О чем мы просим Бога на молебне, из чего состоит это богослужение, почему можно подать записку «О здравии», но лучше присутствовать на молебне, рассказывает протоиерей Игорь Гагарин
Зачем нужна совместная молитва?
«Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» – еще очень-очень давно сказал царь-псалмопевец Давид. Одиночество горько и порой невыносимо. Ведь даже радость не в радость, когда нам не с кем ее разделить. Что уж тогда говорить о горе, о несчастье, о страдании. Общение между собой тех, кто понимает друг друга, сочувствует друг другу, - одна из самых больших ценностей. Даже если они просто доброжелательно беседуют, выслушивают друг друга с неподдельным сочувствием – это немало. Но еще более ценно, когда люди, связанные общей болью, объединяются в молитве.
Жизнь верующего немыслима без молитвы. Чем искреннее вера, тем больше потребность у человека время от времени оставаться наедине с Богом. Но если общение с Господом бывает только «наедине», духовная жизнь становится однобокой. Иисус Христос желает видеть в нас такую веру, которая не только объединит нас с Ним, но и друг со другом. «...да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино», (Ин.17:21) — молился Своему Отцу перед тем, как идти на Голгофу Господь о нас с вами.
В любом деле совместное усилие увеличивает результат действия. Это же верно и по отношению к делу молитвы. Когда несколько человек вместе молятся об одном и том же, сила молитвы возрастает многократно.
Самой сильной, самой действенной и благодатной общей молитвой является, конечно, Божественная Литургия. Когда же возможность совершения ее затруднена и не получается причаститься из общей Чаши, мы можем собраться на молебен.
Кому мы молимся?
«Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков!» – так принято начинать молебен в Православной Церкви. Этим возгласом, произнесенным от нашего имени священником, мы сразу свидетельствуем, что нет для нас никого выше Бога, и ничего ценнее общения с Ним. И что мы полностью доверием Ему, даже если то, что сейчас с нами происходит, скорбно и мучительно. Он знает, какими путями привести нас в Вечную Радость. Он открыл нам, что «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14:22)». И не только сказал об этом, но и Сам стал Человеком, чтобы разделить с нами боль. Есть ведь что-то безнравственное, когда призываешь страдать и терпеть других, сам будучи не причастен страданию. Никогда не сможет понять до конца страдание другого тот, кто сам не пережил ничего подобного. Тот Бог, в Которого мы верим, поймет любого, потому что о страдании знает не со стороны. Каждый раз, осеняя себя крестным знамением или взирая на Святое Распятие, вспоминаем, что пережил Он для того, чтобы разделить с нами горький путь нашей жизни. И если на молебен собрало нас общее горе, то общее оно не только для нас, молящихся, но и для Того, к Кому обращаемся с молитвой.
Обычно после возгласа всеми участниками молебна поется молитва «Царю Небесный...» Она обращена к Святому Духу. Когда на пятидесятый день по Воскресении Христовом Святой Дух сошел на учеников Господа, родилась Церковь – единство верующих во Христа. До начала молебна нас объединяла общая цель, общая боль или общая радость. Теперь объединяет Дух Святой, Дух Истины, подлинный Утешитель всех ищущих утешения и помощи.
Затем обычно поются тропари, то есть краткие песнопения-молитвы тем, кому заказан молебен: Господу, Богородице, Святым.... Тропари бывают разные, но предваряются они обычно песнопением «Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне». Этот стих из 117 псалма повторяется четырежды, чередуясь с четырьмя другими стихами. Не буду приводить и объяснять их все, но один из них бывает особенно созвучен чаяниям многих молящихся: «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня» (Пс.117:17) Ведь часто на молебен приходят те, кто находится между жизнью и смертью. Как важно услышать им из уст священнослужителя такое уверение! «Не умру, но жив буду...!»
После тропарей поются запевы, или краткие молитвенные обращения к тем, кому сложится молебен. «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе», «Иисусе Сладчайший, спаси нас», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и др.
Нас часто спрашивают, кому молиться в том или ином случае. «У меня такая вот беда, а кому молиться, не знаю! Подскажите, пожалуйста». По большому счету все наши молитвы, все наши молебны обращены только к Богу. Только Он может спасти нас, только от Него исходит сила, укрепляющая, исцеляющая, очищающая и обновляющая нас. А как же святые? Они – сомолитвенники наши. Заказывая молебен тому или иному святому, мы просим, чтобы он помолился вместе с нами, помолился за нас. Никогда никакого святого не просим мы «спаси» или «помилуй». Это не в их власти. «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», «Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас» и т. д. Только так обращаемся мы ко святым угодникам, прося их помощи. Потому что их молитва имеет несравненно большую силу, чем наша, ведь святые – это те, кто сумели стать подлинными друзьями Божиими, кто жизнью своей подтвердил свою веру и любовь. Они действенно молятся о нас.
