Руководственные сведения о книгах Священного Писания вообще
§1.
Книга, которая у тебя в руках, православный читатель, носит общее наименование Библия, весьма часто употребляемое особенно св. Иоанном Златоустом. Сие слово есть греческое и означает: книги, то есть книги по преимуществу, книги наиболее достойные этого имени. Иначе еще эта книга называется у отцов Церкви Писание (как и Мф.22:29), т.е. самоважнейшее и преимущественнейшее писание из всех писаний, какие когда-либо обретались и ныне обретаются в человеческих хранилищах, иначе «священное Писание» или «Книги Священного Писания».
§2.
Первое, что ведать надлежит о Свящ. Писании, это то, что оно не есть произведение ума человеческого, но слово Божие и написано по внушению Св. Духа. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы, глаголаша святи Божии человецы (2Петр.1:21). Поэтому книги свящ. Писания называются Богодухновенными и Божественными. «Когда свящ. писатели имеют нужду определенно показать, что они именно говорят от Бога, они употребляют еще другие выражения, например: видение еже виде пророк (имярек), или: слово Господне еже бысть к… (имярек). Некоторые пророки и сами видели Бога, глаголавшего им видеть (Ис.6:1), насколько возможно было им видеть Бога. Иногда боговдохновляемые вещания свящ. писатель получал от Бога тайным внушением Духа, иногда же слышал вещавшего ему Бога членораздельными словами» (Златоуст. На 1Сол. Бес.8, §1). Поэтому книги Св. Писания суть книги безусловно верные и истинные. «Загляните в Писание, говорит св. Климент Римский, эти истинные глаголы Св. Духа, и заметьте, что в них ничего несправедливого и неправильного не написано» (Климент Римский. К Коринф. Послание 1. Гл.45). «Мы должны быть уверены, что Писания совершенны, так как они изречены Словом Бога и Духом Его» (Ириней. Против ересей. Кн.2. Гл.28, §2).
§3.
«Все Св. Писание Богодухновенное не безпредельныя, но паче определенныя имать книги» (Синопсис Афанасия). «Иже убо прежде закона они Божественные мужие не писаньми и книгами просвещахуся, но чист имущее смысл, Пресвятаго Духа сиянием просвещахуся и тако Божия ведяху хотения, Самому Оному беседующе тем усты ко устом. Таков бе Ное, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но понеже изнемогоша человецы и недостойни быша просвещатися и учитися от Св. Духа, даде человеколюбец Бог Писания, да поне сими воспоминают Того хотения» (Златоуст. На Матф. Бес.1. В переложении Феофилакта Болг.). Таким образом Св. Писание имеет свою определенную историю, свое начало и конец, свой определенный состав, к которому ни прибавлять, ни убавлять ничего не должно.
§4.
Весь состав Св. Писания или, по выражению бл. Иеронима, «священная Богодухновенная библиотека» разделяется на две большие части: 1) книги Ветхого Завета, явившиеся до Р.Х. и приготовлявшие мiр к принятию Спасителя, написанные языком того народа (еврейского), который был призван послужить хранителем Откровения, и затем, пред пришествием Христа, особливым устроением Божиим, переведенные, к сведению всего человеческого рода, на всемирный язык времени – греческий, и 2) книги Нового Завета, изображающие пришествие в мiр Сына Божия, Его учение и основание Им христианской Церкви, также изложенные на греческом языке, известном в то время и евреям.
Книги как Ветхого, так и Нового Завета по своему содержанию весьма разнообразны, поколику разнообразны и духовные дарования людей, требовавшие водительства Божия. В частности, книги Ветхого Завета, кроме учения, обнимают и историю богоизбранного народа, хранителя Завета. Тем не менее книги Ветхого и Нового Завета имеют самую тесную между собою связь и единство. «Посредством последовательных Заветов, Ветхого и Нового, род человеческий постепенно должен был достигнуть спасения, ибо спасение одно, как и Бог один, но много ступеней, приводящих к Богу» (Ириней. Против ересей. Кн.4. Гл.9, §3). «Во все время истории человечества были две знаменитые перемены жизни, которые называются двумя Заветами, двумя потрясениями земли: одна перемена от идолов к закону, другая от закона к Евангелию. В отношении к Богословию Ветхий Завет явно проповедывал Отца, менее ясно Сына; Новый Завет явил Сына и показал торжество Св. Духа» (Григорий Назианзен. Пять слов о Богословии. Слово 5). «Если кто внимательно станет читать Писания Ветхого Завета, тот найдет в них речь о Христе и предызображение нового призывания. Ибо Писания суть сокровище, сокрытое в мире, а