Закон совести даётся или создаётся?

Закон совести даётся или создаётся?

  • Закон совести человек пишет в своём сердце сам.

    Голосов: 0 0,0%
  • Закон совести даётся в сердце каждому человеку Богом с рождения и закон один для всех.

    Голосов: 4 66,7%
  • Закон совести человек пишет сам, но Бог может изменить его по своему усмотрению.

    Голосов: 0 0,0%
  • Другое мнение.

    Голосов: 2 33,3%

  • Всего проголосовало
    6
Крещён в Православии
"… ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим. 2:14,15)
А вокруг сердца каменный забор выстроил, чтобы никто в душу не лазил и не стыдил
В душу, простите, "залазить" должен дух, который есть в каждом человеке. Для этого достаточно, чтоб человек не выстраивал вокруг сердца (души) "каменного забора". Предостеречь человека, чтоб он такой "забор" не строил и должны окружающие люди. Но, я думаю, проблема этим не исчерпывается. Считаю также не совсем верным мнение:
Душа даётся Господом пустой книгой как и разум, все записи делаются человеком
В этой "книге" записи делает сначала дух (который есть у каждого человека, и который от Бога). Ведь, как сказано апостолом "дело закона... написаны в сердцах", а совесть это проявление "дела закона". Так, вот, считаю, что первые "записи" на душе человека делает дух с первой секундой жизни, который (дух) от Бога, и который есть у каждого человека. Т.е. с первого мгновения жизни, когда человек наделяется духом и душой. "Записи" делаются и предками человека до его еще рождения, в первую очередь родителями. А когда человек родится ко всему добавляются и "записи" сделанные самим человеком. Ведь как прав Феофaн Зaтворник, сказавший (Дмитрию К. спасибо за приведенную цитату):
"Всякий рождается на свет поврежденным, с самостью или семенем всех страстей. Что у одного это семя развивается преимущественно одной стороной, у другого — другой, это прежде всего зависит от темперамента, принимаемого от родителей, далее от воспитания, больше же всего от подражания, которое питается предлежащими примерами, обычаями, обращением и сообществом. Как дерево молодое, человек среди сих обстоятельств, невольно склоняется в какую–либо сторону, а потом, вступив на путь жизни и действуя в том же направлении, утверждается в нем привычкой, которая становится второй, как говорят, природой"
ссылка.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Каких знаний? Хотел бы понять, прежде чем ответить.
Самых разных. Сначала знание разнообразных красок, звуков, запахов, вкусов, холода и тепла, боли. Дальше больше. Знание произношения звуков, пускание пузырей, умения брать ложку. Осознание своего "я" и так далее. Всё зависит от наследственной способности, окружения,собственных желаний, случайностей, воли Божьей.
 
Крещён в Православии
как сказано апостолом "дело закона... написаны в сердцах"
Не все язычники по природе законное делают. Согласны?
Многие язычники делают беззаконие тоже по природе своей. Природа это то, что унаследовали по рождению и приобрели в силу сложившихся условий жизни, общественного окружения, традиций и привычек народов и семей.
 
Православный христианин
Самых разных.

1. Сначала знание разнообразных красок, звуков, запахов, вкусов, холода и тепла, боли. Дальше больше.
2. Знание произношения звуков, пускание пузырей, умения брать ложку.
3. Осознание своего "я" и так далее.
4. Всё зависит от наследственной способности, окружения,собственных желаний, случайностей, воли Божьей.
Скорее это способности, а не знания. Знания - ведение о предметах и вещах, в том числе приобретаемых собственной практической деятельностью.

1. Это не знания, а ощущения, получаемые посредством пяти телесных органов чувств.
2. Произношение звуков и пузыри - это природная способность. Умение брать ложку - достигается собственным навыком и подражанием.
3. Младенец по мере возрастания в возрасте способен самостоятельно отделять себя от себе подобных, то есть отделять себя как некое «я».
4. Возможно.

Однако эти «знания» никак не влияют на актуализацию природного свойства, именуемого совесть. Совесть соучаствует с умом (сердцем) в делах человека. Когда человек совершает природные дела, его совесть находится в согласиии с Его умом, а когда присутствуют дела против своей природы, совесть обличает ум, вследствие чего у человека возникает стыд, раздражение, душевное неспокойствие и другое подобное.
 
