Воспитание детей по святому Паисию Святогорцу

Источник

Содержание

Духовный капитал семей Боль за детей надо обращать в молитву  

 

Духовный капитал семей

Все мы знаем, что сегодня дети, как никогда раньше, подвержены всевозможным опасностям и всяческим вызовам. И эти вызовы уже не поджидают их за порогом дома, а в огромной степени вошли внутрь, в самые комнаты и портфели наших детей, поскольку достаточно одного обычного использования компьютера, интернета или телевидения, чтобы каждый мог увидеть и узнать всё. Эта наша действительность, к сожалению, беспощадна и неумолима, и, хотим мы того или нет, наши дети вырастают в такой среде, и, как бы мы их ни оберегали, опасность каждый момент находится рядом с ними. И пока они маленькие и слушаются нас – хорошо, но что начнется, когда они вступят в переходный возраст или достигнут совершеннолетия? Это больной вопрос для большинства неравнодушных и ответственных родителей.

Тема, на которой я остановлюсь, – это воспитание детей по старцу Паисию.

По благоволению Всеблагого Бога нам дано было благословение близко знать преподобного старца Паисия, видеть его, слушать и, рука к руке, прикасаться к обитавшей в нем благодати Пресвятого Духа. А теперь, основываясь на его богодухновенных словах и писаниях, попытаюсь в немногих словах рассказать вам, каким был взгляд преподобного старца на воспитание детей.

Воспитание ребенка начинается с беременности: мать молится и живет духовной жизнью, и дитя в ее утробе освящается

Как все святые, старец Паисий локализует начало воспитания детей до самого их рождения; воспитание детей начинается с беременности, говорит старец. Если мать, носящая плод, нервничает и расстроена, эмбрион в ее утробе волнуется. Если же мать молится и живет духовной жизнью, дитя в ее утробе освящается. Поэтому, когда женщина беременна, она должна молиться, изучать понемногу Евангелие, петь, держаться в стороне от стрессов, и окружающие должны стараться не напрягать ее. Тогда ребенок, который родится, будет освящен, и у родителей не будет с ним проблем, ни когда он будет маленьким, ни когда вырастет1.

Наша Церковь всегда верила, а наука сегодня торжественно признает ее правоту, исследуя и считывая генетический код (ДНК), что с самого первого момента зачатия в матери уже есть совершенный человек. Следовательно, воспитание должно начинаться с первого момента вступления нового человека в мир сей. Преподобный старец потому так категорично говорит о периоде беременности, что уже всеми научно признано, что на эмбрион влияет и психологическое состояние беременной матери, и даже окружающая среда. Сегодня мы даже говорим о психологии эмбриона как науке, из которой явствует, как важен этот период жизни человека, в котором он начинает получать первые положительные и отрицательные семена влияния, еще будучи эмбрионом. Однако напрямую на воспитание эмбрионального человека воздействуют главным образом родители, особенно беременная мать.

Сколько таких матерей, которые проводили святую жизнь и растили освященных детей! Вот мать старца Хаджи-Георгия. Даже молоко у этой благословенной матери, которое сосал Гавриил (мирское имя старца Хаджи-Георгия), было аскетичным2.

Родители несут ответственность за воспитание начиная с эмбрионального возраста. Если родители, когда ребенок еще во чреве матери, молятся, живут духовно, ребенок будет освящен, – говорил преподобный отец. И если впоследствии ему духовно помогут, он станет освященным человеком и принесет обществу пользу3.

Если воспитание ребенка начинается с эмбрионального возраста, то куда больше оно воздействует, когда ребенок родится и будет опекаем родителями. Поэтому родители должны осознавать огромное благословение, огромную привилегию, но и огромную ответственность за то, что стали родителями нового человека – образа Божия в мире сем. Бог, говорит старец, дал первозданным Адаму и Еве великое благословение стать Его сотворцами. После них родители, прародители и т.д. тоже являются сотворцами Богу, поскольку дают детям свое тело4.

