Ке́ларь (греч. κελλάριος, κελλάρης, κελλαρίτης; лат. cellarius, сellerarius) —
1) (в узком смысле слова) административно-хозяйственная должность в монастыре;
2) (в широком смысле слова) хозяйственная должность при той или иной церковной организации (приходе, православном студенческом летнем лагере и т. д.).
Краткая история понятия
Изначально в светском греко-римском мире обозначение «келарь» относилось к рабам, отвечавших за учет продуктов, ведение счетных книг в богатых римских домах. Со временем это слово перешло в церковный обиход. В монашеской среде келарями назывались лица, отвечавшие за определенные хозяйственные вопросы, связанные c монастырской жизнью. Считается, что первоначально келари, как правило, отвечали за хранение и распределение продуктовых запасов. Вообще же, на протяжении исторического развития монашеской жизни келари могли отвечать как за узкий круг хозяйственных вопросов (например, за выдачу повару продуктов), так и за гораздо более широкий.
В раннехристианские времена прототипами келарей были диаконы, на которых были возложены обязанности «пещись о столах» (Деян.6:2). Как известно из Книги Деяний апостолов, в число первых диаконов были избраны и вошли люди «изведанные, исполненные Святого Духа и мудрости» (Деян.6:2-3). В последующие времена подразумевалось (отмечалось в монашеской литературе), что и к выбору претендентов на должность келаря следует подходить с особой ответственностью. В келари, например, рекомендовалось поставлять людей, способных хранить совесть пред Богом, опытных в монашеской жизни, разумных, понятливых. Не в последнюю очередь особое внимание к кандидатам на эту должность уделялось в связи с тем, что исполняя данное послушание, подвижник мог столкнуться с особыми искушениями: своеволием, тайноядением, игнорированием богослужений под предлогом занятости хозяйственными нуждами, незаконным использованием материальных благ и пр. Не случайно в истории монашеской жизни существовала и такая практика назначения на должность келаря, в соответствии с которой выбор зависел не только от игумена, но и от братии монастыря.
В церковной письменности первые упоминания об особой церковной должности келаря относятся к сер. IV в. н. э. – времени распространения общежительного монашества. Тематику келарского послушания затрагивали, например, такие подвижники благочестия как свт. Василий Великий, прп. Вендикт Нурсийский, прп. Феодор Студит и др.
В период Средневековья в крупных монастырях келари играли особенно важную роль в осуществлении хозяйственной деятельности, занимая довольно высокое место в управленческом аппарате обителей. Например, в Студийском монастыре келарь отвечал за кладовую и сохранность продуктовых запасов, отпускал продукты на кухню, подчинялся игумену, эконому и его помощнику, но при этом сам имел в подчинении помощников, а также повара.
По примеру греческих монастырей должность келаря появилась и в русских монастырях. Положим, в Киево-Печерском монастыре она существовала уже в XI в., при Феодосии Печерском, который ввел в данной обители устав, созданный на основе Студийского. В Печерском монастыре в зону ответственности келаря входило заведование съестными припасами, братской трапезой и просфорней. В свою очередь ключи от погребов и складов хранил ключник – помощник келаря.
В XII в. труд келаря отметил в своем знаменитом «Сказании о черноризцем чине» свт. Кирилл Туровский. «Носи же мысленное тесто до тех пор, – настаивал он, проводя параллель между еврейским народом и христианским подвижником, – пока будет у тебя на главе плешь, и верою перейди море, т. е. забудь дела житейские и как манну, принимай от руки келаря даровой хлеб». В этих словах, помимо прочего, заложен тот смысл, что благодаря (в том числе) келарю братия, принимающие от келаря «даровый хлеб», могут не задумываться о добыче ежедневного пропитания, что позволяет им уделять больше времени молитве и иным формам монашеского делания. Таким образом, келарь – это не просто административно-хозяйственная должность, но и особого рода важная форма монашеского труда.
К рубежу XV–XVI вв. объем обязанностей келаря в некоторых русских монастырях был довольно широк. Скажем, келарь мог отвечать не только за все внутренние монастырские хозяйственные дела, но и осуществлять надзор за монастырскими владениями. Согласно Уставу прп. Иосифа Волоцкого, келарь, наряду с казначеем и игуменом, являлся одной из трех ключевых фигур монастыря. Известны случаи, когда на документах периода XVI в., касавшихся сферы монастырского хозяйствования, даже ставилась келарская печать. К XVII в. келари крупных монастырей имели судебную власть над монастырскими крестьянами, занимались получением с них оброка, имели административную и судебную власть над приписными монастырями. Нередко у келарей были особые помощники – подкеларники. Развитие и усиление позиции келаря привело к тому, что, например, лицо занимавшее должность келаря Троице-Сергиева монастыря во 2-й пол. XVII в. являлось дьяком Монастырского приказа.
Упадок влияния монастырских келарей связан с реформами Петра I и Екатерины II, сказавшимися, в частности, в утрате монастырями былой финансовой самостоятельности.
Келарь в современной Русской Православной Церкви
В современной практике монастырской жизни Русской Православной Церкви келарь — должностное монастырское лицо. В его обязанности, как правило, входит закупка, распределение, учет и обеспечение сохранности продовольствия, обеспечение кухни монастыря всех необходимым сырьем.
Несмотря на то, что описание должности келаря формально может несколько меняться в зависимости от устава конкретного монастыря, тем не менее, на базовом уровне понятие «келарь» и его обязанности определяются «Положением о монастырях и монашествующих», который был принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.
Так в пункте V «Внутреннее управление монастырем» в подпункте 5.3 сказано что должность келаря существует «для наблюдения за сохранностью продовольствия и приготовлением трапезы в соответствии с уставом. Под попечением келаря находятся монастырские кухни и склады». Келарь является одной из пяти ключевых монастырских должностей – помощников игумену. Именно поэтому келарь входит в т. н. «духовный собор» монастыря: «В состав духовного собора входят основные должностные лица монастыря: духовник братии, благочинный, казначей, эконом, келарь, ризничий, а также иные насельники добродетельной жизни, обладающие духовным рассуждением. Состав духовного собора, а также изменения в нем утверждаются епархиальным архиереем по представлению игумена».
Литература по теме
- К келарю прп. Феодор Студит
- К брату, проходящему келарскую службу прп. Дорофей Газский
- Поучение келарю прп. Феодосий Печерский
Комментировать