Крещён в Православии
Не все язычники по природе законное делают. Согласны?
Многие язычники делают беззаконие тоже по природе своей. Природа это то, что унаследовали по рождению и приобрели в силу сложившихся условий жизни, общественного окружения, традиций и привычек народов и семей.
Все правильно Вы сказали. Тем более что сказано не "не знающие закона", а "не имеющие закона", т.е. язычники этот закон знали, но не обязаны были его исполнять, поскольку этот "закон" не им был дан; но они его исполняли добровольно. А, вот, эта добровольность и была проявлением действия духа у этих язычников.
Само собой, не все язычники такие.
 
Православный христианин
Прошу обратить внимание на слова
Свт. Феофана Затворника
Егда бо языцы, не имуще закона естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон

Говорит: творцы закона оправдятся; но где же у язычников закон? Да ты смотри! Ведь язычники творят что-либо законное, — сообразное с законом? Творят. А между тем писанного закона у них нет? Нет. Как же это они творят законное? Естеством; то есть без особых указаний свыше, своими естественными силами, руководствуясь тем одним, что Богом положено в их естество. Если таким образом они естеством законное творят, без писанного закона, то очевидно, что они сами себе суть закон, — то есть сами в себе носят закон, сами в себе его читают, слушают и исполняют.
http://bible.optina.ru/new:rim:02:14

Смысл такой. Если язычники делают природное, а значит доброе, а не злое, то они это делают по закону человеческого естества, который носят сами в себе по своему естеству, и который создан Богом.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Прошу обратить внимание на слова
Свт. Феофана Затворника
Егда бо языцы, не имуще закона естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон

Говорит: творцы закона оправдятся; но где же у язычников закон? Да ты смотри! Ведь язычники творят что-либо законное, — сообразное с законом? Творят. А между тем писанного закона у них нет? Нет. Как же это они творят законное? Естеством; то есть без особых указаний свыше, своими естественными силами, руководствуясь тем одним, что Богом положено в их естество. Если таким образом они естеством законное творят, без писанного закона, то очевидно, что они сами себе суть закон, — то есть сами в себе носят закон, сами в себе его читают, слушают и исполняют.
http://bible.optina.ru/new:rim:02:14

Смысл такой. Если язычники делают природное, а значит доброе, а не злое, то они это делают по закон человеческого естества, который носят сами в себе по своему естеству, которое так создано Богом.
Все правильно. У таких язычников закон добра, закон любви, имеющийся как начаток в духе, как дар Божий, нашел дорогу к душе и сердцу этих язычников. Язычники эти, по крайней мере, не противились тому, что было положено Богом в их души. Т.е. позволили сделать духом (который от Бога) "записи" на своей душе и сердце своем. В последнем, кстати, есть большая роль родителей, - их (родителей) добровольная расположенность к восприятию действия духа в то время, когда их ребенок еще жил внутриутробно.
 
Крещён в Православии
Читала о биологических экспериментах, подтверждающих, что и у животных есть понятие о справедливости. Не помню детали, но обезьян как-то неспарведливо награждали/лишали вознаграждения за что-то, и они отказывались от награды и переставали играть, когда видели проявление несправедливости.
 
Крещён в Православии
Читала о биологических экспериментах, подтверждающих, что и у животных есть понятие о справедливости. Не помню детали, но обезьян как-то неспарведливо награждали/лишали вознаграждения за что-то, и они отказывались от награды и переставали играть, когда видели проявление несправедливости.
Каждый из людей в других видит ту справедливость, которой научен сам. Кому-то отобрать у слабого и отдать сильному - справедливость. У кого-то "справедливость" не знает жалости и любви. Разве человек может уяснить для себя, что справедливо, а что - нет? Поговорите с американцами, поговорите с китайцами - у всех разное представление о справедливости. Высокоинтеллектуальная справедливость не синоним справедливости вообще. Справедливость - как осознанное понятие, в полной мере человеку недоступна.

Если лишить отличившуюся обезьяну вознаграждения, и отдать это вознаграждение обезьяне больной, не способной отличиться - это одна справедливость. А если отличившаяся обезьяна заслуженно возьмет все призы у других обезьян, обрекая оставшихся неудачников на голодную смерть? - и в этом тоже есть своя справедливость - как быть?
 
