Зачем мы фотографируем?

Москва
Крещён в Православии
Во все времена было очень много как фотографов-профессионалов, так и фотолюбителей. И я не раз задавала себе вопрос, а зачем мы фотографируем? Этот вопрос адресую исключительно к фотолюбителям, так как с профессионалами более или менее все понятно. Фотолюбители до появления компьютера в основном фотографировали для себя самих, поделиться с кем-либо увиденным и отснятым было проблематично. И все же и теперь, и тогда любителей-фотографов было очень много. Значит их страстью к фотографированию движет не желание кому-то показать фото, а именно получить его. Одна из причин, как я понимаю, это желание сделать фотографию на память, а еще зачем? :confused:
 
Баку
Православный христианин
Зачем.... Интересный вопрос. Лучше спросить, почему мы все начали фотографировать. Ведь "зачем" - это что-то более ответственное, чем "почему"... ну мне так кажется...
Тем не менее, можно и поразмышлять. В детстве дядя пытался меня приобщить к фотографии, даже подарил книжку "Учись фотографировать", она до сих пор стоит у меня на полке в память о дяде (он уже умер). Сам он неплохо фотографировал, но я совсем не помню чем. Короче, не удалось ему приобщить меня к искусству. Как-то ровно я дышал к фотографии. Дома, помню лежала "смена" и "ФЭД". И я успешно свернул им шею, пытаясь понять, откуда у них ноги растут. Мне тогда было лет 12-13.
Потом на долгие годы я благополучно забыл о фотоаппаратах и фотографии. Пока не пришла эпоха цифры. Но начал я все-таки с пленки, т.к. цифровики еще стоили весьма дорого и не были так распространены как сейчас. Я уже работал в церкви сторожем. Как-то предложили мне поснимать архиерейскую службу зеркалкой NIKON F55. Ну ничего вроде, для первого раза неплохо получилось. Сказали, что "компонирую я кадры лучше, чем другие наши "фотографы", у которых вместо рук что-то иное". Так я и стал фотографировать богослужения. Пленку брал 200 Конику или Кодак, шлепал вспышкой в лоб, ну и т.д.
Когда позднее перешел на цифру, то попробовал снимать этим фотоаппаратом на улице, довольно неплохо получалось, но требовало максимум ответственности при построении каждого кадра. Конечно, это несколько напрягало, т.к. привык видеть на дисплее мгновенную картинку, когда можно сразу поправить недостатки следующим кадром. И пленку я успешно забросил, хотя потом иногда к ней возвращался, но уже с большей ответственностью.
Цифровик у меня был Канон, обычная мыльница А-серии, 540 модель, 6 Мп. Она мне очень нравилась, фотографии получались хорошими, сама мыльница была удобна в обращении, а простое меню от Канона также очень радовало. Учился "методом тыка". Но три года беспощадного использования сделали свое дело и фото уже стало не то, что было раньше. Хотя старушка жива и сейчас :)
Однажды пришлось мне поснимать псевдо-зеркалкой SONY R-1. Мощная вещь была по сравнению с моей мыльницей. И тогда я "подсел" на зеркалки. Стал ворошить интернет, читать отзывы, характеристики и т.д. Ну и начал потихоньку "раскручивать" владыку на новый фотоаппарат для "нужд епархиального управления". Конечно, зеркалка была моей мечтой, но и работу свою я четко выполнял и выполняю. Даже собирал фотовыставку на 10-летие епархии.
В итоге, когда архиерей дал добро, я уже вполне представлял, что я хочу. В итоге в начале этого года мы приобрели CANON 50D + EF-S 18-200 IS + Speedlite 430. И уже почти год успешно штурмую цифровую крепость.
Это был мой ответ на "почему я фотографирую?". А вот "зачем я это делаю?", я тоже знаю. Фото на память... Не более 25%. Больше мне хочется сделать хорошее фото, такое, чтобы самому понравилось на все 100%. А не получается... И это, думаю, очень хорошо. Т.е. "до кондиции" я еще не дошел, а значит, есть к чему стремиться и чему учиться. Мне нравится фотография, нравится то, что с ее помощью можно передать чувства, эмоции, свет, вобщем, все, что мы видим. Но нельзя показать именно то, что мы видим. Фотоаппарат не может дать того изображения, которое дает человеческий глаз, проецируя его в мозг. Но при этом фото может показать то, чего не видит глаз, а если быть точнее, то он может дать альтернативное изображение. А вот какое оно будет - зависит от фотографа. Вот и хочу я сделать так, чтобы то, что я сниму, прибавило хоть чуточку положительных эмоций и зрителя. Ну и еще хочу сделать такой кадр, который понравится мне на все 100%. Вот это то, зачем я фотографирую сейчас. Может быть, спустя время у меня появится иной смысл фотографии, и это, наверно, будет правильно, ведь человек постоянно находится в поиске чего-либо.
Ну и еще один момент. Недавно, когда пришлось собирать фотовыставку, я реально понял, что фотография может стать одним из видов проповеди. И мы не должны упускать этот момент для проповеди!
 
