Источник

36

Псалом Давиду.

Псалом этот заключает в себе учение новому народу, внушая ему, удерживаться от дел лукавых и упражняться в делах добрых, и убеждая к тому и другому надеждою уготованною для добрых и наказанием ожидающим лукавых.

Пс.36:1. Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие.

Советует убегать лукавства, давая знать, что конец лукавства – утрата всего доброго.

Пс.36:3. И насели землю, и упасешися в богатства ея.

«Землею» называет богодухновенное Писание, в котором богатство святых, т. е. обетования. Советует непрестанно со вниманием изучать божественные словеса, из желания тех благ, какие, по Писанию, уготованы святым.

Пс.36:5. Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит.

Явно, говорит, иди угодным Ему путем.

Пс.36:6. И изведет яко свет правду твою.

Ибо известно, что в будущем веке, как сказал сам Господь, «праведницы просветятся яко солнце» (Мф. 13, 43). Свет же правды – ведение; поскольку правда есть мерило добродетелей.

И судьбу твою яко полудне

значит: признает тебя достойным света.

Пс.36:7. Повинися Господеви, и умоли Его.

Он покажет в будущем веке, что ты достоин света, а ты повинуйся здесь.

Не ревнуй спеющему в пути своем.

Не дивись, что человек беззаконный преуспевает, не бери себе в пример благоденствия, пpиобpетаемого беззаконием, не ищи себе в этом поощрения делать подобное. Но если беззаконник и во всем имеет успех, не терзайся этим, и не изъявляй негодования, что лукавые остаются без наказания, даже живут счастливо, как будто некому наказать их.

Пс.36:8. Престани от гнева, и остави ярость.

Не смотри на благоденствие их, но ожидай конца, и увидишь гибель. Гнев есть желание наказать, а наказание есть воздаяние за зло.

Не ревнуй, еже лукавновати.

Несомненно знай, что упокоившие себя божественною надеждою, избравшие жизнь добродетельную, проводят ее в спокойствии и мире, постоянно наслаждаясь чистотою совести, а полагающиеся на временное благоденствие испытают скорую превратность и преданы будут совершенному забвению.

Пс.36:10. И взыщеши место его, и не обрящении.

Это подобно сказанному: «нечестивые же из корене погибнут» (Иов. 4, 7).

Пс.36:11. И насладятся о множестве мира.

Наслаждение праведнику – множество мира и бесстрастие души при истинном ведении всего сущего.

Пс.36:12. Назирает грешный праведного.

Это можно понимать и о диаволе. Псалмопевец же утешает этим обидимых; ибо показывает, что беззаконный печалится и раздражается на возлюбивших жизнь спокойную, праведный же Судия посмевается его предприятию, потому что предвидит скорую его кончину.

Пс.36:13. Господь же посмеется ему.

Посмевается злоумышлениям грешника против праведника, зная, что назначен Им день, в который воздаст одному вечную жизнь, а другому – вечное мучение.

Пс.36:14. Меч извлекоша грешницы, напрегоша лук свой...

Пс.36:15. Меч их да внидет в сердца их.

Лукавые демоны, говорит, потерпели то самое, что замышляли сделать святым.

Пс.36:16. Лучше малое праведнику,

то есть, малая милость Господня выше всякого богатства в мире.

Пс.36:18. Весть Господь пути непорочных,

т. е. одобряет и чтит.

И достояние их в век будет.

Ибо воздаяния святым нетленны и вечны.

Пс.36:19. Не постыдятся во время лютое.

Во времена гонений, при оскудении учителей, сам Господь Духом Своим препитает верующих в Него. Или: «время лютое» есть время гнева на нечестивых, когда одни испытают на себе праведный суд Божий, а другие воспримут славу, честь, нетление и вечную жизнь.

Пс.36:21. Заемлет грешный, и не возвратит.

Грешник не воздает благодарением за то, чем облагодетельствован от Бога.

Праведный же щедрит и дает.

Воздает щедротами, подражая своему Владыке.

Пс.36:22. Яко благословящии Его наследят землю.

Это подобно тому, что сказано Аврааму: «благословлю благословящии тя, и кленущыя тя проклену» (Быт. 12, 3).

Пс.36:23. От Господа стопы человеку исправляются.

Господь одобряет его прохождение деятельной жизни.

Пс.36:24. Егда падет, не разбиется.

Если и случится праведному поползнуться в чем-либо малом, не потерпит от сего вреда; потому что имеет опорою Бога.

Пс.36:25. Ниже семене его просяща хлебы.

Разумеет мысленные хлебы, а это суть божественные словеса.

Пс.36:27. И вселися в век века.

И наследуешь, говорит, вечные селения.

Пс.36:29. Праведницы же наследят землю.

Нередко упоминал, что кротким дается земля, убеждая тем вожделевать ее.

Пс.36:30. Уста праведного поучатся премудрости.

На языке ли, в уме ли, но должно, говорит, всюду обносить с собою словеса Божии и постоянно упражняться в изучении их. Так научившись поступать, любитель добродетели пребывает бестрепетным и непоколебимым, преодолевая покушающихся низложить его. Это сказал Псалмопевец и в первом псалме: «но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс. 1, 2).

И язык его возглаголет суд,

т. е. правосудие не судебное, но обнаруживаемое в непогрешительном и здравом суждении.

Пс.36:31. Закон Бога в сердце его, и не запнутся стопы его.

Пс.36:32. Сматряет грешный праведного.

Пс.36:33. Господь же не оставит.

Одно и тоже выражает различно, чтобы при многократном изучении тверже сохранилось в памяти. Говорит же, что Владыка не презрит праведного, когда злоумышляют против него лукавые, и не соизволит, когда отважатся они на что-либо подобное, но сделает, что праведник избегнет сетей. Такое промышление видел над собою Авраам при двукратном похищении Сарры, изведал его и Исаак, подвергшись той же опасности, изведал и Иаков, когда завидовали ему брат и тесть, изведал и Иосиф, когда вооружились на него ненависть и клевета. Но нужно ли пересказывать все? Любознательным нетрудно, как собрать ветхозаветные примеры, так и усматривать примеры в новом завете.

Пс.36:33. Ниже осудит его, егда судит ему,

т. е. во время суда над ним.

Пс.36:34. Внегда потреблятися грешником, узриши.

Увидишь, говорит, грешников истребленными.

Пс.36:35. Видех нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры Ливанския.

По сказанному: «сень... наше житие» (Иов. 8, 9).

Пс.36:36. И мимо идох, и се не бе.

Увидев, что лукавые благоденствуют, размышлял я, как это бывает. А потом, размышляя о сем и вторично задавая себе тот же вопрос, не мог уже их увидеть: даже не в состоянии был отыскать место, на котором, казалось, стояли они.

Пс.36:37. Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну.

И наказание лукавых, и «останок» или достояние добрых, да внушат тебе заботиться о простоте сердца.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle