Источник

Глава 10
О том же

Первое. Бойся, как бы тебя не постигло Божественное возмездие. Даже если здесь ты останешься без наказания, то тебя ждет страшнейшее мучение, если не обратишься, оплакивая свое беззаконие.

Второе, что требуется желающему причаститься достойно, – деятельное благоговение. Если ты спросишь, что под ним подразумевается, и каково это благоговение, – то я не смогу объяснить тебе иначе, как представив образ собранной с различных цветов благоуханной росы, источающей дивный запах. Благоговение – это духовное действование, составленное из других начал, из духовных и святых вожделений, которыми должна украшаться всякая душа, идущая на священную Трапезу.

О, Боже всемогущий, с каким сокрушением и умилением, с каким страхом и трепетом, с какими потоками слез, с каким сильным благоговением и смирением, с каким целомудрием тела и чистотой духа должно священнодействовать Божественное и страшное Таинство! – ибо воистину мы едим Твою Святую Плоть и пьем Твою Честную Кровь! Так претворяется Небесное с земным, божественное общается с человеческим. Ангелы предстоят, благодать священнодействует, и Жертва приносится чудным и неизреченным образом. Кто доподлинно изъяснит достоинство Хлеба, если Твое благоутробие не даст ему силы и возможности? О благоговении знайте, братья, что мы должны собираться в одном месте (1) с великим смирением и благочестием, (2) с любовью и верой, (3) желанием этого Хлеба. Эти три вещи необходимы, чтобы пробудить страх и благоговение.

Прежде всего подними глаза и посмотри, думая о безпредельном величии и власти Владыки. И там Он в своей сущности находится под видом Хлеба и Вина! Там в собственном смысле и вправду присутствует Божественное величие, сотворившее весь мир, перед Которым трепещут Небеса и все творения, от Которого получает сияние солнце и все звезды. Святые Ангелы стоят в дрожи, воспевая Его и славословя непрестанно. Пусть всякий поймет, сколь он должен содрогаться, собираясь причаститься. Поэтому и восклицает Павел: Пусть всякий сперва испытает совесть, и так уже будет есть этот Хлеб и пить Чашу. Ибо тот, кто ест и пьет недостойно, тот ест осуждение душе своей, потому что он не чтит как подобает Тело Господа нашего.

Евреи чрезвычайно благоговели пред Ковчегом Завета, бывшим только тенью и прообразом. Сколь же благоговеен должен быть ты, христианин, чтобы в своем сердце достойно принять самого Бога? Если ты посмотришь на бытие своей природы и на безчисленные свои прегрешения, то ты смиришься, сказав со слезами: «Как я дерзну, недостойнейший червь, принять без страха и трепета Владыку – когда я совершил столько грехов и беззаконий против Него! Как Высочайший войдет в мое сердце, которое стало гнездом змей и безобразнейшей пещерой василисков?» Таким помыслом ты смири, сколь сможешь, свое сердце и иди как блудный сын в дом благоутробного Отца, и со слезами воскликни к нему: Согрешил на Небо и пред Тобой и недостоин зваться Твоим сыном. Сделай меня одним из Твоих наемных работников. Плачь как мытарь и восклицай: Боже, милостив буди мне, грешному. Иди на Трапезу с таким стыдом и смирением, как стыдилась бы жена своего мужа, если бы она продала свою честь, а он ее простил и принял обратно в дом. Она бы, смею думать, не дерзнула больше видеть мужа в лицо, вспоминая, с одной стороны, беззаконие и безчестие, совершенное ей, а, с другой стороны, – доброту и благость мужа, который принял ее после греха, как прежде, и простил ей прегрешение.

Подобное благосердие и даже большее показывает Небесный Жених в этом Божественном Таинстве. Он принимает в Свой дом и даже сажает за Свой стол ту душу, которая бросила Его ради греха и стала наложницей, исполнявшей волю диавола. Затем душа вернулась к Богу, а Он ее не прогнал, не стал бранить за ее безумие, но, напротив, обнял ее.

Любовь и желание исправить свои пути еще более разгорятся, если подумать о другой части и осмыслить безпредельное благосердие Владыки к грешникам. Оно велело Ему сойти с Небес на землю, облечься в нашу плоть и умереть на Кресте ради нас. И чтобы мы не лишались Его, чтобы Он был с нами всегда, после Спасительной Своей смерти Он приготовил вместо Себя это Божественное Таинство, в Котором заключается Сам наш Спаситель и Владыка. Он нам оставил его, чтобы мы знали, как нуждаемся в лечении, и что всякий час дверь открыта, и больница готова, чтобы прийти туда и лечиться.