В детстве к занятию фотографирования подтолкнуло таинство проявления (тогда еще ч/б пленки были) , как из ниоткуда появляется застывшее время истории, друзья и знакомые. Затем стал обращать на Божественную красоту, которую хотел запечатлить как доказательство увиденного и заодно обратить на это внимание других. Любимый фотоаппарат был – «Вилия-Авто», не смотря на то что у родителей был «Зенит». Лет пять назад «Вилиа» сломалась и перешел на цифровую Sony стараясь на фоне прекрасного сохранять радостные моменты семейной жизни. Люблю рассматривать чужие фотографии на которых бывает очень много интересного, особенно на задних планах :) Интересно изучать внутренний мир фотографов и их персонажей.
 
Москва
Крещён в Православии
Спасибо, о. Дионисий, за ваш рассказ! Очень интересно и очень-очень серьезно все у вас. А может быть и у каждого фотолюбителя тоже так же серьезно, не просто увлеченность, не просто проба себя, не просто на память?
Пишите, дорогие фотолюбители, что влечет вас к фотографированию? Зачем вы фотографируете? Почувствовали бы вы себя беднее, если бы у вас не было возможности фотографировать?
 
Москва
Крещён в Православии
В детстве к занятию фотографирования подтолкнуло таинство проявления (тогда еще ч/б пленки были) , как из ниоткуда появляется застывшее время истории, друзья и знакомые. Затем стал обращать на Божественную красоту, которую хотел запечатлить как доказательство увиденного и заодно обратить на это внимание других. Любимый фотоаппарат был – «Вилия-Авто», не смотря на то что у родителей был «Зенит». Лет пять назад «Вилиа» сломалась и перешел на цифровую Sony стараясь на фоне прекрасного сохранять радостные моменты семейной жизни. Люблю рассматривать чужие фотографии на которых бывает очень много интересного, особенно на задних планах :) Интересно изучать внутренний мир фотографов и их персонажей.
Спасибо, Сергей, то же интересно. "Вилиа-авто" помню, для любителя неплохая камера с хорошим интерфейсом, если говорить современным языком.
Хорошо было бы, если бы вы показали нам несколько своих работ. :)
 
Сергиев Посад
Православный христианин
Я сегодня первый раз в жизни взяла в руки камеру и сделала свои первые фотографии, пока самое нормальное, что получилось, это люстра, но мне понравилось.
 
Баку
Православный христианин
Спасибо, о. Дионисий, за ваш рассказ! Очень интересно и очень-очень серьезно все у вас. А может быть и у каждого фотолюбителя тоже так же серьезно, не просто увлеченность, не просто проба себя, не просто на память?
Пишите, дорогие фотолюбители, что влечет вас к фотографированию? Зачем вы фотографируете? Почувствовали бы вы себя беднее, если бы у вас не было возможности фотографировать?
Ну а Вы, дорогая Любовь, расскажите о своем...
 
Спасибо, Сергей, то же интересно. "Вилиа-авто" помню, для любителя неплохая камера с хорошим интерфейсом, если говорить современным языком.
Хорошо было бы, если бы вы показали нам несколько своих работ. :)

А где и как это сделать?
 
Я тоже начинал с пленки. Смена 8. Нравился сам процесс .Потом Батя отдал свою трофейную Лейку. Был Зенит, Киев. Потом Всё было благополучно забыто и заброшено, лет так на 15. И вот года четыре назад, мне подарили мыльницу цифровую Олимпус.Теперь она практически всегда со мной,снимаю просто так, память,красота. В общем снимаю и складирую в компе. Любуюсь,вспоминаю былое. Подумываю о хорошей камере и объективе но выбор очень большой и я растерялся. Профессионально заниматься нет желания,да и нет когда. Вот и не знаю хорошая камера-дорого,а мыльница так и та что есть работает. В общем думаю,решаюсь.
Благодарю, тема на азбуке мне интересна.
 
Если б умел рисовать, как настоящий художник и было б свободное время, честное слово, рисовал бы :D , а пока нажал на кнопочку и готово. В детстве посещал школьный фотокружок, первый фотоаппарат ФЭД5, любитель. Сейчас pentax s55,хватает.
 
