Апушкина Елена Владимировна
ЦИА ПСТГУ
Урожденная Быкова. Родилась в 1901 г. в Москве. Закончила историко-философский факультет МГУ. Была духовной дочерью о. Алексия Мечёва. В 1932 г. была арестована, отбывала ссылку в Казахстане. Вышла замуж за К. А. Апушкина, впоследствии тайного священника. С епископом Афанасием познакомилась благодаря Ольге Александровне Остолоповой, состоявшей в маросейской общине. Елена Владимировна много сил отдавала перепечатке на машинке рукописей Владыки, переписывалась с ним, приезжала в Петушки. Автор труда «Крестный путь Владыки Афанасия»6329. Скончалась 7 февраля 1999 г. в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
№ 1. Не позднее 28 июня 1956 г.
Дорогой Владыка.
Мне звонила А[нна] И[вановна]64, что Вы уже написали ей. Правда, жаль, что так мало мы побыли у Вас. Впрочем, про себя могу сказать, что я от жары и дороги настолько утомилась, что ничего не понимала, даже трудно было разговаривать. Жара продолжает мучить и здесь в Москве. Вчера целый день я красила загородку на могилке папы65 (он похоронен очень близко от Бат[юшки] о[тца] А[лексия]), перегрелась на солнышке, и сегодня у меня все бегают какие- то искры в глазах, что очень мешает мне что-либо делать, и я только все собираюсь начать печатать то, что Вы мне дали в последний раз и сл[ужбу] Благовещения. Что касается тропарей, то дело осложняется тем, что муж мой увез на дачу мой сборник тропарей, который так мне бы сейчас нужен. Ну, постараюсь обойтись без него. <...>
Мне и понравилось у Вас в Петушках, и хозяева симпатичные, и матушки. Но я поняла, почему Вы писали, что Вам было бы веселее, если бы кто-нибудь рядом жил на даче. Все-таки там слова не с кем сказать. Беспокоит меня, что Вы говорите, что при ходьбе сердце сжимает. Поберегите себя, тем более в такую жару, полеживайте побольше.
От мужа пока больше вестей не имею, не знаю, как он там отдыхает, боюсь для него жары. М[ожет] б[ыть], там она легче переносится, чем в Москве.
На днях, 9-го, будет память нашего Батюшки. Помяните его, дорогой Владыко.
Ваши тетрадки я Вам на днях пришлю. Это не тот Силуан. Если бы Вы желали, я могла бы Вам достать в собственность один оттиск о Старо-Афонском С[илуане]66, умершем в 1937 г. (только надо принять участие в расходах по перепечатке). Это очень интересная вещь, душа на ней отдыхает. Если же Вам не надо насовсем, то постараюсь достать для прочтения.
Простите меня. Молитесь о нас. Е[лена].
P. S. Относительно книг, кот[орые] Вы просили, пока не могла узнать, так как плохо себя чувствую и никуда не выхожу.
Муж мой не очень еще хорошо себя чувствует, начиналась было рожа (она у него часто бывает), но он перебил ее лекарствами, а сейчас, как и меня, его угнетает жара.
Сейчас позвоню А[нне] И[вановне] и, если она дома, поеду к ней отвезти материал для посылки и это письмо.
А[нны] И[вановны] дома не было до поздней ночи, поехать я не смогла, а теперь меня на неделю уложили в постель, т. к. в результате жары и перенапряжения у меня сделалось кровоизлияние в стекловидное тело левого глаза, и я им плохо вижу. Работать теперь уже, к сожалению, не могу, и сегодня не смогла никуда пойти. Врачи не обещали мне, что зрение скоро наладится. Вообще, это факт очень печальный, но сегодня на душе не печально, а светло. День-то уж очень хорош!
Помолитесь, дорогой Владыко, обо мне. Жаль мне, что не смогу работать, и хочется надеяться, что это пройдет.
Посылаю вам на всякий случай 1-ю часть рукописи о ст[арце] Сил[уане] I ч[асть]67. Пока я ее оставила для Вас и заплачу машинистке за нее из Ваших денег, а если она Вам не нужна, то отдам ее обратно, когда Вы ее пришлете. 2 части обойдутся 85 р[ублей], но, если Вам не надо, я получу их обратно.
Посылаю, кот[орые] я успела переписать, недостающие тропари за июнь (кроме тропаря преп. Ксенофонту Роб[ейскому]). Вот видите, Владыко, их немного, а я потратила на них целый рабочий день. Думала все успеть сделать до июля, но ничего не поделаешь! Мне и писать сейчас трудно письмо, глаз мешает. <...>
Д. 16. Л. 9–11. Подлинник. Автограф.
№ 2. 3 декабря 1956 г. 68
Дорогой Владыка.
