Глава 15
(1) Приговор Моаву80.
Да! ночью будет разорен Ар – Моав,
И – погибнет.
Да! ночью будет разорён Кир – Моав,
И погибнет.
(2) Баит и Дивон идут плакать на холм,
Моав рыдает о Нево и Медве,
У всех головы острижены,
И бороды обриты.
(3) На улицах одеты в рубище,
На крышах и площадях все рыдают,
Утопают в слезах;
(4) Вопит Хешбон и Елгала,
До Ягаца слышен голос их;
Потому – то вопят воины Моава,
Душа его дрожит в нём.
(5) Рыдает сердце мое о Моаве,
Беглецы его, до Цогара81 рассеялись
До Еглы третьей;
Потому что с холмов Лухита
С плачем идут к нему;
Потому что на пути
Раздаются плачевные вопли.
(6) Иссохли воды Нимрима82,
Засохли луга, увяла трава.
Не стало зелени;
(7) Потому что все оставшееся,
И запасы свои
Перенесли они за реку аравийскую83.
(8) И на пределах земли моавитской
Раздаются рыдания,
До Еглаима вопли
И в Беэр – Элим вопли;
(9) Потому что воды Димона наполнились кровью;
Потому что Я прибавлю еще новое на Димон:
Львы – на спасшихся моавитян
И на оставшихся в стране.
* * *
Моавитяне, племя произошедшее от старшей дочери Лота, племянника Авраамова (Быт. 19, 37), не смотря на родственное с народом еврейским происхождение, несмотря на то, что евреям, в силу этого родства, запрещено было нападать на них (Втор. 2, 3) были во все времена своего существования самыми жестокими врагами евреев. Поэтому-то пророки нередко обращали грозные речи к моавитянам, предсказывая им истребление. В речи против Моава, в кн. пр. Иеремии, 48 гл., почти буквально повторяются слова речи Исаии. Исчисление городов в настоящей речи показывает, что во время пророка владения моавитян значительно распространились к северу от древних границ земли моавитской и захватывали часть удела, назначенного для колена Рувимова.
Судя потому, что в книгах позднейших пророков, каковы Иеремия и Езекииль, находятся еще пророчества об истреблении моавитян, можно думать, что здесь предсказывается не окончательное истребление, а какое-то частное, временное бедствие, постигшее моавитян, наравне с израильтянами, во время нашествия ассириян. В таком случае, по содержанию 14 ст. можно думать, что эта речь, была произнесена около 710 года перед Р. X. Особенность ее состоит, между прочим, в том, что в ней сперва повторяется какое-то древнее пророчество и в заключении указывается близкое время исполнения пророчества.
Городок на юго-восточном берегу Мертвого моря, бывший для Лота первым убежищем, во время истребления Содома. Быт. 19, 22.
Небольшой ручей, впадающий в Мёртвое море, на несколько вёрст к северу от Цогара, ныне, у арабов, носящий название: уаде Немере.
У древних географов, не встречается такого названия. Можно только догадываться, что этим названием означается один, самый большой, поток, впадающий в южною оконечность Мертвого моря, теперь известный у арабов под именем уади Эль – Керахи. Он отделял землю моавитян от Эдома.