сокровище, сокрытое в Писаниях есть Христос, Который изображался тогда посредством образов и притчей, ибо то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств. Посему-то пророк Иеремия говорил: в последние дни уразумеете совет его (Иер.23:20)». Один Завет без другого непонятен. «Когда неверующие иудеи читают закон в настоящее время, он подобен басне, ибо у них нет объяснения всего относящегося до пришествия Сына Божия как Человека»... «Против еретиков же, особенно против последователей Маркиона и подобных им, говорящих, что (ветхозаветные) пророки от другого Бога, не от Того, Который открылся в новом завете, я скажу: читайте внимательнее данное нам Апостолами Евангелие, читайте внимательнее и пророков, и вы найдете, что вся деятельность, все учение и все страдание Господа нашего предсказано ими» (Ириней, Против ересей, кн.4, гл.26, §1 и гл.34, §1). «Итак никто не отделяй Ветхого Завета от Нового, никто не говори, что иной дух там, а иной здесь, ибо един Бог, владыка ветхого и нового завета» (Кирилл Иерусал. Огласит. поуч.16. §3–4). «В каждой книге ветхозав. Писания предвозвещается о Спасителе (Которого явление изображает Новый Завет); это есть общий предмет, одно общее согласие Духа» (Афанасий. Посл. к Маркелину. О псалмах. Еще о сем читай: Кирилла Алекс. «Против Юлиана». Кн.8,9; «О поклонении духом и истиною»; «Глафиры или высшие объяснения закона»). В чине православного богослужения молитвы и песнопения вечерни и утрени изображают ветхозаветную сень, с сияющими среди нее звездами предызображений Христа, тогда как чин Литургии изображает взошедшее уже Солнце правды. Итак, православный читатель, на основании того впечатления, которое ты испытываешь в часы вечернего богослужения, предъуготовительного к Литургии, суди о религиозном чувстве верующего ветхозаветного человека.
§5.
Частнее как книги Ветхого так и книги Нового Завета по своему содержанию могут быть разделены на три отдела: 1) исторические книги, изображающие историю человеческого спасения в различных периодах; 2) учительные книги, содержащие учение веры и благочестия для хотящих наследовать спасение; 3) пророческие книги, заключающие пророчества или предсказания о будущем, принадлежащие собственно ветхозаветной части Библии, но не чуждые и Новому Завету (Православный Катихизис). «Впрочем эти три вида содержания священных книг не строго отделены один от другого. Ибо и в исторических сказаниях можно находить пророчество, и от пророков можно услышать много исторических рассказов, равно и нравоучительный и увещевательный вид можно встретить и в пророчествах и в истории. Все это имеет в виду обращение человека, и от повествования о прежде бывшем, и от нравоучения и увещания мы равно направляемся к должному» (Златоуст. Синопсис книг Ветхого Завета).
§6.
Еще частнее указанные отделы Ветхого и нового завета подразделяются на группы книг и отдельные книги, носящие особенные имена. Именно: 1) Исторические книги Ветхого завета разделяются на три осьмикнижия: первое историческое осьмикнижие (по Синопсису Иоанна Златоуста) или первая группа исторических книг есть сия: пять книг Моисеевых (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книга Руфь. Второе историческое осьмикнижие или вторая историческая группа ветхозаветных книг: четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии. Третье историческое осьмикнижие или третья группа исторических книг: вторая книга Ездры, книга Товита, Иудифь Есфирь, три книги Маккавейские и третья книга Ездры. 2) Учительные книги Ветхого Завета суть сии: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесиаста, книга Песнь Песней, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 3) пророческие книги Ветхого Завета: книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, Плач Иеремиев, книга пророка Варуха, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила, книги Двенадцати пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Всего 49 книг Ветхого завета. Книги Нового Завета: 1) Исторические: четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, и книга Деяний Апостольских. 2) Учительные: семь соборных посланий – одно Иудино и четырнадцать посланий апостола Павла: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, одно к Титу, одно к Филимону, и одно к Евреям. 3) Пророческая книга Нового Завета: Апокалипсис Иоанна Богослова. Всех книг Нового Завета 27. Всех же книг Ветхого и Нового Завета нашей Библии 76.
§7.
