Жукова Ксения Николаевна, Анна, Валентина
Православные женщины, проживавшие в Енисейске. Судя по письмам, приехали в город издалека, возможно, были сосланы. В книге протоиерея Г. Фаста «История церкви в Енисейске» упоминается Ксения Николаевна Жукова в числе лиц, подписавших договор с горсоветом о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви в 1946 г. Договор был заключен 3 июля 1946 г.448 Анна и Валентина ранее принадлежали к одной из тайных обшин, окормляемой, судя по письмам, епископом Нектарием (Трезвинским?)449.
№ 1. 1 ноября 1954 г.450
Христос посреди нас. Милость Божья будет с вами, владыка святый, спаси вас Господи за ваше вниманье к нам, грешным. Получили Ваше письмо с молитвою, сердечно благодарим, читаем утром и вечером на молитве, но этого нам еще мало обличенья, живем – плохо исправляемся, вкоренилось зло и гордость и все прочие пороки, помолитесь, чтобы Господь помог исправиться, думаем стараться, а лукавый опять искушает. Жили мы 5 человек да на дворе во флигеле 4 человека, сейчас остались трое: мы с сестрой да хозяйка Ксенья Н[иколаевна]. Все ушли в казенные квартиры, много настроили казенных. К тюрьме там все новы дома, 9 человек все молились вместе и сейчас когда приходят на праздник. В церковь мы не ходим, грешники, с первых перевыборов, простите, может, и неладно живем и поступаем не так, как надо. Приезжает из Красноярска епископ, и на груди у него медаль с Ленин[ым], и все порядки не как раньше, но я их не сужу, такой им приказ, молитесь, чтобы Господь помог жить по духу, а не по плоти, быть Марфой, а не Марией, получили ваше письмо давненько, пишу 19 октября по-старому, выпал снег, уже 5 дней лежит. Как Ваше положенье, о жизни, ничего Вам не объясняют, когда вас отпустят, пишите в чем будете нуждаться, не стесняйтесь, привет передавайте Аполинарье, очень жаль ее, у них домик свой, огород [?]. Очень хорошо в доме, дом не на планту, в огороде сейчас одна сестра ждет без терпенья [?], все мы вам низко-пренизко кланяемся и просим ваших свя[тых] мол[итв] и Бож[иего] благ[ословения]. Печатно я очень хорошо Ваши письма разбираю, а письменно трудновато, можете изменить почерк [?]... мы все малограмотны. Будьте здоровы и Богом хранимы. Остаемся помнящие Вас
А[нна?], К[сения?].
Простите, простите и благословите.
Д. 2. Л. 17–17 об. Подлинник. Автограф.
№ 2. 9 июля 1955 г.451
Милость Божья будет с вами! Дорогой наш дедушка, поздравляем вас с праздниками свят[ых] пророков, свя[того] про[рока] Ильи, спаси Вас Господь, что Вы нас, ничтожных, не оставляете. Я, слава Богу, за ваши св[ятые] молитвы съездила хорошо на родину, со всеми повидалась с родным[и] и со знакомыми, схоронила сестру и мамину могилку посетила, поставила памятник железный, добродетели сделали и ко мне принесли, очень много у нас там добрых людей, спаси их Гос[подь]. Много больны[х] все посещают, в Яранске в городе есть схоронен иеромонах Матфей452. Я раз к нему ходила к живому, до войны. А сейчас к нему ходят очень много людей на могилку и получают исцеление, и Г[?]. ходила от нашей деревни 10 килом[етров]. Ездят и с дальних городов, молятся день и ночь, посмотришь на всех – какая радость, ходила на святой ключик свя[тителя] Николая, очень мне там понравилось, но все время нам там жить дело не выйдет, нас будут преследовать и налоги всякие наложат и мяса 80 кг. А здесь с нас [взять] нечего, только хозяйке 50 руб. в месяц и по дому все поправляем, сейчас покрасили полы, как приехала, у сестры получилась какая-то болезнь руки, нельзя мочить и на лице иногда выходит. Говорят, экзема. За все слава Богу, видно, так Г[осподу] угодно, тогда вам писали о покаянии <...>453. У них из лагеря знакомый заезжал Бат[юшка] и опять обещался. А у меня есть вам подарок из России, хорошее полотенце, дала девушка Таисья, раньше <была> хорошая, пела. А сейчас больная. В церковь не ходим, пошлем тогда небольшую посылочку и свои записочки <...>454 на родине есть дедушка Иван, он попросил ваш адрес. Я ему отдала, что-то хотел Вам послать, простите меня, греш[ную], что без разрешения так сделала, еще есть вопрос к Вам, <...>455 мужчина, он написал себе иконы всякие, но не очень, конечно, правильно, и на них молятся, можно ли так, мы что-то сомневаемся, без благословения и не освящены, и воронежские тоже на двое, одни принимают батюшку, а другие никак не признают, истинных, говорят, нигде нет, но Бог с ним как они хотят, мы никуда не ходим, как научены с детства, так и поступаем, и как у нас наш владыка Нектарий и мит[рополит] Петр, мы Г.456 ихнего ученья. А сейчас посмотрите, насколько вера раскололась, Боже мой. Пока кончаю, сегодня праздник Тифенской <Тихвинской> Б[ожией] Матери, а я приехала завтра будет неделя, у <...>457 была два раза постом, и пасху у них встречали вы обедом458, знаете вторая шла из Саранска с могилки она с сестрой, тоже собирались, она слабенька, на свое кладбище, только раз ходила, все болеет, я благодарю Господа, мне Господь дал здоровья, я везде ходила и к папаше 75 километров сходила, мало на месте жила, все ходила, больных посещала, все приглашают, всем охота повидаться, простите, что много написала, все мы вам клянемся <кланяемся> до сырой земли, простите нас всех и Благословите. Помолитесь. Остаемся помнящие вас Ксенья, А[нна], В[алентина]. Земной поклон Вашим благодетелю Георгию Георгиевичу и его супруге.
Д. 8. Л. 60–62 об. Подлинник. Автограф.
№ 3. Не позднее 4 декабря 1955 г.
Христос посреди нас, дорогой наш Владыка Афанасий Георгиевич. Сообщаем, получили Ваше письмо долгожданное и подарочки ваши, образочки всех святых. Спаси Вас Господь, что нас, таких грешниц, не забываете, мы тоже Вас всегда помним утром и вечером.
Живем слава Богу за Ваши святые молитвы, простите, что долго не посылали. Я, грешница, все болею гриппом, болела больше месяца и сейчас, как выйду на улицу, и опять повторяется болезнь, но за все слава Богу, Господь посещает.
Поздравляем вас с Филипповым постом, а потом и с Рождеством Христовым. Вы писали о службе. Здесь есть одна церковь, и служба все служат459, как я сюда приехала, уже восьмой год, священники все разные ссыльные: как освободят, и уезжают. Были молдаване два460, а сейчас не знаю, чей, такой дерзкой, судья ему Господь. Мы, великие грешницы, не ходим и не знаем, что там делается, недавно случилось так: помер один мужичок, нас позвали почитать псалтырь, и мы пошли человек пять, ночь читали и утром почитали и попели канон заупокойной. А церковны певчи пришли посмотрели, послушали и этому священнику сказали, и он со псаломщиком пришли и закричали: «Что тут собрались, вас надо вызвать в гепеу!» Я, греш[ница], испугалась и ушла, наши остались. Сын этого покойника сказал: «Я хозяин, кого мне надо, того и позову», и они ушли. А воскресенье на проповеди рассказывал об этом, много что рассказывают, мы не слушаем, не нашо дело.
А летом Вам писали, что заезжал один свящ[енник]. Он мало побыл, уехал к родным, в августе опять приехал один на ссылку, говорит, Архимандрит, раньше служил в городе Азове, тайна церковь у них была. Звать его от[ец] Петр, епископ у них был Гавриил, говорил он, тоже на ссылке в городе Чекалах461, может, вы и знаете его, нам этот отец Петр показывал фотог[рафию]. Они переписываются. Он у нас немного жил, потом мы ему нашли квартиру, и ушел он. Ходит в церковь и поет. Служить не служит и к нам заходит, ему у нас охота послужить молебен акафист. Мы, грешные, что-то боимся сообщаться. Он все может и пособоровать предлагал, ему очень охота с нами попеть, они 17 лет молились в тайной церкви, свои доказали, и отбывал 10 лет. Дорогой владыка, как Вы нам то скажите, он так поучительный батюшка, нам и охота с ним помо литься и исправиться, но и боимся, может, к нам владыка Нектарий скоро придет. Мы по его благословлению живем, спаси его Господь, такой был ревнитель за Православие. Простите нас, грешных, что мы Вас затрудняем, знаем, у вас и без нас много делов и беспокойства, и лета уже преклонные, помоги вам Господи, и пережили много испытанья, простите, что много написала, потому что в посылке. А в письме так не написала бы много. И будете писать, запечатайте покрепче письмо. А это полотенце дала Вам девушка Таисья, раньше пела на клиросе в церкви в Корлеках у нас на родине, она вам подарила.
Помолитесь, они живут две сестры: Евдокия и Таисья, вдова и девушка. Напишите им, я перешлю им.
Простите и благословите Ксенью, Анну, Валентину.
Д. 11. Л. 24–25 об. Подлинник. Автограф.
* * *
См.: Геннадии (Фаст), прот. История церкви в Енисейске(http://www.memorial.krsk.ru/Articles/Fast.htm.
См. примеч. 397.
Датируется по содержанию письма.
Датируется по указанию в письме на празднование иконы Тихвинской Божией Матери.
Вятский исследователь В. Семибратов пишет: «Впервые за несколько веков появится на Вятской земле ее еще один небесный покровитель. В Вятском и соседних краях особенной любовью и почитанием людей пользуется иеромонах Матфей (Швецов), почивший в Бозе 27 мая 1927 г. Произнося тогда надгробную речь, иеромонах Иоасаф (Сычев) назвал старца «нашим светильником» и отцом, «последней звездочкой», закатившейся на затянутом черными тучами небосводе, кормчим, «который вел корабль нашей души в Отчизну Небесную». Будущий подвижник (в миру Митрофан Кузьмич Швецов), происходивший из семьи вятского сапожника, принял монашество в вятском Александро-Невском монастыре в 1891 году. Однако большую часть своей праведной жизни о. Матфей провел в Пророчицком монастыре близ г. Яранска, где подвизался с 1899 г. – времени основания обители – до ее закрытия в 1921 г., исполняя послушания и казначея, и помощника игумена, и благочинного, и духовника, и келейника. Удостоившись от Господа дара целителя и прозорливца, иеромонах Матфей уже при жизни снискал себе славу святого, что привлекало к нему огромное число людей из ближних и дальних пределов. Не уменьшался их поток и в деревню Ершово, где праведник провел последние годы своей жизни. Будучи сторонником Патриарха Тихона, он наставлял на путь борьбы за веру и своих духовных чад, в том числе епископа Яранского Нектария (Трезвинского), расстрелянного в 1937 году. Могила старца Матфея на кладбище г. Яранска, увенчанная не так давно часовней, на протяжении семидесяти лет является местом, куда люди во множестве приходят за телесным и душевным исцелением, получая его по вере своей. Тысячи паломников собираются здесь в день памяти чудотворца. Недалек тот день, когда народ, уже давно причисливший о. Матфея к лику святых, на полных к тому основаниях будет считать его своим небесным покровителем» (Семибратов В. Вятский целитель и прозорливец (http://vera.mrezha.ru/6/52.htm).
Неразборчиво.
Неразборчиво.
Неразборчиво.
Так в тексте.
Неразборчиво.
Так в тексте.
Так в тексте.
Протоиерей Геннадий Фаст в статье «История церкви в Енисейске» пишет: «3 июля 1946 г. заключен договор о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной церкви. Первым священником, настоятелем, открывавшим церковь, был ссыльный протоиерей Евгений Бобовский. Еще в 1920-е гг. от[ец] Евгений Бобовский был в ссылке в п[оселке] Маковском. За то, что он там совершил отпевание одного псаломщика, он был выслан в Енисейск...» «Служил пр[о]т. Евгений Бобовский в Енисейске с 1946 г. примерно по 1953 г.». Сначала о. Евгений служил один. «Потом присоединилось еще двое ссыльных священников-молдаван: отец Михаил Гордузя и от[ец] Антоний Устьян. Их от[ец] Евгений пригласил из Маклаково. Еще при от[це] Евгении служил диакон Василий Слемзин (монах). Эти два священника и диакон уже не вели того благочестивого образа жизни, как от[ец] Евгений. Еще ныне сохранились в народе порицания в адрес их образа жизни» (http: //memorial. krsk. ru/Articles/Fast. htm).
Вероятно, имеется в виду г. Чкалов (Оренбург).