Источник

58

Пс.58:1. В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его.

Саул, позавидовав Давиду, который был его благодетелем, искал убить Давида, то бросая в него копье, то окружая его стражами в доме. Но псалом относится и к лицу Спасителя, благодеющего неблагодарным израильтянам (лице которых представляет Саул) и преследуемого их наветами. Благовествует и о призвании всех язычников после того, как Израиль за злочестие отринут будет от жительства по Богу.

Пс.58:2. Изми мя от враг моих. Боже.

Молится об избавлении от врагов чувственных и мысленных. Ибо они, поступая беззаконно, возненавидели его.

Пс.58:4. Ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи.

Это подобно сказанному: «яко беззакония не сотвори, ниже обре́теся лесть во устех Его» (Ис. 53, 9).

Пс.58:6. Вонми посетити вся языки.

Молится, чтобы идолослужители обратились к вере во Христа, а израильтяне за беззаконие их были отвержены. «Да не ущедриши вся деляющии беззаконие».

Пс.58:7. Возвратятся на вечер.

Показывает причину, по которой молится, чтобы не были они ущедрены. Причина же – та, что составят они на Спасителя соборище в то время, как в последние дни придет Он в мир с плотью.

И взалчут, яко пес.

Взалчут, потому что не прияли животворящего хлеба. Псами же называет их за душевное бесстыдство. Сказано еще:

обыдут град,

потому что лишенные отечества и недопускаемые в него царскими законами будут ходить кругом совне, едва имея возможность увидеть его откуда-либо издали.

Пс.58:8. Се тии отвещают усты своими,

то есть, будут изрекать хулы.

И меч во устнах их.

Разумеет слова: «возми, возми, распни Его» (Ин. 19, 15).

Пс.58:9. И Ты, Господи, посмеешися им.

Они хулили и злоумышляли даже до распятия на кресте, говоря, что Бог не увидит слов и дел их. Но хотя и помышляли они это, Ты, Господи, соделаешь, что будут они осмеяны. Хотя и на то отваживаются они, но Ты и слышишь, и видишь, и посмеваешься суетному беснованию их.

Уничижиши вся языки,

то есть мысленные силы, которые и израильтян восставили на брань против Господа. Выше сказал: «вонми посетити вся языки», а здесь говорит: «уничижиши вся языки», соблюдая строгий во всем порядок речи в продолжении всего, что говорено в средине. Ибо, показывая, что не без причины просит наказать их, сперва просил Бога воззреть и исследовать, что сделано, а потом описал, как они поступают, думая, что нет Промышляющего. Наконец уже упомянул о наказании, говоря, что достойно накажешь их за это, и наказанием Твоим обратишь в ничто.

Пс.58:10. Державу мою к Тебе сохраню.

Так злочествовали они перед Тобою, но я пророк, который говорю сие Духом, удержу крепость мою и царство мое, охраняемые Тобою, ибо Ты стал моим защитником, и прежде прошений моих препоясал меня милостью Твоею, почему и увидел я падение врагов моих.

Пс.58:12. Не yбий их, да не когда забудут закон Твой.

Молится, чтобы не был совершенно истреблен от людей род восставших на Господа. Просит же, чтобы лучше были они рассеяны и жили в пленении за

Пс.58:13. за грех уст их, и за гордыню их.

И от клятвы и лжи возвестятся в кончине.

Да соделается, говорит, всюду известною кончина их за хулы, какими злословили Тебя, говоря ложь о славе Твоей. «Кончиною» же называет не конечную гибель народа, но падение славы его. А «слава» его – подзаконные службы, Божий храм, пророки, первосвященники, учители Закона, явление Ангелов, все это кончилось вдруг по умерщвлении Господа.

Пс.58:14. И уведят, яко Бог владычествует Иаковом, и концы земли.

Лишенные всей славы самым делом познают, что Ты – Владыка Иаковлев, и распростер Церковь Твою до концов земли.

Пс.58:15. Возвратятся на вечер.

Повторяет сказанное прежде, чтобы пророчество о них соделать более твердым. Поскольку сказал: во гневе кончины, и не будут (Пс.58:14), то, чтобы не подумал кто, будто бы пророк сам себе противоречит в словах: расточи я силою Твоею» (Пс.58:12), кстати употребил повторение, сказав: «возвратятся», так как в этих стихах есть неясность выражения. Объясняет же это пример псов, которые, собравшись к какой-либо пище, прежде нежели коснутся снеди, пожирают друг друга, а потому нередко расходятся, оставив пищу.

Пс.58:16. Тии разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут.

Будут всюду ходить, ища слова Господня, и не найдут. А если когда, взяв какое-либо изречение божественного Писания, подумают насладится в сытость, то и в сем случай «поропщут», как всегдашние ропотники и оглагольники Божии.

Пс.58:17. Аз же воспою силу Твою.

Так будет с ними, а я, то есть народ из язычников, как познавший силу Твою, возрадуюсь о милости Твоей, явленной во свете, и о дне Твоего воскресения, потому что чрез воскресение соделался Ты нашим заступником и прибежищем в скорби. Посему и псалмы приношу в дар Тебе Богу, помиловавшему меня.

Яко был еси заступник мой и прибежище мое.

Ибо всегда пользовался я Твоею помощью, и по Твоему промышлению избегал постигавших меня бедствий. Посему, знаю Тебя единого Бога, и Тебя именую источником милости и человеколюбия. Сие задолго прежде пророческими очами видев, блаженный Давид предрек бедствия иудеев, а сам дал обет всегда песнословить Владыку, и исполняет обеты свои, вознося песнопения устами благочестивых.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle