Часть первая
Глава 15
О неблагодарности
Многие и различные грехи совершили израильтяне. Но Господь никогда так тяжко не гневался на другие грехи, как на их великую неблагодарность, которая есть одно из самых мерзких преступлений. Чтобы они знали свое падение. Всеблагой устами пророка Исаии призывает свидетелями небо и землю, дабы они услышали столь справедливый призыв и увещание: Услышь, небо, и приклони ухо, земля. Сынов Я родил и поднял, а они Меня отвергли. Бык знает стойло и осел ясли господина своего, а Израиль Меня не знает.
Подумай, до какого состояния доводит людей неблагодарность, делая их хуже скотов и безчувственнее диких зверей! Животное знает благодетеля и следует за господином своим, и охраняет его. Дикие львы, медведи, змеи и другие животные, которым не свойственна кротость, совлекаются природной дикости, делают кротким свой нрав и оказывают благодарность тем, кто сделал им даже самое малое благо. А кроткие и в домах живущие люди облачают свои сердца в зверообразную дикость и делаются неблагодарными к благотворящим. Так что звери являются по намерениям людьми, а люди – по намерениям зверями. Как будто вместо человека видишь чудовище и боишься его, и дрожишь чудовище вроде сатира или кентавра, или чего-то подобного: от головы до середины человек, а оттуда и ниже – бык или конь. Так подобает и нам бояться неблагодарного человека: он по природе человек, а по намерению дикий зверь, или лучше сказать – безчеловечнее и самих зверей.
Неблагодарность – большое зло, и его стремятся уничтожить не только православные христиане, но и еретики, и даже самые язычники – сколько раз они не прощали неблагодарности, как явствует из их истории. Не только обычным людям омерзительна неблагодарность, но и кроткий и смиренный сердцем Христос, ходя по миру телесно, принимал благоутробно грешников, любодеев, разбойников и мытарей и не тяготился гневом, и ни на кого не раздражался, а только на неблагодарных. Он уврачевал десять прокаженных и позже воспросил: Не очистил ли я десять? Но где другие девять, что они не вернулись прославить Бога? Эти слова показывают, как Он удивляется и поражается неблагодарности. Ни одна вещь столь не впечатляет, как неблагодарность, не ведающая благодеяний и радости. Когда Бог на горе Синай давал Моисею закон для иудеев, в то же самое время обезумевший и неблагодарный народ поклонялся тельцу.
Когда Господь Христос дал лишенное скверны Свое святое Тело в пищу мира, когда Он приготовил Священные Таинства Евхаристии (Благодарения) в святой и Великий Четверг, – а невозможно найти более великого блага и высокого благодеяния, чем то, когда Бог дает людям в пищу Тело и Кровь – тогда люди побежали умертвить своего Благодетеля. О, неблагодарность, безблагодатность! Увы им!
Но что за нужда писать о древнем и чужом и не переходить на наше собственное сегодняшнее? Какой ум сможет постичь и какой язык расскажет о безмерных дарах и безчисленных благодеяниях, которые нам дал по Своему изволению Всеблагой Бог и Господь наш? Как мы сможем, каким способом нам удастся Его возблагодарить, как должно, за то, что мы получили, и за то, что надеемся, уповая, приять?
Все земные животные от природы любят добро, и закон благодарности имеет столь великую силу. что подводит под упряжь признательности даже самых диких из животных. Неужели я буду более жесток, чем они, если не стану любить, чтить и благодарить Того, кто столь меня облагодетельствовал? Ты, Господи, сотворил мою душу по образу Твоему и подобию. Ты облек меня в такую нарядную пестроту органов, членов, гармоний и чувств, наделил такой мудростью и соображением. И если я испытываю в чем потребность, то Твое величие меня поправляет и охраняет. Твой Промысл ведет меня каждый раз. Творения Твои мне служат. Еда Твоя меня питает. Небеса меня покрывают. Ангелы меня сохраняют. Истина Твоя меня вразумляет. И благосердие Твое терпит великодушно мои грехи. Кто мне дает бытие и жизнь, и все остальное, если не Ты – источник бытия, начало всех сущих вещей, дарующий всякую благодать?
Каким должником ты являешься, о человек, Того, Кто так многим тебя облагодетельствовал! Если бы ты утратил один член твоего тела, и тебя бы вылечил врач безплатно, по одной доброте и благости, то насколько подобало бы тебе быть перед ним в долгу? А Всеблагого и Всемилостивого Бога, который одарил тебя глазами, руками, ногами и всеми остальными, – неужели ты не являешься Его должником? И если ты многим обязан Богу за благодеяния природы, то сколь ты должен Ему за благодать? Как ты заплатишь за ту святую воду и не знающую скверны Кровь, что побежала из честнаго Его бока? Он принял тебя в священной купели Крещения и сделал сыном. Он дал тебе все сокровища и одежды, которые подобают твоему достоинству. Я не буду говорить о всех других благодеяниях, скажу только о самом ценном и великом – о нашем искуплении.
Ты ничем не можешь унизить Бога. И, творя добродетели, ты не оказываешь Ему никаких услуг. Он – Бог богатейший, мудрый и всемогущий. Его богатство, премудрость и сила не могут увеличиться или уменьшиться. Он есть и был прежде мира, Он есть и теперь, не слабее и не сильнее. И прославлен Он будет не больше, если спасутся люди и будут славословить вместе с Ангелами. И напротив, если все пойдут в ад, Он не будет менее прославляем.
Поэтому Царь царствующих и Владыка не по необходимости или нужде, но по любви и безпредельной милости принял решение преклонить Небеса, сойти в это место изгнания, облечься в нашу смертную плоть, на Себя взять все наши нужды и грехи, получив столько издевательств и надругательств по любви к нам, и в конце всего – позорную смерть. О, Твое несказанное благоутробие и благость, Владыко!
Пусть восхвалят Тебя Небеса, Господи, пусть повествуют чудеса Ангелы. Ибо мы, недостойные, не можем воздать должную благодарность и, потрясенные, в молчании дивимся Твоему Промыслу. Ради меня, негодного поселенца Твоего, Ты, Непостижимый, родился, Ты был обрезан плотью на восьмой день и ходил по земле 33 года. Ради меня Ты трудился, был в поту, постился, лил слезы и испытал все свойства собственной плоти. Ради меня Тебя хлестали, унижали, бичевали с насмешками и, в конце всего – предали позорнейшей и безчестной смерти.
Как я могу заплатить не только за все эти благодеяния, но даже за малую каплю непорочной Крови, пролитой Тобой ради меня? Как можно не любить Того, Кто меня так возлюбил и пришел ко мне с такими трудами, искупив меня? Но как я могу скрыть в молчании то великое благодеяние и благодать благодатей, и Таинство таинств Безкровной жертвы, Святой Дар, который мы восприемлем, недостойные? Благодаря нему Господь пребывает на земле с людьми и всякий раз подает нам Свой Хлеб и Кровь в пищу и помощь. Он был принесен в жертву один единственный раз на Кресте ради нас, но в Таинстве Причащения Он приносится в жертву каждый день во отпущение наших грехов. Это творите в Мое воспоминание. О, жертва, законно установленная! О, воспоминание спасения! О, благодарная Евхаристия! О, Хлеб жизни! Пища сладчайшая, царское питание, манна, полная всякой сладости. Кто сможет достойно тебя восхвалить? Кто приемлет тебя по праву? Кто почтит тебя со столь великим благоговением, которое подобает? Мой язык безсилен сказать такую похвалу, которая выразила бы мое желание этого. Я не могу возвеличить Тебя, как я желаю, и как подходит Твоему величию. О, несказанное Твое долготерпение, великодушный Господи! Как Ты допускаешь, что Тебя осязают руки недостойных служителей? Но чтобы нас посетить и утешить, Ты решил, что Тебе должны служить таковые люди, и они принимают Тебя.
