Слово в день памяти святителя Николая
Вот мы с вами и дождались праздника Святителя и Чудотворца Николая. Этот святой любим всем народом, любим не только православными христианами, но и католиками, и даже протестантами, как это ни странно. И мусульмане почитают Николая Угодника, и даже язычники.
Мы знаем сотни примеров помощи Святителя и Чудотворца Николая. Но сегодня мне хочется сказать не о его чудесах, а о его удивительной любви к людям, ради которой он стяжал такое к себе уважение. Мы неоднократно слышали, как однажды Святитель Николай спас семью от нищеты и от поругания. Отец, не зная, что делать со своими тремя дочерьми, живя в крайней бедности, решил отдать их на поругание, лишь бы получить хоть какие-то деньги на пропитание. Провидев это, Святитель Николай, несмотря на то, что он был епископом Мир Ликийских (а епископ в те времена был фактически духовным главой города), одевается в рубище монашеское и тайно, ночью, чтобы его никто не узнал, пробирается к дому этого человека и подкидывает ему мешочек с золотом. Сначала ради того, чтобы спасти старшую дочь, затем через некоторое время, так как человек не вразумился, – среднюю, за затем – младшую. В конце концов, бедняк, желая узнать, кто его благодетель, устроил засаду, погнался за чернецом и когда догнал его, то пришел в ужас. Перед ним стоял величайший угодник Божий.
Давайте внимательнее рассмотрим этот случай. Как же так? Отец отдает на срам дочерей ради того, чтобы выжить. Что-то здесь неправильно. Что-то здесь не так. Другие люди для того, чтобы сохранить честь своих детей или свою, шли на смерть. Некоторые девы, чтобы не быть поруганными, выбрасывались из окон. Это не считалось самоубийством в Церкви, а приравнивалось к мученичеству. А здесь все наоборот. Конечно, теперь, когда прошло более полутора тысяч лет, мы можем лишь предполагать, что перед нами, наверняка, порочный человек. Ради куска хлеба, ради временного, земного благополучия он готов предать на разврат самое дорогое, своих дочерей! Тем не менее, святитель Николай идет именно к этому порочному и падшему существу. И именно память об этом человеке тысячелетиями сохраняется в народе. Зачем помогать такому отцу? Достоин ли этот человек такой памяти? Но в этом то и величие Святителя Чудотворца Николая!
Вот что такое Любовь.
Хорошо любить хороших! Хорошо любить добрых, честных, справедливых, а лучше всего любить тех, кто мне угождает, кто передо мной лебезит, кто мне что-нибудь дает, кто со мной всегда во всем внешне согласен. Одно удовольствие любить такого человека. Но настоящая Любовь – она не такая! Это не любовь, когда ты любишь того, кто тебе услуживает, это эгоизм. Любовь не разбирает хороший человек или плохой, ей жалко, она жертвует собой ради ближнего, она не рассуждает о человеке, не анализирует его поступки. Если человек попал в беду, то надо ему помочь. Негодяй он или хороший. Какая разница?!
Чем же отличается Любовь от осуждения? Где же эта грань? Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете». И кто из нас не судил? Один наш телефон.... Только при упоминании о нем уже наша душа нас обличает. Сколько по этому телефону, по этим проводам вылилось осуждений и обсуждений с близкими, друзьями, подругами и знакомыми! Годы, наверное, провели мы около этого телефона, чтобы каждому косточки промыть, чтобы каждого осудить, чтобы каждого возненавидеть!
Итак, где же эта граница? Где это «не осуди»? Мы же не малые дети и не должны делать вид, что ничего не видим. Вот негодяй, а мы себя ублажаем: «Да он хороший человек, это он случайно постоянно доводит до отчаяния свою мать, да это он случайно ворует, он случайно колется, случайно убивает, случайно ненавидит». Сколько так можно себя обманывать? День, два, месяц, полгода. Но затем душа восстанет и скажет: «Что ты меня уговариваешь? Где ж тут «случайно»? Смотри, как этот человек живет, и вот этот и этот. Вообще хороших нет. Вообще в мире святых нет! Как это «любить всех», как написано в Евангелии?! Не могу я, – говорит Душа – любить всех, ведь они такие сякие».
Действительно, как это «всех любить», как это «всех не осуждать»? Да очень просто. Мы с вами люди трезвые и взрослые. Конечно, мы не можем закрывать глаза на те преступления, которые вокруг нас происходят. Но это не значит, что мы имеем право выносить приговор. Откуда мы знаем, какой Промысел Божий об этом человеке? Господь негодяя берет, вытаскивает из самой грязи и делает его святым, если в этом негодяе есть хотя бы крупица хорошего. Таких примеров – тысячи (читайте жития святых)! Как мы можем выступить судьями и сказать: «Вот этот человек – конченный! Вот этому человеку не спастись, Царство Небесное ему не наследовать!»? Но, с другой стороны, мы не можем говорить, что он хороший, когда он творит такие беззакония. Как же быть? Да очень просто.
Не осуждать – не значит не видеть, не осуждать – значит жалеть! Представьте перед собой преступника, разбойника, самого ужасного че ловека. Вы так часто в сердце мечтали, чтобы хоть кто-нибудь ему отомстил. Теперь вот он перед вами. Представьте, что он идет по улице, заходит за поворот... Вы слышите визг тормозов, выскакиваете, и на ваших глазах этого человека сбивает и размазывает по асфальту машина. Что, у вас сердце не сожмется в этот момент? Что, в этот момент вы тоже будете помнить: «Ах, он негодяй! Так ему и надо!»? Нет, я думаю. Нормальный человек не выдержит такого зрелища. Заболит у него душа! Заплачет! Вот точно также и с осуждением. Почему у нас с вами душа не болит при виде плохого, пусть даже очень плохого человека? Ведь его же в этот самый момент сбивает бесовская машина, которая страшнее любого железного автомобиля. Ведь он навсегда вскоре пойдет в ад! Почему же у нас сердце не сжимается от того, что ничем ему помочь нельзя, и он сейчас погибнет?! В этом то и отличие осуждения от сочувствия и любви: когда на твоих глазах совершается преступление, и у тебя от этого преступления сжимается сердце; когда тебе хочется помочь и обиженному и в то же время остановить обижающего, потому что он тоже погибает, потому что они оба для тебя одинаковы, как для отца два ребенка. С одной стороны, одного надо наказать, а другого пожалеть. Но, с другой стороны, и обидчика жалко. Вот тогда человек в душе не осуждает. Вот тогда этот человек может действовать и не бояться. Тогда он может и обличить в лицо, и наказать, и правду сказать. Если понадобится, даже высечь виновного. Но он его любит, и все, что он ни делает, он делает ради самого человека и ради его спасения. А когда человек ставит на другом крест и говорит: «Этот не спасется, этот такой сякой, на него не надо время тратить», – тогда этот человек впадает в страшный грех осуждения.
Как-то в одном из храмов города был такой горький случай. Приходит к священнику женщина, сотрудница церкви, и плачет: «Батюшка, как же мне быть? Что же это такое, я же в храме служу! За что они ко мне так?» Ее дочь обварилась кипятком. На работе за ее спиной поползли сплетни: дети страдают за грехи родителей. «Батюшка, конечно, я грешница, конечно, я сама виновата, но что же они меня не пожалели?» Обиднее всего было то, что ее сотрудница, которая только что ее осуждала, через 5 минут сама споткнулась, упала и сильно ушиблась, говоря при этом: «Да, конечно, я потому упала, что мне бес подножку поставил, я слишком хорошо помолилась сегодня у владыки Иосифа». И вот женщина плачет: «Батюшка, где же справедливость? Когда она упала – это она у владыки Иосифа хорошо помолилась. А когда я ребенка обварила – то это значит, что я нагрешила». Вот это и есть осуждение. Мы такие хорошие к самим себе. Когда к нам горе приходит, нам даже страшно подумать, что мы получаем за наши грехи. А когда с другими то же случается, мы торжествуем: «Так ему и надо! Он заслужил!». Когда мы падаем – это нам бес подножку поставил за нашу святую жизнь. А когда другие падают: «Это их надо наказать, по-другому их не спасешь. Я же лучше знаю. Я-то со стороны вижу».
Христианство рассуждает иначе. Для обычного, земного человека в христианстве все с ног поставлено на голову. Например, много книг написано и хранится в Церкви. Но тайна этих книг заключается в том, что для того, чтобы их прочитать, нужно иметь один ключик. Этот ключик есть Любовь к людям. Нельзя ни одну книгу церковную, ни Библию, ни Евангелие, ни Книгу Правил, ни жития святых приложить к кому-то другому и сказать: «Вот точно! Я прочитал у Святых Отцов. Этот человек заслуживает десяти лет отлучения». Каждую книгу церковную можно приложить только к себе – в этом тайна Православия. Себя только должно сравнивать со святыми или с теми идеалами, которые предлагает Христос в Евангелии, только к себе применять Правила Апостольские. Вот тогда человек поймет, что такое христианство. А до тех пор, пока мы будем судить других и любить себя, ничего у нас не получится. Придем к Богу и будем поражены, когда Господь скажет нам: «Отойдите от меня, делающие беззаконие, не знаю вас!» Кто-то говорил, что когда душа окажется в Раю, в ней возникнет три удивления: «Почему вот эти недостойные люди оказались тоже здесь? Почему в раю нет тех, кого я считала самыми достойными? Почему я в раю?»
Вот что такое «грех осуждения», вот что значит оценивать человека и определять, достоин он чего-то или не достоин. А мы невидимо это делаем каждый день. Давайте сейчас проведем маленький психологический тест. Пусть каждый представит своих близких, мысленно окинет взором своих дальних родственников, вспомнит соседей, друзей, знакомых и честно скажет себе, кто из них лучше меня, с кого из них можно взять пример. Вот с этого соседа этажом выше? Но он пьет. С другого знакомого соседа? Но он колдует. У этого ужасный характер. Этот довел свою жену. Этот постоянно ругается. Этот неверующий... «С кого я могу взять пример? Если найдутся два-три человека, которых я уважаю в жизни, может быть, хорошо, а большинство я терпеть не могу». Это так человек верующий считает! И он уверен, что он уже стяжал страх Божий и покаяние.
А святые говорят так: «Господи, все спасутся, я один погибну».
Перед смертью аввы Сисоя, когда около него сидели отцы, вдруг лицо его просияло, как солнце. И он сказал: «Вот пришел авва Антоний». Немного погодя: «Вот пришел лик пророков». И лицо его заблистало еще светлее. Потом он сказал: «Вот вижу лик Апостолов». Свет лица его усилился, и он с кем-то разговаривал. Тогда старцы стали спрашивать его: «С кем ты, отец, беседуешь?» Он отвечал: «Пришли Ангелы взять меня, а я прошу, чтобы на некоторое время оставили меня для покаяния». Старцы сказали ему: «Ты, отец, не имеешь нужды в покаянии». Авва Сисой отвечал им: «Нет, я уверен, что еще и не начинал покаяния». Вдруг опять лицо его заблистало, подобно солнцу. Все пришли в ужас, а старец говорит им: «Смотрите, вот Господь. Он говорит: «Несите ко Мне избранный сосуд пустыни», – и тотчас предал дух и был светел, как молния. Вся храмина наполнилась благоуханием.
Какой пример покаяния! «Господи, я уже на небесах, а я не верю, что я достоин быть в Царствии Небесном. За что, Господи? За что ты меня туда возьмешь? За мои грехи? За мои аборты? За мои убийства? За мой разврат? За мои пьянки? За мое осуждение? За гниль, которая у меня в душе? За что?» Вот как рассуждает православный. И этим рассуждением, правда, если не впадает в отчаяние, спасается. И уже не видит никого вокруг себя. Уже не думает о том, как бы других спасти, а думает, как бы ему самому не погибнуть. И тогда легко ему становится жить. Душа его ликует и радуется. И хотя он еще далек от Царства Небесного, Душа его уже испытывает те небольшие моменты радости, которую приготовит ему Господь в Царствии Небесном. Вот как просто на самом деле выполнить заповедь «Не судите и не судимы будете». Нужно просто поменьше глядеть на других. Побольше смотреть внутрь себя. Тогда и времени у тебя не будет на осуждение.
Вот как жил Святитель и Чудотворец Николай. Он не рассуждал, кто перед ним святой или грешник, праведник или опустившийся человек, хороший или плохой. Святой шел на помощь и помогал человеку вне зависимости от того, достоин он или не достоин. Хотя Николай Угодник был прозорливым. Он видел не только тело, но и душу человека с ее помыслами, даже будущее человека видел. И не рассуждая, до последнего пытался ему помочь. Так живут святые. Они не видят человека, они его не оценивают, они видят грех. Когда человек впадает в грех (слово славянское «впадает», т. е. падает, разбивается), тогда эти святые угодники Божии бегут, чтобы любой ценой его спасти. Все остальное потом. Плохой он или хороший – это потом. Сейчас надо не дать ему пасть, не дать погибнуть. Они не выкидывают человека на помойку. Они стараются каждого остановить от гибели и, в редких случаях, когда совсем уже не могут помочь человеку, отходят от него, но продолжают за него молиться. Они чувствуют себя ответственными за весь мир.
Читайте внимательно старца Паисия. Как он молился! Мало того, что он каждое мгновение читал Иисусову молитву, он еще и ночью выделял определенное время: с девяти до десяти он молился за тех, кто поздно возвращается с работы; с одиннадцати до полуночи – за всех путешествующих ночью; а с полуночи до часу – за тех, кто прокутил, провел свой вечер в ресторане, за тех грешников, которые пьяными возвращался домой. Как это понять нам с вами, людям простым? И в то же время, наверное, у нас с вами сердце не меньше, чем у святителя Николая или старца Паисия. Просто его надо раскрыть, очистить от ненависти, от осуждения, от злобы, помыть это сердце хорошенько, и тогда мы увидим, что и мы способны точно также любить, не только друзей, но и врагов. Любить не только хороших, но и плохих. Поймем, что все люди на земле – это одно целое. Все мы – братья и сестры.
Давайте будем брать пример с великих угодников Божиих, прежде всего со Святителя Чудотворца Николая. Кто-то сказал: «Если всяким другим угодникам Божиим Господь даровал дух покаяния, то Святителю Николаю он даровал особый дух – дух радости». Наверное, этот дух он получил за величайшую любовь к людям. И мы с вами в такие особые дни праздников святых угодников Божиих будем тоже призывать их, чтобы они нам помогли хоть немного уподобиться Богу или стать хотя бы немного похожими на них. Аминь.