Москва
Крещён в Православии
Ну а Вы, дорогая Любовь, расскажите о своем...
Это было давным-давно, в детстве. Мне было лет 10 или 11 и родители на лето отправили меня отдыхать в пионерский лагерь "Восток". Если не ошибаюсь, он находился в Кубинке. Кормили там на убой. Воспитали были чудные, но более всех мне нравился физкультурник. Молодой, стройный мужчина, с веселым задором и массой интересных идей. И вот, однажды утром, до начала зарядки я вижу его в аллеи и не могу издалека понять, что он там делает. Подхожу ближе и вижу, в руках у него фотоаппарат "Киев-6" и он, затаив дыхание, склонился над цветком розы и фотографирует. Глаза его горят каким-то необычным внутренним светом, и свет этот - вдохновение. Взглянув на меня искоса, он сказал, очень тихо и проникновенно:
- Тшшш! Смотри, как она хороша, вся в лучах восходящего солнца и эти капельки росы сияют, как маленькие звездочки. Такое бывает только рано утром и то не всегда.
Я посмотрела на розу и впервые увидела, как она красива. Почему-то раньше я этого не замечала, а только наслаждалась ароматом роз. Это утро произвело на меня очень сильное впечатление, но я бы все равно забыла его, если бы примерно через 2-3 дня после этого важатая отряда не спросила меня, почему я до сих пор не записалась ни в один кружок, а гуляю с подружкой по территории лагеря в те часы, когда все занимаются в кружках. Кружков в лагере было очень много и я даже было записалась в самодеятельность и мне дали задание выучить какие-то стихи, но я никак не могла их запомнить, там был какой-то сложный ритм и много не поэтичных слов и я из кружка сбежала .
- Я не знаю, мне ни один кружок не нравится.
- Не может быть! - удивилась она. - Слушай, а может быть, вот завтра приезжает фотограф и у нас откроется фотокружок? Как ты, любишь фотографировать?
- Я не умею.
- Не страшно, он научит. О, это известный фотограф, - и она назвала его имя. - Это большая удача, что он согласился летом поработать у нас, у него здесь в поселке рядом с лагерем дача...
Так я оказалась в списке кружка "юного фотографа".
Фотограф был старенький, чудоковатый и совсем мне не понравился, но эти впечатления почти тут же затмили сами занятия фотографией, так что я ждала их с счастливым волнением. В самый же первый день занятий фотограф раздал нам дешевенькие фотоаппараты, это была "Смена -7" и начал учить.
- Смотрим на это дерево. Теперь смотрим на это же дерево через видоискатель. Не нажимаем на затвор, а только смотрим. Что мы видим?
- Дерево!
- Мы видим дерево, но это дерево не вмещается в кадр целиком. Так или нет? Значит, что нам надо сделать? Отойти немного подальше и снова посмотреть в видоискатель. Вот, теперь целиком вошло дерево в кадр. А как вам свет нравится?
- Нравится!
- Свет неудачный, солнце не попадает на листья, они все в тени. Это не живописно. Что мы будем делать? Обходить дерево и искать такой свет, что бы и тень, и свет создали рисунок листвы, чтобы листочек от листочка отделялся.

Мы занимались два часа и сделали только один или два кадра. К следующему занятию фотограф проявил наши пленки и отпечатал фотографии, чтобы мы воочию увидели, что у нас получается. В число лучших работ попал и мой снимок. Фотограф водил нас на съемки в лес и к реке, мы ходили с фотоаппаратами по деревне, а когда проводились в лагере концерты или другие мероприятия, нас (юных фотографов) всегда сажали на первые ряды и мы фотографировали, фотографировали и были самыми привилегированными из всех пионеров лагеря, а еще дети бегали за нами толпами и просили их сфотографировать, однако у нас всегда был жесткий лимит - задание и право сделать 2-3 кадра, не более. Потом нам дали задание на свободную тему и, как вы может быть уже догадались, я побежала с фотоаппаратом в аллею, к той самой розе... Но меня ждало сильное разочарование. Роза потеряла свою былую свежесть, не было чудного утреннего солнца и росы, а еще "Смена -7" не могла снимать с близкого расстояния, только с метра и поэтому цветок в видоискателе был совсем маленьким и терялся среди всего кустарника.

Быстро пролетели дни лагерной смены и пришло время возвращаться домой. Родители тем временем приобрели путевки в какой-то дом отдыха или пансионат в Крыму и я стала просить, чтобы мне купили в дорогу фотоаппарат. Мне в этом отказали, но зато там оказалось возможным взять фотоаппарат на прокат. Я много фотографировала море, а потом полезла на скалы в поиске новых красивых кадров и... Да, упала, содрала всю ногу и получила нагоняй от родителей, но хуже всего было то, что мне больше не разрешали никуда ходить одной и наотрез отказались покупать фотоаппарат, видя, что это увлечение может оказаться небезопасным.
Лишь спустя несколько лет я уже сама купила себе фотоаппарат с самой своей первой зарплаты...
 
