Зачем просить что-то у Бога, если на все Его Воля?

Православный христианин
Не совсем ясен смысл просительной молитвы при некоторых обстоятельствах, например в случаях смертельной опасности, — как и в целом обычай просить Господа сохранить кого-то «на многая лета». Если Бог точно знает, кому, когда и как лучше всего умереть, если именно Он, исходя из высшей пользы, определяет время, место и обстоятельства нашей смерти, то что может дать просьба о её отсрочке? Ведь наилучшее решение уже принято от Вечности, и все наилучшие сроки Им уже назначены.Утверждать обратное — значит отрицать божественные всеведение и всеблагость. О многих жертвах терактов, катастроф и несчастных случаев тоже кто-то молился, и из них самих некоторые наверняка просили Бога об ограждении от «труса, потопа, огня, меча», о избавлении от «наглыя (внезапной) смерти» и о «мирной кончине». Что же дали эти ходатайства — если говорить именно об исполнении просимого, а не в общем о «связи с Создателем», которая возможна и без прошений, адресованных Ему?
Совсем запутался. Надеюсь на вашу помощь.
 
Да, дорогой Димитрий, действительно Бог знает всё, что с нами будет. Но предведеть не означает заставлять. Человеческую судьбу совокупно преодпределяют Воля Божия и воля человеческая. Поэтому предвидение Бога не отменяет нашу свободу - если человек узнает свое будущее, он лишится свободы и начнёт бездельничать. А когда человек преумножает то, что Бог ему даёт, то он вкладывает в это своё умение, свои силы - это не бездействие, это путь навстречу Богу. Такой человек становится соработником Бога . А фатализм – это бесплодное существование, когда человек, в-первых, не берет на себя никакой ответственности, во-вторых, отрицает, что его воля может проявляться и способствовать появлению какого-то нового качества, и, в-третьих, это идол неизбежности, когда человек начинает поклоняться тому, что он ничего не может изменить.
Промысел и предвидение Бога есть одно ведение будущего, как бы общее направление, без определения его в частности, то есть оно не определяет существования того или другого объекта. Предопределение же Божие есть определение частное, то есть оно и определяет, что должно быть. Но определяет только добро, а не зло, ибо если бы оно определяло и зло, то это было бы противно естественному свойству Божию - благости. Прп. Иоанн Дамаскин так объясняет это:«...Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели». А св. Иустин Философ поясняет: «Не предведение есть причина будущих событий, а будущие события — причина предведения. Не из предведения вытекает будущее, а из будущего — предведение; не Христос — виновник предательства Иуды, а предательство — причина Господнего предведения». То есть если человек будет жить богоугодно, — спасется, а если развращенно, — погибнет. Бог предвидит и то, и другое, но ни того, ни другого не предрешает. Его предведение. Человек или спасется или погибнет, одно из двух — несомненно, но это не определено наперёд. Бог хочет спасти человека, но Его благое хотение, которое Святые Отцы называют предваряющим, само по себе недостаточно для спасения человека. Эта благодать Божия - предваряющая, но необходимо со стороны человека иметь произволение следовать ей. Однако человек может свободно направлять свою волю и вопреки благодати - так, например, первомученик архидиакон Стефан обвиняет иудеев: «Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7, 51). Бог призывает всех, но необходимо, чтобы человек внимал Ему.
Образно говоря, Воля Божия – примерно как маяк, ночью указывающйй капитану нужное направление, куда должен быть доставлен ценный груз. Однако капитаны разнятся – один посчитает, что контракт невыгоден, идти далеко и долго, да и море штормит – буду каких-нибудь переселенцев на другой край бухты перевозить, а важный рейс пока отложу. Другой контрабандой гнушается, , но ленив, и выйдя в море, головой крутит – куда бы поскорей причалить? И, увидев в стороне портовые огни, своевольно сворачивает, чтобы, оставив судно, забыться в душном дурмане матросского кабака. И чтобы вернуть такого загулявшего на капитанский мостик, фрахтовладельцу иногда приходится посылать к нему трезвого и мускулистого вахтенного матроса, А у иного, нерадивого – мотор заглох и ветром назад сносит. Сильную волю и немалый опыт судовождения нужно иметь, чтобы благополучно дойти до порта назначения и груз доставить в сохранности – но именно с такими верными судоводителями Заказчик и расплачивается сполна… Так и человеческую судьбу не просто определяет вероятность счастливых случайностей — её, как суденышко в океанской буре, непрестанно ведет по стрелке компаса благожелательная Божественная Сила, но сила эта действует не самовольно, и не по беспечной людской прихоти, а лишь в связи со штурвалом судоводителя...
 
Последнее редактирование:
Сверху