Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Любое суждение - из области веры, морали, истории, нуждается в обосновании, какой бы авторитетный для нас человек его не высказывал. Поэтому когда мы встречаем некое суждение какого-либо человека или группы лиц, включая святых отцов, разумно будет не просто воспринимать это на веру, но смотреть всегда на аргументацию и ее убедительность. Богословские суждения имеют вес постольку, поскольку находят весомое подтверждение в Св. Писании и Св. Предании Церкви. Утверждения о греховности и запретности некоего действия/явления всегда должны иметь недвусмысленное подтверждение в библейских заповедях и/или церковных правилах, утвержденных церковной властью (если речь идёт о дисциплине). Исторические сведения достоверны постольку, поскольку опираются на аутентичные свидетельства. Повторю, что это универсальный подход к любым человеческим суждениям, даже если их выражает очень авторитетное лицо или группа авторитетных лиц.
Когда некоторые верующие цитируют слова святых отцов, они нередко упускают из вида важные детали. А именно то, что нередко отцы дают подсказку читателю, как следует относиться к их словам. Если святой открыто или имплицитно сообщает, что выражает свое мнение или мнение, бытующее в его кругу, то это значит, что нам и нужно относиться к этому, как к суждению, а не как к откровению от Бога или учению Церкви. Если святой использует для обоснования своего суждения какую-либо аргументацию, он, тем самым, автоматически открывает ее для критики (было бы странным, если бы человек, выдвигающий аргументы, запрещал спорить с собой), позволяя читателю оценить ее убедительность, прежде чем соглашаться с ним. Святой верит, что его читатель способен к здравому рассуждению. И когда тот, кто цитирует, относится к такому тексту, как к автоматически авторитетному, или механически подбирает цитаты, чтобы математическим расчётом выявить некую универсальную истину, полагаю, что он оскорбляет тем самым труд святого, обесценивая его рассуждения.
Когда некоторые верующие цитируют слова святых отцов, они нередко упускают из вида важные детали. А именно то, что нередко отцы дают подсказку читателю, как следует относиться к их словам. Если святой открыто или имплицитно сообщает, что выражает свое мнение или мнение, бытующее в его кругу, то это значит, что нам и нужно относиться к этому, как к суждению, а не как к откровению от Бога или учению Церкви. Если святой использует для обоснования своего суждения какую-либо аргументацию, он, тем самым, автоматически открывает ее для критики (было бы странным, если бы человек, выдвигающий аргументы, запрещал спорить с собой), позволяя читателю оценить ее убедительность, прежде чем соглашаться с ним. Святой верит, что его читатель способен к здравому рассуждению. И когда тот, кто цитирует, относится к такому тексту, как к автоматически авторитетному, или механически подбирает цитаты, чтобы математическим расчётом выявить некую универсальную истину, полагаю, что он оскорбляет тем самым труд святого, обесценивая его рассуждения.