прот. Сергий Стольников
О проблеме сквернословия в современной России

прот. Сергий Стольников,
настоятель Казанской церкви города Чудово Новгородской области

К написанию нижеследующего меня вынуждает сердечная боль и искреннее переживание за будущее детей России и дальнейшую судьбу нашего Отечества, которые, по моему глубокому убеждению, в значительной степени зависят от поднимаемого далее вопроса.

Проблема, которую я хочу затронуть, имеет на сегодня в нашем обществе огромное и даже, я уверен, угрожающее по своим масштабам и последствиям распространение. Я имею в виду распространенность среди молодежи, подростков и детей матерного сквернословия. Являясь провинциальным служителем Церкви Христовой, я постоянно нахожусь в среде простого народа. Во время отпусков и выходных имею возможность периодически бывать в разных городах России. И могу вполне ответственно засвидетельствовать – матерным сквернословием сегодня заражена значительная часть нашего общества. Без того, чтобы услышать матерное сквернословие, не обходится ни один поход в магазин за продуктами, ни одна прогулка по улицам города, ни одна поездка в общественном транспорте и т.п. Причем не важно – маленький это провинциальный поселок, или культурная столица России. Но самое страшное состоит в том, что сквернословие весьма распространяется среди детей, даже самых маленьких. Если в детском саду сквернословие имеет пока что единичные случаи, то среди детей младшего школьного возраста сквернословие уже широко распространено. Зайдите в каком угодно Российском городе на любой школьный двор после уроков или на перемене, на любую детскую игровую площадку, а особенно на спортивную площадку, скейт-парк, например. И вы ужаснётесь тем словам и выражениям, которые употребляют даже маленькие дети. Причем сегодня дети сквернословят, совершенно не стесняясь окружающих взрослых, не обращая никакого внимания на присутствующих рядом малышей. Особенно страшно, что присутствующие при этом взрослые не делают матерящимся детям никаких замечаний. А уж в среде подростков и молодежи сквернословие уже превратилось из нецензурной ругани в настоящий язык повседневного бытового общения.

Возможно, мне возразят, что данное явление есть неотъемлемая составляющая простонародной культуры, что поделать с этим ничего нельзя, да и особо страшного тут ничего нет – матерщина в России была все прошлые века, и страна от этого не прекратила своего существования, что матерщина не приемлется только религиозными людьми, а у нас светское государство, и верующие не имеют право навязывать свои культурные нормы безрелигиозным людям и т.п.

Здесь я попытаюсь обозначить вредные последствия сквернословия, актуальные не только для православных верующих, но и для всего общества и государства.

Во-первых, сквернословие действительно не приемлется в Христианской культуре. В Православии «Слово» – это одно из имен Божьих. Слово – это особый дар Бога человеку, это важнейшее свойство человека, как образа и подобия Божия. Все остальные созданные Богом живые существа по сравнению с человеком именуются в церковной культуре «тварями бессловесными». Слово – это священный дар Божий, данный человеку для осуществления высшего блага, красоты и добра. Посему матерщина и является именно скверным словом, то есть, оскверняющим священный Божий дар, оскорбляющим Бога и удаляющим человека от Бога.

Кто-то мне скажет: ну, это все ваши религиозные ценности, а люди нецерковные, коих в России большинство, особой беды в сквернословии не находят. Даже, наоборот, без матерных выражений русский язык сильно обеднеет, без них немыслим простонародный юмор и т.п.

Вот теперь мы переходим к вредным последствиям сквернословия даже для светского общества и государства.