Как любовь была главной причиной Его сошествия на землю и предания Его в руки грешников, так опять же любовь велит Ему приходить в этот мир под видом Таинства Причащения и быть предаваемым в те же самые руки. Праведные им укрепляются, а грешники милостиво очищаются и прощаются. Хлеб Таинства есть пища здоровых и врачевание немощных, Жизнь живущих и Воскресение мертвых. Так смиряется безчинная война плоти, и получает силу благочестие души. Хлеб очищает грехи, увеличивает добродетели, животворит человека, дает ему стойкость, согревает, питает, обновляет, сохраняет и делает сильным. Он делает его кротким, терпеливым в трудах, благоговейнейшим к духовным вещам. Говоря просто, священный и чтимый Хлеб есть «царская шкатулка» (буквально «восприемница»), а Честная Кровь – общее врачевание немощных и отчаявшихся. Почему же, о человек, ты лишаешься по небрежности такого величайшего дарования? Прибегни со смирением и благоговением к священной Трапезе: если ты немощен получишь желанное здоровье; если ты беден- обогатишься; если голоден – наполнишься всяким благом; если наг – оденешься; если ты устал – отдохнешь. Иначе, говоря просто, в каком бы благе ты ни испытывал нужду, – его найдешь здесь, в этой Манне с Небес, самой сладкой.

Третье – желание и стремление к таинственному Хлебу. Оно растет, когда ты узнаешь дарования и благодеяния, создаваемые им в душах, принимающих его с должным благоговением. Чтобы понять это лучше, знай, что взамен первого Адама, который был началом и причиной зол и скорбей, Бог послал другого Адама, то есть Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его, Он же есть для нас причина всякого блага. Вместо того древа преступления, ставшего источником всех зол. Он дал нам Хлеб – начало всякого блага. Смирение второго Адама уврачевало раны, случившиеся от непослушания первого Адама. Святейшим Хлебом исцеляются все грехи и беды, возникшие из непослушного вкушения. Хлеб есть как бы духовная дверь больницы, устроенная премудрым решением Небесного Врача для излечения человеческого естества, умерщвленного ядом древнего змея.

Кто стремится понять, сколько благ доставляет нам в Боге находящийся Хлеб, пусть вспомнит, сколько зла и вреда пришло от того смертного древа. О нем сказал Бог: В какой день съедите от него, смертью умрете. Иначе Он сказал о Хлебе: Кто будет есть от этого Хлеба, будет жить в вечность. И еще: Если вы не будете есть Плоть Сына человеческого и пить Его Кровь, то не будете иметь в себе жизни. Видишь, что премудро противопоставляется эта еда той? – как врачевание, приготовленное против трудов и мук той первой пищи! Это и есть способ некоторого узнавания действования Хлеба Таинства.

Другой способ – понять, что входит в Пречестное Таинство. Оно есть Плоть Христова, соединенная с Божеством. Поэтому она участвует во всех благодатных дарах и силах самого Слова. Отсюда можно узнать, сколько благ дает тебе Сам Господь, когда ты Его принимаешь достойно. Он входит, чтобы почтить тебя Своим присутствием, чтобы помазать Своей благодатью, чтобы излечить тебя, чтобы омыть Своей Честной Кровью. После смерти Своей тебя воскресить, просветить, ранить тебя в сердце Божественной любовью-рачением, благодатно наделить Своей безпредельной и неизмеримой сладостью, сделать причастником Его Духа, всякой радости и блага. Этот Хлеб укрепляет сердце человека, поднимает падших, созидает сердца сильными. Он делает крепкими немощных, дарует благодать скорбящим и стесненным. Он просвещает не имеющих мудрости, исцеляет немощных, воодушевляет унылых и ленивых. Он изглаживает соделанные согрешения, дает силу против будущих согрешений, уничтожает искушения, увеличивает веру. Он зажигает любовь, подкрепляет надежду, очищает совесть, делает принимающего причастником праведных решений Христа. Наконец, дает ему обручение будущего блаженства.

Если этот Хлеб совершает такие благодеяния, и Всеблагой Бог дает его даром, как не вожделеть такого богатства? Кто не будет стремиться к такой сладчайшей пище? Почему же ты ленишься и лишаешь себя блаженства? Иди со смирением и причастись, когда подготовишься, как мы написали, ибо ты не можешь оказать величайшее благодарение (то есть Евхаристию) Господу иначе, как причастившись достойно Его Плоти.

Ты принесешь такую пользу и самому себе, соединившись с Богом по Причастию, не оставляя бытие человека. Как железо, встречаясь с огнем, само становится огнем по причастию, таков и закон природных вещей: многое обращает немногое в свою природу. Так, если капля воды попадет в бочку с вином, то вода станет вином, потому что капля мала, и она будет побеждена количеством вина. И наоборот, если ты выльешь вино в море, то оно станет морем, ибо безмерная пучина победит его. Так и ты, человек. Когда ты соединяешься в священном Причащении с безпредельным морем Божества, то ты не превращаешь Бога в твою природу, ибо ты ничто в сравнении с Его величием, но соединяешься с Богом по Причастию и освящаешься Божественной благодатью.

