «Делай же это, если ты силен». – Пусть же прежде ваши врачи призовут на помощь своих богов, а потом и я покажу силу Христа Бога моего. Призваны были врачи. Весь день они просили своих богов, приносили им жертвы, но просимого не получили. Тогда святой мученик помолился Господу Иисусу Христу, – коснулся рукою ослепленного глаза, сотворил на нем крестное знамение – и слепой прозрел41. «Какая сила во Христе?» – спросил полководец-язычник святого Аполлинария. Святой отвечал: созови всех воинов и увидишь силу Его. Язычник созвал воинов и сказал святому: вот жена моя больна много лет, никакие лекарства не помогают ей; яви врачебную силу над больной. Святой приступил к больной, взял ее за руку и сказал: во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и веруй в Него! Больная встала и сделалась здоровою42. Имя Иисуса Христа воскрешало мертвецов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, – взывал святой мученик Юлиан над мертвецом, – призри ныне с высоты небесной, да постыдятся врази Твои, а верующие в Тебя да укрепятся, воздвигни сего мертвеца! После сего он обратился к умершему с такими словами: земля сухая, во имя Того, Который воскресил четверодневного Лазаря, говорю тебе: востань, и стани на ноги твои, – мертвый восстал43.

в) В посрамление еретиков

Еретиков, вооружавшихся против лица Иисуса Христа, в Христианской церкви было много. Еретики, о которых упоминается в Четиих-Минеях и с которыми имели прение святые угодники, суть следующие: Ариане44, Несториане45, Евтихиане46 и Монофелиты47. Напрасно, впрочем, стали бы искать здесь таких ученых диспутов и глубокого богословствования, какие находятся в творениях святых отец – например, у Афанасия Великого, Григория Богослова и Василия Великого. Почти единственный опыт ученого словопрения представляется в житии Преподобного Максима Исповедника в борьбе его с Монофелитами48. Другой опыт простого, но сильного убеждения в истине единосущия Сына Божия с Отцом против Ариан представляется в жизни святого Амфилохия Иппонийского. Сей Святитель просил Императора Феодосия запретить собрания Ариан. Феодосий, боясь мятежа народного, не согласился на этот раз исполнить просьбу святого. Спустя несколько времени Святитель опять пришел в палаты царские. С царем восседал на престоле сын его Аркадий, недавно возведенный на царство. Святой Амфилохий поклонился царю и воздал ему подобающую честь; сыну же его (с намерением) не воздал этой чести и не обратил на него никакого внимания. Разгневался царь на Амфилохия и повелел с бесчестием изгнать его. Тогда Святитель сказал ему: «Как ты, царь, не терпишь бесчестия, наносимого сыну твоему, и гневаешься: так и Бог Отец не терпит бесчестия Сыну Своему, отвращается и ненавидит хулящих Его и гневается на участвующих в нечестивой ереси их». Царь понял, что Амфилохий не воздал сыну его чести, желая доказать сим, что Богу Сыну подобает воздавать равную честь с Отцом. Сошедши с престола, царь поклонился ему, и послал по всем городам повеление изгнать Ариан49. И в борьбе с еретиками Четьи-Минеи представляют не ученые доказательства торжества православия в посрамление неправославия и ереси; но чудодейственные плоды живой веры святых угодников и их молитвы. В них описываются чудесные видения о богопротивности той и другой ереси и казни, постигшие еретиков. В них видна та премудрость, которую Господь обещал своим избранным и которой не возмогут противиться все противляющиеся ей.

Пред арианами

На первом вселенском соборе против Ария в числе святых Отцов был Спиридон, пастырь Тримифунтской церкви. Ария поддерживал один философ, очень искусный и хитрый в слове. С этим философом святой захотел спорить о вере. Бывшие тут отцы отклоняли это, боясь, что философ возьмет верх над ним, потому что Святитель был не из ученых, и, бывши пастырем словесных овец, не знал ничего, кроме Христа. Несмотря на это, святой Спиридон смело выступил на средину собора и стал говорить арианскому мудрецу:

«Во имя Иисуса Христа, о философе, внимательно послушай, что я хочу сказать тебе». – Говори, был ответ философа. Святитель так просто начал излагать христианский истины: Един есть Бог, который сотворил небо и землю, создал человека из земли, и устроил все видимое и невидимое Своим Словом и Духом. Мы веруем, что сие Слово есть Сын Божий и Бог, который, сжалившись над нашим заблуждением, родился от Девы, жил с человеками... Веруем, что Он единого естества с Отцом и равночестен Ему. Так мы веруем без всякого любопытства – и ты не смей испытывать «как это?», ибо эти истины превосходят твой разум и превышают всякое познание. Потом Святитель, немного помолчав, спросил его: не так ли и по-твоему? – Мудрец ничего не мог сказать противного и сказал кратко: точно так! «Поди же за мной и прими знамение святой веры». Философ обратился к православию. После сего он обратился к своим друзьям и сказал им: когда был спор со мною на словах – я отвечал на все вопросы и мог удобно хитрить словами. Теперь же, когда вместо слов некая сила изошла из уст сего старца, – слова мои оказались бессильными против нее. Не может человек стать против Бога. Если из вас кто хочет последовать мне, тот да верует во Христа и последует учению сего старца50.

Видение о Богопротивности ереси Ария

Святитель Петр Александрийский за противоборство идолослужению посажен был в темницу. Арий, сведав о сем, захотел занять вместо его Александрийский Архиепископский престол. Для сего он притворно раскаялся в своей ереси и просил некоторых пресвитеров, да испросят ему прощение у святого Петра. Святой Петр не согласился принять в церковное общение еретика, и пресвитерам, пришедшим к нему ходатайствовать за Ария, рассказал следующее: «В сию ночь по обычаю я молился – и вдруг осветил мою темницу великий свет, и я увидел Господа моего Иисуса Христа. Он явился в образе 12-летнего юноши. Лице Его сияло светлее солнца, так что нельзя было смотреть на неизреченную славу лица Его. Облечен Он был в белый хитон, но раздранный сверху донизу; обеими руками на груди соединял Он его и тем покрывал наготу Свою. Страх и ужас напал на меня, когда я увидел сие. Кто ти Спасе ризу раздра? спросил я с боязнию. – Арий безумный раздрал мне ее, сказал Господь, Он отделил от Меня людей Моих, которых я стяжал Своею кровию. Берегись принять его в церковное общение, – не принимай вместо овцы волка в стадо»51.

Сын царя арианина умирает

У Императора Валента, арианина, сын сделался смертельно болен. Мать его пришла к царю отцу и выговаривала, что он неправо верует и напрасно оскорбляет архиерея святого Василия Великого. Валент призвал Василия и сказал ему: если догматы твоей веры угодны Богу, то умоли Бога о здравии сына моего. Если ты, царь, сказал святитель Христов, обратишься к православной вере и дашь мир церквам (православным), то сын твой жив будет. Царь обещался. Святой Василий помолился за сына царева – и он выздоровел. Услышав это, Ариане разъярились завистию и злобою, – пришли к царю и говорили: «и мы это могли сделать», и опять обольстили царя, так что он позволил им и окрестить своего сына. Когда же ариане взяли сына царского, то он умер на руках их52.

Казнь Божия на царя-арианина

На империю царя Валента напали варвары. Валент собрался в поход. Три раза преподобный Исаакий Далматский встречался с царем в пути и каждый раз говорил ему: царь, отверзи церкви православным, и благополучна будет предстоящая война: ты победишь врага и возвратишься с миром. Валент не обратил внимания на слова святого; но с бесчестием и побоями каждый раз отгонял его от себя, и наконец повелел бросить в глубокое болотное место. Избавившись отсюда чудесным образом, преподобный снова повторил свою просьбу. Когда же Валент с гордостию и самонадеянностию грозил ему казнию по возвращении своем из похода; тогда преподобный твердо сказал ему: если ты возвратишься в мире, то знай, что Господь не говорил чрез меня. Истинно говорю тебе: поедешь ты на войну на коне, врагов не одолеешь, обратишься в бегство, будешь поиман и живой сгоришь в огне. Предсказание сбылось. Варвары одолели его рать; сам Валент раненый бросился бежать и скрылся в одном сарае. Враги узнали это место и сожгли сарай вместе с царем53.

Божия казнь постигает самого Ария

Арий, осужденный уже собором, обманом склонил Царя принять его снова в общение с церковию. Арий, положив за одежду у груди своей написанное им еретическое исповедание, явился к Царю, и когда сей спросил его, так ли он верует, как постановили святые Отцы на вселенском соборе – Арий ударял рукою своею в грудь, говоря: «верую так, как написал я своею рукою и как положил в сердце (показывая тем вид, что верует согласно с никейским исповеданием веры, а мыслию разумея еретическое исповедание, скрываемое под одеждой). Царь повелел Александру, Архиепископу Константинопольскому, принять его в церковное общение.

Назначен был для сего и день воскресный. Святой Александр всю ночь на то воскресенье со слезами молился в церкви об отвращении этого поругания храма. Чудодейственная сила молитвы явила свое чудо. Наступил назначенный день; Арий в сопровождении царских сановников и оруженосцев с торжеством шел из палат царских во храм отвергаемого им Спасителя. На средине пути внезапно напал на него страх; снедаемый угрызением совести, он в тревоге душевной и смятении уклонился в сокровенное место, и здесь поражен был лютою болезнию чрева: выпали внутренности его, и в сих страданиях еретик изверг свою душу. Когда весть о его смерти разнеслась по городу, тогда православные возрадовались торжеству святой истины, что Христос есть истинный Бог и отмститель своему врагу и хульнику54.

Видение о богопротивности ереси Нестория

На одном холме в пустыне жили два инока, державшиеся ереси Нестория. Преподобный Савва освященный много скорбел о них. В одно время было ему следующее видение: видел он тех иноков, стоящих в церкви во время литургии вместе с братиею. Когда наступило время причащения Святых Тайн – вся братия невозбранно приступала к Святым Тайнам и причащалась; когда же хотели приступить те иноки, то внезапно явились страшные воины, которые не допускали их до причащения и изгоняли из церкви; преподобный стал просить воинов, чтобы они не отгоняли иноков, а допустили их до святого Причащения. Воины отвечали: не подобает попускать причащаться Святых Тайн тех, которые не исповедуют Христа Богом и Пресвятую Деву Марию Богородицею55.

Как противна ересь Нестория Пресвятой Богородице

Авва, пресвитер Кириак, рассказывал святым отцам Софронию и Иоанну следующее видение: В один день во сне видел я световидную Пресвятую Деву, одеянную в багряницу, и с нею двух мужей, Святого Иоанна Крестителя и Евангелиста Иоанна Богослова, стоящих вне моей келлии. Я вышел из келлии, поклонился Ей и молил, да внидет Она в мою келлию и благословит ее. Она же не хотела войти. Долго я молил и просил её, Владычицу, да не возвращуся посрамленным и уничиженным. Тогда она сказала: имеешь ты врага моего в своей келлии, и как же хочешь, чтобы я взошла в нее? Сказав это, она отошла. Пробудившись от сна, я начал скорбеть и плакать и размышлял, не согрешил ли я разве своими мыслями, – ибо в келье, кроме меня одного, никого не было, – но ничего не нашел в себе особенно грешного. В скорби сердца я стал читать книгу, чтобы получить себе хотя малую отраду. Книга эта была блаженного Исихия, пресвитера Иерусалимского; я выпросил ее у него для прочтения. Читая, я нашёел в конце ее два слова зловерного Нестория, и тотчас познал, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Я понес книгу Исихию и сказал ему видение. Исихий, исполнившись ревности, вырезал из книги те два слова и сожег их на огне, говоря: да не будет в моей келье враг Пресвятой Богородицы56.

Чудо на обличение ереси Евтихия

На 4-м вселенском соборе было великое прение у православных с неправославными, сливающими два естества Христовы в одно. Для решения спора святой Анатолий, патриарх цареградский, предложил неправославным на бумаге написать свое исповедание веры и положить его вместе с православным исповеданием на мощи святой Евфимии, да откроет Господь чрез свою угодницу, чье исповедание веры правое. Неправославные согласились. Тогда написаны были два свитка: один православный, другой неправославный; тот и другой положили на персях святой мученицы. Закрыли гробницу и запечатали царскою печатью и приставили ко гробу стражу. Три дня проведены были в посте и молитве. На четвертый день пришел во храм сам царь со всем священным собором; сняли печати, открыли гроб и увидели свиток правоверных в деснице святой Мученицы, а неправоверных лежал под ногами ее. Кроме сего: святая Мученица, как живая, простерла руку свою к царю и патриарху, подавая им свиток правого исповедания. Тогда все торжественно исповедали православную веру, а ересь предали проклятию57.

И самим святым Угодникам были иногда дивные откровения, коими утверждалась истинность веры во Иисуса Христа. Господи! вопрошал Святой Симеон дивногорец явившегося ему Господа, Господи, как Тебя распяли Иудеи? Господь распростер крестообразно руки и сказал: так Меня распяли Иудеи; но Я сам восхотел быть распятым58.

От царя Диоклетиана был послан воевода Неаний мучить христиан. На пути ему был глас с неба: Неание, на кого идешь и на кого восстаешь? – Послан от царя убивать всех верующих в распятого, сказал со страхом Неаний. О Неание, и ты на Меня идешь? – Кто ты, Господи? Я не могу знать тебя! – В это время показался ему на воздухе пресветлый крест и слышан был глас от креста: Я Иисус распятый, Сын Божий! – Неаний с трепетом спросил: кто это ты, Сын Божий? Если ты воистину Сын Божий, то как Иудеи могли наругаться над тобой, распять тебя и умертвить? Снова был глас от креста: для рода человеческого волею подъял Я сие, да избавлю грешных от власти диавольской, взыщу погибших и оживотворю мертвых. Если бы я не был Сын Божий, то мог ли быть жив по смерти и говорить с тобою? После сих слов крест восшел на небо59.

* * *

1

Сентября 19.

2

Декабря 13, лист 57.

3

Мая 7, лист 353.

4

Мая 11, лист 382.

5

Сарацины – последователи Магомета, который Иисуса Христа почитал за великого пророка. В религии Магометанской много сохранено обычаев иудейских.

6

Мая 11, лист 377 на обороте.

7

Мая 11, лист 380.

8

Генваря 2, лист 231.

9

Ноября 30, лист 140.

10

Марта 10, листы 55 и 56.

11

Декабря 13, лист 90.

12

Июня 15, лист 114.

13

Марта 25, лист 118.

14

Марта 25, лист 118.

15

Октября 21, лист 214.

16

Ноября 19, лист 371.

17

Марта 25 лист 117.

18

Генваря 6 лист 247.

19

Апреля 1, лист 171.

20

Июня 23, лист 153.

21

Генваря 2, лист 231 на обороте.

22

Октября 24, лист 227 на обороте.

23

Ноября 10, лист 295.

24

Июня 3, лист 20.

25

Марта 15, лист 86.

26

Декабря 20, лист 137.

27

Июля 10, лист 273.

28

Мая 13, лист 405.

29

Июня 15, лист 107.

30

Апреля 6, лист 196; смотри апреля 20, лист 246.

31

Декабря 25, лист 174.

32

Мая 17, лист 355.

33

Августа 21, лист 507.

34

Ноября 19, лист 371.

35

Июля 10, лист 271.

36

Декабря 19, лист 135.

37

Марта 26, лист 141.

38

Октября 5, лист 185.

39

Ноября 11, лист 300.

40

Марта 4, лист 24.

41

Октября 13, лист 188.

42

Июля 23, лист 360.

43

Генваря 8, лист 259.

44

Ариане от ересеначальника Ария, который исповедовал Бога Отца несозданна, предвечна; Сына же созданна, Отцу ни единосу-щна, ни соприсносущна. (Генваря 25, лист 382.)

45

Несториане – от Нестория, патриарха цареградского, который учил, что от Девы Марии Христос родился простым человеком, а не Богом, и что Мария не Богородица, а Христородица. (Июня 9, лист 52.)

46

Евтихиане, от Евтихия архимандрита цареградского, который сливал во Иисусе Христе два естества Божеское и человеческое в одно естество. (Февраля 18, лист 476.)

47

Монофелиты признавали в Иисусе Христе одну волю и одно действие, – что каждое естество Его, Божеское и человеческое,

не имело особенного свойственного ему действия и воли. (Марта 11, лист 65.)

48

Генваря 21, листы 345–348.

49

Ноября 23, лист 393.

50

Декабря 12, лист 79.

51

Ноября 25, лист 419.

52

Генваря 1, лист 220.

53

Мая 30, лист 476.

54

Августа 30, лист 549.

55

Декабря 5, лист 37.

56

Июня 9, лист 53.

57

Июля 11, лист 284.

58

Мая 24, лист 459.

59

Июля 8, лист 247.


Источник: Свирелин А., свящ. О лице Господа нашего Иисуса Христа. (По руководству Четий-Миней) // Владимирские епархиальные ведомости (Часть неофиц.). 1866. № 6. С. 277-308.

Комментарии для сайта Cackle