Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Идея отречения себя, своей воли, несомненно, присутствует в Священном Писании для всех христиан, а не только монашествующих (Лк.9:23). Однако это отречение своей воли в пользу исполнения воли Божией, выраженной в заповедях Евангелия, а не для исполнения прихотей других людей, которых одолевает страсть властолюбия. «Не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23). Это важно понимать. Это не про то, что бы во что бы то ни стало поступать против своих желаний, а про согласование своих желаний с законом Божьим. И если твои желания не вступают в противоречие с законом Божьим, с прямыми обязанностями, если они руководствуются соображениями пользы, то это замечательно и их исполнение не противозаконно.
Да, в ряде случаев, исполнение воли Божией непосредственно связано с послушанием другим людям (начальству, мужьям, родителям и т.д.), но и здесь послушание не означает пассивности и безучастия к собственной судьбе, оно предполагает разумность и полезность дела, а не чью-то глупую и вредную прихоть. То отречение себя, которое ломает личность человека, подавляет его, не связано с его внутренним осознанным выбором, является не христианской добродетелью, а психопатологией, а те, кто подчиняет себе таким образом других – мерзавцы и преступники.
Все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). И если какой-то верующий человек специально подчеркивает, что ему должны подчиняться другие, то закономерно задать ему вопрос: а в чем ты сам готов повиноваться этим людям?
Да, в ряде случаев, исполнение воли Божией непосредственно связано с послушанием другим людям (начальству, мужьям, родителям и т.д.), но и здесь послушание не означает пассивности и безучастия к собственной судьбе, оно предполагает разумность и полезность дела, а не чью-то глупую и вредную прихоть. То отречение себя, которое ломает личность человека, подавляет его, не связано с его внутренним осознанным выбором, является не христианской добродетелью, а психопатологией, а те, кто подчиняет себе таким образом других – мерзавцы и преступники.
Все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). И если какой-то верующий человек специально подчеркивает, что ему должны подчиняться другие, то закономерно задать ему вопрос: а в чем ты сам готов повиноваться этим людям?