33
Пс.33:1. Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отиде.
Давид, спасаясь бегством от Саула, пришел к Авимелеху, и на вопрос Авимелехов о причине пришествия, не признался в своем бегстве, сказал же, что прислан Саулом просить меча Голиафова. И поскольку иное говорил, а иное думал, то в надписании псалма сказано: «измени лице свое». Воспевает псалом сей народу новому, преподавая учение о духовном и евангельском служении.
Пс.33:2. Благословлю Господа на всякое время.
Пс.33:3. О Господе похвалится душа моя.
Если и оказываюсь достойным похвалы, потому что обрелось нечто доброе в делах моих; то восписать это должно не мне, но Богу. Он соделал меня известным, Он соделает меня и достославным.
Да услышат кротцыи, и возвеселятся.
Да возвеселится всякий праведник, услышав о спасении, какое соделано мне Господом; потому что спасает Он уповающих на Него. Псалмопевец не довольствуется тем, чтобы песнословить одному, но причастников кротости делает причастниками и песнопения.
Пс.33:4. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.
Как бы не имея достаточных сил возвестить величие Божие, просит, чтобы и другие приступили к тому же и содействовали ему.
Пс.33:6. Приступите к Нему и просветитеся.
Укрепившись в уповании тем, что уже получил, и других возводит к тому же.
Пс.33:7. Сей нищий воззва, и Господь услыша и.
Из того, что было со мною, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; ибо меня, который был человеком незначительным и пастырем овец, удостоил Он Своего пpовидения и явил победителем врагов.
Пс.33:8. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их.
Это согласно с словами Апостола; ибо об Ангелах говорит он: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1, 14)? Так молится и блаженный Иаков: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» моих (Быт. 48, 16). Так и патриарх Авраам говорил дивному рабу своему: «Господь Бог... по́слет Ангела Своего пред тобою... и по́ймеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт. 24, 40). Так говорит и блаженный Захария: «Ангел глаголяй во мне» (Зах. 2, 3).
Пс.33:9. Вкусите и видите, яко благ Господь.
Вкусите, говорит, истинного хлеба, сшедшего с небес.
Блажен муж, иже уповает нань;
потому что приимет будущую жизнь.
Пс.33:11. Богатии обнищаша и взалкаша.
Это – народ иудейский.
Взыскающии же Господа не лишатся всякого блага,
разумеет другой народ из язычников.
Пс.33:12–14. Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас ... и устне твои еже не глаголати льсти.
Предлагает язычникам учение, в котором первое – иметь страх Божий, второе – не осуждать брата, третье – удерживать уста от всякой лести, четвертое – уклоняться от всякого зла и во всем стараться о добре; а сверх всего этого искать мира и держаться оного. Мир же есть Христос; а попечение о всем этом есть жизнь и «дни благи».
Пс.33:15. Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и.
Сказанному: «уклонися от зла» – учит страх; а сему: «сотвори благо» – любовь. И потому, кто любит, тот выше имеющего страх.
Пс.33:16. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их.
За попечение о добродетели воздает великую награду – иметь зрителем Бога.
Пс.33:21. Хранит Господь вся кости их.
«Костями» называет доблести душевные, – таковы: правда, воздержание, благочестие и всякая добродетель.
Пс.33:22. Смерть грешников люта;
разумеет смерть душевную, за которою последуют огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов; ибо грешных ожидают геенна и тьма.