Как только мать и отец вкусят радость того, что взяли ребенка на руки, на них тут же ложится ответственность за воспитание этого нового человека, их ребенка, первейшая цель жизни которого – стать подобным Отцу своему, Богу, свободно и всецело любя Христа, питаясь благодатью Святого Духа в Святых Таинствах Православной Церкви нашего Христа. Родители должны знать, что их ребенок, каким бы ангелочком он ни был, наследственно несет в себе последствия грехопадения, искажение образа Божия и влечение всего его существа к лукавым вещам уже с самой молодости. Поэтому, как добрый педагог, преподобный Паисий говорит: родители должны духовно помогать детям, когда они малы, потому что тогда и слабости их малы и их с легкостью можно отсечь. Они подобны молодому картофелю, который, если его потереть, очищается от кожицы. Когда же подрастет, уже надо брать нож и очищать его, если же на нем окажется что-нибудь черненькое, то придется проникать еще глубже5.

Воспитание детей надо вести с малого возраста, потому что тогда душа впитывает хорошие начала и благие семена, которые дадут впоследствии добрые плоды. Все мы по опыту знаем, как сильно влияет детский возраст на жизнь человека, поэтому когда психологи исследуют многочисленные психологические проблемы современного человека, они всегда обращаются к его детскому возрасту, чтобы найти там причины и травмы, оказывающие влияние на всю его оставшуюся жизнь. Родитель должен знать, что воспитание подобно медицинскому искусству, которое, с одной стороны, должно лечить, борясь с микробами, а с другой – укреплять организм с помощью лечебной терапии, чтобы он функционировал нормально.

Ссылаясь на святого Арсения Каппадокийского, житие которого он написал, преподобный старец Паисий описывает, как святой Арсений применял подобные упражнения с детьми. Кроме того, что он учил их грамоте как учитель, каковым являлся в селе, святой параллельно с этим еще и смирял их страсти, развивал в них мужество. Преподавал он детям и умную молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – или: «Во имя Христа и Богородицы», – а когда они порой грешили или совершали какую-нибудь пакость, учил их говорить: «Согреших Ти, Господи». Говорил он им и чтобы нарезали кусочки виноградных прутиков, нанизывали на веревочку и делали себе четки (наподобие плетеных четок), чтобы отсчитывать молитвы и поклоны, имевшиеся у каждого в качестве правила, и так ум детей очищался непрестанной молитвой6.

Отметим важность подвига, чтобы дети могли обрести мужество и не боялись страданий

Здесь надо отметить важность подвига в случае с детьми, чтобы они могли обрести мужество и не боялись страданий, поскольку им предстоит стяжать благо, стяжать добродетель. Боязливость души – это порождение себялюбия, а, по святым отцам, себялюбие является порождением маловерия.

Так, святой Арсений практически помогал детям стяжать мужество, чтобы они потом благодаря мужеству, как говорит старец Паисий ниже, могли смирить свои страсти и очистить ум непрестанным призыванием имени нашего Христа, а также поклонами единственно истинному Богу и Спасителю нашему.

Еще очень важно, что преподобный Арсений учил детей возлагать надежду и черпать силу в имени Христа и Богородицы, а также иметь мужество смиряться, когда они делают ошибки, признавать их и исправлять, говоря: «Согреших, Боже мой». Как плохо, к сожалению, бывает сегодня, когда родители постоянно стараются оправдать своих детей из нездоровой любви к ним, думая, что таким образом они оказывают им любовь, воспитывая их в иллюзорном мире самохвальства и себяоправдания, что, увы, в какой-то момент сокрушит ребенка, когда он встанет перед своими ошибками и их последствиями как перед непреодолимой стеной в нашей жестокой и мстительной реальности.

