55
Пс.55:1. В конец, о людех от Святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе.
За Давидом, когда спасался бегством от Саула, последовали шестьсот мужей, а потом, пришедши в Геф, с честью принят он был иноплеменниками, потому что определили ему на жительство Сикелаг (1Цар. 27,2–6). Но псалом этот можно относить и к лицу Церкви, которая древле, пока раболепствовала идолослужению и демонам, удалена была от святых, но избавлена от мысленных врагов Тем, Кто произошел по плоти от Давидова семени, воинствовал за нас, и как бы на столпе написал одержанную за нас победу. Ибо после сего воздали Ему чествование и иноплеменники, т. е. уверовавшие в Него язычники.
Пс.55:2. Помилуй мя Боже, яко попра мя человек.
Говорит это или Давид о Сауле, или кто-либо из святых по причине скорбей, какие имеют они в мире. А нередко и падший наш человек выдерживает трудную эту брань, весь день воюемый и попираемый сатаною. Ибо, хотя псалом упомянул о человеке, однако же дает тем разуметь самого сатану (который в божественном Писании часто называется человеком), или кого-либо из воинствующих с сатаною. Впрочем, прилично это воспеть и язычникам, которые долгое время обольщаемы были сатаною и терпели от него брань по злоумышлению демонов, что Давид яснее дает уразуметь в последующих словах.
Пс.55:3. Попраша мя врази мои весь день.
Давид знал, что Саул злоумышляет против него, наставляемый невидимыми демонами. Или выражает этим сказанное: «несть наша брань к плоти и крови, но... к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12).
Яко мнози борющии мя с высоты.
Хотя и восстают они, но, уповая на Тебя, побежду их всех. Это упование придало мне такую крепость, что не боюсь воюющих против меня издавна.
Пс.55:5. О Бозе похвалю словеса моя.
Воюемый врагами, чтобы не потерпеть никакого зла, вооружаюсь, все слова свои обратив в песнопение и принесши в дар Богу, и на Него возлагая упование, чем и отразил я от себя страх всякой плоти.
Пс.55:6. Весь день словес моих гнушахуся.
Весь день, говорит, словеса мои возносил я в дар Богу, но они весь день не прекращали своих усилий, умышляя мне зло.
Пс.55:7. Вселятся и скрыют: тии пяту мою сохранят.
Сказано «вселятся» в значении «соберутся». Смысл же речи таков: весь день трудились они, вооружаясь на меня словом, все помышление их устремлено было против меня, о том только старались, чтобы собраться вместе и тайные приготовить мне козни, даже и на этом не остановились, но наблюдают пяту мою, то есть, поведение мое, чтобы найти какую-либо возможность запнуть и низложить меня. Подмечали даже следы мои, куда ни пойду, чтобы уловить меня. И все это делали со мною преследующие меня напрасно. Но Ты, Господи, надежда моя, меня избавь от неправедного их умысла, их низложи гневом Своим.
Пс.55:9. Боже, живот мой возвестих Тебе.
С дерзновением, говорит, не стыдясь своей жизни, всю ее поведал я Тебе, а Ты, одобряя ее, не отринул слез моих, но их пред очами Твоими «положил еси» , подтверждая самым делом обетование Твое, в котором сказано: «еще глаголющу ти, реку́: се, приидо́х» (Ис. 58, 9). От чего и произошло, что, как скоро услышал Ты меня, враги мои обратились вспять. Почему и говорю:
Пс.55:10. в онь же аще день призову Тя. Да возвратятся врази мои вспять.
На самом деле постиг и в точности познал я, что не всуе надежда, и что приобрел я помощником Бога.
Пс.55:13. Во мне Боже молитвы, яже воздам хвалы Твоея.
Поскольку сподобил Ты нас Твоего домостроительства и спас, – что воздадим Тебе, кроме жертв хвалы?
Пс.55:14. Яко избавил еси душу мою от смерти.
От смерти духовной, то есть, от неведения Бога.
И нозе мои от поползновения,
говорит о грехе, потому что он низвел в смерть.
Благоугожду пред Господем во свете живых.
Ибо, кто избавился от греха и соделался чистым, тот в будущем веке будет благоугождать Господу во стране живых. А избавиться от смерти, освободиться от греха и иметь часть во стране живых, – все это даровано нам пришествием Господним. Потому и надписывается псалом – «столпописание Давиду».