Посылаю Вам письмо близкого нашего знакомого игумена Иоанна69. Ему посоветовал обратиться к Вам Анат[олий] Вас[ильевич]70. Одновременно посылаю Вам наши с ним общие воспоминания о инокине Параскеве71, его духовной руководительнице и преданнейшей духовной дочери Вл[адыки] Серафима Зв[ездинского]. Она умерла в день Введения во храм Пресв[ятой] Богородицы. Мне давно хотелось показать Вам эти воспоминания, но т. к. в них нет ничего особенного, то я не решалась, а сейчас как раз подошла ее память и письмо о. Иоанна, так уж и посылаю. Только это мой единственный экземпляр, и мне очень хотелось бы получить его с ближайшей оказией обратно. Простите, что я об этом прошу, м[ожет] б[ыть], это невежливо.
О. Иоанн через неделю возвращается в Полтаву, где он живет, лишенный регистрации не так давно только за то, что он хороший священник, а формально по сущим пустякам. Он часто пишет в «ЖМП» больше по руководству писаний еп[ископа] Феофана72. Если можно, ему бы хотелось получить ответ до отъезда. Он даже хотел у Вас побывать, да не решился.
Мне тоже очень хочется побывать у Вас, но все что-нибудь не пускает, а больше всего то, что все заняты и не с кем оставить мужа, да еще собственные недомогания. Мой муж последнее время опять стал прихварывать и настроение довольно тяжелое.
Муж моей дочери по-прежнему работает в семинарии. Сейчас там настроение смятенное в связи с отречением одного из помощников инспектора.
Не забывайте, дорогой Владыка, нас в своих молитвах. Рядом с моей младшей дочерью Наташей помяните еще имя Валериана, да управит ее путь Господь по Своей милости.
Простите, что так ужасно, нескладно и неразборчиво пишу. Очень тороплюсь, т. к. Нина Серг[еевна]73 скоро уезжает.
У Вл[адыки] Стефана сейчас очень обострилась сахарная болезнь.
Да хранит Вас Господь, дорогой Владыка. Благословите нас.
Е[лена] А[пушкина].
Воскресенье.
Предпразд[нство] Введ[ения] во храм Пресв[ятой] Богородицы.
Д. 19. Л. 24–25. Подлинник. Автограф.
* * *
См: [Апушкина Е. В.] Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова) // Вестник РСХД. 1973. № 107. С. 170–211; Молитва всех вас спасет. С. 30–61.
Датируется по упоминаемому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы и по помете епископа Афанасия.
Имеется в виду А. И. Кондратьева. См. о ней: наст. сб., кн. 1.
Отец Е. В. Апушкиной – Владимир Петрович Быков (1873–1936), из дворян. По специальности инженер-технолог.
Имеется в виду преподобный Силуан Афонский (Антонов Семен Иванович; 1866–1937).
Имеется в виду распространявшаяся в самиздате рукопись архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский» (издана в Москве в 1996 г.).
Датируется по содержанию.
Имеется в виду игумен Иоанн (Котляревский). См. о нем: наст. сб., кн. 1.
Имеется в виду А. В. Ведерников. См. о нем: наст. сб., кн. 1.
Преподобноисповедница Параскева (Матиешина). Воспоминания неоднократно опубликованы без ссылок на авторство Е. В. Апушкиной и игумена Иоанна. См.: Все вы в сердце моем... М., 2001.
См.: Иоанн (Котляревский), иером. Созидание спасения (по епископу Феофану Затворнику)//Журнал Московской Патриархии. М., 1957. № 1. С. 41–46.
Фиолетова Нина Сергеевна (в девичестве Малышева; 1912–2004) – келейница святителя Афанасия. После окончания школы поступила в Тимирязевскую академию, а окончив ее, работала во Владимирской хлебопромышленной госинспекции. Помогала епископу Афанасию в ссылках и заключении. В 1930-е гг. Нина Сергеевна вышла замуж за военного врача В. С. Фиолетова. В 1938 г. его арестовали. Нину Сергеевну уволили с работы как жену «врага народа». В 1940 г. ее муж был освобожден, но после перенесенных репрессий перенес инсульт, был парализован. В 1954 г. умер. В 1957–1959 гг., после освобождения из заключения иеромонаха Иеракса (Бочарова) Нина Сергеевна ухаживала за ним до его кончины. Затем стала келейницей, помощницей во всех хозяйственных, житейских делах святителя Афанасия. Позже Нина Сергеевна ухаживала за епископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым). В последующие годы Нина Сергеевна жила при Спасской церкви г. Владимира, была алтарницей, сторожем, пела на клиросе. Много помогала в собирании материалов о святителе.