Указанные книги, находящиеся в составе нашей славянской Библии, имеют еще одно разделение – на книги «правильные», «утвержденные», «канонические» и «стоящие вне правильных книг», книги «неутвержденные» или «неканонические». «Рачительно испытай от Церкви, какие книги Богодухновенные», учил св. Кирилл Иерусалимский, разумея под богодухновенными книги, признанные в таковом значении всею Церковью, или, иначе, книги канонические (Кирилл Иерусал. Оглас. поуч. 4, §33). По отношению к Ветхому Завету отеческое правило учит каноническими или «правильными» признавать те книги, которые в качестве богодухновенных христианская Церковь приняла от богоизбранного ветхозаветного народа. «Все Божественные книги Ветхого Завета в начале написаны на еврейском языке, в этом, конечно, все согласятся с нами» (Златоуст. Беседы на кн. Бытия. Бес.4, §4). «Ездру же, священника из колена Левина, Бог вдохновил определить все изречения прежде бывших пророков и возобновить народу (забытое во время плена) законоположение Моисея» (Ириней. Против ересей. Кн.3. Гл.21, §2). Итак, канонические книги Ветхого Завета суть те, которые приняты Ездрою и которые существовали в еврейском каноне. По этому поводу находим следующее свидетельство св. Мелитона, епископа Сардийского (в Лидии), от 2-го века по Р.Х. «Отправившись на восток и быв на том самом месте, где все проповедывалось и совершалось, я с точностью узнал книги Ветхого Завета и, составив им список, посылаю его к тебе. Вот имена их: пять книг Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иисус Навин, Судии, Руфь, четыре книги Царств, две Паралипоменон, Псалмы Давидовы, Притчи Соломоновы или Премудрость, Екклесиаст, Песнь Песней, Иов, книги пророков: Исаии, Иеремии, 12 пророков в одной книге, Даниил, Иезекииль, Ездра» (Евсевий. Церк. ист. Кн.4. Гл.26). К сему свидетельству надлежит присовокупить, что 1) книга Ездры составляла у евреев одно с книгою Неемии; следовательно и последняя здесь разумеется; 2) здесь не упомянута книга Есфирь, хотя она есть в еврейском каноне, и следовательно должна именоваться каноническою. Умолчание Мелитона в последнем случае объясняется тем, что в книге Есфирь, кроме канонической части, есть значительные прибавления, не существующие в еврейском тексте, и потому неканонические; в славянском тексте такие части книги отделяются тем, что при них не показан счет стихов. Остальные же книги из находящихся в составе нашей Библии, не поименованные Мелитоном между ветхозаветными книгами, именно все третье осьмикнижие исторических книг, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса сына Сираха и книга Варуха, суть книги неканонические, т.е. «хотя употребительные и полезные, но в число признанных всеми не внесенные, и не бывшие в ковчеге» (Епифаний. О мерах и весах. Гл.4). По словам Синопсиса Афанасия, они представляют чтение «оглашенным», следовательно стоят как бы на переходе от языческих писаний к священным богодухновенным книгам и так же относятся к последним, как первая вступительная часть Литургии, на которой присутствовали и оглашенные, относится ко второй части или Литургии верных. Указанное счисление канонических книг Ветхого Завета подтверждают Ориген (Евсевий. Церк. ист. Кн.6. Гл.25), св. Афанасий Великий (Пасхальное послание), св. Кирилл Иерусалим. (Огл. Поуч. 4. §35), св. Григорий Богослов (О подл. книг. Богодухнов. Писания), св. Епифаний Кипрский (О мерах… Гл.4), Собор Лаодикийский 360 года (Прав.60), бл. Иероним (Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания) и др. Что же касается Нового Завета, то все 27 книг его состава суть канонические и признанные всею Церковью, хотя о некоторых из них и были продолжительные рассуждения и расследования касательно их канонического достоинства (особенно о Послании к Евреям и Апокалипсисе), пока наконец не было разъяснено их апостольское происхождение со всею ясностью.
§8.
«Теперь те же самые книги надлежит рассмотреть в подробности, т.е. в предположенном порядке брать каждую порознь под особенным ее названием и в отдельных главах обозреть, кем какая книга написана, откуда получила свое имя и что в себе заключает?» (Синопсис Афанасия). Подобным образом и св. Иоанн Златоуст, в частном вопросе о каждой отдельной книге Св. Писания, учит обращать внимание на следующие пункты: кем книга написана, по какой вине и что в себе заключает? (Златоуст. Толков. на Посл. к Евреям. Беседа 8, §4). Надлежит заметить, что из отцов Церкви, писавших толкования на св. книги, никто не обнимает всего состава канона, а посему по разным вопросам, касающимся отдельных книг Св. Писания, надлежит обращаться к творениям разных отцов и учителей Церкви. Наиболее часто предметом отеческих толкований из книг Ветхого Завета были книги Моисея, особенно первая книга, книга Псалмов, книга пр. Исайи, из книг Нового Завета Евангелия и послания ап. Павла. На неканонические же книги мало отеческих толкований, а на некоторые и совсем нет, хотя отдельные свидетельства из книг неканонических, как книг нравоучительных и полезных, у отцов часто встречаются. Но, кроме обширных толкований на текст св. книг, в отеческих творениях есть более общие обозрения свящ. книг (Синопсисы), между которыми особенно важны вышепоименованный уже Синопсис св. Афанасия Александийского и св. Иоанна Златоуста. Последний, к сожалению, дошел до нас не в полном виде и отчасти восполнен из синопсиса Афанасия, который, таким образом, оказывается самым полным, как обнимающий все книги Ветхого и Нового Завета и по своему изложению самым удобным для того, чтобы служить общим введением или предисловием к изданию Св. Писания. Потому-то он и был избираем Святейшим Синодом при изданиях печатной славянской Библии начиная с 1751 года.