Зубович Антоний Иосифович, протоиерей
Родился 31 июля 1890 г. в с. Палялейки Виленской губ. Белорус, из крестьянской семьи. Закончил учительскую семинарию. Во время Второй мировой войны оказался в зоне немецкой оккупации, служил в церкви св. Николая Чудотворца в г. Логойск Минской области. 14 июля 1945 г. был арестован. Осужден военным трибуналом войск МУС506 Минской области по ложному обвинению в сотрудничестве с немецким оккупационным режимом. Однако, как свидетельствуют документы, о.Антоний в период оккупации помогал партизанам. 8 апреля 1947 г. приговорен к заключению в лагерь507. В заключении познакомился со святителем Афанасием. Освободился раньше него. Служил в Иркутске. Скончался 11 июня 1957 г. Реабилитирован Верховным судом БССР 16 февраля 1990 г.508
12 мая 1956 г.
г. Иркутск
Христос Воскресе!
Дорогой Владыко Афанасий! Сегодня получил Ваше радостное письмо. Нет слов выразить чувства радости Вашего освобождения. Наконец-то мытарства кончились! Вы свободны! Слава Богу, что устроились хорошо. Ваша чрезвычайная слабость пройдет. Изношенное сердце, выражающееся в трудности ходить и стоять, постепенно вернется к нормальной жизни. Мало-помалу Вы будете воскресать. Все мы вернулись с одним наследием – болезнь. Со своей стороны я тоже не могу хвалиться здоровьем. У меня, несмотря на мою еще не старость, 59 лет, сердце тоже износилось, склероз аорты и клапанов, страдаю одышкой и отеками ног. В остальном здоров. Лечусь вечно под наблюдением врачей. 2 раза, со дня освобождения, лежал в больнице. Было нарушение кровообращения. Принимаю Адонис верналис, аскорбиновую кислоту.
Состою на молочной и растительной пище. Много похудел, но это на здоровье. Работаю бесперебойно. У нас 5 свящ[енников], 1 прот[оиерей] и 2 псаломщ[ика]. Подоходного плачу в год 20 000 руб[лей]. Вот 15/V 56 нужно уплатить II рату [?] 4 700 рублей. Мой приход благоустроенный, лучшего я в жизни не буду иметь. Есть в Иркутске собственный дом, и, несмотря на все это, я думаю Сибирь оставить и переехать на Украину – Днепропетровск. Врачи советуют переменить климат. До 18 ав[густа] с. г. я не мог никуда выехать, а теперь мне выдали паспорт, и снята вся судимость и вечная высылка. Могу ехать и жить, где хочу. Собираюсь по 2-м[есяч]ному отпуску выехать с матушкой [в] Д[непропетровс]к для определения климата на мое сердце. Если окажется, что климат будет непричем, то, возможно, останусь на месте. Холодная сибирская зима мучает меня, и зимой всегда я болею. С Вл[адыкой] мит[рополитом] Нестором происходит горячая переписка, и он намекает, что будем служить вместе. Его здоровье тоже неважное, возраст берет свое. Относительно Вашего желания иметь службу святителю Христову Софронию, то если представится возможным достать, то я буду стараться. Мы каждую неделю читаем акафист свят[ителю] Софронию, но печатованный509 на машинке.
Однофамилец Ваш, который слал деньги, был это я. Обращать внимание было мне не полезно, а потому от Сахарова к Сахарову. Ведь я, до амнистии, ходил каждый м[еся]ц на регистрацию в спецкомендатуру, хотя пользовался полной свободой без права выбора и без права выезда, хотя и выезжать было некуда и незачем, кроме отпусков. Семья моя сразу в первый год моего освобождения приехала ко мне. Жена моя Анна Семеновна и сын Мстислав живут при мне. Сын работает. Кланяются они Вам и просят не забывать их в своих святительских молитвах. Будем очень рады, когда представилась возможность вести переписку – продолжать ее. Наш адрес был неправильно написан. Письмо проходило через адресный стол. Правильный адрес: гор. Иркутск I, предместье Марата, ул. Береговая, № 9, прот[оиерею] А. Зубовичу.
Прошу Ваших молитв. Искренне преданный Вам Ваш слуга и молитвенник, прот. Антоний Зубович.
Д. 14. Л. 93–94 об. Подлинник. Автограф.
* * *
МУС – Международный уголовный суд.
Кривонос Феодор, свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918–1951 гг. ). Киевец, 1996. С. 52. Ошибочно указано, что протоиерей Антоний погиб в лагере.
Так в тексте.