Магистр богословия, катехизатор, религиовед
«По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3).
Это правило очень часто понимается превратно и от этого ведет к невротическим искажениям. Что нужно иметь в виду, чтобы этого не было?
1) Это осознание возможно по благодати Божией. Добродетель в отличии от невротического искажения - это то, что избирается свободно и спокойно, а не вызывает состояние безысходности и превратного представления о себе самом.
2) Это правило не связано с ложью самому себе или другим – это очень важно! Оно не предполагает, что мы хуже других в плане человеческого достоинства или в отношении того доброго, что есть в нас от Бога. Св. Августин предупреждает, что «солгавший по причине смирения и не бывший до этой лжи грешником, становится таковым по причине лжи».
3) Тот, кто желает приобрести правильное духовное устроение должен стремиться к тому, чтобы считать себя хуже других в том, что касается своих тайных пороков по сравнению с тем неявным добром, которое есть в других людях. Св. Августин говорит об этом так: «Поразмысли о том, что иные прикровенно лучше тебя, хотя внешне ты кажешься лучше их». Таким образом, происходит сопоставление не недостатков с недостатками и не достоинств с достоинствами, а собственных недостатков с дарами Бога в других людях.
4) Также это устроение возможно безо лжи, при осознании того, что все, что есть доброго в нас – то, от Бога. Если мы не приписываем ничего доброго самим себе, то не врём, а говорим правду, так как Спаситель напоминает нам: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Это позволяло великому апостолу Павлу говорить о себе так: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).
Это правило очень часто понимается превратно и от этого ведет к невротическим искажениям. Что нужно иметь в виду, чтобы этого не было?
1) Это осознание возможно по благодати Божией. Добродетель в отличии от невротического искажения - это то, что избирается свободно и спокойно, а не вызывает состояние безысходности и превратного представления о себе самом.
2) Это правило не связано с ложью самому себе или другим – это очень важно! Оно не предполагает, что мы хуже других в плане человеческого достоинства или в отношении того доброго, что есть в нас от Бога. Св. Августин предупреждает, что «солгавший по причине смирения и не бывший до этой лжи грешником, становится таковым по причине лжи».
3) Тот, кто желает приобрести правильное духовное устроение должен стремиться к тому, чтобы считать себя хуже других в том, что касается своих тайных пороков по сравнению с тем неявным добром, которое есть в других людях. Св. Августин говорит об этом так: «Поразмысли о том, что иные прикровенно лучше тебя, хотя внешне ты кажешься лучше их». Таким образом, происходит сопоставление не недостатков с недостатками и не достоинств с достоинствами, а собственных недостатков с дарами Бога в других людях.
4) Также это устроение возможно безо лжи, при осознании того, что все, что есть доброго в нас – то, от Бога. Если мы не приписываем ничего доброго самим себе, то не врём, а говорим правду, так как Спаситель напоминает нам: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Это позволяло великому апостолу Павлу говорить о себе так: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).