Если так и есть, то почему ты не приходишь каждый воскресный день на дивную Трапезу? Во времена апостолов благоговейные причащались обычно каждый день, а более ленивые – раз в неделю. А теперь большинство причащается один раз в год, или два. Увы, увы! Те истинные рабы Христовы Святыми Дарами совершали знамения и чудеса. А мы, безумцы, по небрежности не можем продвинуться к лучшему. Мы дерзаем говорить, что теперь не то время, не нужно так часто причащаться. О, безумие! Разве Господь не желает, чтобы мы были так же спасены, как и они? Теперь – время наград и венков. Теперь- момент благоприятный, теперь – день спасения. Сейчас, когда мы много чаще уклоняемся к лукавству, Господь хочет нам показать Свои чудеса, сделать нас святыми во славу Его. Мы должны только быть готовы принять Дар, отказаться от сатаны и мира, как и установили в святом крещении.

Так поступали первенцы в вере. Они отдали имущество апостолам и каждый день причащались. От этого в них так разгоралась вера, настолько усиливалась любовь, что они не боялись смерти, но предавали себя от всей души на мучение. Они целиком были движимы благодатью и силой Хлеба жизни, который принимали каждый раз. А те, кто говорят, что достаточно причащаться раз в год, потому что, мол, мир полон греха, и мы недостойны принимать Тело и Кровь часто, не знают, что болтают. Ведь тот, кто недостоин этого каждый месяц, – разве достоин причащаться каждый год? Если грехи за месяц препятствуют тебе причаститься, то ясно, что грехи за год делают тебя еще более недостойным. Ибо чем больше проходит времени, тем худшие грехи ты совершаешь!

Златоуст говорит, что момент Причащения – не день праздника, но чистота совести. Кто совершает это каждый день с подобающей подготовкой, тот получает доход. А кто, напротив, причащается ежегодно с замаранной совестью, получает осуждение. Больной нуждается в лечении больше, чем здоровый. Пусть он прибегнет к духовному врачу для исцеления, а затем придет на духовную Трапезу и причастится Господнего Тела, которое есть всеобщее врачевание грехов. Только прежде должно подготовиться, как мы написали выше.

Если ты желаешь принять Царя Славы, о человек, то ты не приходишь внезапно, но выжидаешь несколько дней, охраняясь во всех чувствах и деяниях, дабы не согрешить даже самым малым уклонением. Не смотри на суету, не слушай неподобающих слов. Особенно охраняй чистой и незагрязненной дверь, в которую войдет Царь, то есть уста. Будь тщательно внимателен, чтобы не ругаться, не выдумывать ничего и тому подобное. Особенно охраняй сердце от постыдных и нечистых помыслов, ибо оно – ложе, на которое возляжет Сам Владыка. На нем не должно быть нечистоты, чтобы не смутить Непорочного. Поэтому оставь всякое житейское попечение и всякую службу в эти краткие дни. Если у тебя есть необходимое дело, то делай его благочинно и рассудительно, чтобы не препятствовать миру и успокоению души. Не пренебрегай душевным ради телесного, но думай о нем. Молись три дня прежде Евхаристии, думая обо всем сказанном выше, чтобы воздвигнуть в своей душе страх с любовью и желанием небесного Хлеба. Молись Богу и святым его, особенно Всенепорочной Владычице нашей Богородице. Моли и ходатайствуй к Ней, чтобы Ее благодать споспешествовала тебе принять Сына Ее и Владыку в твою душу во оставление твоих грехов.

За день до Причащения, то есть с вечера, мы постимся и ничего не едим, а ночью бодрствуем, молясь со слезами и умилением. Если ты не можешь поститься или бодрствовать всю ночь, то ешь только немного хлеба с водой после захода солнца и бодрствуй до полуночи, и молись, осмысливая величие и достоинство Царя, Которого ты примешь в своем доме. Не подобает наесться досыта с вечера и как скот спать всю ночь, а утром причащаться, когда в зубах твоих еще еда. На Святой Горе монахи, живущие отдельно, обычно постятся пред Причастием с понедельника до субботы: они не едят оливкового масла, вина и тому подобного, а соблюдают сухоядение, то есть вкушают один раз в день хлеб и воду с сырыми овощами. В пятницу они пьют святую воду для предварительного очищения, а в субботу причащаются, проведя в бдении и молитве всю предшествующую ночь. Этот чин нужно соблюдать и вам, мирянам. Тем более, что монахи причащаются десять раз в год и более, а вы, если уж и причащаетесь только два раза, вполне достойно можете сотворить небольшое воздержание. Так и в Москве обычно, когда миряне хотят причаститься, они не едят в среду, пятницу и субботу этой седмицы совершенно ничего. Помолись и прочти написанную ниже молитву (глава 11). В тот день, когда ты будешь причащаться, не допускай в ум никакого другого размышления или помысла, а только обдумывай Страсти Христовы, поношения, оплевание, бичевание и позорную смерть, принятую Им ради нас. Ибо Таинство Евхаристии возникло в память и напоминание Господних Страстей, – мы и должны быть умом и размышлением в них. Страдая со Христом, мы будем прославлены с Ним в Царствии Небесном. Его же да будет всем нам достичь Его благодатью и человеколюбием. Ему же слава во веки.


Источник: Грешников Спасение / Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, [1] с. ISBN 5-7877-0028-7

Комментарии для сайта Cackle