  1. Обычно те школьные учителя, которые решаются поговорить с детьми о вреде сквернословия, указывают на оскудение речи зараженных сквернословием людей. Действительно, одно матерное слово, употребляемое в различных вариациях, может вытеснить из общения огромное языковое многообразие, заменяя собою практически все части речи и обозначая любые предметы, личности, действия, признаки, эмоции и т.д. Таким образом, навык сквернословия крайне обедняет лексикон человека, а следовательно – понижает его интеллектуальный уровень. Рассуждать о важности интеллектуального развития для современного молодого человека нет необходимости – она очевидна. Таким образом, сквернословие – это серьезное препятствие для получения хорошего образования и достижения высокого интеллектуального уровня.
  2. Но кроме человеческого интеллекта, под ударом сквернословия оказывается и чувственная часть души человека. Дело в том, что произнесенное человеком слово нередко несет в себе не только определенный рациональный смысл, но и особые чувственные переживания – имеет, так сказать, свой эмоциональный фон. Это особенно справедливо по отношению к матерным словам и выражениям. Все они без исключения несут в себе эмоциональный оттенок жестокости, злорадства, пошлости и цинизма. А, следовательно, тяжело отравляют душевную атмосферу человека. Из этого выходит, что в душе зараженного сквернословием человека преобладают эти самые негативные эмоции, как сорняки заглушающие все доброе в его внутреннем мире. В этом, собственно, и заключается изначальное предназначение сквернословия – сделать больно, унизить, обесчестить, насмеяться, поглумиться и т.п. Жестокость, пошлость и цинизм становятся обычным душевным состоянием навыкшего сквернословию человека, а, стало быть, такие чувства, как добрая радость, благоговение перед святыней, супружеская любовь, патриотические чувства, почтительность к окружающим и многое другое угасают во внутреннем мира человека. В связи с этим, для всего общества данный порок при значительном распространении становится серьезной угрозой. Ведь основополагающие общественные институты держатся, прежде всего, на добрых, положительных чувствах людей. После религиозных чувств, в первую очередь, следует упомянуть священные чувства семейных ценностей и патриотических настроений. Вот эти-то священные чувства сквернословие и поражает в первую очередь. А, стало быть, является духовной ржавчиной, разрушающей всё государственное и общественное здание.

Можно перечислить некоторые отрицательные, а правильнее сказать – губительные для общества и государства последствия неограниченного сквернословия:

  1. угасание религиозных чувств.
  2. угасание патриотических чувств.
  3. понижение интеллектуального уровня.
  4. разложение семейных ценностей.
  5. безответственное отношение общественным и служебным обязанностям.
  6. понижение качества выпускаемей продукции.
  7. пренебрежение к результатам чужого труда (и множество разных последствий этого – разбрасывание мусора в общественных местах, например, и т.п.)

и многое другое.

Ну и, конечно же, в связи со всем этим возникает вопрос: «А что же тут можно поделать, если сквернословие уже широко распространилось и глубоко засело в менталитете значительной части нашего народа»? Я не берусь за решение вопроса, что делать с конкретными взрослыми матершинниками. Нередко приходится слышать о необходимости ужесточения государственных законов и усилении мер наказания для сквернословов. Наверное, и такие меры смогут дать какой-то положительный эффект. Но в целом для всего общества есть хоть и более долгий, но всё же более действенный путь оздоровления в этом отношении. Это касается, прежде всего, детей, начиная с младшего школьного возраста. Здесь просто необходимы серьезные профилактические мероприятия в масштабе всей страны. И площадкой для таковых профилактических мероприятий могут стать обычные средние школы. Важно, чтобы такая работа велась по всей стране, во всех регионах. Местечковые инициативы будут неэффективны – это как пытаться очистить воду только в одном уголке мутного водоема – даже если это вдруг удастся, то муть тут же перейдет в это место из соседних нечищеных участков. А работа здесь предстоит не такая уж сложная и материально не сильно затратная. Нужна как минимум обычная пропаганда среди детей и подростков, наподобие пропаганды против табакокурения среди детей. Таковая пропаганда полностью проблему не изживает. Но значительно ее все же уменьшает, это факт. Так и с обсуждаемой проблемой – тематические классные часы, осуждение данной темы на уроках «Разговоры о важном», стенгазеты или просто плакаты с соответствующими лозунгами, что-то еще подобное – специалисты в области образования смогут разработать здесь нужные программы и внедрить их в школьный процесс. Положительный эффект появится, конечно, не сразу вдруг, но он точно появится, и самым положительным образом повлияет на все стороны государственной и общественной жизни.

Я лично верю в успех таковой миссии. Было всего несколько случаев, когда мне довелось проводить подобные занятия со старшеклассниками. И вопреки некоторым скептическим ожиданиям, беседы с детьми проходили в позитивном ключе и, я надеюсь, имели добрые последствия.

Вряд ли кто-нибудь не согласится с тем, что культура народного языка является неотъемлемой частью основы основ общественного и государственного бытия.

Думаю, что мы, Православные христиане в России, сообща можем положительно повлиять на духовную атмосферу всего Российского общества, призвав руководство нашей страны серьезно отнестись к данной проблеме и, не взирая на множество других острых проблем, разработать профилактические программы для работы по борьбе со сквернословием среди Российских школьников.

Глубоко убежден, что разработку и внедрение данных программ сегодня необходимо осуществлять без промедления.

Декабрь 2024 года
Статья предоставлена автором

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka