«Страсти по Матфею»

ОРАТОРИЯ

«Страсти по Матфею» митрополита Илариона

20 марта 2017 г. в Михайловском театре Санкт-Петербурга состоялось представление оратории на музыку митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею».
Это произведение митрополит Иларион написал в Вене, когда был епископом Венским и Австрийским. Впервые оно прозвучало в 2007 году, в Москве, а через день – в Риме.

В этот раз, в Петербурге, ‒ вторая редакция произведения.
Присутствовал сам митрополит Волоколамский Иларион, а также владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Это не опера, оратория. Исполняют на сцене хор, оркестр, чтец и солисты. Протодиакон Виктор Шиловский читает Евангелие, очень распевно. Хор поет молитвы и повторяет текст Евангелия. Солисты поют за учеников, за Матерь, за Магдалину. Но это коротко, просто обозначают их присутствие. Главное в действе ‒ музыка и Евангелие.

Струнный оркестр. Только скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Их много. Отсюда ощущение органа, клавесина. И скрипка – тоскующая душа. Через нее из сердца выливается боль. Удивительный контрабас, звучащий на одной басовой ноте ‒ нервы трепещут.

Органные фуги Баха. Это скрипки перекликаются с органом и переносят нас на две тысячи лет назад. Протодиакон речитативом читает последние главы Евангелия от Матфея, 26 и 27. Тайная Вечеря. Суд. Распятие. Погребение.

Тайная Вечеря. Все начинается отсюда. Он был рядом, учил и проповедовал, исцелял и воскрешал, но не оказалось ни одного человека, который смог бы разделить Его боль и одиночество. И предатель. «Не я ли?» ‒ спрашивает каждый. «Не я ли?» ‒ спросил и Иуда… «Ты сказал».

Гефсиманский сад. Моление о чаше. А ученики спят. И опять космическое одиночество Сына Человеческого. Скрипки рыдают и бьются в ужасе предстоящего. Альты пытаются успокоить. И виолончель утишает: тише, уже ничего не изменить.

Петр, Петр, наше основание, камень нашей веры, наша надежда. Уж он-то не предаст! Но нет. Животная жажда жизни сильнее, и до первых петухов он успевает трижды отречься от Христа. А уж как доказывал Ему, что этого никогда не случится. Петух закукарекал. И Петр все понял. Виолончель страдает: раскаяние настолько мощно, что звук побеждает зрение. Остается только внутреннее осознание, что ты явственно видишь костры, солдат, служанок, указывающих пальцами на Петра, сполохи света и ужас в его глазах. Он убегает в рыданиях. Оцепенение охватывает зал.

Контрабас. Одна низкая нота. Она волнуется, стонет, кричит, вытягивает ваши нервы. Она меняет измерение, в котором вы находитесь. Я знаю, что Иисуса вели на Голгофу днем, но эта фраза: «И пала тьма на город…» У меня преломилось так, что и ведут его в факельной темноте. Сполохи красного огня на стенах узенькой улочки. Растрепанные одежды бегущих зевак и бывших учеников. И бархатный неземной контрабас выводит вас на этой длинной низкой ноте в то время, на ту длинную бесконечную улицу. Это вы бежите вслед за Христом. Вы протягиваете к Нему руки. Вы молите воинов о снисхождении. И ничего не получается.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел…
(из Ахматовой)

Низкое контральто Магдалины. Она молит о пощаде, она рыдает.

Колоратурное сопрано Матери. Она ни о чем не просит. Она знает. Она лишь повторяет: Сын Мой. Господь Мой.

Пятница. Страсти Христовы. Иерусалим. Улица. Тюрьма. Яма без воздуха. Понтий Пилат и приговор. Терновый венец и багряница. Бичевание.

Иисуса ведут на Голгофу. Тогда люди не обращали внимания на Его страдания. И сейчас не обращают: кофемашина мелет зерна возле одной из остановок Христа. Народ шумит, выбирает кофе, торгуется… Христос падает под тяжестью Креста ‒ толпа смеется тогда и мельтешит, скачет, зазывает в сувенирные лавки сейчас. На том же самом месте.

