Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Часто слышу от верующих людей, что бывают ситуации, когда «грех бывает вынужденной мерой», что «из двух зол надо выбирать меньшее». Такое обычно говорят о войнах, разводах, повторных браках при живом супруге, «лжи во спасение» и т.п. Что можно сказать об этом?
Представление о том, что «грех может стать вынужденной мерой», глубоко ложно и опасно. Грех всегда противен Богу, это нарушение Его святого закона, нельзя сделать истинное добро, совершив что-то злое. Это исключено по определению. Другое дело, что бывают ситуации, когда-то, что в обычных обстоятельствах было бы грехом, в некоторых случаях и при определенных условиях - имеет только в видимость греха, но не является грехом по сути. Например, войны по справедливой причине при соблюдении ряда важных условий, не будут законопреступным убийством сами по себе, потому что не запрещены законом Божиим и ведутся для некоего блага, не противоречащего любви к Богу и ближнему (для защиты ближних). Здесь можно говорить, что «из двух зол выбирается меньшее», но не в том смысле, что стоит выбор между грехом большим и грехом меньшим, а в том, что происходит выбор между преступным бездействием и законными, но тяжёлыми мерами, которые должно предотвратить худшие последствия.
В тоже время, то, что однозначно запрещено законом Божиим, не может быть оправдано никоим образом. Например, сохранение жизни путем отречения от Бога во время гонений, не может считаться «вынужденной мерой», так как временная жизнь в относительной безопасности не стоит того, чтобы погубить вечную душу.
Хотя в нравственном богословии есть такое понятие как столкновение нравственных обязанностей, однако, как поясняет свт. Феофан Затворник, «кто хорошо понимает относительную важность обязанностей, тот не затруднится избрать должное. То несомненно, что представляющаяся несовместность обязанностей есть только мнимая. Ибо делать всегда должно одно. Надобно только угадать, что именно».
Таким образом, Церковь не может ни при каких условиях благословить совершение беззакония или проявить к этому снисхождение (потому что представление о «вынужденных грехах» ложно), но может благословить добро, которое внешне может быть неприятным, или проявить снисхождение к грешнику, если он покается в своем грехе, перестав себя оправдывать.
Представление о том, что «грех может стать вынужденной мерой», глубоко ложно и опасно. Грех всегда противен Богу, это нарушение Его святого закона, нельзя сделать истинное добро, совершив что-то злое. Это исключено по определению. Другое дело, что бывают ситуации, когда-то, что в обычных обстоятельствах было бы грехом, в некоторых случаях и при определенных условиях - имеет только в видимость греха, но не является грехом по сути. Например, войны по справедливой причине при соблюдении ряда важных условий, не будут законопреступным убийством сами по себе, потому что не запрещены законом Божиим и ведутся для некоего блага, не противоречащего любви к Богу и ближнему (для защиты ближних). Здесь можно говорить, что «из двух зол выбирается меньшее», но не в том смысле, что стоит выбор между грехом большим и грехом меньшим, а в том, что происходит выбор между преступным бездействием и законными, но тяжёлыми мерами, которые должно предотвратить худшие последствия.
В тоже время, то, что однозначно запрещено законом Божиим, не может быть оправдано никоим образом. Например, сохранение жизни путем отречения от Бога во время гонений, не может считаться «вынужденной мерой», так как временная жизнь в относительной безопасности не стоит того, чтобы погубить вечную душу.
Хотя в нравственном богословии есть такое понятие как столкновение нравственных обязанностей, однако, как поясняет свт. Феофан Затворник, «кто хорошо понимает относительную важность обязанностей, тот не затруднится избрать должное. То несомненно, что представляющаяся несовместность обязанностей есть только мнимая. Ибо делать всегда должно одно. Надобно только угадать, что именно».
Таким образом, Церковь не может ни при каких условиях благословить совершение беззакония или проявить к этому снисхождение (потому что представление о «вынужденных грехах» ложно), но может благословить добро, которое внешне может быть неприятным, или проявить снисхождение к грешнику, если он покается в своем грехе, перестав себя оправдывать.