Источник

Глава 17
О том, что никто из отдыхающих в земной жизни плотью не достигнет Царствия Небесного, кое наследуют через борьбу с телом и подражание спасительной Страсти Господа

Никто не может быть рабом двух господ: ибо одного он тогда будет ненавидеть, а другого любить, говорит Господь в Евангелии от Матфея. Одно он будет выносить, а на другое не станет обращать внимания.

Невозможно быть рабом двух хозяев, враждующих друг с другом. Когда ты делаешь то, что желает один, другому очень горько. Невозможно выполнять волю и Всеблагого Бога, и лукавого диавола, ибо когда одного огорчаешь, то радуешь и приветствуешь другого. Невозможно стремиться к вещам мирским и вкушать райские.

Каждый желает удостоиться сладости единения со Спасителем, но немногие желают еще и потрудиться, и презирать блага, которые на земле, как ничтожные и недостойные. Чаще вожделеют вкушать внутреннее душевное утешение, но вместе следовать и воле плоти, а это невозможно, как невозможно одним глазом охватывать небо, а другим – землю. Многие так и хотят сразу перелететь от удовольствий временной жизни ко вкушению рая. Они желают войти в число святых, вот только жить, как жили святые, не желают. Их приглашает и зовет благодать Спасителя Христа, но жадная любовь к миру охлаждает и ставит препятствия. Невозможно, любитель плоти, радоваться временным благам и вкушать блага небесного блаженства, – радоваться и чревом, и душой. Нельзя перейти от телесных услад ко вкушению праведных и быть прославленным в обоих веках.

Но если ты желаешь подражать Христу и воодушевленно следовать за Ним, необходимо совлечь желания плоти, уйти от них и вырвать из сердца любовь к миру, – тогда там и сможет вырасти божественное рачение. Если кто хочет посеять что-то в землю, то необходимо хорошо очистить поле, вырвать все сорняки и тогда дадут плод культурные растения, как мы сказали в предыдущей главе. Итак, исторгни и вырви сперва пристрастие к миру, уйди от него совершенно, если ты желаешь, чтобы в душу пришла божественная любовь. Тогда душа твоя будет чистой и готовой принять божественное утешение Господа. Если будет по-другому, ты не сможешь вкусить Господа Христа.

Желая вечно радоваться в раю, сперва отбрось всякое мирское попечение и плотское сладострастие. Не ищи Господа в мирских оградах, не шатайся там, где Его не найдешь. Ты можешь найти Его в колючках и терниях, как Его увидел Моисей в терновом кусте, то есть в стесненной жизни. Любители мира «ищут Бога» в радостях и вкушениях, потому и не удостаиваются Его найти. Пока Моисей был в Египте, Господь ему не являлся. И ты не удостоишься никогда Его видеть, пока находишься во тьме мирской. Оставь дворец Фараона, возненавидь ту честь, которую там имел, и всякое телесное удовольствие,– тогда получишь неувядаемую честь и духовное утешение от Бога.

Воздерживайся от тленных и безполезных блюд – у них нет вкуса. Ты его ощущаешь только в тот момент, когда их поглощаешь. Если ты желаешь быть удостоенным есть сладчайшую манну, пищу Небес, желаешь возвысить свой ум, вкушая неизреченное веселье, то возненавидь сердечно все вещи, сущие под небом и дающие тебе усладу.

Несчастный твой желудок полон вредных соков, и поэтому для тебя невкусна сладостная небесная пища. Всеблагой Бог всегда готов приобщить тебя к Своим щедрым дарованиям, кои у Него в изобилии, – но и ты предложи, принеси сердце чистое, не занятое вещами мира. Если у тебя нет небесного утешения, то причиной и поводом стал сам ты: ты не протянул пустого сосуда, чтобы его можно было заполнить божественным миром. Если Господь не дает тебе ту благодать, которую Он даровал Своим друзьям, то это твое собственное падение, ибо ты не возжелал так, как делали в прежние времена святые апостолы, мученики и преподобные. Они подражали Христу нагие, с повреждением плоти, бичуемые дикостью, опаляемые огнем, рассекаемые мечами и копьями, будучи предаваемы на различную смерть. Подвижники, мужи и жены, шли со множеством злостраданий по узкому и скорбному пути спасения. А сегодня лишь немногие совершенно не жалеют себя. Много тех, кто жаждут быть рабами двух хозяев: Бога и мира. Но так невозможно. Как же ты хочешь, нагруженный богатством и почестями, дающий плоти столько удовольствий, прийти и оказаться там, где стоят свободные от всякой любви к миру, перенесшие столько страданий ради Господа? Оставь напрасную надежду. Пусть тебе не покажется тяжелым оставить не только мир, но и родных, друзей, возлюбленных ради Господа,– как сам Господь говорит в священном Евангелии: Кто не откажется от отца, матери, братьев, детей, жен, и самого себя – ради любви ко Мне, тот не может. быть Моим учеником.