Виа Долороса. Путь скорби, так переводится название. Крестный путь. Четырнадцать остановок. Станций. И вот контрабас, как Орфей в Подземном царстве, ведет вас по этому пути.

Распятие. Надежды больше нет. Разбойники насмехаются над Ним. Один насмехается, другой ‒ просит помолиться за него. И он первым входит в Царствие Небесное. Но те, кто стоят у Креста, еще этого не знают. Для них еще все конечно. Для них жизнь Иисуса оборвалась. Мы знаем. А они еще не верят в Воскресение. Христос испускает дух. Небо разверзается. Воины делят Его одежду. Иосиф просит Пилата отдать ему тело Христа. Разрешение получено. Погребение. И камень. Камень, затворяющий Спасителя в вечной темноте. Две женщины, две Марии у гроба, как подбитые птицы, сидят они, прижавшись друг к другу. Бесконечная тишина Субботы и ослепительный свет Воскресения. Хор торжествующе взмывает в небо: Воскресение Твое исповедуем! Господь мой! Бог мой!

Слово митрополита Илариона перед началом Оратории

Сегодня мы услышим евангельский рассказ о страданиях, смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

В последние дни Своей земной жизни Господь был оставлен один перед лицом страдания и смерти. Он испил до дна чашу, которая была уготована Ему, и пережил самое страшное, что может выпасть на долю человека, – одиночество и оставленность. Он был один в Гефсимании, ибо ученики Его уснули крепким сном, Он был один на суде первосвященников, на допросе у Ирода и на суде Пилата, ибо ученики Его в страхе разбежались. Он был один, когда шел на Голгофу; случайный прохожий, а не любимый ученик помог нести Крест. Он был один на Кресте, один умирал, оставленный всеми.

На Кресте Иисус взывал к Отцу Своему: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27; 46). Этот крик вместил боль всего человечества и каждого человека – боль всякого, кто чувствует, что он одинок, и кому кажется, что он оставлен Богом. Ибо страшно быть оставленным близкими и друзьями, но еще страшнее, когда тебе кажется, что Бог покинул тебя, что непреодолимая стена встает между Богом и тобой и Он словно не слышит, не видит, не замечает…

Если ты страдаешь от одиночества, вспомни, каким одиноким был Спаситель в последние часы Своей земной жизни. Если близкие и ученики твои отвернулись от тебя, если ты подвергся незаслуженной клевете, если против тебя лжесвидетельствуют и объявляют тебя повинным смерти, вспомни, что Сам Господь прошел через это.

Если тот, кто жил с тобой под одной крышей, причащался от одной Чаши, ел твой хлеб, кому доверился ты со всей силой любви, с кем делился своими мыслями и чувствами, от кого ничего не утаивал и для кого ничего не жалел, – если этот человек предал тебя, вспомни, что и Господь пережил это.

Если крест твой навалился на тебя с такой тяжестью, что ты не в силах понести его, если близкие твои не хотят разделить его с тобой, будь благодарен и тому, быть может, случайному прохожему, который поможет тебе нести его хотя бы какую-то часть пути.

Если волна богооставленности накрыла тебя с головой и кажется тебе, что Бога нет или же Он отвернулся и не слышит тебя, то не отчаивайся, ибо и Христос прошел через этот страшный и горький опыт.

Если осуждают тебя и оскорбляют, ударяют по лицу и плюют на тебя, пригвождают ко кресту и вместо воды дают горькую желчь, молись за распинающих тебя, ибо они не знают, что творят.

Вслушиваясь в рассказ евангелиста Матфея о страданиях, крестной смерти и воскресении Господа Иисуса, возблагодарим Господа за то, что Он стал одиноким, чтобы не были одиноки мы, был оставлен, чтобы мы не были оставлены, прошел через оскорбления и поругания, клевету и уничижение, страдания и смерть, чтобы во всяком страдании мы чувствовали, что мы не одни, но что Сам Спаситель с нами до скончания века.