Подвиг воспитания нашей Церкви, в основе которого лежит рассудительность, терапевтически воздействует на души наших детей, ставя пределы их поискам, воюя с их страстями с самого их появления и очищая души и тела любовью нашего Христа. Разумеется, в подвиге воспитания детей главной является рассудительность, чтобы оно совершалось со многой деликатностью и знанием возможностей ребенка и не приводило к противоположным результатам.

Однажды старца спросили:

– Геронда, некоторые матери спрашивают, какую молитву совершать детям трех-четырех лет?

Мудрый и рассудительный старец ответил:

– Говорите им: «Ты же мать, посмотри, сколько выдерживает твой ребенок». Не надо им действовать по предписанному.

– Геронда, а дети, которых сюда водят на всенощные бдения, не устают?

– Во время утрени надо дать им немного отдохнуть, а на Божественной Литургии пусть берут их в храм. Матери, чтобы дети не озорничали, должны научить их молиться с малых лет. Родители должны рассудительно помогать детям, чтобы они приблизились ко Христу с самого нежного возраста и переживали радости более возвышенные, то есть духовные. А когда дети станут ходить в школу, с ними надо мало-помалу изучать какую-нибудь духовную книгу, помогая переживать ее духовно. Тогда они станут ангелочками и своей молитвой обретут великое дерзновение пред Богом. Такие дети – духовный капитал семей7.

Добродетель рассудительности, согласно святым отцам нашей Церкви, рождается из смирения. Только смиренный человек может быть рассудительным, поскольку своим смирением привлекает благодать Святого Духа, и она просветляет его в поступках. А с другой стороны, у смиренного нет предвзятости или приверженности к своей позиции и действиям, и поэтому он доверчиво принимает волю Божию, всецело уважая свободу личности другого, даже если этим другим является это малое дитя.

Эгоист и гордый человек не имеет просветления от Бога, он полон навязчивых идей и предубеждений, желая, чтобы другие стали такими, какими хочет он, он желает действовать по своей воле, а не чтобы происходило то, что действительно угодно Богу и полезно его ребенку. Поэтому он и делает ошибки, травмирует душу своего ребенка, и тот начинает проявлять отрицательные результаты и бунтарство. Такой человек не хочет слышать ни о свободе личности своего ребенка, ни об ограниченности его сил.

Родителю-педагогу самому надо пройти через терапевтическое воспитание, чтобы смочь правильно руководить своими детьми. Вот что говорит нам об этом мудрый преподобный старец, когда был спрошен:

– Геронда, одна мать дает своему ребенку святую воду, а он ее выплевывает. Что ей делать?

Он ответил:

– Молиться о ребенке. Может, то, как она дает ребенку святую воду, вызывает у него реакцию отторжения. Чтобы дети стояли на Божием пути, надо, чтобы и родители жили духовно правильно. Некоторые родители, будучи религиозными, стараются помочь детям стать хорошими не потому, чтобы их занимало спасение их души, а потому, что хотят, чтобы те стали хорошими детьми. Их больше волнует, что скажут об их детях люди, чем то, что они попадут в ад. Как же тогда Бог поможет им?

И духовно свободный и рассудительный старец продолжает, говоря:

Цель не в том, чтобы дети непременно делали добро, а в том, чтобы почувствовали добро как необходимость

– Цель не в том, чтобы дети непременно ходили в церковь, а чтобы полюбили церковь. И не чтобы непременно делали добро, а почувствовали его как необходимость. Так они вырастают благочестивыми и с двойным здоровьем8, без психических травм. Если родители заставляют ребенка из страха Божия, тогда Бог помогает и ребенку бывает легче. Если же родители делают это из эгоизма, тогда Бог не помогает. Часто детям бывает трудно из-за гордости родителей9.

Некритичная, чрезмерная любовь родителей, поскольку содержит в себе эгоизм и отсутствие доверия к Богу, причиняет детям зло, потому что подменяет правильное воспитание и наносит вред вместо того, чтобы послужить на пользу. Когда старца однажды спросили, может ли своей некритичной любовью причинить вред ребенку даже мать, он ответил:

– Конечно, может. Когда, например, мать видит, что ребенку трудно ходить, и со словами: «Как его жаль! Бедняжечка, он же не может ходить», – берет на руки вместо того, чтобы немного поводить за ручку. Как же он научится ходить сам? Она, конечно, делает это из любви, но вредит ему своим излишним вниманием.

