Часть третья
Чудо 38
О кровосмесительнице и детоубийце, которую Пречистая предала суду
В Риме некогда жил один добродетельный благородный князь, который, поняв, что жизнь его проходит как сон, пожелал удалиться из мира, чтобы обрести спасение. Он попросил у супруги позволения, оставив ей общего сына, и удалился в тихое место, где умер в боголюбезном житии. А жена его осталась дома с мальчиком, которого любила сверх естества, и держала в объятиях почти весь день и всю ночь, целуя и обнимая. И не только, когда он был маленький, но и когда возмужал и пришел в законный возраст, несведующая мать все держала его и спала вместе с ним, не зная о великом падении, которое может через то прийти. И так из-за своего и ее невнимания и содействия беса бедный мальчик впал в грех с ней.
Когда женщина поняла, что забеременела от своего ребенка, ей стало так тяжко, что она желала покончить с собой. Но затем, подумав о безпредельной милости Бога, она не впала в отчаяние, но прибегла к самому Всемилостивому Богу, не делая ничего по дому, а лишь проводя все дни в посте, милостыне, молитве и слезах от всей души. Когда пришел час родов, женщина удалилась в скрытое место своего дома и родила. Затем бедная женщина, чтобы позор ее не обнаружился, присовокупила к первому беззаконию еще тягчайшее: она бросила младенца в отхожее место, и он умер. Падшая женщина лишила несчастного своего малютку и временной жизни, и вечного блаженства со Христом в Царствии Небесном, поскольку не было совершено над ним таинство крещения. И никто ничего тогда не услышал о том.
Но изобретатель зла, диавол, захотел еще и бедную женщину погубить и не насытился до тех пор, пока не опозорил ее пред людьми, чтобы заставить женщину мучиться и предать ее безвременной смерти без покаяния. Нечистый и скверный принял вид мудрого и прозорливого духовника, знающего тайны сердца, и учил народ. А чтобы поверили его словам, он раскрыл многие убийства и кражи, и другие беззакония, – так, что его боялись и уважали не только в простом народе, но и сами князья города.
Однажды он сказал им: «Благороднейшие князи, я решил сегодня открыть некоторые великие и чудные вещи. И особенно одно нечестивейшее дело и вопиющее беззаконие, случившееся здесь, в нашей земле, – оно столь страшно, что я удивляюсь, как Бог не послал огонь, чтобы сжечь весть Рим, словно Содом, потому что здесь совершилось страшное нечестие. Знайте, что такая-то женщина, о которой вы полагаете, что она святая, а на самом деле она лицемерка и притворяется благоговейной, – она блудила со своим сыном, и родился ребенок. И она убила того ребенка, чтобы никто не услышал о ее великом нечестии».
Когда стоявшие вокруг услышали такое, то возмутились, говоря, что это – ложь, ибо у нее, де, добродетельная и святая душа, ее знает и почитает весь народ. А враг подтверждал клятвенно свое обвинение, говоря: «Разожгите костер, и приведите женщину, и мы будем испытаны вместе. И кто из нас будет лжецом, того и сожгите». Судьи позвали обвиненную и сказали ей: «Госпожа, знай, что этот пророк, кого Господь восставил для нашего спасения, говорит о тебе, что ты совершила страшное нечестие. Итак, если ты согрешила, то исповедуй, или изобличи его как лжеца». Женщина, просвещенная Богом, ответила: «Мудрейшие судьи, дайте мне отсрочку в несколько дней, чтобы отвести навет. Мудрый Соломон говорит, что никто не должен тотчас отвечать в великом деле, но прежде должен рассудить наедине, чтобы дать подобающее объяснение». Они дали ей срок восемь дней.
Выйдя из судища, она пошла домой. У нее не было надежды на человека, но только на Господа нашего. Она горько плакала. Затем она пошла к архиерею именем Лукиан. Женщина пала ему в ноги, исповедуя свое беззаконие с таким сокрушением сердца и потоком слез, что архиерей удивился и говорит ей: «Имей дерзновение, дочь, полагайся на многомилостивого Бога. Ибо Его благоутробие столь велико, что превышает все беззакония. Он не возненавидел гонителя Павла и отрекшегося Петра и не только их простил, но и сделал первыми из апостолов. Молись Пресвятой Богородице со слезами, ибо Она – единственная Надежда отчаявшихся и Помощь всех грешников. Так как отсрочка мала, я тебе не даю никакой другой епитимий: только молитва к Господу пусть будет прощением твоего беззакония. Молись непрестанно, с сокрушением сердца и слезами».
От этих слов она ободрилась и пошла домой, затворилась в отдаленной комнате и плакала всю неделю, не притрагиваясь к еде. Она била себя в грудь, поднимала к Небу руки и очи, и сердце к Всенепорочной Богородице. Она молилась Ей, чтобы Она искупила ее от противника, дабы не опозориться пред лицом собрания старейшин и всего города. И так как она с верой и теплыми слезами просила помощи, ее услышал скорый Помощник в скорбях. Когда подошел назначенный день, и женщина пошла с рабынями и родственниками на суд, тогда и сама Всесильная Владычица сопровождала ее существенно и шла вместе с ней на площадь. Судьи сказали старцу, то есть мерзкому бесу: «Смотри, отче духовный и учителю, вот женщина, на которую ты наговаривал и обвинил ее в позорнейшем преступлении. Покажи и изобличи ее явно, чтобы она получила подобающую смерть в пламени. Как ты велишь, так и будет. А если ты окажешься лжецом, то по закону получишь то, что требуешь обвиняемому». Старец долго смотрел на женщину и удивлялся, и не мог с ней заговорить. Судьи ему говорят: «Что ты стоишь в таком недоумении? Чему ты изумляешься? Почему ты не обвиняешь ее, как прежде?» Он ответил: «Это не та кровосмесительница и детоубийца, которую я обвинял, но добродетельная среди дочерей Иерусалима. Я боюсь сказать, кто она, и не могу этого поведать. Ведь рядом с ней Мария, Она охраняет и защищает ее Своим покровом. Она не такая, какой была, но другая, изменившаяся».
Да, она уже не являлась такой грешницей, как прежде. Но священным покаянием она изменилась божественным изменением десницы Вышнего. Когда все это услышали, то перекрестились, а после знамения чтимого Креста его живодательной силой диавол исчез как дым и пропал из их среды. Они, удивляясь, прославили Бога. Женщина же, поблагодарив Благодетельницу добрыми делами, завершила дни свои в глубочайшем покаянии, оплакивая ежедневно свои грехи, в постыжение ненавистника добра и славу Всемилостивого к кающимся грешникам Бога.