Это несколько более ранняя постановка, чем та, о которой рассказ: запись эта сделана 6 мая 2016 года. Даю ее для общего представления об этом замечательном произведении.
  • Like
Реакции: 8 человек

Комментарии

Мнение сотрудников театра, невоцерковлённых, но наслушанных в мировой музыке - "уж очень светское произведение". Я не была, слышала её только в фильме "Дирижёр", где она здорово звучит.
P.S. Смотрю запись - да, согласна с сотрудниками.
 
Последнее редактирование:
Я - ни разу (как теперь говорят) не музыкальный критик. в отличие от сотрудников театра. Но не стала бы вешать ярлык "светской музыки" на произведение, в котором музыка-лишь фон и сопровождение молитв, Евангельских текстов. "Кресту твоему поклоняемся, Владыко..." Что здесь светского? Бах в свое время тоже написал "Страсти по Матфею". Наверное, его тоже обвиняли в "светскости". Я не давала оценок этому произведению. Я писала о своем личном ощущении. Для меня эта музыка несет большой религиозный заряд. И она гениальна.
 
У нас в театре муз.критиков не водится :)
Светская музыка - не ярлык, а определение духа произведения. Вы необоснованно остро реагируете - никто никого не обвинял - я просто написала мнение, отличное от Вашего, но ничего плохого ни про митрополита, ни про произведение в нём не было. А посмотрев часть записи, я согласилась с мнением моих знакомых, - но, раз Вам понравилось, то значит было на уровне, и в целом всё хорошо. Мне это произведение больше всё-таки понравилось в фильме :)
Ну и вживую впечатление всегда сильнее.
 
Последнее редактирование:
Это произведение создает невероятное впечатление присутствия слушателя в евангельских событиях, все происходит здесь и сейчас.
 
Мария, спасибо за комментарии. Жаль, не было Вас на концерте.
Люда 28- Вы попали в самую точку. Абсолютно с Вами согласна.
Спасибо, Алевтина Алексеевна, что прочли и написали. А вот я фильм "Дирижер" не видела. Увы.

Вот комментарий, который написала моя подруга из Краснодара, известный телевизионный журналист Наталия Веселова:
Прочла твое обозрение и послушала музыку. Отец Иларион - вообще уникальная личность. И как хорошо, что таким людям, имеющим сан, дают возможность реализоваться в творчестве. "Светские" музыканты теперь редко пишут музыку для богослужений. А ведь в прежние века самые гениальные композиторы писали для церкви и по заказу церкви. И музыку их слушают на протяжении веков не только прихожане. Считать ли рок-оперу "Иисус Христос супер звезда" произведением на библейский сюжет? Думаю, нет. Это другая история с теми же именами. Из нее исчезла суть. Ведь главный там не Христос с его искупительной жертвой, а Иуда с его предательством и мучениями. Патриарх Кирилл как-то сказал, что любое произведение искусства надо оценивать по тому, призывает ли оно нас к доброму и прекрасному или прославляет в человеке животное (за точность цитаты не ручаюсь, но смысл был именно такой). И здесь отец Иларион призывает нас не отчаиваться в самые трудные дни, помня о страданиях Христа. Пройдя через все мучения, Господь приблизился к нам, испытал все, что может испытать человек в своей жизни. И поднял эти испытания на новую высоту, указав путь к спасению.
Ты очень хорошо передала музыку. Я прямо услышала ее в твоем тексте, а потом только убедилась в восприятии, когда слушала запись.
 