Любовь нуждается в некоторых тормозах, с рассудительностью. Настоящую любовь отличает бескорыстность, в ней нет эгоизма, а есть благоразумие. Многие думают, что любят своих детей, но своим отношением приводят их к катастрофе. Когда мать, предположим, из чрезмерной любви целует ребенка и говорит ему, что «на всем свете нет такого ребенка, как мой», она только культивирует в нем гордость и нездоровую самооценку. Потом ребенок перестает слушать своих родителей, потому что думает, что он знает всё10.

(Окончание следует.)

Перевела с болгарского Станка Косова. Слово, сказанное в святой митрополии Этолоакарнании в мае 2009 года (Этолоакарнания – регион в Западной Греции).

26 июня 2018 г.

Боль за детей надо обращать в молитву

Как безрассудная любовь вредит, так вредит и безрассудное давление, поскольку оба они проистекают из нашего нездорового эгоизма. Старец отмечал это, говоря:

«Некоторые родители сильно давят на своих детей, даже при посторонних. Как будто у них есть какой-нибудь ослик, и они его палкой направляют, чтобы шел вперед, держат уздечку в руках, а ему говорят, чтобы шел себе свободно! Потом доходят до того, что детей бьют. Своим давлением родители не помогают детям, а душат их.

Постоянно: “Не то, не это, это сделай так…” Поводья держать надо, но так, чтобы они не лопнули. Пускай внимательно контролируют детей, чтобы направить их на путь истинный, но не создают пропасть между собой и ими. Пусть делают то же, что хороший садовник, когда сажает деревце: он его нежно привязывает к колышку, чтобы оно росло ровным и не поранилось, когда ветер станет клонить то налево, то направо. Он его даже огораживает плетнем и поливает своевременно, смотрит, чтобы, пока у него ветки не отрастут, их не обглодали козы. Потому что если его оставят без ветвей козы, ему уже конец, оно уничтожено. Дерево с отломанными ветвями ни плодов дать не может, ни тени тебе предоставить. А когда ветки у него отрастут, тогда садовник убирает плетень, и дерево начинает давать плоды, а под его тенью могут найти себе приют козы, овцы и люди.

В своей чрезмерной заботе родители, однако, хотят в большинстве случаев обмотать своего ребенка проволокой, тогда как его надо привязывать нежно, чтобы не поранить. Пускай стараются помочь детям таким образом, который культивирует в их душах достоинство, чтобы они ощутили добро как необходимость. Пускай объясняют им, что такое добро, насколько могут по-доброму, с любовью и болью»11.

Незабвенный старец всегда подчеркивал и для малых, и для больших: что бы мы ни делали, надо делать это с усердием, благородством, любовью и болью. Он советовал родителям взращивать достоинство в детях, чтобы они могли сами смело и радостно делать добро в жизни, любить Христа и своего ближнего и чтобы их жизнь была исполнена духовного смысла.

Когда родители замечают безобразное поведение и негативную реакцию своих детей, надо хладнокровно узнать, в чем причина. Очень часто пример родителей играет главную роль в формировании характера и душевного мира наших детей. Старец говорил:

Старец Паисий: «Мы помогаем детям главным образом своим примером, а не нажимом»

«Чтобы ребенок нас слушал, а вел себя безобразно – значит, что-то тут не так. Может, он видит безобразные сцены или слышит безобразные слова дома или на улице. В любом случае мы помогаем детям главным образом своим примером, а не нажимом.

Многие родители ссорятся при детях и дают им плохой урок. Бедные дети расстраиваются. Потом, чтобы их утешить, родители начинают исполнять любые их желания. Отец идет и берет ребенка добром: “Что ты хочешь, чтобы я тебе купил, золотко мое?”

