Источник

Глава 5
Уход и лекарство, весьма полезное, против всякого греха вообще

О, мои возлюбленные, разве получит какую-либо пользу тот больной, у которого болит в разных местах, если врач откроет ему только симптомы болезней и названия мучающих его различных болей, но не покажет никакого лекарства, не объяснит свойства лечебных трав, благодаря которым он выздоровеет? Ясно, что никакой. Итак, недостаточно, чтобы вы знали только виды прегрешений. Поэтому мы опишем здесь некоторые «рецепты» и методы духовного врачевания, помянем полезные «травы» против всякого греха вообще. Это каждый должен иметь при себе как духовное оружие, чтобы сражаться с врагами. Наша брань не есть против крови и плоти, но против невидимых и порочных демонов. И нам нужно молиться всегда и повсюду, в посте и трезвении, чтобы мы не были побеждены, не загубили дарованных нам небесных благ, не были осуждены ужасным образом в нескончаемую муку.

Первое врачебное средство – заботливо исследовать все повреждения, доставляемые нам грехом, как мы написали выше. Потому что кто осмыслит все эти беды (раз он человек разумный), все соотнесет, тот – я не верю, что сердце у него столь жестко и душа нечувственна – не испугается, но возненавидит от всего сердца грех, как начало ущерба своей душе и грядущего отмщения и мучения Божиего.

Пойми благородство и высоту твоей души, которую Бог сделал по образу и подобию Своему. И если чья-то душа пребывает без греха, то она столь прекрасна, благообразна, украшена столькими духовными дарованиями и наградами, что Сам Творец ликует и радуется, живя в ней; и все святые Ангелы к ней стремятся. Но когда ты совершишь грех, Господь уходит из души, входит диавол, который оскверняет ее и делает столь грязной и безобразной, что если бы было возможно тебе ее увидеть, о грешник, ты бы тотчас испугался и не переставая дрожал.

Избегай причин и мест греха. То есть игривых удовольствий, плохих компаний, излишка богатства, дружбы и любви с безчестными людьми, встреч и бесед с женщинами наедине, человеческих волнений и смятений. Так что не иди туда, где большая компания, даже если празднуется праздник, ибо твой ум будет взят в плен, созерцая и слыша великий шум. Говоря просто, удаляйся от всех опасных и душевреднейших мест, чтобы не слышать и не говорить неподобающих слов. И не надо есть или пить больше, чем нуждаешься. Кто не остерегается таковых вещей, тот может быть назван сброшенным со скалы и может оплакиваться как покойный. Разве может иметь дерзновение и даже какую-либо уверенность слабый и немощный человек? Разве он может не упасть, когда его толкает кто-то другой, подстрекая, а ведь он часто и сам падает, хотя никто этому не способствует? Если человек по причине первородного праотеческого греха стал столь хилым и несчастным, что много раз из-за великой немощи падает сам без всяких препятствий, насколько же чаще он низвергается, имея какую-нибудь причину и повод. Одним словом, по общей поговорке: «Место делает вора». А посему как можно чаще будь у Божественных Таинств исповеди и святого Причащения, потому что они являются лекарствами и врачевством, приготовленными Господом нашим Иисусом Христом, чтобы мы уврачевали наши грехи и обереглись в будущем грешить. Они – явное великое благодеяние, если только мы принимаем их в закон благодати. Таинства будут для тебя всякий раз источником обновления, особенно во время соблазна. Единственная микстура, самый полезный сбор – прибегнуть к исповеди, потому что тогда с тобой пребудет благодать и сила, которые щедро даются этими Таинствами для мужественного сражения с грехом. Ты получаешь и совет духовного отца, когда он услышит твои слова на исповеди.

Беги безделья и уныния, порождающего все страсти. Ибо лентяй – как невозделанное поле, порождающее тернии и волчцы (колючки): многие злые вещи людям объяснила лень, – говорит Премудрость.

Перекопай и возделывай благими помыслами и добрыми деяниями умственно понимаемую землю души, чтобы она плодоносила добрым хлебом, не порождала лукавых сорняков. Так что совершай всегда духовное или телесное делание, и тогда бес не найдет места тебя искушать. Наш ум почти вечно движется: он все время вращается как мельничный жернов. Если мы туда не бросаем хорошее зерно, то враг бросает камни и портит его, ум разогревается и мечет искры, а особенно воспламеняет пламенем блуда лишенных смирения.

Так что избегай лени, как можешь. Особенно утром. Как только проснулся, тотчас поднимайся с кровати. И пусть твоим первым деланием будет непорочная молитва, сладчайшая утеха души. Благодаря молитве ты научишься презирать временные вещи и приобретешь духовное благоговение, получив крепость и силу против греха. После молитвы читай какую-нибудь полезную книгу, потому что при чтении Божественного Писания ум просвещается и постигает истину, зажигается благоговейное желание Богопознания, укрепляя против греха и вдохновляя к добродетели.

Проверяй себя каждый вечер, когда идешь ко сну, как ты провел свой день. Если впал в какой-то грех из написанных ниже, оплачь пред лицем Божиим свое превозношение, вражду, зависть, осуждение, напрасную печаль или радость житейским вещам, ложь, неуместные слова, шутки и насмешки над ближним, безполезные клятвы, лень и пренебрежение к добродетели и любви к Владыке и Творцу, неблагодарность за благодеяния, которые тебе сделаны, легкомыслие и беззаботность в молитве, немилосердие к бедным и нищим. За это и многое другое, что ты знаешь, в чем согрешил, покайся и попроси прощения у Господа и Владыки с твердым намерением истинного исправления. А когда омочишь ложе свое слезами, как пророк Давид, тогда заснешь в отдохновении, тогда пожелаешь вкусить тишину в душе и духовное ликование, как его исповедовали некоторые доблестные люди, потому что познали это на своей духовной практике.

Седьмое и последнее врачевство – возненавидеть совершенно любовь к миру и всю его суету. Никогда не пускай в ум слова людей, ибо кто желает стать другом Божиим, должен отвратиться от мира. Разве можно служить двум господам? Бог есть вершина всех благ, а мир лежит в лукавстве. Поэтому, если не отвергнешь совершенно мир, не сможешь совершить никакого доблестного деяния. Ведь невозможно быть любящим золото (по гречески «хрисон») – и любящим Бога Христа (по-гречески «Христон»).

В толковании, которое мы написали, обзорно в общих словах сказано о грехе. Теперь мы напишем то же самое другими словами по частям, и отдельно по каждому смертному греху – для вразумления ищущим пользы из всего встречающегося. Мы хотим сказать прежде всего о богохульстве, а затем о семи смертных грехах.


Источник: Грешников Спасение / Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, [1] с. ISBN 5-7877-0028-7

Комментарии для сайта Cackle