Последнее редактирование модератором:
Пару слов в защиту :) Когда я крестилась, то о сути христианства знала мало. В церкви (после крещения) мне дали списать тексты Символа Веры и Отче Наш, и кроме этого, в общем-то особенно ничего не знала, кроме того, что известно из мирового искусства, но всё отрывочно. Литературы тогда ещё не издавалось - взрослые верующие, как я теперь знаю, читали самиздат, а я была подростком в семье неверующих.
А "Иисус Христос Суперзвезда" я смотрела не знаю сколько сотен раз. Вот это, думаю, история! Такая музыка! Такая постановка! Такие актёры! И самая главная сцена - последняя - когда съёмочная группа уезжает с места съёмок, а Крест остаётся. Все же вроде актёры переодевались, болтали между собой, грузились в автобус и ясно, что это - актёры, всё нормально, всё как обычно. А Крест-то остаётся стоять! Даже сейчас пишу, мурашки по коже. Потому что Крест остался. Всё оказалось по-серьёзному. Это потрясающий фильм. Потом на меня в плане понимания смыслов повлияли только "Хроники Нарнии", но это было относительно недавно. Т.е.все ключевые вещи я поняла из фильма. Да, там есть передёргивание в сторону Леонида Андреева, который тоже жалел Иуду, и не один Андреев. Но это темы проходные, видно, что это авторское видение. А великолепная музыка, ландшафты, сама экранизация Евангелия - т.е.миссионерство - и в моём случае это сработало как первичная катехизация и самое главное - закладка личного отношения ко всей этой истории, её героям и ко Христу - это и есть самое главное. Бог выбирает для каждого наиболее доступный метод. Мне нужно что-нибудь эмоциональное - и я получила в полной мере и сохраняю отношение до сих пор :) Так что эта рок-опера, судя по, как минимум, моему результату - очень даже "произведение на библейский сюжет"!
 
Последнее редактирование:
Мария, спасибо за Вашу искренность. Каждый приходит ко Христу своей дорогой. Ваш путь - такой. И Слава Богу, что он был, что Вы услышали Господа в этой музыке и в этой рассказанной истории. А кто-то приходит ко Христу через "Мастера и Маргариту", как бы не ругали Булгакова некоторые православные. А лучше всего, на мой взгляд, читать Достоевского. такие горизонты открываются... Но и "Нарния" хороша. А если кто не прочитал в детстве, то непременно надо наверстать. Ваш комментарий поразил внезапной открытостью. Спасибо!
 
Последнее редактирование модератором:
Небольшая поправка, только сейчас заметила, что Вы написали "пришла ко Христу". Нет, в Бога я верила и раньше, поэтому решила креститься. Но кроме того, что Христос жил, был Сыном Бога, имел учеников, Его предали, распяли и Он потом воскрес, я особенно ничего не знала, хотя это главное. А в фильме рассказаны подробности и, повторюсь, такая подача не оставила меня равнодушной, т.к.фильм великолепный.
 
Последнее редактирование модератором:
про рок оперу "Иисус Христос суперзвезда":

антихристианство проходит красной линией через всю оперу. Здесь Иисус Христос, хотя и поверил толпе о своей божественности, прямым текстом говорит, что он не понимает, зачем Бог-Отец посылает его на смерть; Иисус просит объяснить ему причину, по которой Бог-Отец хочет, чтобы он умер, упрекает Отца в том, что Он слишком увлечён кровавыми деталями его казни и мало заботится об обосновании её необходимости. Иисус сильно эмоционален, чувствителен и, как оказывается, не понимает цель собственной жертвы.
В оригинальном варианте опера заканчивается не воскресением Иисуса Христа, а его смертью.
Тим Райс, считал, что Церковь для своих целей из простого человека сделала божество. Церковь сравнивается с шоу-бизнесом. Понятно, что и название оперы - это кощунственный антихристианский сарказм! Не говорю уже про апологию Иуды.

Так что не приводит эта опера ко Христу...максимум побуждает прочитать Евангелие, но при этом оставляет мерзкий осадок, отравляя душу ядом богохульства.
 
Последнее редактирование:
Впервые услышала ораторию в этом году и влюбилась в нее. Слушала и думала, что для того что бы описать ее, хочется употребить одно единственное слово:нежность. Именно с любовью,с сопереживанием и огромной нежностью написал Владыка свое произведение. Спасибо ему огромное за то что поделился ею с нами!
 
Последнее редактирование:
слушала данную ораторию с мужем в поездке в Страстную пятницу вечером, непередаваемые ощущения...как-будто воочию видишь всё что происходило в страшную ночь предательства, что было во дворце Понтия Пилата и самое страшное осознание того, что было на Голгофе - эта вселенская скорбь, страх и горечь... Нечто подобное испытала внутри кувуклии, глядя на мозаичную икону Господа...
 
Сверху