Идет и мать, которая тоже берет его добром, и в результате дети вырастают капризными и притворщиками. Если же родители впоследствии не смогут дать им того, чего им хочется, они начинают пугать их тем, что покончат с собой.

Я вижу, как помогает детям добрый пример родителей. Когда дети видят, что родители любят друг друга, относятся друг к другу благоразумно, молятся и т.д., тогда они запечатлевают это в своих душах»12.

Очень часто родители в начале семейной жизни бывают далекими от Бога и допускают много ошибок в воспитании детей. А потом познают Божию любовь и сильно удручаются, видя ошибки, которые сделали по отношению к своим детям, а главное то, что не научили их любить Бога. Факт, что такая боль достаточно сильна для чувствительных душ родителей, ставших впоследствии благочестивыми, и диавол может воспользоваться этим, выше меры опечалив их души, чтобы утопить их в чувстве вины и ввести в отчаяние из-за ошибок в спасении детей. В этих случаях мудрый и человеколюбивый старец говорил нам, что если у родителей будет откровенное покаяние и они будут молить Бога помочь их детям, Бог что-нибудь для них сделает. Бросит какой-нибудь спасательный круг, чтобы они спаслись от бури, в которую попали. И даже если не появятся люди, которые помогли бы, может, они увидят что-нибудь, что им поможет, чтобы положение дел повернулось к лучшему. Вы должны знать, что у этих родителей имелось благое расположение, но только, когда они были маленькими, им не помогли в семье, и они имеют право на Божию помощь13.

Одним из главных поучений святого старца было то, что преблагий и справедливый Бог никогда не поступает несправедливо с человеком, и всякий человек, с которым поступили несправедливо, навсегда будет оправдан в Его вечном Царстве, но на этом свете Он тоже подает ему все возможности, чтобы он не пострадал духовно. Когда мы онеправдованы14 людьми, нас оправдывает справедливый Бог, – очень часто говорил он нам в своих поучениях. То же самое и в случае с трогательным феноменом детей, которые живут духовно и любят Бога, но сталкиваются со многими трудностями и препятствиями со стороны родителей, а также в случае с сиротами. О них старец говорил, что Бог больше печется об этих детях, чем о тех, у кого есть родители, живущие духовно15.

Старец всегда повторял нам, чтобы мы имели веру, доверялись Богу. Он считал, что чем меньше у человека помощи от людей, тем больше он имеет прав на Божию помощь, которая, по сути, и помогает нам и в которой мы нуждаемся. Об осиротевших детях он говорил характерным образом:

«Я завидую детям, лишенным большой любви родителей, потому что они многое сделали для своего Отца – Бога уже в этой жизни, а параллельно с этим сделали вложение в сберегательную кассу Бога, лишившись родительской любви, которая приносит проценты.

Но и в этой жизни добрый Бог поможет им, потому что с того момента, когда Он так или иначе забирает у них родителей, Он обязан защищать их. Бог естественным образом любит их больше и больше о них заботится. Этим детям Бог дает больше прав в этой жизни, чем другим»16.

Блаженный старец приводил в пример своего святого – преподобного Арсения Каппадокийского, который рос круглым сиротой, без матери и без отца. Если бы он духовно не воспрял перед фактом своего сиротства, если бы он не воспрял с храбростью, то был бы измучен, имел бы психологические проблемы. Вы видите, однако, каким бесстрашием он обладал! Какую борьбу вел! Как он был болен, но как много пеших переходов совершал! Шел, будто летал! Здесь явна сверхъестественная сила, которую подавал ему Бог. Разве у Христа могут быть трудности с воспитанием сирот?17

Какое утешение подает нам старец этими словами! Но то ли только сиротство, когда родители умирают телесно? Не является ли видом сиротства, духовного и телесного, духовная омертвелость и погибель душ наших родителей, их постоянное отсутствие дома и жизнь, далекая от Бога?