Один единственный раз, братья, Господь был продан Иудой, лишенным благодарности. Но в этом трепетном Таинстве Он предаваем безчисленные тысячи раз. Один раз Он был презираем по своей воле в добровольном страдании, но здесь, на священной Трапезе, Он претерпевает надругательства и безчестия тысячи раз. И все это Он переносит с безмерным великодушием, чтобы мы устыдились своей греховности через Его благодеяния. Чтобы мы прибегли к Нему, как говорит Он в Евангелии от Иоанна: Если Я буду возвышен, то всех привлеку к Себе. Чем Ты нас привлечешь к Себе, о Христе мой? – Силой любви и цепями даров и благодатей. Кто не побежден был столь величественным великодушием и благодеяниями?!
Капля воды, если она капает непрерывно на жесткий камень, долбит углубление и проходит камень насквозь. Почему же потоков благодати и благодеяний Божиих недостаточно, чтобы умилить и смягчить наше сердце? Камень и еще более твердое железо становятся в очаге огнем. Почему же не загорается и не воспламеняется твое сердце, окруженное такой горячей любовью? Как ты можешь, неблагодарный человек, презирать своего Владыку, преступая Его веления? Как ты протягиваешь руки ко греху? Как ты поднимаешь очи, чтобы глядеть на красоту творений и мирскую суету? То же и о других твоих членах: как ты дерзаешь использовать их для служения греху, презирая члены твоего Создателя, которые все были истязаемы, претерпев жесточайшие боли ради твоего спасения?
Когда та нечестивая жена Потифара подвигала ко греху прекрасного Иосифа, то он ей сказал так: «Ты знаешь, что мой хозяин даровал мне в управление все свое имущество, кроме тебя, его супруги. Как я могу совершить против него такое беззаконие?» – Он не сказал: «Это не подобает делать», но что он не может этого сделать. То есть Иосиф дал понять, что великие благодеяния не только забирают волю, но каким-то образом и силу, связывают члены человека так, что он не может повредить своему благодетелю.
Если благодеяния того вельможи были достойны благонамеренности, то насколько достойнее дары и благодатные милости, данные нам Всемогущим Господом? Потифар дал Иосифу свое богатство, а Бог пожаловал тебе весь мир, небо и землю, солнце, море, реки, рыбу, животных, птиц и все сущее, потребное для твоей пользы. Не только все творения, но и Сам Творец неба и земли дан нам многими способами благодаря нашим отцам. Он – Кормчий, Искупитель, Учитель, Помощник и все – для всего. Отец нам дал Сына. Сын нас удостоил Святаго Духа. Единосущный Дух удостаивает нас Безначальным Отцом, Который есть Свершитель всех благ.
Если ты, человек, обязан Богу столькими благодеяниями и благодатными дарами, как же ты дерзаешь гневить столь щедрого Благодетеля? О, глупец! Если бы тебе кто подарил драгоценную вещь, например, деревню, корабль или тому подобное, дал бы в подарок десять тысяч золотых монет, то разве бы ты не чувствовал себя обязанным служить этому человеку всю свою жизнь, любить его и с душой делать все, что он прикажет? И если стало бы необходимо, ты и кровь бы пролил за него, чтобы не показаться неблагодарным за оказанную тебе услугу. Да, конечно, так бы и было, как мы много раз это видели. Но если человеку за столь малый дар ты так верен и благодарен, то почему не делаешь то же самое по отношению к щедрому Благодетелю, Творцу всего, даровавшему тебе все названное? О, ты безчувственнее животных! Неужели не чувствуешь, как ты неблагодарен? Дикий лев или любой другой зверь никогда не дерзает злодейски поступать со своим благодетелем.
В «Синаксаре» за 4 марта рассказывается, как преподобный Герасим набрел на льва, которому в ногу вошла заноза. Преподобный вынул занозу и вылечил рану. С того времени лев его не покидал. Он ему подчинялся всегда, всю жизнь. Преподобный отпускал вместе с ним своего осла, лев его сопровождал и вечером приводил к старцу. Однажды какие-то люди украли осла. Святой подумал, что лев его съел, и возложил на льва обязанность таскать воду вместо осла. И (о чудо!) лев не противился, не рассвирипел по своей природе и не преслушался повеления. Он остался кротким и смиренным. Послушник преподобного нагружал льва, и лев таскал воду в монастырь до следующего года. Тогда как раз случилось, что мимо проходили купцы, забравшие осла. Когда лев его увидел, то схватил веревку, за которую осел был привязан, и привел его к старцу. Старец попросил прощения у льва и дал ему знак идти, куда хочет. Лев, преклонив голову, простился. Но он не забыл о преподобным и каждые восемь дней навещал его. После смерти святого лев пришел по обычаю. Служка сказал ему, что преподобный умер и показал могилу преподобного. Лев лег на ней как человек, скорбя и знаменуя плач. Затем он зарыдал сильным и великим гласом и так скончался.