Если ты желаешь вкушать столь великое благо, не ленись, не бойся, но откажись от всего временного. Если ты будешь чувствовать тягостную скорбь, то терпи, будь настойчив, всегда сражайся с плотью. Настоящая жизнь – это битва и ежедневная война между душой и телом, как говорит пророк: Вот, я привык сражаться в дни мои. Апостол Павел показывает в одном человеке двух людей, которые так объединены вместе, что одного невозможно представить без другого, – но, вместе с тем, они столь различны и противоположны, что жизнь одного есть смерть другого. Они объединены друг с другом и сохраняются вместе, – хотя их двое, но считается и называется он одним человеком. Между этими двумя и проходит битва и вражда в жизни. Поэтому Создатель дал им различные имена, назвав одного духом, а другого – плотью. Великий Павел именует одного внутренним человеком, а другого внешним человеком. Он пишет в Послании Галатам так: Духом ходите, а вожделение плоти никак не совершайте. Плоть вожделеет против духа, а дух – против плоти. То есть ходите, как стремится ваш дух, но не совершайте повелений плоти, – чтобы не умереть духовно, ибо что желает плоть, то противно душе, а что желает душа, то враждебно плоти.

О, как странно! Какая же это война?! В битве находим любовь, в мире – войну, в смерти – жизнь, а в жизни – смерть, в свободе- плен, в плену – искупление. Сила благого и добродетельного человека проявляется в победе над собой самим, чтобы, пострадав, обуздать свои вожделения. Поистине, такой человек должен быть восхваляем и прославляем более того, кто победил царство.

В 3 псалме Давид говорит: Господи, Ты попрал всех враждующих со мной напрасно. Этот псалом Давид написал, когда бежал от своего сына Авессалома, который изгнал его из Иерусалима, захватив царство. Поэтому Давид радуется и поет победу, что приобрел в бегстве своих врагов. Это кажется против правил, – воспевать как победитель и ликовать, когда бежал побежденным и гонимым. Но послушайте, в чем тут дело. Давид благодарит Бога за более великую и чудесную победу: что он победил свои страсти и стремления, когда Семей проклинал его и бросал в него камни. Кротчайший и святейший царь не позволил, чтобы солдаты убили его ругателя. Он сказал им: «Оставьте его, чтобы он меня ругал, ибо это воля Бога, по причине моих грехов». Так поступил пророк. Он победил себя, как господин своих желаний.

Человек, бежавший от мира, считается не побежденным, но победителем, заслуживающим высшего удивления. Убегая от самого себя, ты попираешь свои вожделения, противостоишь злым движением, укрощаешь внешнего человека и подчиняешь того, кто царит во вне. Это и есть славная и блестящая победа, значащая более, чем победить царства и государства всего мира. Такую многовозлюбленнейшую и похвальную победу пел всеблаженный Давид.

Чтобы ты понял, что победа берется Божественной силой и помощью, Давид не сказал, что «я побил моих врагов», но Ты попрал. Избегай своих желаний победить себя. Оставь мир, чтобы его победить. Нет более ясной победы, чем победить волю плоти и выдерживать ругань. Пусть тебе не кажется тяжелым молчание и стойкость, ибо за тебя сражается Господь. Когда ты победишь, знай, что от Бога к тебе пришла сила и помощь. Если ты будешь побежден, то это будет твое собственное падение, ибо Бог не позволяет нам быть искушаемыми больше, чем можем вынести.

Обычно судьи боя делят пополам оружие двух команд, чтобы они сражались вместе. У них должно быть оружия поровну, дабы никто не имел перевеса. Так и праведный Судия Бог, когда мы выходим на зрелище мира, чтобы сражаться с врагом, делит оружие и не позволяет, чтобы с нами сражались с большим искушением и силой, чем мы можем вынести. Если два бойца выходят сразиться, они равны по оружию и силе. Если один из них будет иметь соратника, а другой нет, то кто, как ты думаешь, победит? Без сомнения, тот, у кого есть союзник. Будь внимателен и точен. Солдаты, сражающиеся и борющиеся одновременно, и есть участвующие в битве дух и плоть. Они смертельные враги. От тебя зависит, кому помочь, чтобы была победа в войне. Если ты расслабишь плоть пьянством, пирушками и удовольствиями, то побеждена будет бедная душа. А если ты поможешь ей постами и молитвами, то она завоюет победу. Так что ты должен больше помогать душе, ибо если победит душа, то душа победит вместе с телом, и они унаследуют Царствие Небесное, и будут радоваться вместе с Господом Христом вечным радостным ликованием. Но если победит тело, то оно будет получать возмездие вместе с душой в нескончаемом мучении. Если ты любишь свою плоть, то не сможешь сделать ей ничего лучше, как только подчинить ее духу. А когда ты ласкаешься к ней и обслуживаешь ее, тогда, поистине, ты ее ненавидишь и враждебен ей.