Господь жив, уверяет нас преподобный старец. Когда кажется, что вокруг сплошной негатив и вот-вот наступит хаос, тогда Бог развеивает это Своей любовью, и в Боге человек очень часто из терний собирает благоуханные и драгоценные розы.

Не будем отчаиваться, когда заметим, что наши дети испытывают духовные трудности, но станем молиться

Поэтому давайте не будем отчаиваться как родители, когда заметим, что наши дети испытывают духовные трудности, даже если это из-за наших недостатков. Через самоукорение, которое рождается из смирения и вводит благодать Божию в душу, встанем против трудностей наших детей, принимая на себя их боль, и обратим эту боль в боль молитвы к Богу как о своих недостатках, так и о трудностях наших детей, чтобы Он покрыл Своей Божественной силой и присутствием наши недостатки и упущения в воспитании детей.

Никогда не забуду, как старец с великой болью и любовью соучаствовал в трудностях людей и с самообвинением молился об их слабостях и болезнях.

Однажды в его каливу пришел один отец, ведя с собой ребенка лет десяти. Мы в это время были там, у старца, и в непосредственной близости видели всю сцену. Видно было, что отец и сопровождавшие их сказали ребенку, что старец имеет силу излечить его от болезни (думаю, у него была лейкемия), и ребенок ждал, что чудо свершится и он в тот же миг исцелится.

Старец, как обычно, принял их со многой любовью и говорил им духовные слова, увещая иметь надежду и веру во Христа и Богородицу нашу, а потом предложил им продолжить свое паломничество по другим монастырям Святой Горы Афон. И когда они встали, чтобы уйти, и ребенок понял, что чуда не произошло, как он себе представлял, он бросился к старцу, обнял его и стал просить:

– Отче, прошу тебя: исцели меня!

Неизгладимой остается во мне та боль и любовь, которая изобразилась на лице старца. Он обнял ребенка и так, стоя, устремил свои заплаканные глаза к небу, словно никого из нас там не было, а один только Преблагий Бог, и, изливая боль сердца, сказал Богу:

– Боже мой, чем виноват этот ребеночек, что даже я, недостойный и потерянный, не могу помочь ему?

Он закрыл глаза и погрузился в безмолвную молитву об этом маленьком ангелочке, а мы все молча переживали, как этот святой человек молится.

Что было потом, мы так и не узнали, но увидели, как старец берет боль людей на себя, обращая боль молитвы в крайнее смирение, которое отверзает потоки милости и благодати Божией.

С тех пор я говорю себе, что если бы и мне было так же больно или если бы так же больно было родителям и я брал бы ошибки и раны братий моих на себя, претворяя боль в молитву, тогда я был бы совсем другим и совсем иначе смотрел бы на братий своих, а родители – на своих детей. И действительно, как сильно мы помогли бы тогда своим детям духовно и телесно, да и себе самим, потерянным и недостойным!

И наконец, не гордость ли и наш эгоизм обычно вредят нам и нашим детям, а мы этого не понимаем, в то время как наше смирение и является противоядием от трудностей, как наших собственных, так и наших детей?

Не буду вас больше утомлять. Закончу чтением одного письма, которое почтенный старец написал отцу, страдавшему из-за своего ребенка, хотя и на нем самом лежала доля вины. Письмо само по себе говорит как о рассудительности старца, проистекавшей из его смирения и свободы в благодати Божией, так и о великой необходимости доверяться Отеческому Промыслу любви Божией, который в конечном счете и должен направлять наше существование, чтобы мы на корабле нашего семейства могли должным образом встретить надвигающиеся бури.

Итак, преподобный старец пишет:

Старец Паисий: «Не давите, но покажите, что беспокоитесь о том пути, каким пошел ваш ребенок»

«Уважаемый братец мой О., приветствие тебе в Господе.

