В настоящее время нередко приходится сталкиваться с неоднозначным пониманием вопроса: каково было состояние человеческого естества во Христе?
По мнению отдельных мыслителей, Господь, хотя и не совершил ни одного греха против Бога и ближнего, тем не менее был подвержен скверне первородного греха, «наличие» которого, в числе прочего, проявилось в тленности и смертности по человеческому естеству. Похожую позицию занимал в свое время известный русский философ Евгений Трубецкой: «Человеческое естество Христа, победившее грех в самом его корне, тем самым избавляется и от его последствия – смерти. Наполняясь Божественною жизнью, оно по тому самому воскресает и прославляется в Боге» [11, с 206].
Иногда встречаются и более размашистые формулировки: «Восприняв человеческое естество, Сын Божий вместе с ним преодолевает греховное самоутверждение твари. На Голгофе совершено было Богочеловеком отречение от воли греховной, человеческой» [29, c, 220].
Как отмечают исследователи, на сегодняшний день колебания по отношению к данной тематике не уменьшаются, а приобретают все больший масштаб: «В последние годы часто спорят вокруг решения следующей проблемы: какая человеческая природа была воспринята Богом Словом – до грехопадения или после? (при этом наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой Бог Слово при Воплощении воспринял в Свою ипостась падшее человеческое естество, которое в Себе Самом и исцелил. Смысл Боговоплощения переносится с искупления человеческого рода на исцеление падшей природы)» [14, с. 110].
Читать далее →
По мнению отдельных мыслителей, Господь, хотя и не совершил ни одного греха против Бога и ближнего, тем не менее был подвержен скверне первородного греха, «наличие» которого, в числе прочего, проявилось в тленности и смертности по человеческому естеству. Похожую позицию занимал в свое время известный русский философ Евгений Трубецкой: «Человеческое естество Христа, победившее грех в самом его корне, тем самым избавляется и от его последствия – смерти. Наполняясь Божественною жизнью, оно по тому самому воскресает и прославляется в Боге» [11, с 206].
Иногда встречаются и более размашистые формулировки: «Восприняв человеческое естество, Сын Божий вместе с ним преодолевает греховное самоутверждение твари. На Голгофе совершено было Богочеловеком отречение от воли греховной, человеческой» [29, c, 220].
Как отмечают исследователи, на сегодняшний день колебания по отношению к данной тематике не уменьшаются, а приобретают все больший масштаб: «В последние годы часто спорят вокруг решения следующей проблемы: какая человеческая природа была воспринята Богом Словом – до грехопадения или после? (при этом наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой Бог Слово при Воплощении воспринял в Свою ипостась падшее человеческое естество, которое в Себе Самом и исцелил. Смысл Боговоплощения переносится с искупления человеческого рода на исцеление падшей природы)» [14, с. 110].
Читать далее →