В «Синаксаре» же под 5 числом того же месяца сказано, что львица принесла слепого львенка к одному подвижнику по имени Марк, давая знак с мольбой, чтобы он его исцелил. Преподобный, поплевав на глаза львенка, вылечил его. Львица принесла святому руно барана в плату за благодеяние.
Подобное письменно явлено и под 18 января, а также много других сходных повествований находится в «Лавсаике». Но чтобы никто не подумал, что так произошло от добродетели святых преподобных мужей, а не от благодарности животных, послушайте и другое удивительнейшее повествование о том, что произошло среди неверных людей, грешников и идолопоклонников, не имевших благодати Божией. Тогда постыдитесь и оплачьте свою неблагодарность к нашему благодетельному Богу и Спасителю.
В Риме некоего человека па имени Андрод бросили ко львам, пожиравшим осужденных на смерть. Там оказался один большой лев, который помог Андроду, сохранив его от других львов, так что они к нему не смели приближаться. Царь, удивленный этим чудом, повелел вывести человека. В ответ на вопрос царя Андрод ответил: «Я помню, что однажды шел в полдень по лесу и вошел в пещеру, чтобы отдохнуть. Там был лев, который поднял ногу, потому что не мог ступить. Он кивал мне, чтобы я его исцелил. Я смело приблизился к нему и вынул занозу, и сколь мог, лечил его. Позднее лев приносил мне с охоты мясо, и так я ел четыре дня, которые провел в пещере. И, как я понял, тот самый лев, узнав благодетеля, показал ко мне сегодня дивную признательность». Когда царь это услышал, он освободил человека, даровав ему льва. Лев шел за Андродом по всему Риму как кроткий ягненок и никого не пугал. Все с трепетом восприняли такое чудо, назвав льва гостеприимцем Андрода, а Андрода – врачом льва.
А вот и другая подобная история. Граф Гофред после того, как освободил Иерусалим от арабов, однажды охотился. Во время охоты он наткнулся на льва, который сражался с большой и страшной змеей. Змея обвилась вокруг шеи льва и так его давила, что он уже задыхался. Тогда Гофред убил змею и освободил льва. Лев, помня об этом благодеянии, следовал за королем Иерусалима, служа ему вместо охотничьей собаки, приносил с охоты различных животных. Однажды Гофред сел на корабль, а льва оставил на суше. Лев ревел и не желал оставаться, но когда увидел, что корабль удаляется, а его не взяли, то упал в море, чтобы догнать, и захлебнулся.
В книгах много других примеров, которые по-разному показывают, как дикие животные благодарно относятся к благодетелям. Эти примеры я пропускаю ради краткости, а оставляю только один, как самый заслуживающий веры.
Великий и божественный святитель Амвросий Медиоланский рассказывает, как однажды ночью один человек убил другого, а того, другого, сопровождала собака, что обычно бывает в дороге. Собака стояла всю ночь, охраняя погибшего господина. Когда рассвело, собралось много народа. Все смотрели с вопросом, кто убил. Там был и убийца, притворявшийся, что ничего не знает. Когда собака его увидела, она узнала его и, набросившись в ярости, чуть не загрызла. Все выглядело так, что стоящие вокруг поняли причину ярости собаки. Признав убийцу, они отдали его в руки правосудия.