Что касается Вашего ребенка, о котором мне пишете, то мнение мое таково, что строгая позиция навредила бы ему еще больше. Говорите ему о добре по-доброму и не давите на него потом, но покажите, что беспокоитесь о том пути, каким он пошел. Это видно будет само собой, потому что ни радости скрыть нельзя, ни беспокойства. Вы исполняйте свой долг, давая советы, а потом надо доверить своего ребенка Богу.

Я думаю, что боль принесет больше результатов, если будет обращена в молитву. Когда Вам больно из-за непослушания ребенка и Вы настаиваете на своем, Вы не достигнете результатов, потому что ребенка ввели в неистовство плоть и влияние лукавого, которому он дал власть.

Это буря, и она пройдет. Не убивайтесь, он придет в себя позднее. И не принимайте всё близко к сердцу, что он утратит чистоту или что будет потом.

У людей нашей эпохи другие правила, они превратили грех в моду. Бог да помилует Вас.

Смотрите, сколько можете, не ожесточайте ребенка, как я уже говорил, чтобы он не разорвал цепей и не ушел из дома, потому что потом он придет в себя, но не захочет подойти к Вам из самолюбия, и так будет полностью для Вас потерян.

Что касается врача, о котором Вы мне пишете в связи с тем состоянием, в котором он находится, то даже если ребенок и демонстрирует что-нибудь, ему навредит, если Вы его туда отправите, потому что, с одной стороны, будет задето его огромное самолюбие, а с другой – появится помысл, что с ним что-нибудь случится из-за плотских желаний, которые не будут удовлетворены, и он впадет в страх и будет еще хуже. У ребенка нет ничего, кроме плотского детского безумия его возраста, которое возросло до большой степени и разожгло пожар из-за его невнимательной жизни.

Если Вы думаете, что у него есть что-то и врач скажет, чтобы Вы давали ему лекарства, я не возражаю. Но проявите терпение на малый период времени и не обращайте внимания на его непослушание, пока он не сблизится с Вами больше. А при первой возможности, которую он даст Вам сам, когда почувствует недомогание или когда Вы найдете повод, тогда ведите его к врачу.

В любом случае не беспокойтесь, Бог не оставит ребенка так. И грехов детей нынешней эпохи Он тоже не будет судить так, как будет судить грехи детей нашей эпохи.

Молитесь, и я буду молиться, а благий Бог поможет Вашему ребенку, как и всем детям на свете.

С любовью во Христе,

монах Паисий».

Благодарю вас!

Перевела с болгарского Станка Косова. Слово, сказанное в святой митрополии Этолоакарнании в мае 2009 года (Этолоакарнания – регион в Западной Греции).

27 июня 2018 г.

* * *

1

Паисий, старец. Слова. Т. 4: О семейной жизни. Издание м-ря св. евангелиста Иоанна Богослова. Суроти; Салоники, 2008. С. 84 (на греч. яз.).

2

Там же. С. 90.

3

Там же. С. 93.

4

Там же. С. 91.

5

Там же. С. 91–92.

6

Паисий, старец. Святой Арсений Каппадокийский. Издание м-ря св. евангелиста Иоанна Богослова. Суроти; Салоники, 2008. С. 44–47 (на греч. яз.).

7

Паисий, старец. Слова. Т. 4. С. 159–161.

8

Вероятно, старец имеет в виду здесь духовное и телесное здоровье. – Болг. пер.

9

Паисий, старец. Слова. Т. 4. С. 159.

10

Там же. С. 159–161.

11

Паисий, старец. Слова. Т. 4: О семейной жизни. Издание м-ря св. евангелиста Иоанна Богослова. Суроти; Салоники, 2008. С. 109–111 (на греч. яз.)

12

Там же. С. 95–96.

13

Там же. С. 100.

14

Онеправдованы – претерпели несправедливость, обиду.

15

Паисий, старец. Слова. Т. 4. С. 101.

16

Там же. С. 126.

17

Там же. С. 128.


Источник: Православие.RU

Комментарии для сайта Cackle