7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали
против них,
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был
великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную,
низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе:
ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
Почему дракон и ангелы его были низвержены на землю, а не в геенну огненную, не в кипящее железное ядро земли, не на самое дно ада, откуда нет выхода?
Почему Бог не изолировал от всего благого все зло, возникшее среди ангельского мира?
Почему с низвержением дракона на землю, бывшего безгрешного ангела денницы,
настало спасение? (
Откр.12:7-10).
Потому что, как я думаю,
только с появлением дракона, то есть зла на земле стало возможным Богу предотвратить для человека такое же необратимое грехопадение, которое произошло с первоначально чистым от всякого зла бывшим совершенным ангелом денницей, превратившее его в дракона. Человеку, как венцу Творения Божьего, позавидовал дракон и захотел унизить его перед Богом и перед собой, чтобы самому властвовать над Творением. Если бы не было низвержения дракона на землю и проникновения его лукавых речей туда, где пребывал человек, не знающий зла, то есть, если бы не было искушения человека дьяволом в раю, то первозданный человек возгордился бы от славных своих дел и от власти, данной ему над Творением. И, возгордившись, укоренился бы в своем превозношении над всеми и стал бы подобно дракону противником Богу. И тогда спасение человека было бы невозможно.
Искушение змием было необходимо, как я думаю,
во-первых, для выявления наружу пока еще слабых ростков греха гордости человека, которые зародились от успехов в возделывании рая в первоначально чистом от всякого греха первозданном человеке. Ведь
пока еще дремлющий в грешнике грех не обнаружен грешником, как нечто противоречащее Божией воле и пока чувственно не проявились тяжкие последствия греха человеческого, невозможно было уберечь прародителей от согрешения возрастающей гордостью, самодовольством и превозношением над тварями, а затем и над Богом.
И,
во-вторых, и это главное,
искушение было необходимо для того, чтобы человек, познав свою немощь избавиться от страдательных последствий греха и сделать что-либо благое без Бога, признал Его Владыкой, Царем и Источником всех благ. А признав это и познав любовь Бога в Жертве Христа, покаялся и добровольно предал себя в бескорыстное служение Господу. Без смирения перед волей Божией невозможна победа над гордостью и спасение от всякого греха. Поэтому можно сказать, что
низвержение дракона на землю и последовавшее за этим искушение змием человека в раю и определяет начало спасения человека от погибели в вечности, как это и сказано в (
Откр.12:7-10).
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
12 Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости,
зная, что немного ему остается времени.
Почему на небесах радость? Потому что
с низвержением на землю дракона приблизилось время спасения человека и обретения им вечной блаженной жизни в единстве с Богом.
А почему на земле страдания? Преподобный
Иоанн Дамаскин пишет про сотворение человека:
– «
Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир: малый в великом, –
другого Ангела, смешанного [т.е. из двух природ] почитателя, зрителя видимого творения, посвященного в таинства того творения, которое воспринимается умом, царя над тем, что находится на земле, подчиненного горнему Царю, земного и небесного, преходящего и бессмертного, видимого и постигаемого умом, среднего между величием и ничтожностью, в одно и то же время – духа и плоть: духа – по благодати, плоть – по причине гордости; одного для того, чтобы он оставался в живых и прославлял Благодетеля, другую для того, чтобы он страдал, и, страдая, надоумливался, и, гордясь величием, был наказываем; живое существо, здесь, то есть в настоящей жизни, руководствуемое [известным образом и переходящее в другое место, то есть, в век будущий; и – высшая степень таинства! – вследствие своего тяготения к Богу делающееся богом; однако делающееся богом в смысле участия в Божественном свете, а не потому, что оно переходит в Божественную сущность»
(
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Da...nie-pravoslavnoj-very/2_12#sel=131:29,131:164).
«
Ибо и тело не бессмертно, но тленно; и душа не смертна, но бессмертна; и тело не невидимо, и душа не видима телесными очами, но одна – одарена разумом и умом и бестелесна, а другое – и грубо, и видимо, и неразумно. А то, что противоположно по сущности, не есть одной природы; следовательно, и душа, и тело не одной сущности.
И опять: если человек – живое существо, разумное, смертное…»
(
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_16#sel=119:43,120:8).
То есть преподобный Иоанн пишет, что человек сотворен из двух природ, одна из которых (
плоть) смертна и тленна и предназначена страдать, чтобы чувственно испытать последствия не только личного согрешения, но и последствия согрешения прародителей, наследуемые в потомках по промыслу Божиему о спасении человека .
Поэтому на вопрос «
почему страдания на земле»? можно ответить: - потому что
только чувственным познанием последствий греха человека и упованием на Бога в смирении перед Его волей в надежде на спасение кровью Агнца можно обрести блаженную жизнь и радость на небесах.
Христос говорил: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк 18:10). Было ли это в прошлом? Или же это пророческий взгляд в будущее? Если мы вернемся к 12-й главе Откровения и вчитаемся в ее контекст, то мы можем увидеть, что низвержение сатаны на землю произошло уже с его поражением на Голгофе. Потому сатана стал бороться с Церковью - женой, а те, которые его победили, побеждали его Кровью Агнца - это и говорит о том, что описанное в Откровении относится к после-Голгофскому времени.
Так когда же был низвергнут сатана, во время творения или во время Голгофы? В пользу первого говорят также и свидетельства Исаии и Иезекииля, намекающие на падение сатаны (Ис 14:12-20; Иез 28:12-19). Собирая воедино все эти тексты мы ни в коем случае не должны допускать мысли о противоречии.
Христос сказал: "Я видел сатану,падающего с неба подобно молнии" (Луки... - Страница 9
vsehristiane.com
Из изложенного в (
Откр.12:7-12) видно, что сначала произошло низвержение дракона на землю, а потом уже за этим событием последовали и другие события (спасение, воплощение, Крестная смерть, воскресение и возношение Христа, победа святых кровью Агнца, преследование жены...). Причем, как я думаю, эти события описаны в (
Откр.12:7-12) не в хронологическом порядке, а по причинно-следственному (смысловому) порядку.