Православный христианин
Возьмите историю ацтеков, майя, африканских племён, даже славянских цивилизаций до крещения волосы дыбом встанут от морали и законов совести каждого отдельного члена социума и общества в целом.
Если новорождённого ребёнка отдать на воспитание в племя людоедов из него вырастет людоед.
Нет ничего в душе и голове при рождении, святой дух это потенциал для бесконечного развития души,
 
Крещён в Православии
Возьмите историю ацтеков, майя, африканских племён, даже славянских цивилизаций до крещения волосы дыбом встанут от морали и законов совести каждого отдельного члена социума и общества в целом.
Если новорождённого ребёнка отдать на воспитание в племя людоедов из него вырастет людоед.
Нет ничего в душе и голове при рождении, святой дух это потенциал для бесконечного развития души
Иван, с одной стороны Вы правы. Вы приводите вроде-бы убийственный аргумент. Но не все так просто. Даже в племени людоедов рождались те, кто уходил, и каннибализмом не желал заниматься, хотя в свой жизни ничего другого и не видел.

И все же Вы не правы. Тут дело в том, что "запись" на душе еще не родившегося человека ведется не только духом, но и родителями. Возможно эта "запись" мгновенная, т.е. с первой секундой жизни человека, еще внутриутробной. Но кое-что записывается и от духа: есть родственников, например, мало где приветствуется, даже из племен людоедов: старались съесть кого-нибудь из соседнего племени, например. Но даже у маугли (условно говоря) были условности им никогда не переступаемые (своего рода табу). И что-то из этого табу наверняка было созвучно и закону, который прописывался духом.

Другими словами на душе еще не родившегося дикаря-людоеда или маугли уже делались "записи", но не духом. Между духом такого человека и его душой людьми (зверями, т.е. в случае с маугли - животными) была воздвигнута стена: дух этого человека не нашел дорогу к душе, к сердцу. И в этом есть только вина людей.

Я, думаю, так.
 
Православный христианин
Возьмите историю ацтеков, майя, африканских племён, даже славянских цивилизаций до крещения волосы дыбом встанут от морали и законов совести каждого отдельного члена социума и общества в целом.
Если новорождённого ребёнка отдать на воспитание в племя людоедов из него вырастет людоед.
Нет ничего в душе и голове при рождении, святой дух это потенциал для бесконечного развития души,
Святитель Иоанн Златоуст иначе полагает, чем Вы.

Толкования на Рим. 2:15

Свт. Иоанн Златоуст
Иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим

Вместо закона достаточно совести и разумения. Этим Павел вновь показал, что Бог сотворил человека с достаточными силами, чтобы избрать добродетель и избежать порока. И не удивляйся тому, что одно и то же он раскрывает раз, два и более. Данное положение было для него чрезвычайно важным, поскольку находились люди, которые говорили: почему Христос пришел именно теперь? где же был этот промысел в прежние времена? Поэтому теперь, споря с ними, Павел между делом показывает, что и в прежние времена, до дарования закона, человеческая природа пользовалась всяческим промышлением. «Что можно знать о Боге, было явно для них» (Рим. 1:19), и они знали, что хорошо, а что плохо, через что и судили других. За что апостол и укорял их, говоря: Тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя…(Рим. 2:1) Однако по какой причине апостол сказал: мысли их то обвиняющие, то оправдывающие одна другую? Ведь если они имеют писаный закон и свидетельствуют через свои дела, то в чем еще мысли могут осудить их? Слово «обвиняющие» он говорит уже не только о них [язычниках], но и обо всем человеческом роде. В день суда предстанут наши собственные мысли, одни обвиняющие, а другие оправдывающие, и помимо этого суда человек не будет нуждаться в другом обвинителе.

http://bible.optina.ru/new:rim:02:15
 
Православный христианин
1. Что такое совесть
http://verapravoslavnaya.ru/?Sovestmz_-_alfavit

Совесть — сила души, «чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла. Совесть — естественный закон» (св. Игнатий (Брянчанинов)); это - «голос Бога в душе», «законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей» (св. Феофан Затворник).

Авва Дорофей:

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон.

Св. Феофан Затворник:

«Совесть по природе сочетана с волею Божиею, потому, коль скоро ей указано будет, что на то и на то есть воля Божия, она тотчас склоняется на то, стоит за то и нудит нас не нарушать того».

«совесть... передает сознанию волю Божию, — сила высшая, отрешенная.
...совесть назначена к тому, чтобы образовать человека в гражданина того мира, куда впоследствии он должен переселиться. С сей целью она возвещает ему тамошние законы, обязывает выполнять их, судит его по ним, награждает или наказывает. Совесть называют практическим сознанием. В сем отношении можно сказать, что она есть сила духа, которая, сознавая закон и свободу, определяет взаимное отношение их. По занятиям, или действиям, в совести видят законодателя, свидетеля или судию и воздаятеля… она есть, то голос Бога в душе (законодатель), то око Его (свидетель), то наместница Его правосудия (судия и воздаятель)».

«Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей».

«Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. … Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение».

Еп. Александр (Милеант):

«Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1, 26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

…Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести».
 
Православный христианин
Святитель Иоанн Златоуст иначе полагает, чем Вы.

Толкования на Рим. 2:15

Свт. Иоанн Златоуст
Иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим

Вместо закона достаточно совести и разумения. Этим Павел вновь показал, что Бог сотворил человека с достаточными силами, чтобы избрать добродетель и избежать порока. И не удивляйся тому, что одно и то же он раскрывает раз, два и более. Данное положение было для него чрезвычайно важным, поскольку находились люди, которые говорили: почему Христос пришел именно теперь? где же был этот промысел в прежние времена? Поэтому теперь, споря с ними, Павел между делом показывает, что и в прежние времена, до дарования закона, человеческая природа пользовалась всяческим промышлением. «Что можно знать о Боге, было явно для них» (Рим. 1:19), и они знали, что хорошо, а что плохо, через что и судили других. За что апостол и укорял их, говоря: Тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя…(Рим. 2:1) Однако по какой причине апостол сказал: мысли их то обвиняющие, то оправдывающие одна другую? Ведь если они имеют писаный закон и свидетельствуют через свои дела, то в чем еще мысли могут осудить их? Слово «обвиняющие» он говорит уже не только о них [язычниках], но и обо всем человеческом роде. В день суда предстанут наши собственные мысли, одни обвиняющие, а другие оправдывающие, и помимо этого суда человек не будет нуждаться в другом обвинителе.

http://bible.optina.ru/new:rim:02:15
Немного не о том....
Предположения и споры о врожденной морали человека ведутся много веков и пожалуй любимая тема споров философов.
Здесь надо быть предельно точным в цитатах и определениях.
Что есть минимальный набор правил морали?
 
Православный христианин
Примитивная мораль заложена генетически в каждом животном без исключения и конечно в человеке.
Духовная мораль (хотя бы безсознательное следование заповедям Христовым) отсутствует при рождении.
Дети рождённые 1937-1945 в нацистской Германии были воспитаны на рабском труде недочеловеков и основы расовой теории впитали с молоком матери. Что не помешало им, после разгрома фашизма, вырасти (многим) воцерковленными христианами.
 
Крещён в Православии
Много интересных высказываний.
Если одинаковый закон Божий вписан в совести любого новорождённого, то хотелось бы знать, какой это закон.
Адаму было разрешено всё, кроме вкушения плодов с дерева познания добра и зла.
От Адама до потопа, в совести каждого рождённого был закон, который в течение 1600 лет не действовал ни в ком, кроме Еноха и Ноя.
Евреям, заметьте только евреям, дан закон из огромного количества заповедей, который повторял закон совести? Для чего, если он был в совести каждого? А познавали дети народа израильского добро и зло только к двадцати годам. А другие народы были допущены ходить каждый своим путём, и Бог им Себя не являл до времени. Какой закон совести был в сердцах язычников, от каких деяний им было стыдно? От многожёнства? От захвата чужого имущества? От приношения в жертву своим богам первенцев?
А зачем пришёл Иисус и зачем принёс Новый завет, который, можно предположить, и так был в сердцах каждого новорожденного во всей вселенной? Разве не нужно Его учение? И разве все его приняли?
Способность различать добро и зло от рождения.
А познание и различение добра и зла от Бога.
А закон совести у всех разный.
Закон совести у истинных христиан, помазанных Святым Духом Истины, один на всех и в каждом одинаков.
 
Православный христианин
Немного не о том....
Предположения и споры о врожденной морали человека ведутся много веков и пожалуй любимая тема споров философов.
Здесь надо быть предельно точным в цитатах и определениях.
Что есть минимальный набор правил морали?
У нас речь не о морали, а о совести.
 
Православный христианин
У нас речь не о морали, а о совести.
Автор топика поставил вопросы не о совести, а о законах совести, именно врождённая мораль есть философский термин ближе всего к закону совести врождённое или нет.
Попробуйте ещё раз прочитать пожалуйста первое сообщение.
 
Православный христианин
Автор топика поставил вопросы не о совести, а о законах совести, именно врождённая мораль есть философский термин ближе всего к закону совести врождённое или нет.
Попробуйте ещё раз прочитать пожалуйста первое сообщение.
Совесть и есть общий закон различения добра и зла, а его проявление в разных случаях есть законы совести, как эмоциональные состояния стыда, душевного неспокойствия, самоосуждения от причинённого вреда, неловкости от содеянного и тому подобноеъ
 
Сверху