Подумай, сколь более славна и полезна победа души, чем победа тела. Помоги душе, сколько можешь, и сделай плоть рабыней, чтобы она ей служила. Война коротка, и даже небольшая победа славна. Трофей щедр, и венок не увядает. Если ты почувствуешь в этой битве стеснение и муку, то мысли о спасительных Страстях нашего Господа. Такое воспоминание заставит тебя ненавидеть волю плоти и презирать от всего сердца мирские удовольствия. Ведь одного только примера образа жизни Господа Иисуса Христа достаточно, чтобы пристыдить называющих себя христианами. В таком примере много разумной мудрости найдет даже простой и неученый человек, а найдя, победит суету века сего. Пример научит больше, чем любой мудрый учитель. Мы должны подражать жизни и Страстям нашего Христа. Суета и невежество держать в уме, не хваля и не славя Бога, разные вредные для души и неподходящие мирские вещи. Большой стыд наслаждаться и почивать, но при этом видеть Господа и Царя нашего в скорби и безпредельном истязании. Нельзя, чтобы солдат видел, как его владыка гибнет в войне, а он не стремился пролить кровь и потерять жизнь по любви к нему. О, твое бездумство и лень, христианин, или, лучше сказать, – твоя неблагодарность!

Если ты желаешь почести, то почему не движешься, когда видишь, что твой Владыка и Царь предается на смерть врагами, почему ты не мчишься Ему на помощь? – Ты не являешься Его солдатом, если не подражаешь Его деяниям! Ты хвалишься, что ты христианин, хотя должен скорее бояться и совеститься, коли чувствуешь внутри себя любовь к плотским утехам. Все мы называемся христианами, но мало кто из нас подражает нашему Владыке. Мы подобны по имени, а по делам не подобны.

Скудные ясли, в которых родился Господь, бедные и простые пеленки, в которые было обвязано безпредельное Божественное Величие, объясняют нам, что мы не должны привязываться к почестям и временному богатству. Говоря просто, если ты исследуешь весь образ жизни самого Христа Бога, то найдешь, что Он всегда учил нас презирать суетный мир: и в час жизни, и в час смерти. Сойди Он с Креста, как издевательски призывали Его фарисеи, у Царя царей не было бы даже разорванной одежды, чтобы закрыться, ибо палачи поделили Его хитон.

Итак, если ты христианин и веришь в Священное Евангелие, которое называет бедность радостью, – почему ты ищешь честь и богатство во временном поселении? Господь наг на Кресте и беден, а ты одет в дорогие одеяния. Владыка голоден и жаждет, а у тебя столько еды на столе! Христос умер на Кресте, чтобы изгладить грех, – а ты каждый день обретаешься без покаяния. Он сражается с миром, плотью и диаволом, чтобы их умертвить, а ты с ними водишь дружбу и находишься у них в рабстве, выполняя все их повеления.

Так ты подражаешь Христу и думаешь, что унаследуешь Царствие Небес?! Ты, услаждая плоть, придешь туда, куда другие подошли столькими скорбями и истязаниями? Ты заблуждаешься, несчастный! Тебя нужно считать не подражателем Христа, а подражателем того богача, с которым вместе пойдешь в одно место принимать истязания.

Ради любви к нам великий Бог, будучи неисчерпаемо богатым, стал добровольно бедным и презираемым. А мы, по естеству нищие, недостойные и презренные, мы собираем богатство и достояние мира? Постыдись, христианин, обратись к себе! Ты видишь Господа, как Его презирают, как над Ним издеваются, – а ты возвышен, в великой почести и славе. Стань смирен, чтобы подражать Владыке твоему. Возненавидь мир и удовольствия плоти. Желай безчестия и презрения, чтобы быть прославленным вместе со Христом в Его Царствии. Если к тебе приходит жажда богатства или стремление к вожделению, подумай о Спасителе твоем, как Его били от пальцев ног до непорочной главы. Если со вниманием ты осмыслишь Его Страсть, то возненавидишь всякое телесное удовольствие.