Чем тебе представляются такие великие вещи? Если безсловесные животные ради малой пищи с такой любовью относятся к своим хозяевам, то почему ты безрассуднее собаки? Собака разгневалась и разъярилась на убийцу господина – почему же ты не гневаешься на тех, кто убили твоего Господа? Кто это? – Твои грехи! Они Его связали, бичевали и пригвоздили на Крест. Почему ты не разъярился на них, почему не пламенеешь любовью ко Господу? Знай – все, что Он претерпел, случилось для того, чтобы поместить в наше сердце вражду ко греху. Он умер, чтобы умертвить грех. Почему же ты отрицаешь пот и труд Христа, оставаясь добровольно в том плену, от которого Он тебя искупил многоценной и непорочной Кровью? Почему ты не дрожишь, когда лишь слышишь о грехе?
Только для того, чтобы изгладить грех, Господь принял болезненную смерть. А получается так, что грешник ничего не хочет, кроме как пригвождать Безсмертного ко Кресту. Кто дерзнет грешить, если будет видеть перед собой ад и рай? – Но самое удивительное, что, несмотря на все, ты можешь смотреть на Бога, пригвожденного ко Кресту! Откуда у тебя такое безчувствие? Почему ты не отдаляешься от греха, трижды несчастный? Нет ничего удивительного, что ты грешишь, будучи человеком. Но когда Бог подает тебе руку и помощь, чтобы исторгнуть тебя из всей мерзости, – а ты не желаешь подняться, не желаешь очиститься – это безобразно. Тебе не стыдно, что ты испачкан, валяешься в грязной канаве? Но если тебе Другой помогает встать, а ты не желаешь, – это великое презрение. Не странно, если ты лежишь больной в кровати. Но великое бездумие, если ты не желаешь, чтобы Врач тебя лечил. Знай делание добра и благость Спасителя и благодари Его непрестанно делом и устами, говоря вместе с Псалмопевцем: Что я воздам Господу за все, что Он мне дал? Нет ничего хуже неблагодарности. Многие в суетном мире подлинные глупцы, ибо у них есть благо, но они не признают, что оно от Бога. Они думают, что их знание и промыслительность доставили его. Они поклоняются себе как идолам. У них есть богатство, и они считают, что приобрели его большим усердием и заботой. Причиной своего здоровья называют особое внимание к образу жизни. Про свой красивый вид говорят, что унаследовали его от отца и матери. О почестях и славе, которые у них есть, рассуждают, как о заслуженном за свои хорошие дела, что они по праву приобрели их. Говоря просто, ни за что они не благодарят Бога. Они не знают благодати Божественной благости, от которой исходят все блага.
Знайте, люди, благодеяния нашего Творца и Спасителя. Придите – и возблагодарим Его. Скажем вместе с Иоанном Дамаскиным: «Что мы воздадим Господу за множество благодеяний, которые Он нам сделал? Ради нашей истлевшей природы Бог стал человеком. Искупитель жил среди нас, пленников. Он был Благодетелем для неблагодарных, Солнцем правды для помраченных. Он был безстрастен на Кресте, Светом – в аду, Жизнью – в смерти, Воскресением падших. Мы благодарим, благословим и славословим Тебя, Господи, в Трех Лицах Единосущного, Единого и Единственного Бога, Создателя нашего и Спасителя, и щедрого Благодетеля, сотворившего небо и землю, море и все, в них сущее. Благодарим Тебя, Господи, что ты создал нас из несуществующего в бытие, подарил нам великие творения, чтобы они нам служили: землю, чтобы она нам давала различные плоды, солнце и луну, чтобы они нам светили, море, озера, реки, чтобы они нас питали и поили. Еще мы поклоняемся, прославляем и превыше всего благодарим Твое благосердие за наше обновление и воссоздание. Ты согласился и снизошел, став из богатого бедным, из вне времени – во времена, из безстрастного – страдающим ради нас. Ты принял смерть, чтобы сделать нас безсмертными. Ты нас ведешь к восстановлению того, что издревле. Благодарим Тебя за великое благодеяние святого Причащения, которым Ты освящаешь нас Своей Божественной благодатью. Мы благодарим Тебя за все благодеяния душе и телу, покланяемся, молим Твое благосердие: не лиши нас Твоего Царствия, но удостой нас его по свойственной Тебе благости, чтобы мы прославляли Тебя вечно вместе с Ангелами и всеми Твоими рабами, и покланялись Единому в Троице Богу Отцу, Сыну и Святому Духу – в нескончаемые веки. Аминь».