Только для Пресвятой Богородицы делается исключение. Обращаясь к Ней, мы говорим: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Такое исключение понятно каждому, кто понимает, какое особое значение имеет подвиг Девы Марии в деле нашего спасения. Степень Ее близости к Богу столь велика! Вспомните, в Кане Галилейской Ей удалось упросить Иисуса Христа совершить чудо, которое совсем не входило в Его намерения. Кто когда из святых имел такое дерзновение!
Зачем Богу списки имен?
Пропев запевы, мы подходим к важнейшей части молебна – чтению Евангелия. Тут хочется добавить: чтение Евангелия должно быть важнейшей частью всей нашей жизни. Богослужебным Уставом для каждого молебна предлагается свое чтение. Так, если обращаемся с просьбой к Господу Иисусу Христу, то звучат такие слова из Евангелия от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят...» (Мф.7:7,8). Если молебен благодарственный, то вспоминаем о десяти прокаженных, из которых только один исцеленный Господом возвратился, чтобы поблагодарить Его. Евангельский отрывок молебна о болящих напоминает об одном из чудесных исцелений, совершенных Господом. А когда служим молебен об умножении любви, перечитываем одно из самых радостных откровений о том, как любит нас Бог, о том, что не мы избрали Его, а он избрал и привлек нас к Себе. Наша любовь к Нему была бы невозможна, если бы прежде Он не возлюбил нас. Любя Его, мы в меру наших сил лишь отвечаем на Его любовь.
За Евангелием следует Сугубая ектения. «Сугубая», то есть усиленная. Каждое прошение сопровождается троекратным пением хора или народа «Господи помилуй». Здесь же читаются и записки с именами тех, о ком мы молимся. Записок порой бывает много, и священник долго произносит десятки и сотни имен людей, подавляющее большинство которых он не знает. Не бессмысленно ли это долгое перечисление имен? Нет, не бессмысленно! За каждым именем – человеческая душа, личность, жизнь. Каждого, чье имя произносится на молебне, знает и любит Господь. Так стоит ли напоминать Богу о тех, кого Он и без нас помнит? Мы не напоминаем, конечно. Мы свидетельствуем, что и нам дороги эти люди, что мы вверяем их и себя милосердию Божию. Любовь Божия, Его Благой Промысел о нас не отменяет нашей необходимости любить друг друга, помнить и заботиться друг о друге. Тот, кто может все, неоднократно говорил обращавшимся к Нему за помощью: «По вере вашей будет вам». Он же сказал нам словами Апостола Иакова: «... молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного...» (Иак.5:17). Сотворив нас свободными, Он желает, чтобы мы не пассивно ожидали Его помощи себе и друг другу, но тоже прилагали усилия, в том числе и молитвенные. «По вере вашей будет Вам...». Молитва, особенно совместная, – выражение и подтверждение нашей веры.
«Пусть никто не боится смерти!»
Не всегда есть у человека возможность участия в молебне. Многие приходят в церковь, заказывают молебен, пишут записку с именами тех, о ком просят помолиться, оставляют пожертвование и уходят. Имеет ли смысл такая молитва? Конечно, если сами мы не можем, пусть помолятся о нас другие. И это немало. Ведь даже желание, чтобы о нас помолились, уже некий начаток молитвы. Но, если это возможно, намного лучше прийти на молебен самому.
«Не умру, но жив буду....» Но ведь умру же! Даже если совершенно здоров, все равно не избежать мне смерти. Даже если здоров... А молебен чаще всего собирает тех, кто очень даже нездоров. Или их близких. Часто ли случается, что после молебна болезнь уходит и возвращается здоровье? Случается, но, честно скажем, не часто. Это все-таки чудо, а чудеса, мы верим, возможны, но не часты.
Всем нам суждено когда-то умереть, за исключением тех, кто доживет до второго пришествия Господа. Но к нам, верующим, обращены слова святителя Иоанна Златоуста, которые мы слышим ежегодно в конце Пасхальной утрени: «...Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть!... Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! ....Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! ...» Тот святой, кому принадлежат эти слова, умирая произнес: «Слава Богу за все».
Скорби и болезни временны. Они закончатся. Вечная жизнь, вечная радость не закончатся никогда, если в этой временной жизни не отчаемся и не утратим веру, не угасим любовь. Вот для того, чтобы нас не одолело уныние, чтобы умножилась вера и любовь, собираемся мы вместе на общую молитву, просим помощи Божией. И не будем сомневаться, что обязательно получим ее.