Воспоминание о смерти Спасителя Христа есть необходимое врачевание: чтобы ты научился избегать мирской суеты, всех радостей, превозношение, развлечения и подобные другие вещи. Если бы тебе впилась в голову одна колючка из венца Христа, ты бы радовался и смеялся, или скорбел бы? Смею сказать, что ты бы стоял скорбно и спокойно, и непрерывно из глаз твоих бежали слезы.

Но почему, если Господь – глава Церкви, а ты – Его часть, ты превозносишься и смеешься, проводя беззаботную жизнь? Видя все время перед собой Спасителя, избитого и умерщвленного ради тебя, ты не сострадаешь Ему сердцем, даже не плачешь, но хочешь еще больше радостей и удовольствий? Почему ты хвалишься искуплением, когда даровало его тебе пленение и послушание Христово? Почему ты превозносишься и считаешь себя спасенным, когда это есть действие Господней Страсти? Почему ты неблагодарен к дарам, которых Он тебя удостоил благодаря животворной и спасительной смерти?

Возненавидь, безумец, свою плотскую волю и желай бедности! У Господа ничего не было на земле, – учись и ты презирать временное. Благоговейное рассмотрение Страстей Господних подвигает нас отказаться от всякого удовольствия. Апостол Павел пишет Филиппинцам, чтобы они думали о Страсти Христовой. Мы должны растить в нашем сердце воспоминание об этих страшных Страстях. Мы должны повествовать о них таким образом, чтобы память о них не пропадала. Поэтому у себя в душе имей постоянную мысль и скорбь о Его Страсти. Всегда сострадай, скорби и сораспинайся Самому Спасителю твоему. Так и ты будешь прославлен вместе с Ним в день Воскресения.

Если у тебя есть привязанности и телесные утехи, не надейся тогда на отдых в иной жизни. Как говорит Великий Афанасий: «Тот, кто отдыхает в этом мире, пусть не надеется найти вечный мир. Царствие Небесное принадлежит не отдыхающим, но проходящим жизнь в великой скорби и стеснении. Лучше смерть за Бога, чем жизнь в лени и позоре». А Григорий Нисский подтверждает: «Те, кто живут в легкости и усладе, те притворяются христианами. Они враждуют с Крестом, они противники Креста. Крест души – это уставное умерщвление, не требующее (не ищущее) никаких облегчений». То же самое говорит и святой Епифаний Кипрский: «Дух Божий не живет в тех, кто проводит свою жизнь в успокоении. В них живет дух диавола». Некий из любящих Бога твердо считал, что раз «поклялся – каждый день я умираю». Этим и отличаются сыны Бога от других: они в скорбях, а мир утопает в усладах и развлечениях. Бог не благоволил, чтобы Его возлюбленные отдыхали, пока они в теле. Он скорее пожелал, чтобы они были в трудах, простоте, нужде и немощи, уничижении, переживаниях... Господь знал, что невозможно в расслабленности тела быть в любви к Нему, поэтому и затрудняет нам наслаждение и отдых. Любитель мира тоже часто думает о спасительной Страсти, но не возделывает ее в своем сердце. Он не чувствует боли, чтобы горячо поплакать. Поэтому он следует плотским повелениям.

Есть две причины безчувственности. Первая – малость вещи. Малая вещь, конечно, не берется в расчет. Когда падает лист с дерева на землю, этого не слышно. Но вырывая с корнем и ломая дерево,– трудятся все, не только люди, но и животные.

Второе. Когда чувство умерщвлено или погружено в сон, то даже великое событие не может разбудить человека – разве если кто его оживит, и тогда он услышит.

Если ты, человек, не чувствуешь силу Страсти Христовой, которая являла величайшую и самую суровую скорбь, пережитую Господом в мире, через которую Он показал всю Свою мудрость и благость, то ты безчувственнее камней, ибо даже камни в то время раскололись. Пусть раздумие и память о спасительном Страдании всегда будут в твоем сердце. Выйди на бой и воюй с плотью, так как все земное время – это время ежедневной битвы плоти и духа. Не ленись, не впадай в уныние, ибо твой труд невелик, самый малый из всех, а плата и награда несравненны, как и безчисленен дар, который воздаст тебе богатый дарами Царь Христос Бог в день Суда. Ему же подобает вся слава во веки веков. Аминь.


Источник: Грешников Спасение / Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, [1] с. ISBN 5-7877-0028-7

Комментарии для сайта Cackle