Исаак Соломонович! Благодарю Вас за этот профессиональный фильм про Храм в Лоо! Я участник археологических экспедиций Б.Б. Овчинниковой.
Удивительно, но через почти тридцать лет храм позвал меня... Я не стал археологом, сфера моих научных интересов не совсем связана с историей. После 1995 года я не был в Сочи.
Первый раз я приехал на Храм в 1991 году. Как раз пронесся смерч, мы очень долго потом пробирались на место, потом мы восстанавливали подход к храму со стороны Магадана, потом началось его исследование. Находки были интересные, было и много загадок и странных совпадений. О некоторых похоже неизвестно широкой публике. Приведу одно совпадение. 19 августа 1991 года мы поехали в Абхазию изучить местные храмы... и вернулись уже в другую страну. Я помню закат, когда мы возвращались в Лоо, мирный закат в еще неразрушенной Абхазии. Но за день или два до этого была очень странная находка. Прошу прощения, но здесь я ее озвучивать не буду, дабы потом эту информацию не эксплуатировали на иных форумах, а также желающие рассказать что-нибудь интересное туристам. Я помню удивительное душевное спокойствие и прилив энергии, которые наступали, когда попадаешь на территорию Храма. После 1991 года активных полевых работ мы не проводили в Лоо, переместившись в Чемитоквадже на крепость, поэтому если там и велись работы, то они были локальные...
Я закончил Университет, начал служить, потом жизнь закрутилась, были и радости и горести, пришлось увидеть много человеческого горя и лишений. Но всегда спасала Вера... Потом вернулся в науку и вот удивительно дня три назад вечером я бросаю все свои дела и начинаю мониторить интернет - чем сегодня живет Храм? Вижу фото, что за 30 лет внешний вид не изменился, все те же останки Храма. Кстати, может быть вполне простое объяснение расхождения в описании Сергея Дороватовского и фото Сергея Михайловича Проскудин-Горского.
Меня удивило странное отношение к археологам, которые я увидел на форумах. Основываясь на эмпирическом материале, приводимом в статье Б.Б. Овчинниковой авторы начинают археологов в чем-то обвинять: обиделись на храм и переехали на крепость, разрушили его, они оградили Храм колючей проволокой и т.д. А то, что они практически единственные исследовали храм доступными средствами и методами?
Я не случайно решил оставить комментарий на Вашем ресурсе. Еще раз подчеркну, Вы очень объективно и профессионально подошли к этой теме.
Но у меня есть одна реплика - дополнение. Вы приводите мнение ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА, который опять в чем-то обвиняет археологов. У меня аналогия с фильмом Кавказская пленница "Простите, часовню тоже я развалил? ". А где было ОФИЦИАЛЬНОЕ ЛИЦО 30 лет назад? Оно не путает экспедицию 1980-х с изысканиями перед Олимпиадой 2014 года? Может там тоже что-то исследовали. По крайней мере в 1991 году мы держались подальше от северной стены. Там уже стояли подпорки. Наклон стены в сравнении по фото оценить не могу. Пусть лучше уточнят, кто ставил подпорки... А так, фото есть не только 1987 года, но и последующих лет. В своих рассказах краеведы добавляют легенды про стоны, услышанные кладоискателями (подземный ход). Этому (стону) тоже есть одно очень простое объяснение...
Но я приведу следующий пример. В 1995 году мы проездом были в Лоо и смогли буквально на полчаса забежать на Храм. Увиденное меня очень огорчило: кто то вскрыл захоронения в южном пристрое, останки валялись прямо на земле, на одном из оснований колонны у алтаря были разбиты плиты. Кто то оставил на плитах автограф красной краской. Кто это был? Археолог? Отдыхающий с лопатой? Я помню этот автограф и он принадлежал вполне живому молодому человеку, не отдыхающему точно, я его вычислил. О причастности его к вскрытию могилы утверждать не могу. Вы приводите информацию, что сельсовет снесли в 2011 году. А сколько плит при этом вернули обратно Храму? А вернули ли что-нибудь обиженные на археологов местные жители? Или в фундаментах домов у них не было плит? Значит мне показалось...
Прошу прощения за столь эмоциональное послание, но в конце я бы хотел привести еще один пример. Часто посещаю православные храмы Греции и Кипра, построенные примерно в том же стиле, что и Храм. В 2016 году у Церкви Пророка Ильи в Протарасе взгляд мой упал на древнюю плиту рядом с этим Храмом. Я понял, что я видел подобную в Лоо... Конечно нет финансов, нужно закрывать иные статьи бюджета.. Но пусть критики археологов съездят и посмотрят на Кипре на эту церковь, как можно восстановить подобный объект или на комплекс в Айя-Напе, который видел на своем веку не меньше Храма в Лоо.
Я направил ссылку на Ваш фильм одному исследователю, который профессионально занимается данной проблематикой, когда он освободится, он может дать Вам какую-то конкретную информацию по митрополии Кавказа и по Храму в частности.
Низкий Вам поклон за Вашу работу!