Завет с домом Израиля и с домом Иуды

Московская область
Православный христианин
Алексей Михайлович, здравствуйте. Прошу Вас разъяснить мне этот стих: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, ​не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, (Иеремия, 31:31-32). Я знаю, что это пророчество о Новом Завете, но меня смущают слова "с домом Израиля и с домом Иуды". Что эти слова подразумевают? Заранее спасибо.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Екатерина!

Вы совершенно правы: в данном пророчестве говорится о заключении Нового Завета. И слова «с домом Израиля и с домом иуды» не означают, будто бы первоначально этот Завет предполагалось распространить лишь на израильский народ. Напротив, с самых ранних обетований, преподанных Аврааму, ему сообщалось о будущем благословении всех народов земли: «и благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22:18). В дальнейшем это провозвещалось и через прочих пророков: «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы» (Мих. 4:1); «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис. 2:2).

Вспомним, что в контексте, предшествующем представленным Вами словам, повествуется о том, что несмотря на грядущее пленение еврейского народа, которое Бог попускает за богоотступничество, наступят такие времена, когда Израиль вернется и вновь обратится ко Господу: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!» (Иер. 31:23). И далее Бог подтверждает через Иеремию, что обетования о Пришествии Спасителя и связанных с этим Пришествием благословениях, данные через прежних пророков, несмотря на многочисленные нарушения условий предыдущего Завета остаются в силе; кроме того, здесь обозначаются и некоторые детали Нового Завета: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33).

Поскольку интересующее Вас пророчество обращено к израильтянам и в нем говорится о прежнем завете, заключенном с Израилем, постольку и в той его части, где утверждается о заключении Нового Завета, упомянут Израиль (что, как было отмечено выше, не исключает и (будущее) призвание язычников; ср. толкование преп. Ефрема Сирина: «Завещаю обещанное Дому Израилеву и дому Давидову, то есть Новый Завет и Евангелие жизни, которое дастся иудеям, и язычникам» [1, т. 3, с. 313]).

Спаси Господи!

1.Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Изд. Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская Епархия, 2003.
 
Сверху