Москва
Крещён в Православии
Замечательная история!
Это история о том, как рождается любовь к фотографии, как искусству и тогда уже не стоит вопрос "Зачем ты фотографируешь?" Просто потому, что невозможно не фотографировать, как например поэту невозможно не писать стихов, а музыканту не играть на музыкальном инструменте, певцу не петь...
 
http://www.pero-simurga.ru/auth_omar.htmlЖелание сохранить приятные мгновения жизни побуждает брать в руки фотоаппарат. Приведу стихотворение начертанное на титульном листе первого моего семейного фотоальбома.

За мгновеньем мгновенье - и жизнь промелькнет...
Пусть весельем мгновение это блеснет!
Берегись, ибо жизнь - это сущность творенья,
Как ее проведешь, так она и пройдет.

Омар Хайям
 
На Востоке есть интересная притча. Один правитель издал указ о запрете писать стихи под страхом смерти. Придворные спросили, чем вызвана такая нелепая жестокость. Ответ был прост: кто без этого не может, всё равно будут писать, а остальные прекратят.
Фотограф-любитель это тот, кто любит писать светом.
Моя история похожа на многие другие. Отец увлекался фотографией и меня приохотил. С 8 лет у меня свой фотоаппарат "Вилия", кстати живой до сих пор. В старших классах на мне висели фото для школьной стенгазеты. В училище был внештатным корреспондентом местной газеты. Потом у меня был перерыв, но руки вспомнили всё что надо и пошло-поехало: сперва для себя, потом для друзей, потом за деньги. Свадьбы, календари, буклеты, техническая съёмка, оформление книг. Летом была выставка в арт-галерее "С.П.А.С.". За всё это время у меня не было ни одной съёмки из-под палки. Мне нравилось то, что я делаю и это отражалось на материале и на благоволении заказчиков. Художник пишет красками, архитектор- кирпичами; я пишу светом. Насколько получается, судить не мне. Для этого существуют зрители, а я просто любитель.
 
Баку
Православный христианин
На Востоке есть интересная притча. Один правитель издал указ о запрете писать стихи под страхом смерти. Придворные спросили, чем вызвана такая нелепая жестокость. Ответ был прост: кто без этого не может, всё равно будут писать, а остальные прекратят.
Фотограф-любитель это тот, кто любит писать светом.
Моя история похожа на многие другие. Отец увлекался фотографией и меня приохотил. С 8 лет у меня свой фотоаппарат "Вилия", кстати живой до сих пор. В старших классах на мне висели фото для школьной стенгазеты. В училище был внештатным корреспондентом местной газеты. Потом у меня был перерыв, но руки вспомнили всё что надо и пошло-поехало: сперва для себя, потом для друзей, потом за деньги. Свадьбы, календари, буклеты, техническая съёмка, оформление книг. Летом была выставка в арт-галерее "С.П.А.С.". За всё это время у меня не было ни одной съёмки из-под палки. Мне нравилось то, что я делаю и это отражалось на материале и на благоволении заказчиков. Художник пишет красками, архитектор- кирпичами; я пишу светом. Насколько получается, судить не мне. Для этого существуют зрители, а я просто любитель.
Скажите, отче, Вы и сейчас снимаете на заказ? Кто Ваши заказчики? Ну и самый "каверзный" вопрос - как относится к этому священноначалие? Ведь не каждый день можно встретить иеромонаха, снимающего свадьбы. Ну это я так специально вредничаю... Просто интересно узнать, что Вы обычно отвечаете в этих случаях :) Не судите строго :)
 
Скажите, отче, Вы и сейчас снимаете на заказ? Кто Ваши заказчики? Ну и самый "каверзный" вопрос - как относится к этому священноначалие? Ведь не каждый день можно встретить иеромонаха, снимающего свадьбы. Ну это я так специально вредничаю... Просто интересно узнать, что Вы обычно отвечаете в этих случаях :) Не судите строго :)
На одной из свадеб моё священноначалие сидело за тем же столом и выполняло мои указания. Клиенты на подобных мероприятиях или мои родственники или хорошие давние знакомые. Чтобы гости не переживали, я хожу в партикулярном платье. Ещё я всегда стараюсь, чтобы всё было весело и достойно, т.е. православно. И ещё пользуюсь правилом: не спрашивают - не отвечай.
Когда священник идёт освящать магазин - считается, что он идёт на проповедь, а когда сдаёт заказ - считается, что он занят чем-то сомнительным. Вы помогаете епархии, украшая её сайт и, возможно, получаете копеечку. Я украшаю офисы и этим помогаю кому-то задуматься о чём-то хотя бы потому, что не пользуюсь никами и псевдонимами. При этом тоже получаю копеечку. У меня есть принципы и я не снимаю то, что противоречит моим убеждениям, хотя мог бы и снять и найти сбыт. Одним и тем же ножом можно разрезать хлеб или горло человеку. Нож при этом не будет виноват. Как говорится, имей любовь и делай что хочешь.
Прошу прощения за резкость суждений, но я думаю так.
 
Сверху