- «Покаяния отверзи ми двери» митр. Филарет (Вознесенский)
- «Покаяния двери отверзи мне…» митр. Николай (Ярушевич)
- Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче свт. Иоанн (Максимович)
- «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» архиеп. Аверкий (Таушев)
Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до 5-го Воскресенья Великого поста (преподобной Марии Египетской). Таким образом, в течение периода Постной Триоди «Покаяния отверзи…» поется, как правило, 9 раз. Отмена данного песнопения возможна только, если в одно из воскресений Триоди случится двунадесятый праздник (Сретение Господне или Благовещение) или храмовый праздник.
До середины XVII века в России в службах воскресных дней периода Постной Триоди полный корпус стихир «Покаяния отверзи…» начинали петь только в Неделю сыропустную, тогда как в Недели О мытаре и фарисее, О блудном сыне и Мясопустную пели только последнюю стихиру «Множества содеянных мною лютых…» вместо «Воскрес Иисус от гроба…», а на «Слава» и «И ныне» пели обычные «Молитвами апостолов…» и «Молитвами Богородицы…». Лишь после реформы в середине XVII века стихиры «Покаяния отверзи…» и «На спасения стези…» были добавлены и в службы этих Недель.
В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном Суде.
Слава, глас 8: Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, храм нося́й теле́сный весь оскверне́н; но, яко щедр, очи́сти благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.
«Открой мне двери к покаянию, Жизнеподатель, ибо дух мой с раннего утра стремится к святому храму Твоему, нося весь осквернённый телесный храм; но Ты, как Милосердный, очисти его по неизреченной Твоей милости».
И ныне: Богородичен: На спасе́ния стези́ наста́ви мя. Богоро́дице, сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́ и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х; но Твои́ми моли́твами изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.
«На путь спасения направь меня, Богородица, ибо постыдными грехами загрязнил я душу и в лености провёл всю жизнь мою, но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты».
Таже, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́.
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти все беззакония мои».
Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я, окая́нный, трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго; но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего, я́ко Дави́д вопию́ Ти: поми́луй мя. Бо́же, по вели́цей Твое́й ми́лости.
«О множестве сделанных мною злых дел размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днём суда. Но, надеясь на милость снисхождения Твоего, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня. Боже, по великой Твоей милости».
Комментировать